Трудовое воспитание ребенка.
Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся доступными осмыслению и анализу. Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка. Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное, даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители плохо представляют себе: что же именно они должны делать? И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это дает для их психического развития? Так чему же должны учить ребенка родители, чтобы он правильно развивался и был готов к школе? Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а не знаниям о предметах быта. Нужно учить играть, сначала просто оперируя игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Только потом, когда ребенок умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, отражающие отношение между людьми, тогда действия могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменены другими, с помощью которых можно изобразить действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе. Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваются те качества, которые так необходимы в школе. Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. С самого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребенок воспринимает в игровой форме. Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем гармоничнее он развивается. Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Без развития умения классифицировать предметы и явления невозможно и формирование понятий. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения. Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому. Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника. Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней. Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки это совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют психологической готовностью к учению. И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов. Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые прежде всего обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление.
Заключение
Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада и семьи, то результат значительно улучшится.
Список литературы
1. Популярная психология для родителей // Под Ред. А.А. Бодалева, М., Педагогика 1988г. 2. Кулик Л.А., БерестовО.А. Семейное воспитание М.,Просвящение 1990г. 3. Платонов К. К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. М., 1988. 4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990. 5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988. 6. Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М. 1975. 7. Валлон А.. Психическое развитие ребенека, М., 1968. 8. Запорожец А.В.. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 1986 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|