Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа в пенитенциарной системе.

Тср

Психодинамический подход к личности клиента.

Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находиться в нем самом, и что его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

• «Выразить себя как можно полнее и откровеннее;

• Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

• Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность - неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К.Хорни выделить основные типы пациентов:

• Пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;

• Пациенты, которые носят «маски», и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;

• Пациент, неспособный порождать свободные ассоциации, без активного вмешательства аналитика.

Познание природы проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.

 

Подход Пинкуса-Минахана к личности клиента.

 

Системный подход

Системный подход к проблеме – клиент, представлен работой А. Пинкус и А. Минахан. Они считают, что в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные системы формальной, неформальной помощи. Практика социальной работы с одной стороны направлена решение проблем человека, с другой системы клиентуры.

Система клиентуры развивает традиционные подходы к клиенту, когда проблемы личной жизни человека во всех ее аспектах, обратившегося за помощью является методологической основой методов поддержки. Система клиентуры включает в себя широкий спектр субъектов от индивидуума до организации и общины, где основание к помощи является контракт или соглашения.

Системный подход Пинкуса и Минахана.

1. Целью системного подхода к СР является не столько однонаправленная работа с клиентом, сколько создание сети или системы социальной помощи, включающей в себя три уровня работы:

1-й уровень – индивидуально-психологический цель – оказание помощи в формировании самостоятельного решения своих проблем

2-й уровень – экономический цель – развитие социальной, экономической системы поддержки клиентов

3-й уровень – политический цель – совершенствование социальной политики государственных структур.

2. Создание условий для эффективной СР в обществе, по мнению авторов подхода, является создание «системы клиентуры», к признакам которой относятся:

а. Наличие «проводника перемен» - социального работника, реализующего функции социальной поддержки населения

б. Наличие контрактных отношений между клиентом и социальным работником

в. Наличие «системного подхода» в работе с клиентом, подразумевающим динамическое отношение к клиенту – его проблемам и нуждам

г. Наличие «системы клиентуры» как определенного числа клиентов, обратившихся к социальному работнику и заключивших с ним контракт д. Наличие «системы целей», под которой подразумеваются объекты СР разного уровня – отдельный клиент, организация, организованное общество людей.

3. Терапевтический эффект в системном подходе достигается несколькими средствами:

- индивидуально-психологическая работа с клиентом

- коррекция социального поведения группы за счет организации социально-психологической помощи не отдельным членам группы, а всей группе как системе.

 

Социальная работа в пенитенциарной системе.

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптации или реадаптации в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом - содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания - исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются.

Результаты социальной работы с осужденными детерминированы профессиональным сознанием, социальной ориентацией персонала, включенностью в эту деятельность всех сотрудников исправительных учреждений, родственников осужденных, представителей государственных органов, общественных, религиозных и иных организаций, всех заинтересованных лиц, а также уровнем координации их взаимодействия.

 

Социальная работа с осужденными строится на следующих принципах:

 

- гуманности - в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;

 

- доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

 

- адресности - оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.), их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;

 

- добровольности - социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

 

- конфиденциальности - неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

 

- воспитательно-профилактической направленности - посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;

 

- стимулирования осужденного - работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций - как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;

 

- толерантности - терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;

 

- максимизации социальных и личностных ресурсов - для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Социальная работа проводится со всеми осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В первую очередь социальная помощь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица, переведенные из воспитательных колоний; беременные женщины; женщины, имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Названные категории осужденных относятся к числу наиболее уязвимых, имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, поэтому для специалистов по социальной работе они являются приоритетными клиентами.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...