преподавателей лечебного факультета
Пермь, 2009
ТЕМА: «ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ, ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ЖИВОТА» содержание темы Знание клиники закрытых и открытых повреждений, умение своевременно диагностировать их и оказывать квалификационную врачебную помощь чрезвычайно важно для врача любой специальности. Особенно важное значение имеет диагностика закрытых травм с повреждением органов грудной клетки, брюшной полости, черепа и др., где своевременное квалифицированное лечение зачастую может предотвратить тяжелые осложнения и летальный исход. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — повреждение черепа и головного мозга в результате механического воздействия. В общей структуре травматизма ЧМТ составляет более 60% (Гринев М.В., 1997; Джинджихашвиллии С.И., Лагутин А.А., Маслов А.И., 1999). Если же учесть, что подавляющее число пострадавших — люди в возрасте 20-25 лет и при этом летальность достигает в среднем 89%, то актуальность данной проблемы весьма очевидна. цель занятия Изучить закрытые и открытые повреждения, освоить навыки диагностики и оказания первой медицинской помощи больным с повреждениями полостей. Студенты должны знать: клинические признаки открытых и закрытых повреждений головы, грудной клетки и живота, оказание первой помощи при данном виде повреждений. Студенты должны уметь: накладывать давящие, иммобили-зирующие, окклюзионные бинтовые повязки, выполнять межреберные, паранефральные, футлярные, шейные вагосимпатические новокаиновые блокады, проводить оценку общего состояния пострадавшего и устанавливать ведущий «травматический очаг» при рлитравме, требующий реанимационных мероприятий и экстренного хирургического вмешательства для спасения жизни пациента.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель знакомит студентов с целью практического занятия «Повреждения мягких тканей головы, грудной клетки и живота». Для установления исходного уровня знаний проверяет домашнее задание, отмечает ошибки и недостатки в усвоении исходных данных. Студенты отвечают на следующие вопросы: а) дайте классификацию травм; б) каковы особенности обследования больных с острой травмой; в) назовите характерные признаки ушиба, методы его лечения; г) что такое растяжение? Клиника, диагностика и лечение растяжения; д) опишите клинику, диагностику и лечение разрывов мягких тканей; е) опишите клиническую картину сотрясения мозга; ж) опишите клиническую картину ушиба мозга; з) опишите принципы лечения травм мозга; и) опишите ушиб сердца: клинику, диагностику и лечение; к) дайте характеристику отдельных видов пневмоторокса и опишите их лечение; л) опишите клиническую картину и лечение разрыва полого органа при закрытой травме брюшной полости; м) клиническая картина и лечение разрыва паренхиматозного органа при закрытой травме органов брюшной полости; н) в чем заключается оказание помощи при переломе ребер?
о) в чем заключается оказание помощи при переломе грудины? Преподаватель знакомит студентов с графом логической структуры практического занятия, заостряя внимание на основных учебных элементах Учебные элементы графа «Закрытые и открытые повреждения головы, грудной клетки и живота» · Основные виды закрытой травмы головного мозга__
Преподаватель разбивает группу студентов по два человека, и выделяет им для самостоятельной работы по одному больному с различными повреждениями мягких тканей. Преподаватель подбирает больных с максимальным охватом темы: больные с вывихами, растяжениями связок, разрывами мышц и апоневроза, с сотрясением головного мозга, закрытыми травмами груди и живота. Студенты собирают анамнез, выясняя механизм травмы, описывают клинические симптомы повреждения, знакомятся с рентгенологическими и лабораторными исследованиями больного, определяют тактику консервативного и оперативного лечения. По возможности студенты участвуют при перевязках и ассистируют на операции курируемого больного. Преподаватель постоянно консультирует студентов, объясняет и показывает им симптомы при различных закрытых повреждениях. Преподаватель собирает всю группу в учебную комнату, где студенты по очереди докладывают о больных, освещая вопросы механизма травмы, методов диагностики, обосновывают поставленный диагноз на основании выявленных симптомов, намечают наиболее рациональные методы лечения и решают ситуационные задачи.
ситуационные задачи Задача №1 В стационар доставлен юноша без сознания. Со слов сопровождающих установлено, что пострадавший упал с крыши одноэтажного дома, ударившись головой. При осмотре повреждения опорно-двигательного аппарата не обнаружено. АД — 120/80 мм рт. ст. Пульс — 58 ударов в минуту. Сухожильные рефлексы на правой руке и ноге не определяются. Ваш диагноз и действия? Ответ: У больного ушиб мозга. Необходима дегидратационная терапия, строгий постельный режим и параллельно рентгенологическое и ультразвуковое исследование черепа. Задача №2 В приемное отделение доставлен больной с места катастрофы. Из анамнеза выяснено, что при столкновении автомобилей пострадавший ударился головой, потеряв на несколько минут сознание, В настоящее время беспокоят головокружение, слабость, легкая тошнота. Пульс 66 ударов в минуту. АД — 120/70 мм рт.ст. На обзорных рентгенограммах черепа костных повреждений нет. Чем обусловлено состояние больного? Какое лечение вы назначите? Каким специалистом должен быть осмотрен пациент? Ответ; Состояние больного обусловлено сотрясением мозга. Обязательна дегидратационная терапия, покой, консультация невропатолога. Задача МЗ В приемное отделение доставлен пострадавший. Из анамнеза выявлено, что 2 часа назад он был избит неизвестными лицами. Жалуется на слабость, головокружение, потерю сознания, боли в левой половине живота. При обследовании: пульс — 122 удара в минуту, АД — 100/60 мм рт.ст. Живот мягкий, болезнен в левой половине, где на передней брюшной стенке небольшая гематома. В отлогих местах отмечается притупление перкуторного звука. В анализе крови: НЪ—90 г/л, эритроциты—3,0х1013/л. Чем обусловлено состояние больного? Какая хирургическая помощь должна быть оказана больному? Ответ: Состояние больного обусловлено ушибом передней брюшной стенки, повреждением селезенки. Показана операция. Задача №4 5 В составе бригады машины скорой помощи вы прибыли на зместо происшествия. У больного обнаружен открытый пневмоторакс слева.
1 Какой объем первой медицинской помощи вы окажете? Как •поступите с больным дальше? Ответ: Необходимо наложить окклюзионную повязку и госпи-. тализировать больного в хирургический стационар. Задача № 5 В приемное отделение хирургического стационара доставлен пострадавший, который во время уличной драки получил удар ногой в правую половину живота. Жалуется на слабость, головокружение, боли в правой половине живота. При обследовании: пульс — 120 ударов в минуту, АД —100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, болезненный в правой половине, в отлогих местах при перкуссии определяется притупление звука. Гемоглобин — 90 г/ л, эритроцитов — Зх1012/л. Больной все время стремится занять сидячее положение. Ваш диагноз и действия? Ответ: У больного признаки внутрибрюшного кровотечения. Разрыв печени. Показано экстренное хирургическое вмешательство
литература Основная: 1.Гостищев В.К. Общая хирургия. — М.: Гэотар-Мед, 2001. С. 273-275. 2. Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. — М.: Медицина, 1987. С. 177-183. 3. Чернов В.Н. и др. Учебное пособие.:ч курсу общей хирургии. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. С. 274-307. Дополнительная: 1.Абакумов ММ., Шарифуллин ФА., Ишмухолметов А.Т. Применение компьютерной томографии в диагностике повреждений груди и живота // Актуальные вопросы неотложной хирургии. — М., 1994. С. 110-113. 2. Климов В.Н., Браташ Б.М. Диагностика и лечение закрытых травм живота. — Свердловск, 1983. 3. Лебедев ВЛ., Охотский В.П., Каншин Н.Н. Неотложная помощь при сочетанных травматических повреждениях. — М.; Медицина, 1980. 4. Чернов В.Н. и др. Неотложная хирургия. Черепно-мозговая травма. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2002. С. 220-244. 5. Шапошников Ю.Г., Решетников Е.А., Михопулис ТА. Повреждение живота. — М.: Медицина, 1986.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|