Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта индивидуальной работы с учащимся, которая

характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования (приложение № 2)

) Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д. (приложение№3)

На основе матрицы семьи, анкеты о взаимоотношениях и карты индивидуальной работы с учащимся, можно выяснить, что семья относится к «группе риска».

Таким образом, есть возможность выявить экспериментальную группу «трудных» подростков-учащихся и «семьи группы риска» данных школ, нуждающейся в социально-педагогической помощи.

Все дальнейшие разработки и выводы будут доработаны и представлены в дипломной работе.

 


Заключение

 

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.

Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Теоретическое исследование типов неблагополучных семей и методов социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска выявило:

. В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». В разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.

Большинство исследователей под неблагополучной семьей склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесценивается или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Существует большое количество различных типологий семейного неблагополучия, анализ которых позволяет утверждать, что такие семьи характеризуются:

слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;

- слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия;

засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;

- высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

2. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. В таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.

3. Центральная идея большинства исследований заключается в том, что дети группы риска воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. При этом выбор форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечных, их микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей.

Основными методами работы социального педагога с детьми из семей группы риска являются следующие:

убеждение (разъяснение) и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;

готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь соответствующей цели.

 


Литература

 

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.

2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2002.

3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына - Ростов на Дону: Бином, 2005. - 274с.

4. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов \ под ред. Сластенина В.А. М., «Академия», 2002.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика./ А.В. Мудрик - М., 2002.

7. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - М., Владос, 2003.

9. Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.:ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

10. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

 


Приложение 1

 

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

№ п/п  Социальные характеристики Балл
1 Состав семьи ребенка  
  Мать, отец, дедушка, бабушка 5
  Только мать и отец 4
  Мать и отчим, отец и мачеха 3
  Одна мать, один отец 2
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1
2 Школьная успеваемость  
  Хорошая 5
  Удовлетворительная 4
  Неудовлетворительная 3
  Оставил школу, работает 2
  Оставил школу, не работает 1
3 Здоровье ребенка  
  Практически здоров 5
  Часто болеет в пределах нормального развития 4
  Имеет хронические болезни 3
  Отставание в умственном развитии 2
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 1
4 Санитарно-жилищные условия жизни семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира 5
  Отдельная квартира с родителями супругов 4
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
  Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
  Комната в общежитии, в бараке без удобств 1
5 Доход семьи  
  Могут практически себе ни в чем не отказывать 5
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
  Живут от зарплаты до зарплаты 2
  Денег до зарплаты не хватает 1
6 Уровень социального благополучия семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
  В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю 3
  Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
  Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 1
7 Поведение ребенка в школе  
  Хорошее 5
  Удовлетворительное 4
  Неудовлетворительное 3
  Неоднократно отмечалось асоциальное поведение 2
  Стоит на учете в ИДН 1
8 Внешкольное общение ребенка  
  Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
  Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени 4
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
  Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ 2
  Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 1
9 Жизненные цели ребенка  
  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато 4
  Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось 3
  Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
  Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) 1
10 Эмоциональные отношения родителей с детьми  
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
  Слепая любовь, гиперопека 4
  Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1

 

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма баллов - 150.

При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:

ниже 30 - предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

от 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).-

 


Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...