Тема 2. Становление биологического экологического знания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Утверждаю Проректор по учебной работе, член-корреспондент РАСХН, профессор ____________ Кочиш И.И.
«» 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Экологическая химия. Философские проблемы экологии» (дисциплина по выбору)
на 2014-2015 учебный год
По специальности (направлению подготовки) 111900 «Ветсанэкспертиза»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Для студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины
Составлена в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по направлению подготовки По специальности (направлению подготовки) 111900 «Ветсанэкспертиза»
Курс лекций читает: проф. Ларионова И.С.
Лабораторно-практические занятия ведут: проф. Ларионова И.С.
Москва, 2014 «Экологическая химия и философские проблемы экологии»- это одна из дисциплин по выбору студентов сельскохозяйственных и медицинских вузов. Она дает фундаментальные знания в области экофилософии. Она является тем базисом, на котором формируются знания и навыки в области охраны окружающей среды. Ее законы и принципы лежат в основе нормального существования окружающего нас мира.
Курс «Экологическая химия и философские проблемы экологии»- для студентов специальности «Ветсанэкспертиза» сельскохозяйственных вузов включает те разделы, знание которых необходимо для дальнейшей практической деятельности выпускников-специалистов. 1.Цели освоения дисциплины «Экологическая химия и философские проблемы экологии»:
- анализировать мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие на современном этапе развития экологии и природопользования; - показать место, роль, классификацию философских проблем науки в системе философского и естественно-научного знания; - изучить новейшие теории экологической химии и экологии в целом на основе философского принципа системности; - раскрыть структуру научного знания, выделив особенности и закономерности современного естественно-научного знания; - отследить динамику общей проблематики философии естествознания в контексте истории интеллектуальной культуры; - рассмотреть мировоззренческие и методологические аспекты анализа философских проблем экологии на современном этапе развития науки и философии; - содействовать углублению экологической культуры студентов; - помочь гармоническому сочетанию специальных и философских знаний; - способствовать выработке профессиональной этики и нравственности. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «Экологическая химия и философские проблемы» экологии относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Курс «Экологическая химия и философские проблемы экологии» относится к разделу философских вопросов естествознания и требует знаний по основам философии, химии, экологии. Вместе с тем специфика данного предмета настоятельно требует наличия у студентов элементарных знаний в объёме школьного курса важнейших естественнонаучных дисциплин.
Приступая к изучению дисциплины «Экологическая химия и философские проблемы экологии» студент должен продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: А) общекультурные (ОК) - уметь использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук (ОК-7);
- следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); - уважать историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2); - приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); - выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4); - использование в познавательной и профессиональной деятельности базовых знаний в области математики и естественных наук (ОК-6); - использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7); - критически анализировать, переоценивать свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости быть готовым изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9); - проявлять творческие качества (ОК-14); - правильно ставить цели, проявлять настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15); - заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); Компентенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экологическая химия и философские проблемы экологии» Выпускник по направлению подготовки Ветеринария с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: А) общекультурными (ОК)
- уважение и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий (ОК-1); - понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2); - понимание и анализ мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-3); - владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ОК-5); - использование в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философии, социальной философии, культурологических и общесоциологических, биологических, химических и физических наук (ОК-6);
- умение использовать теоретических знаний, понимание социальной значимости и умение прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения (ОК-8); - знание своих прав и обязанностей, ответственное отношение к делу (ОК-10); - понимание необходимости постоянного процесса обучения, владением навыками самостоятельной работы (ОК-11); - владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ОК-12); - понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13); - проявление творческих качеств, способность использовать в профессиональной деятельности знание из области гуманитарных, социальных и экономических и естественнонаучных дисциплин (ОК-14); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, проявление настойчивости и выносливости в их достижении (ОК-15); - забота о качестве выполняемой работы, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16); - понимание и соблюдение норм здорового образа жизни, владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17); - готовность к сотрудничеству с коллегами, уметь работать самостоятельно и в команде, расовая, национальная и религиозная терпимость (ОК-18);
б) профессиональными компетенциями (ПК): - общепрофессиональные:
в области научно-исследовательской деятельности:
- навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации (ПК-1); - способностью самостоятельно обрабатывать научную информацию в области философских дисциплин и использовать ее при изучении биологических объектов (ПК-1.2); - способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает философскую проблематику (ПК-1.3). - использовать полученные сведения и навыки по философии в профессиональной деятельности, при анализе и оценки состояния живых систем (ПК-3); - произвести классификацию философских воззрений по тем или иным критериям, показать общее и различное в их мировоззрении (ПК-6); - способностью понимать, критически анализировать базовую философскую информацию, сопоставить ее с биологическим мировоззрением (ПК-7); - демонстрировать базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использовать их на практике, владеть средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10); - знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12); - оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права (ПК-13); - уметь вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14); - уметь эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15); - использовать знания основ философии, психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22); - заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-23). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: - место человека в системе живой природы; - роль философии в биологическом и экологическом познании; - сущность и функции экокультуры и биоэтики в отношениях человека к живому; - существо глобальных проблем современности, прежде всего экологической, определить пути их решения; - значение методологического принципа философской системности и диалектической концепции развития в изучении биологической реальности; - соотношение теории и практики в биологическом познании; - соотношение биологического, экологического и социального в человеке;
уметь: · определить собственную сопричастность к процессам, происходящим в мире живой природы;
· руководствоваться в процессе своей жизнедеятельности биоэтическими и экокультурными принципами; · критически и творчески осмысливать различные подходы к пониманию феномена жизни и проблем её происхождения, сформировать свое мировоззрение; · учитывать современные теоретические и методологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;
- владеть: · навыками аргументации и участия в дискуссиях по философским вопросам; · навыками применение философской методологии в изучении медико-биологических явлений. · основами техники безопасности в химической лаборатории
4. Структура и содержание дисциплины «Экологическая химия и философские проблемы экологии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Виды занятий: лекционные, практические (ПЗ), лабораторные (ЛЗ), семинарские (С), самостоятельные (СР) (реферирование, изучение вопросов, не вошедших в аудиторные занятия, подготовка к тестам и контрольной работе, подготовка к зачету).
Содержание разделов дисциплины «Экологическая химия и философские проблемы экологии» Тема 1. Экохимия: основные понятия и законы экологии. Основные экологические факторы. Экология. Экологическая химия. Экохимическая защита. Биота. Биоценоз. Биосфера. Биогены. Экосистема. Источники, потоки и стоки энергии и биогенов. Биогеохимические циклы. Обмен в экосистемах и окружающей среде. Гомеостаз. Основные причины его нарушения. Климатический, биологический и экологический пределы. Экологический резерв. Условия стабилизации стационарного состояния. Основные поллютанты: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, газообразные вещества. Предельно допустимые нормы. Ассимиляционная емкость. «Основные экологические факторы». Солнечная радиация. Оптимальный световой режим. Ионизирующее излучение Земли. Лучевая болезнь растений и животных. Тепловая энергия. Действие на организм высоких и низких температур. Вода. Гидро-, гигро-, ксеро-, мезофиты. Оптимальная влажность для различных видов животных. Воздух. Состав. Роль процессов переноса. Почва. Состав, нарушения структуры, причины. Организмы. Виды взаимодействий, взаимовлияний. Эпизоотии. Эпифитотии. Информация. Виды информационного воздействия. Отбор информации, оптимизация. Антропогенный фактор. Человек, последствия его действия. Тема 2. Становление биологического экологического знания Основные этапы становления идеи развития в экологии и биологии. Принцип развития в биологии и экологии. Теории преформации эпигенеза в объяснении индивидуального развития организмов. Историческое развитие организмов. Основные эволюционные теории (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Л.С. Берг, А.Н. Северцев). Проблема экологического прогресса. Экология и формирование современной эволюционной картины мира. Применение эволюционных представлений в различных отраслях научного и философского познания (социология, этика, гносеология, эстетика).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|