Карта индивидуальной работы с учащимся, которая
характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования (приложение № 2) ) Анкета «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д. (приложение№3) На основе матрицы семьи, анкеты о взаимоотношениях и карты индивидуальной работы с учащимся, можно выяснить, что семья относится к «группе риска». Таким образом, есть возможность выявить экспериментальную группу «трудных» подростков-учащихся и «семьи группы риска» данных школ, нуждающейся в социально-педагогической помощи. Все дальнейшие разработки и выводы будут доработаны и представлены в дипломной работе.
Заключение
В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.
Теоретическое исследование типов неблагополучных семей и методов социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска выявило: . В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». В разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Большинство исследователей под неблагополучной семьей склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесценивается или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Существует большое количество различных типологий семейного неблагополучия, анализ которых позволяет утверждать, что такие семьи характеризуются: слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов; - слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия; засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью; - высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков. 2. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. В таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.
3. Центральная идея большинства исследований заключается в том, что дети группы риска воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. При этом выбор форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечных, их микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей. Основными методами работы социального педагога с детьми из семей группы риска являются следующие: убеждение (разъяснение) и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств. В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь соответствующей цели.
Литература
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988. 2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2002. 3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына - Ростов на Дону: Бином, 2005. - 274с.
4. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003. . Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов \ под ред. Сластенина В.А. М., «Академия», 2002. 6. Мудрик А.В. Социальная педагогика./ А.В. Мудрик - М., 2002. 7. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981. 8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - М., Владос, 2003. 9. Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.:ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. 10. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. Общая сумма баллов - 150. При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов: ниже 30 - предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск); от 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы; более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).-
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|