Простейшие скалярные стандартные типы
Дополнительные типы, реализуемые классами
Рассмотрим отдельно эти типы. Set реализуется шаблонным классом Set: Set< < тип>,<мин.значение элемента множества>,<макс. значение(<=255) >> Пример: typedef Set <char, 'A','Z'> bolhiebukvi; // прописные латинские буквы bolhiebukvi glasnie, soglasnie; // объявление множеств гласных и согласных glasnie <<'A'<<'I'<<'E'; // заполнение множества гласными буквами soglasnie <<'B'<<'C'<<'D'; // заполнение множества согласными буквами // проверка принадлежности буквы ‘B’ принадлежности множеству glasnie Label1->Caption=glasnie.Contains('А')?»Да»:»Нет»; // вывод «Да» String реализуется в виде: String <список имен>. Эти строки могут использоваться в привычных операциях сцепления (+) и сравнения строк (==).
Внимание! Отсчет символов начинается не с нуля, а с единицы Перечислим основные методы (имя строки и метод разделяются точкой) работы с этими строками: ToDouble/ToInt ‑ перевод строки в вещественное/целое число. c_str‑ возвращает указатель на символьный массив с исходной строкой. Length, IsEmpty ‑ возвращает длину строки, признак пустой строки (True). IsEmpty ‑ возвращает true, если длина строки нулевая. Insert(i) ‑ вставка строки после i‑й позиции исходной строки. Delete/SubString(i,n) ‑ удаление/выделение подстроки длиной n с i‑й позиции исходной строки (r=Label1->Caption.SubString(2,3)). LastDelimiter‑ возвращаетпозицию последнего символа‑ограничителя. LowerCase/UpperCase ‑ перевод строки в нижний/верхний регистр. Trim, TrimLeft/TrimRight ‑ убрать пробелы и управляющие символы в начале и в конце строки, только в начале/конце строки соответственно. Format‑ форматирование строки, аналогично функции printf. ToInt/ToDouble ‑ перевод числовой строки к целому/вещественному числу. AnsiPos(s), Pos(s) ‑ возврат номера первого символа вхождения строки S. Пример формирования и вывода фамилии, имени и отчества: String Fio, Fam=«Иванов», Imj=«Иван»; Fio=Fam+’ ‘+Imj+’ ‘; Fio.Insert(«Иванович»,Fio.Length()+1); Label1->Caption=Fio; SmallString реализуется в виде: SmallString <длина> <имя строки>. Пример: SmallString<30>Fam; Fam=«Иванов»; Label1->Caption=Fam; AnsiString реализуется в виде: AnsiString<имя переменной>[<длина>]. Этот тип эквивалентен типу String. Пример: AnsiString Fio, Fam=«Иванов», Imj=«Иван»; Fio=Fam+’ ‘+Imj+’ ‘; Fio.Insert(«Иванович»,Fio.Length()+1); Label1->Caption=Fio; Variant реализуется в виде: Variant <список имен переменных>. Пример: Variant Fam=«Иванов»,Dp=Date();//объявление универсальных переменных Label1->Caption=Fam+DateToStr(Dp); // формирование и вывод метки TDateTime реализуется в виде: TDateTime <список имен переменных>. Этот тип имеет структуру типа double, которая содержит в целой части значение даты (порядкового номера дня начиная с 30.12.1899), а в дробной ‑ значение времени (отсчитывая от 12:00).
Пример: TDateTime d=Date(); Label1->Caption=d+1; // дата на завтра Currency реализуется в виде: Currency <список имен переменных>. Currency Stoimoct=123565.15; Label1->Caption=Stoimoct; Переменные‑константы задаются добавлением модификатора const и значений при объявлении этих переменных. Попытки изменить эти значения операторами присваивания будут обнаружены при компиляции. Пример. const int a=1; /* переменная‑константа*/ a=2; // ошибка Переопределение типа можно осуществить оператором typedef. Пример переопределения типаlong double на новый тип vehhiclo: typedef long double vehhiclo;vehhiclo a=1.2, b=1.6; // перемен. типа vehhiclo Массивы Массив - это набор объектов одинакового типа, доступ к которым осуществляется прямо по индексу в массиве. Обращение к массивам осуществляется с помощью указателей (pointers) (п.6.3). Одномерный массив можно описать следующим образом: <тип_данных> <имя_массива > [< размер>]; Используя имя массива и индекс, можно адресоваться к элементам массива: <имя_массива> [< значение_индекса >] Значения индекса должны лежать в диапазоне от нуля до величины, на единицу меньшей, чем размер массива, указанный при его описании. Пример: char fam [20]; // массив (строка) из 20 символов. Двумерный массив можно описать следующим образом: <тип_данных> <имя_массива> [<размер_1>] [< размер_2>]; Пример. int kol [30][20]; // таблица 30 на 20 чисел типа int. Аналогично описываются массивы и больших размерностей. Многомерные массивы располагаются в памяти так, что быстрее всего меняется последний индекс. Начальные значения элементам массива можно присвоить при его объявлении в виде: <тип имя_массива> [...] = {< знач-1>,< знач-2>,...,< знач-N >}; Если пользователь не указал в квадратных скобках размер массива, то компилятор сам задает размер массива по числу приведенных начальных значений в фигурных скобках. Примеры инициализации одномерных массивов: int data [5 ]={5, 4, 3, 2, 1}; float scores [ ] = {3.4, 2.7, 1.8, 6.9, -24.3}; char tovar [20 ] = {«Сапоги»}; // строка «Сапоги» char prompt [ ] = {«Ответ:»}; // строка «Ответ:» char prompt [ ] = {'О', 'т', 'в', 'е', 'т', ':', '\0' }; // строка «Ответ:» Структуры (записи) Структуры (записи) ‑ это группа логически связанных переменных. Объявление структуры имеет вид:
struct [<имя структуры>] { <тип поля 1> <имя поля 1>; ... <тип поля n > <имя поля n>; } [<список имен структурных переменных>] ; Описание переменной структурного типа выглядит следующим образом: struct <имя структуры> < список переменных-записей>; Имя структурной переменной (записи) можно указать и сразу при объявлении структуры перед правой фигурной скобкой. Структурным переменным можно присваивать значения агрегатно (сразу по всей структуре), но их нельзя сравнивать на равенство или неравенство. К полям записи можно обращаться, указывая имя переменной-записи, имя поля и разделяя эти имена точкой. Пример. type1 valuel = x.field1; type3.value3 = z.field3; Если структуры являются глобальными или описаны, как static, внутри функции, то их, как и массивы, можно инициализировать непосредственно в месте описания. Начальные значения для каждой структуры задаются внутри набора фигурных скобок. Соответствие между константами и полями устанавливается по порядку записи. Это означает, что первая по порядку константа связывается с первым по порядку полем, вторая - со вторым и т.д. Комбинируя структуры и массивы, можно строить универсальные и гибкие структуры данных. Пример struct stovar // объявление структуры под именем stovar { int kt; // код товара - целочисленная переменная char nt [20]; // наименование товара - строка из 20 байтов } // конец тела структуры zstovar={1,»Сыр»}; // наименование переменной-записи и значения полей stovar mzstovar [2]; // объявление массива записей типа stovar mzstovar[1].kt=2; // задание значения поля kt второй записи массива printf(«\n%d, %d %s»,zstovar.kt,mzstovar[1].kt,zstovar.nt); // вывод значений Битовые поля задаются в виде: <целочисленный тип> [<имя>]: <ширина в битах (<=64)>; Раполагаются поля в памяти слева направо. Пример. struct vector {int i:2; int:2; unsigned j:4; long k:64;} a,b,c; Объединения union Объединения соответствуют типам вариантных записей языка Delphi и объявляются подобно структурам. Активным может быть только одно поле. Все поля перекрывают друг друга в памяти. Размер объединения равен размеру наибольшего поля.
Пример: union un {int i; float f; char c;} a,b; // объявление объединения a.i=1; Label1->Caption=a.i; // использование поля i a.f=12.34; Label2->Caption=a.f; // использование поля f a.c='w'; Label3->Caption=a.c; // использование поля c Перечисления enum Перечисления служат для присвоения имен набору целых чисел (int), что повышает наглядность и надежность задания правильных значений переменной. Объявление имеет вид: enum [<имя перечисляемого типа для объявления переменных>] { <имя 1>[=<значение 1>],...,<имя N>[=<значение N>] } [<список имен перечисляемых переменных>]; По умолчанию значение первого элемента равно нулю, а значение следующего элемента списка на единицу больше. Пример задания имен дням недели, начиная с понедельника: int main(int argc, char **argv) // основная процедура { enum dninedeli {poned=1,vtor,sreda,hetv,pjtn,subb,vosk} den; // дни недели den=vosk; // задание значения перечисляемой переменной den if (den==vosk) printf(«Воскресенье %d день недели», den); getch(); // вывод } Основные возможности Предпроцессор В задачи предпроцессора входят: подключение (при необходимости) к данной программе внешних файлов, указываемых директивой #include, и выполнение его директив. Директива #Include Во многие программы подставляются один или несколько файлов, часто в самое начало кода главной программы main. Появление директив: #include <файл_1> ... #include «файл_n» приводит к тому, что препроцессор подставляет на место этих директив тексты файлов: файл_1 файл_2 файл_n соответственно. Если имя файла заключено в кавычки, то включается файл пользователя. Если имя файла заключено в угловые скобки, то файл входит во внешние библиотеки C++. Приведем список основных библиотек: stdlib.h (стандартная), math.h, math.hpp (математика), SysUtils.hpp (утилиты), time.h (время), ctype.h (обработка символов), string.h (строки), stdio.h, conio.h (ввод‑вывод). Директива #define С помощью директивы #define, вслед за которой пишутся имя и значение макрооператора, оказывается возможным указать предпроцессору, чтобы он при любом появлении в исходном файле данного имени заменял это имя на соответствующее значение макрооператора (именованные константы (п. 1.1.1)). Пример: #define square (х) ((х)*(х)); /* задает замену символа square (аргумент) на значение (аргумент) * (аргумент) */ Пример: #define рi 3.1415926; /* связывает идентификатор pi со значением 3.1415962 */
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|