Просвещение, научные знания и книгопечатание
Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г. — Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. На Правобережье и западноукраинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.
Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники. Литература и устное народное творчество
Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский» и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы», работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы римского. Развивались и другие жанры литературы: проповеди, описания жизни святых, повести и рассказы. Они имели преимущественно религиозную направленность. Но во многих произведениях отражалась и реальная жизнь. Писатели осуждали различные пороки общественного строя, прославляли борьбу украинского народа против иноземных угнетателей. В конце XVII в. на Украине появился ряд исторических трудов. Наиболее значительными среди них были «Синопсис» неизвестного автора и «Хроника из летописцев стародавних» Феодосия Сафоновича. На их страницах была украинского народа с древнерусских времен и до второй половины XVII в.— изображены его связи с русским и белорусским народами, показана борьба против польско-шляхетских и турецких угнетателей. «Синопсис», по сути, был первым учебником по отечественной истории и пользовался большой популярностью среди широких слоев населения. События освободительной войны украинского народа освещались в летописи Самовидца, где высоко оценивается воссоединение Украины с Россией. Наряду со стихами на религиозную тематику появилась поэзия светского характера, в которой изображался человек, его внутренний мир.
Всенародная борьба против польско-шляхетских поработителей оставалась в центре внимания устного народного творчества. Это и думы, и песни, и острые сатирические произведения. Лучшие из них — «Козак Голота», «Загрустила Украина», «В Царьграде на рыночку», «Маруся Богуславка», «Побег из турецкой неволи» изображают настоящих богатырей-казаков и их сестер-пленниц. Во многих песнях и думах воспевались славные победы народа под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, прославлялись Богдан Хмельницкий, Данила Нечай, Максим Кривонос, Иван Богун, Мартын Пушкарь, Нестор Морозенко и другие вожаки. Исторический эпос отражал ненависть к иноземным захватчикам, стремление украинского народа к единению с братским русским народом. Тема дружбы народов-братьев преобладала в преданиях, сказках, легендах.
Театр и музыка
Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца — защитника обездоленных масс. В Киевском коллегиуме значительное развитие получил школьный театр. Студенты ставили спектакли на исторические и бытовые темы. Издавна неотъемлемой частью духовной жизни украинского народа была музыка. Трудящиеся слагали исторические песни и думы, в которых рассказывали о своей тяжелой жизни, воспевали героическую борьбу против феодального гнета и иноземных поработителей. Распространяли песни странствующие казаки-бандуристы. Они часто и сами сочиняли песни и музыку. Продолжала развиваться профессиональная музыка. В это время распространилось многоголосое пение без инструментального сопровождения. Значительная роль в развитии музыкального искусства принадлежала Николаю Дилецкому — украинскому композитору, автору «Грамматики музыкальной» (1677). Его жизнь и творчество связаны с Киевом, Москвой, Петербургом, Смоленском, Львовом, Вильно, Краковом. Дилецкий внес значительный вклад в укрепление русско-украинских связей в искусстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|