Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Специфика философского знания

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - заслушивание сообщений по предлагаемым темам.

Требования к сообщению:

1)определение главной проблемы;

2)построение плана выступления при помощи вспомогательных проблем,;

3) свободное владение знаниями раскрываемой проблемы;

4) определить свое отношение к проблеме;

5) дать оценку взглядам философа.

Методические советы.

1. Подготовка к семинару осуществляется по учебнику Якушев А.В. Философия. (Вопросы:1,2,3,4,5)

2. Для подготовки сообщения выбирается одна из проблем.

3. если вам необходима дополнительная информация, можете обратиться к другим учебникам по философии

4. Время выступления – до 6 мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Мировоззрение.

2. Специфика философского знания.

3. Предмет и методы философии.

4. Функции философии.

5. Основной вопрос и основные направления философии.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – выполнение заданий обязательно для всех.

Задание №1. Составьте ответы на вопросы:

С постановки, каких проблем начинается философия?

В чем проявляется разница между понятиями «философия» и «мировоззрение»?

Что из собой представляет основной вопрос философии?

Что есть сходного и отличительного между наукой и философией?

5. Из двух высказываний философов- экзистенциалистов, какое более подходит для формулировки философского вопроса:

М. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что спрашивающий тоже вовлекается в него, т.е. тоже попадает под вопрос.

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

Ответ.

М. Хайдеггер

 

Критерий оценивания сообщения:

- при выполнении всех требований к подготовке сообщений – 60 баллов;

- при невыполнении одного из 5 требований – минус – 12 баллов;

Критерий оценивания практической части:

- правильно составленные ответы – 40 баллов;

- каждый не правильно составленный ответ – минус – 8 баллов.

Общее оценивание:100 - 92 – 5; 91 - 80 – 4; 79 – 50- 3; 49 – 20 – 2.

Основные понятия: философия,мировоззрение, мифология, религия, материализм, идеализм, дуализм,космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

 

ЛИТЕРАТУРА

Якушев А.В. Философия. М., 2004

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.2004. Вводное слово.

2. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

3. Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 1.

4. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001. Глава 1.

5. Введение в философию. Фролов И.Т. Ч.1. М.1989. Глава 1.

 

Мировоззрение

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

мифология;

религия;

философия.

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

христианство;

ислам;

буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:

синтоизм;

индуизм;

иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Вопрос 2. Специфика философского знания

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над н

 

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...