Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Настраиваясь на волну природы




В предыдущих главах достаточно подробно говори­лось о непрекращающемся ни на миг обмене веществом, энергией и информацией между организмом человека и миром, в котором он живет, о том, что такой обмен является непреложным условием его существования. По сути дела каждой клеткой своего тела мы ведем неслыши­мый, непрерывный диалог с природой Земли, с Солнцем, со всей Вселенной.

Нам уже известно, на каком языке ведется такой диалог — на интернациональном языке колебательно-волновых процессов. Настало время и для того, чтобы ответить на главный вопрос, связанный со здоровьем человека: каким образом головной мозг человека реаги­рует на малейшие изменения в окружающей нас живой и неживой природе, перестраивая в соответствии с ними всю работу нашего организма и выбирая для этого наи­более экономичные пути, требующие наименьших затрат энергии.

Начнем с того, без чего вообще невозможна какая-либо регуляция: с исчерпывающей информации, которую должен иметь наш мозг как из внутренней среды организ­ма, так и из внешней. Мы с вами уже знаем, что такой информацией он располагает. В головном мозге человека параллельно формируется два обобщенных образа: внеш­него мира и внутреннего мира человека. В обобщенном образе внешнего мира находят отражение температура окружающей среды, влажность воздуха, содержание в нем кислорода, атмосферное давление, интенсивность магнитного поля Земли, космического излучения, солнеч­ной радиации, состав принимаемой пищи — одним сло­вом все, что оказывает прямое воздействие на физиологи­ческие процессы, происходящие в нашем организме. Со­четание этих и многих других параметров окружающей среды я бы назвала физико-химическим образом мира, в котором проходит жизнь человеческого организма.

Обобщенный образ внутренней среды нашего тела условно можно назвать физиологическим. Поступающие из внутренних органов и систем сигналы несут с собой информацию о температуре нашего тела, концентрации в тканях и в крови кислорода, углекислого газа, питатель­ных веществ, кислотно-щелочном балансе, кровяном дав­лении и других физиологических параметрах.

Но как вообще возникают эти образы и что они собой представляют? Нам уже известно, что информацию о со­стоянии внешней среды и внутренней среды организма мозг получает с помощью рецепторов—чувствительных окончаний нервных волокон, соединяющих головной мозг человека с его органами чувств и с внутренними органами и системами его физического тела. Внешние сигналы, воздействуя на эти окончания, вызывают в нер­вных волокнах колебания, которые передаются в голов­ной мозг. Здесь они как бы суммируются, в результате чего возникает своего рода «колебательный портрет» внешней среды и внутренней среды организма. Разумеет­ся, я привела здесь очень приблизительную, контурно обозначенную схему, которая дает нам лишь самое общее представление о безмерно сложных «многоступенчатых» процессах обработки информации, происходящих в на­шем организме и главном его органе—головном мозге.

Прежде чем продолжить разговор о принципах дей­ствия механизма нашей саморегуляции, хочу предосте­речь вас от одной возможной ошибки: понятия «образ окружающей среды», «образ внутренней среды организ­ма» не следует воспринимать как нечто раз и навсегда сформировавшееся, застывшее, как своего рода момен­тальную фотографию, хранящуюся в «фотоальбоме» на­шей памяти. Нет ничего более непостоянного, чем пере­менчивые колеблющиеся образы ежемоментно изменя­ющих свое состояние внешнего мира и внутренней среды человека.

Изменение даже одного параметра среды обитания, скажем, атмосферного давления, температуры воздуха или уровня солнечной радиации, сразу же вносит свои коррективы в образ внешнего мира. Точно так же переме­ны, вызываемые жизнедеятельностью органов и систем нашего физического тела, немедленно накладывают свой отпечаток на его образ.

Мгновенно учесть их, выработать стратегию и такти­ку их гармоничного согласования—задача, согласитесь, не из простых. Облегчается она тем, что человеческий организм постоянно находится в состоянии поиска.

Здесь, думается, вполне уместно будет сравнение сре­ды обитания с передающей радиостанцией, а нашего организма—с радиоприемником. Вспомните, что мы де­лаем, когда ищем нужную нам волну. Вращаем ручку настройки то в одну, то в другую сторону, пока не услышим знакомый голос диктора. Примерно то же са­мое происходит и в головном мозге человека, частота собственных колебаний которого постоянно меняется в одну и другую сторону от какой-то средней величины. Как только новая частота передающей радиостанции — внешней среды—приближается к частоте одного из нор­мальных собственных колебаний головного мозга, проис­ходит резкое возрастание его амплитуды, размаха. Как говорят в таких случаях, внешние колебания становятся водителем ритма биоколебаний. Этим заканчивается этап поиска нового стационарного состояния. А дальше начинается напряженнейшая работа головного мозга, цель которой—перестроить деятельность всех систем ор­ганизма, обеспечить тончайшую регуляцию всех физио­логических процессов применительно к новым условиям, причем не абы как, а с наименьшим расходом энергии. И здесь на помощь головному мозгу приходит наш ор­ганизм.

Дело в том, что происходящие в его внутренних ор­ганах и тканях физиологические процессы, хотя и проте­кают по строго определенным программам, заданным головным мозгом, тем не менее допускают небольшие отклонения от установленных мозгом параметров, так называемые микрофлюктуации или микроколебания. Гар­монично сочетаясь, такие колебания в совокупности об­разуют сменяющие друг друга новые состояния внутрен­ней среды организма, которые отражаются в головном мозге в виде череды отличающихся друг от друга обоб­щенных «колебательных портретов». Как только часто­та колебаний одного из них совпадает с новой частотой биоколебаний нашего мозга, вызванных сигналами из внешней среды, происходит «схватывание» волны. Это означает, что найден новый режим работы внутренних органов и систем нашего физического тела, наиболее полно отвечающий новому состоянию внешней среды и требующий наименьшего в данных условиях расхода энергии. Теперь этот режим будет головным мозгом за­креплен.

Достигается это с помощью сложного механизма ней-ро-гуморальной регуляции, оказывающего совместное воздействие нервной системы и гуморальных факторов (биологически активных веществ крови, лимфы и ткане­вой жидкости) на органы, ткани и физиологические процессы. Смысл такой регуляции заключается в том, что по сигналам головного мозга, физическая мощность и про­должительность которых ничтожны по сравнению с вы­зываемыми ими физиологическими последствиями, из­меняется скорость реагирования органов нашего тела, последовательность их включения в работу, если необ­ходимо—затормаживается или ускоряется ход любого процесса. Причем сами эти сигналы-команды являются лишь пусковым импульсом, приводящим в действие ра­бочие механизмы, включающие в себя и эндокринные железы. Ввод этих желез в работу производится с таким расчетом, чтобы выделяемые ими гормоны доставлялись кровью и лимфой в определенное место, причем оказыва­лись там в строго определенное время.

Следует подчеркнуть, что хотя процесс приспособле­ния к изменениям в среде обитания и проходит с мини­мальными для данных конкретных условий затратами энергии, ее расход в период адаптации выше, чем при исходном энергетическом уровне.

На этом разговор о механизме саморегуляции челове­ческого тела можно было бы и закончить, если бы не оставался без ответа еще один вопрос: чем руководству­ется головной мозг, отдавая в тот или иной момент времени предпочтение одним потребностям нашей души и тела перед другими, казалось бы более актуальными, насущными? Человеку, например, давно следовало бы поесть, а он вместо этого пишет стихи. Или на него вдруг, без всяких видимых причин, нападает приступ раздражительности, когда любой пустяк выводит его из равновесия, хотя обстановка требует от него рассуди­тельности и сдержанности.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны будем обратиться к открытию одного из корифеев русской фи­зиологической школы А. А. Ухтомского.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...