для зочной формы обучения (высшее, специальность 280703.65 «Пожарная безопасность»)
количество часов по учебному плану - 216 ч. (ауд. 22 ч.) На 1курс 2011 – 2012 учебного года
|
Год обучения
| Всего часов учебных занятий по расписанию
| В том числе по видам учебных занятий
| Объем времени на самостоятельную работу
| Отчетность за семестр
| |
| Лекция
| Семинар
| Практические занятия
| Деловая игра, учения
| Инд. занятие
| Лаб. занятие
| Контрольные работы
| Курсовые работы (проекты)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен-6
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
№№ тем
| Наименование разделов и тем (по семестрам)
| Всего часов
| В том числе
| Изучаемые вопросы
(узловые вопросы)
| Материально -техническое
обеспечение*.
Рекомендуемая литература
(Литература)
Основная/дополнительная/ нормативные правовые акты
| Взаимо
связь с другими темами, дисциплинами
| Место проведения
| |
Лекции
| Семинар
| Практ.занятия
| Деловая игра
| Самостоят. работа
| |
Номер занятия
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 курс
| |
| Тема 1. Аппаратное обеспечение информационных
технологий
|
|
| | | |
| | | | |
1.1
| Лекция
Основные понятия информатики
|
|
|
|
|
|
| 1.Структура учебного курса и науки информатики
2.Понятия информатика, информация
3.Эволюция и классификация ЭВМ
4.Основы построения центральных устройств компьютера
5. Основы построения периферийных устройств ПК
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Лекцион-ный зал
|
1.2
| Самостоятельная работа Основы математической логики
|
|
|
|
|
|
| 1. Основные операции алгебры логики
2. Доказательство равнозначностей
3.Постановка задачи
4.Решение практических задач
| МТО: МП, ИС
Литература:
[2,3]
|
| Учебная аудитория информа-тики
| |
1.3
| Самостоятельная работа Аппаратные средства вычислительных сетей
|
|
|
|
|
|
| 1 Основы построения информационно-вычислительных сетей и их классификация
2. Серверные устройства вычислительных сетей
3. Коммуникационное оборудование вычислительных
4.Средства комплексирования вычислительных сетей
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
|
| |
1.4
| Самостоятельная работа
Изучение принципов построения и применения устройств отображения данных
|
|
|
|
|
|
| 1.Классификация устройств отображения данных
2. Назначение и основы применения видеоадаптеров и графических адаптеров
3.Основы построения и функционирования мониторов
4.Основы построения и функ-ционирования крупноэкранных систем отображения
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
|
| |
1.5
| Самостоятельная работа
Изучение принципов построения и применения устройств представления данных
|
|
|
|
|
|
| 1.Классификация средств представления данных
2.Основы построения и функционирования принтеров
3.Назначение и основы построения звуковых карт
4.Основы представления аудиоинформации
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
|
| |
1.6
| Самостоятельная работа Мультимедийные средства
|
|
|
|
|
|
| 1.Классификация мультимедийных средств
2.Основы построения и функционирования мультимедийных средств
3. Средства и способы подключения мультимедийных средств к ПК
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
|
| |
| Тема 2. Программное обеспечение информационных технологий
|
| | | | |
| | | | | |
2.1
| Самостоятельная работа Общая характеристика программного обеспечения
|
|
|
|
|
|
| 1.Общая характеристика программного обеспечения
2.Базовое программное обеспечение
3 Системное программное обеспечение
4. Прикладное программное обеспечение
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория прикладной математики
| |
2.2
| Самостоятельная работа Основы построения систем счисления
|
|
|
|
|
|
| 1.Назначение и возможности применяемых систем счисления
2.Действия с числами в различенных системах счисления
3.Постановка задачи
4.Решение практических задач
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
2.3
| Самостоятельная работа:
Программные интерфейсы
|
|
|
|
|
|
| 1. Назначение, состав и возможности программных интерфейсов
2. Программы-оболочки
3. Типовые программные интерфейсы современных информационных технологий
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
2.4
| Самостоятельная работа
Настройка оформления операционной системы
|
|
|
|
|
|
| 1. Настройка рабочего стола ОС
2. Настройка поисковой системы
3. Настройка Корзины
4. Настройка Проводника
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
| Тема 3. Средства программной поддержки информационных технологий
|
| | | | |
| | | | | |
3.1
| Самостоятельная работа Общая характеристика текстовых процессоров
|
|
|
|
|
|
| 1. Назначение, состав и возможности текстового процессора
2. Интерфейс текстового процессора
3. Возможности тестового процессора
| МТО: МП, ИС
Литература:
[2,3]
|
| Учебная аудитория прикладной математики
| |
3.2
| Самостоятельная работа Назначение и основные возможности табличных процессоров
|
|
|
|
|
|
| 1. Назначение и возможности табличных процессоров
2. Интерфейс табличных процессоров
3. Типы данных в табличных процессорах
|
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
3.3
| Самостоятельная работа
Назначение и возможности программ компьютерной графики
|
|
|
|
|
|
| 1. Классификация программ компьютерной графики
2. Форматы компьютерной графики
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория прикладной математики
| |
3.4
| Самостоятельная работа
Работа с программами подготовки презентаций
|
|
|
|
|
|
| 1. Назначение и возможности программ подготовки презентаций
2. Создание слайдов
3. Редактирование слайдов
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3.5
| Самостоятельная работа
Возможности текстовых редакторов
|
|
|
|
|
|
| 1 Работа с колонтитулами
2.Работа с объектом Word Art
3.Установка сносок в текст документа
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
3.6
| Самостоятельная работа
Возможности электронных таблиц
|
|
|
|
|
|
| 1 Представление таблиц в форме базы данных
2.Консолидация таблиц
3.Связь между таблицами
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
3.5
| Самостоятельная работа
Использование возможностей электронных таблиц в решении задач прогнозирования и моделирования
|
|
|
|
|
|
| 1 Ввод и анализ исходных данных
2.Подбор математической модели к исходным данным
3.Выбор оптимальной матема-тической модели
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
3.6
| Самостоятельная работа
Работа с системами автоматического распознавания символов
|
|
|
|
|
|
| 1.Ознакомление и настройка программной среды
2.Сканирование текста
3.Распознавание текста
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
| Тема4. Информационные системы
|
|
| |
| |
| | | | | |
4.1
| Лекция
Общая характеристика информационных систем
|
|
|
|
|
|
| 1.Понятийный аппарат информационных систем
2.Структура информационной системы
3.Уровни представления данных
4.Содержание и порядок создания баз данных
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория прикладной математики
| |
4.2
| Практическое занятие
Гео-информционные системы, используемые в деятельности МЧС России
|
|
|
|
|
|
| 1.Основные характеристики ГИС
2.Назначение и возможности ГИС
2. Интерфейс системы
3. Работа с комплексом программ лаборатории анализа рисков ЧС и пожаров.
| МТО: МП, ИС
Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория прикладной математики
| |
4.3
| Самостоятельная работа
Работа со справочно-правовыми системами
|
|
|
|
|
|
| 1.Работа со справочно-правовой системой Гарант
2.Работа со справочно-правовой системой Консультант +
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
4.4
| Самостоятельная работа
Создание реляционной модели данных
|
|
|
|
|
|
| 1 Постановка задачи
2 Создание фрагмента БД
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
4.5
| Самостоятельная работа
Создание иерархической модели данных
|
|
|
|
|
|
| 1 Создание структуры модели
2 Формирование связей между элементами модели
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
4.6
| Самостоятельная работа
Создание сетевой модели данных
|
|
|
|
|
|
| 1 Создание сетевой структуры
2 Формирование элементов и связей между ними
| Литература:
[1,2]
|
|
| |
| Тема 5. Инструментальные средства правления проектами.
|
| | | | |
| | | | | |
5.1
| Самостоятельная работа
Задачи управления и основы сетевого планирования
|
|
|
|
|
|
| 1. Проектный подход.
2. Методы управления и этапы проекта.
3. Проектный принцип работы.
4. Общие принципы управления.
5. Структурное планирование.
6. Календарный график.
| МП, cлайды
Литература:
[2, 3]/[1, 2, 3]
|
| Лекционный зал кафедры
| |
5.2
| Самостоятельная работа
Программа MS Project. Возможности и особенности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Особенности интерфейса.
2. Форматы файлов.
3. Представления, листы и таблицы.
| ПК, MS Project
Литература:
[2, 3]/[1, 2, 3]
|
| Учебная ауди-рия информатики
| |
| Тема 6.
Работа с ресурсами информационно-вычислительных сетей
|
|
| | | |
| | | | | |
6.1
| Лекция
Общая характеристика информационно-вычислительных сетей
|
|
|
|
|
|
| 1.Основные термины и определения.
2. Классификация вычислительных сетей.
3. Топологии построение локальных вычислительных сетей.
4. Оборудование ЛВС.
5. Модель взаимосвязи открытых систем OSI.
| Литература:
[1,2]
|
| Лекционный зал кафедры
| |
6.2
| Самостоятельная работа
по созданию Web – сайта.
|
|
|
|
|
|
| 1. Основы гипертекстовой разметки
2. Создание простого HTML – документа
3. Создание HTML – документа с фреймами
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная ауди-рия информатики
| |
6.3
| Самостоятельная работа
по созданию Web – сайта.
|
|
|
|
|
|
| 1. Основы гипертекстовой разметки
2. Создание простого HTML – документа
3. Создание HTML – документа с фреймами
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная ауди-рия информатики
| |
| Тема 7. Защита информации при применении современных информационных технологий
|
|
| |
| |
| | | | | |
7.1
| Лекция
Информационная безопасность
|
|
|
|
|
|
| 1. Понятийный аппарат информационной безопасности
2. Место и роль информационной безопасности в системе национальной безопасности России
3. Безопасность человека и технических средств в информационном пространстве
4. Правовое регулирование в области информационной безопасности
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная ауди-рия информатики
| |
7.2
| Самостоятельная работа
Криптографические средства защиты
|
|
|
|
|
|
| 1.Сущность и организация криптографической защиты информации
2.Классификация средств криптографической защиты
3.Методы и средства криптографической защиты информации
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная ауди-рия информатики
| |
| Тема 8. Основы моделирования и прогнозирования кризисных и чрезвычайных ситуаций
|
|
| |
| |
| | Литература:
[1,2]
| | Лекцион-ный зал
| |
8.1
| Лекция
Основы моделирования чрезвычайных ситуаций
|
|
|
|
|
|
| 1.Основные понятия моделирования. Классификация моделей
2.Основы математического моделирования.
3.Вероятностные модели
|
|
|
| |
8.2
| Практическое занятие Основы прогнозирования кризисных и чрезвычайных ситуаций
|
|
|
|
|
|
| 1.Прогнозы и прогнозирование. Типология прогнозов
2.Этапы прогнозирования и их содержание
3.Методика выбора математической функции используемой в качестве модели
4.Анализ и оценка выбранной модели
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
8.3
| Самостоятельная работа
Моделирование и оценка последствий ЧС
|
|
|
| |
|
| 1.Обсуждение постановки задачи
2.Прогнозирование чрезвычайной ситуации и его оценка
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
8.4
| Самостоятельная работа
Решение задач временного и пространственного моделирования
|
|
|
|
|
|
| 1.Методика выбора уравнения тренда
2.Методика выбора пространственной модели
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
| Тема 9. Интеллектуальные системы
|
| | | | |
| | | | | |
9.1
| Самостоятельная работа
Интеллектуальные системы
|
|
|
|
|
|
| 1.Организация и представление знаний. Классификация интеллектуальных систем
2.Основы построения экспертных систем
3.Разработка правил вывода в экспертной системе
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
| Тема 10. Основы программирования
|
|
| | | |
| | | | | |
10.1
| Лекция
Понятие алгоритма. Классы языков программирования
|
|
|
|
|
|
| 1. Понятие алгоритма и его свойства.
2. Языки компилируемые и интерпретируемые
3. Процедурное программирование и его сущность
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
10.2
| Самостоятельная работа
Структура типовой и сложной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Подпрограммы
2. Процедуры и функции
3. Объявление подпрограмм
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
10.3
| Самостоятельная работа Решение уравнений компьютерными методами
|
|
|
|
|
|
| 1.Простая итерация
2. Метод половинного деления
3. Метод секущих
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
10.4
| Самостоятельная работа
Примеры типовых алгоритмов
|
|
|
|
|
|
| 1. Перевод чисел в другую систему счисления.
2. Поиск мин. и макс. элементов массива.
3. Сортировка данных
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
| Тема 11. Системы компьютерной математики
|
| | |
| |
| | | | | |
11.1
| Практическое занятие Общие сведения о системах компьютерной математики
|
|
|
|
|
|
| 1.Интерфейс пользователя
2. Практическая работа с встроенными функциями MathCad
3. Создание матриц в MathCad
| Литература:
[1,2]
|
| Учебная аудитория информати-ки
| |
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Итого
|
|
| |
| |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
и др. МТО
Примечание: 2.** - практические занятия проводятся двумя преподавателями
1. Информатика. Базовый курс. Под ред. С.Симоновича. Гриф МО. Учебное пособие, Изд-во Питер, 2006
2. Microsoft Office System 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом / Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С. и др. – М.: ЭКОМ 2007
1. Теоретические основы информатики. Учебное пособие. – М.: Горячая линия – Телеком, 2002
2. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, Изд-во Питер, 2006
3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. / В.Л. Бройдо СПб.: Питер, 2004
4. Иванов А.Ю. Информатика. Учебное пособие / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2003.
5. Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001.Выбор, устройство, модернизация. - М.: Олма-Пресс. 2000. - 248 с.
6. Приказ МЧС № 536 от 19.11.2002 «О повышении эффективности и организации деятельности системы МЧС России»
7. http://www.mail.ru/ Ведение в информатику.
8. С.Симонович, В Мураховский, Г. Евсеев. Новые возможности Интернента. Необходимый самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.: ил.
9. Информатика для юристов и экономистов. Под ред. С.Симоновича. Гриф МО. Учебное пособие, Изд-во Питер, 2001