Метрополь- фактически, первое и единственное издание где печатались стихи Высоцкого.
Мысль о подготовке бесцензурного сборника объединила группу из 23 авторов, среди которых были как широко печатающиеся профессиональные литераторы (Б.Ахмадулина, А.Арканов, А.Вознесенский), так и авторы, по той или иной причине редко публиковавшиеся (С.Липкин, И.Лиснянская), более известные в других областях литературы (Ю.Алешковский, Б.Вахтин), либо те, чьи литературные произведения вовсе не могли пробиться в официальную печать (Ф.Горенштейн, В.Высоцкий, Е.Рейн, Ю.Карабчиевский, Ю.Кублановский, П.Кожевников). Кроме них, в альманахе были представлены работы М.Розовского и В.Тростникова, чья профессиональная деятельность напрямую с литературой не связана. Оформили альманах художники Б.Мессерер и Д.Боровский. Художник А.Брусиловский представил графическую серию, иллюстрирующую стихи Г.Сапгира. Юрий Кублановский прочитал свои восьмистишия Павлу, которые отобрал для сборника Василий Аксенов. «...Тенью пройдя на смотр,/ выучку прусских правил,/ шепчет Великий Петр:/ «Ты рогоносец, Павел!» И в строчках действительно нет антисоветчины, слышна не советская поэзия, а поэзия человека, личная, необщественная. После прозвучало несколько новых стихов: «Переправа», «Фатум», «Ню и нечто», «Памяти Сахалина». Рейновский «Карантин» (опубликованный в «Метрополе») погрузил слушателей в самую глубь жизненных рек, переливающихся всеми цветами радуги: «...Вез меня нечистый поезд/ через глину и долину, через Волгу и Урал, пахло потом, самосадом, и наматывалась повесть./ Я еще был молод, то есть жизнь не начинал». В конце вечера Евгений Рейн прочел свои новые произведения из сборника «Память о путешествиях». Резонанс, который вызвало так называемое ''дело альманаха ''Метрополь'', превзошел все наши ожидания. Это я говорю совершенно искренне. Мы действительно предполагали, что может возникнуть какой-то скандал, когда начинали все это дело, но масштабов скандала никто не мог себе вообразить, подобных масштабов этого скандала.
Альманах "Метрополь" 1979 г. - уникальный предмет из коллекции самиздата. Содержит неподцензурные тексты (т.е. без разрешения Главлита) как известных литераторов (Б.Ахмадуллина, А.Вознесенский, Е.Рейн, В.Высоцкий, Ю.Алешковский, Г.Сапгир и другие), так и авторов, недопускавшихся к открытой печати. Было подготовлено всего 12 экземпляров необычного формата - А-2. На ватманской бумаге наклеено по четыре машинописных страницы. Листы вложены в папку из картона в виде зеленоватой мраморной плиты. На фронтисписе - граммофон. Данный экземпляр принадлежал Е.Боннэр. Составителей В. Ерофеева и Е. Попова исключили из Союза Писателей, большинство авторов прекратили публиковать в печати на долгие годы. Высоцкий Метрополь- фактически, первое и единственное издание где печатались стихи Высоцкого. Аксенов: в работе он никакого участия не принимал, но иногда приходил на наши сборища. Эти сборища были такого, знаете, богемного характера. Он, конечно, был в курсе того, что делается, но он как бы был в стороне. Это была его такая постоянная позиция. Даже, может быть, не продуманная, а просто такая…Потому что его жизнь всё-таки в другой сфере была: мы все литераторы, а он был артистом Как мы только что видели, В.Аксёнов сказал, что отбирали стихи Высоцкого для альманаха “мы”, то есть, коллектив редакторов. Е.Попов об этом сообщает иначе: “Мне довелось тогда составлять и редактировать большую подборку стихов Высоцкого для “Метрополя”. Он принёс на квартиру покойной мамы Аксёнова, Евгении Гинзбург, где я тогда временно проживал, несколько своих самиздатскизх книжек, отпечатанных на ксероксе…
Как бывает очень часто, когда дело касается Высоцкого, существует несколько вариантов воспоминаний об одном и том же событии. Так же обстоит дело и с подборкой для “Метрополя”. “Когда Аксёнов попросил разрешение на публикацию стихов в “Метрополе”, Володя сказал: “Пожалуйста!” Но новых стихов не дал. Дал старые и сказал: “Отбери сам, что захочешь”. И подборку стихов они сделали на свой вкус”.*12 Ещё одно мнение высказывает сценарист И.Шевцов, которому запомнился разговор с Высоцким о подборке текстов для “Метрополя”: “Володя, твоя подборка в “Метрополе” производит впечатление странное… Не плохое, нет, – но странное. По выбору стихов. Об участии в альманахе Владимира Высоцкого написано совсем немного. Точнее – две страницы с четвертью, включённые под заголовком “Метрополь” В.Перевозчиковым в его книгу “Неизвестный Высоцкий”.*4 “Высоцкий очень тепло относился к собратьям по альманаху, сочинил даже песню про “метропольцев”, и однажды исполнил её у Беллы Ахмадулиной. Помню, там были слова: “Их было двадцать пять…” Больше я эту песню никогда не слышал и не видел опубликованной”.*5 Весь абзац, признаюсь, вызывает сомнения… Почему “их было двадцать пять”? В “Метрополь” включены произведения двадцати четырёх авторов. Если считать участие художника Давида Боровского, придумавшего форму машинописного издания, сделанного в двенадцати экземплярах (лист ватмана, на который наклеивались четыре стандартных листа бумаги формата А4), и Бориса Мессерера, создавшего фронтиспис, то тогда “их было двадцать шесть”. Что-то не то с арифметикой…
“М.Ц. – Мне хотелось бы немного коснуться участия Высоцкого в создании “Метрополя”. В.Ерофеев писал, что Высоцкий начинал работу над песней, посвящённой “Метрополю”, даже однажды спел из неё несколько куплетов. Песни этой никто не знает, рукопись не найдена. Вы не помните этой песни? “М.Ц. – Вам что-нибудь известно о песне, посвящённой “Метрополю”?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|