Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере функционирования системы

 центральных органов исполнительной власти.

 

Статус Президента Российской Федерации определён Конституцией Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию организационной системы, так и содержанию её функционирования.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

 Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование Президентом с Государственной Думой назначение Председателя Правительства Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (см.п.4 ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства Российской Федерации от Президента. Она отчётливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (см.п.2 ст.90 Конституции Российской Федерации); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (п.3 ст.115 Конституции Российской Федерации); указы Президента относятся к системе актов составляющих правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации (ст.113, п.«ж» ст.114 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера, связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями, реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.

 

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

 

Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению исполнительной власти, закреплёнными в ст.114 Конституции Российской Федерации и конкретизированными в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года. Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года была установлена следующая структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:

 

I. Правительство Российской Федерации.

II. Федеральные министерства:

· Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

· Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

· Министерство внутренних дел Российской Федерации;

· Министерство государственного имущества Российской Федерации;

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

· Министерство здравоохранения Российской Федерации;

· Министерство иностранных дел Российской Федерации;

· Министерство культуры Российской Федерации;

· Министерство науки и технологий Российской Федерации;

· Министерство национальной политики Российской Федерации;

· Министерство обороны Российской Федерации;

· Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;

· Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

· Министерство путей сообщения Российской Федерации;

· Министерство региональной политики Российской Федерации;

· Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

· Министерство топлива и энергетики Российской Федерации;

· Министерство торговли Российской Федерации;

· Министерство транспорта Российской Федерации;

· Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации;

· Министерство экономики Российской Федерации;

· Министерство юстиции Российской Федерации;

· Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

III. Государственные комитеты Российской Федерации:   

· Государственный комитет Российской Федерации по государственным резервам;

· Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи;

· Государственный земельный комитет Российской Федерации;

· Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии;

· Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды;

· Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;

· Государственный комитет Российской Федерации по печати;

· Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации;

· Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

· Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

· Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;

· Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

· Государственный комитет Российской Федерации физической культуре и туризму.

IV. Федеральные комиссии России:

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.

V. Федеральные службы России:

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная авиационная служба России;

· Федеральная архивная служба России;

· Федеральная дорожная служба России;

· Федеральная служба геодезии и картографии России;

· Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации;

· Федеральная миграционная служба России;

· Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

· Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;

· Федеральная служба лесного хозяйства России;

· Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

· Федеральная служба охраны Российской Федерации;

· Федеральная служба России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению;

· Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

· Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию.

VI. Российские агентства:

· Российское агентство по патентам и товарным знакам;

· Российское космическое агентство;

· Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

VII. Федеральные надзоры России:

· Федеральный горный и промышленный надзор России;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

VIII.Иные федеральные органы исполнительной власти:

· Управление делами Президента Российской Федерации;

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;

· Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации;

· Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации.

 

Правительство Российской Федерации.

 

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Они же, в свою очередь, подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных не эти цели в федеральном бюджете. Устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов. Назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов власти. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно вправе утверждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации:

- Организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

- Обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и координирует деятельность её органов;

- Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

- Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики:

- Осуществляет регулирование экономических процессов;

- Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- Прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных направлений экономики;

- Вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации;

- Осуществляет управление федеральной собственностью;

- Разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

- Осуществляет общее руководство таможенным делом;

- Принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- Формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: 

- Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- Представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

- Разрабатывает и реализует налоговую политику;

- Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

- Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг

- Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

- Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

- Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

- Принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

- Разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

- Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

- Принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- Содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодёжной политики;

- Взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

- Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

- Разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки науки;

- Обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

- Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

- Обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

- Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

- Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

- Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

- Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

- Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

- Разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

- Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации:

- Осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

- Организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

- Обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учётным специальностям;

- Обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

- Принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

- Руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений:

- Осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

- Обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- В пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками договоров их обязательств;

- Отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами её территории;

- Осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое оно осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу. Оно может также вносить в Государственную Думу в соответствии с её регламентом поправки к находящимся на её рассмотрении законопроектам. Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и информирует её о ходе его исполнения.

В соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» Правительство разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оно осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию, разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство вносит предложения президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, 6 заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в том числе 2 первых заместителя) и федеральных министров.

Председатель правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу; представляет правительство за пределами территории Российской Федерации; ведёт заседания правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты правительства; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации; информирует президента о работе правительства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации:

q Участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

q Участвуют в подготовке постановлений и распоряжений правительства, обеспечивают их исполнение;

q Координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;

q Предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесённые в правительство.

Федеральные министры:

q Участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства;

q Принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений правительства, обеспечивают их исполнение;

q Принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

q Обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. Федеральные министры подотчётны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и президенту.

В деятельности правительства наравне с федеральными министрами полноправно участвуют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избранных руководителями межрегиональных ассоциаций: Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Центральная Россия», Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации, Ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации, Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краёв и областей Северного Кавказа, Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. В обсуждении и выработке решений наравне с членами правительства участвуют также Председатель Центрального Банка Российской Федерации и президент Российской академии наук.

Правовыми формами осуществления правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.

 

Президиум и Аппарат Правительства

Российской Федерации.

 

Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя правительства может образовать Президиум Правительства. Заседания президиума проводятся по мере необходимости. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов президиума и не могут противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства. Правительство же, может отменить любое решение президиума. На заседаниях президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности правительства, в том числе предварительно — принципиальные вопросы, вносимые на заседания правительства, и принимаются решения, за исключением тех, которые принимаются исключительно на заседаниях правительства. В случае рассмотрения президиумом проектов актов нормативного характера на заседание приглашается министр юстиции.

В обеспечении деятельности Правительства Российской Федерации важную роль играет его аппарат, в своей работе он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Регламентом Правительства и положением об Аппарате Правительства. Аппарат правительства работает под руководством председателя правительства и возглавляется Руководителем Аппарата правительства. Аппарат правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализацию полномочий правительства.

Руководитель аппарата правительства назначается на должность и освобождается от должности президентом по представления председателя правительства.

Руководитель аппарата:

q Организует деятельность аппарата и несёт ответственность за выполнение возложенных на аппарат функций;

q Формирует в установленном порядке проекты плана заседаний правительства на очередной период и повестки заседаний правительства;

q Издаёт приказы и даёт поручения по вопросам работы аппарата;

q Совместно с руководителем администрации президента утверждает план ежегодной полготовки государственных служащих федеральной государственной службы;

q Решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в аппарате правительства;

q Имеет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместители руководителя аппарата правительства в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют и контролируют работу соответствующих подразделений аппарата правительства, организуют подготовку решений правительства, а также материалов к заседаниям правительства и его президиума.

Организационная структура аппарата правительства включает в себя руководство аппарата и подразделения аппарата — департаменты, управления и секретариаты председателя правительства и его заместителей. В составе департаментов и управлений создаются отделы. В аппарате правительства могут образовываться также самостоятельные отделы, полномочия которых и рассматриваемые ими вопросы устанавливаются руководителем аппарата. Структурные подразделения аппарата правительства осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии между собой.

 

Федеральные органы исполнительной власти.

 

Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими чертами:

a) Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

b) Они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской Федерации;

c) Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации;

d) Министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Российской Федерации;

e) Положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством Российской Федерации;

f) Министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств, во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых особенностями выполняемых ими задач и функций.

Однако федеральные министерства и государственные комитеты — это конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-правового характера.

Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить этим лицам своё особое мнение по принятому решению.

Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, «привязанные» к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.

Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к статусу федерального министерства, а его председателя — к статусу министра, председатель входит в состав Правительства.

Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы, инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами, а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы, агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты. Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции, по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...