Кафедра «Мехатронные системы»
Методические указания к лабораторной работе № 2 "Усилительный каскад с общим коллектором" по дисциплине "Электронные устройства мехатронных и робототехнических систем"
Ижевск 2016 Необходимые ЭРЭ: светодиод вместо лампы накаливания, биполярные транзисторы малой и средней мощности 4 шт., резисторы, конденсатор емкостью 15 мкФ 1 шт.
Таблица 1 – Резисторы
В соответствии с эквивалентной схемой (рис. 1) ток эмиттера равен по значению и противоположен по знаку току коллектора.
Рисунок 1 - Эквивалентная схема усилителя с общим коллектором (эмиттерного повторителя)
При условии RН << rK/ , где rK – дифференциальное сопротивление коллектора. Коэффициент усиления по току KI = –( +1) = h21Э. Входное сопротивление RBX = (1 + h21Э)RН. Таким образом, коэффициент усиления по напряжению равен единице: KU ≈ (KI/RН)/RBX ≈ 1. Поэтому можно считать, что усилитель ОК повторяет на выходе входное напряжение как по значению, так и по фазе. По этой причине усилитель ОК называют эмиттерным повторителем. В соответствии с приведенными соотношениями выходное сопротивление усилителя RВЫХ ≈ rЭ. Как видно, выходное сопротивление усилителя ОК очень мало, и поэтому сопротивление нагрузки, шунтирующее RВЫХ, может быть при необходимости выбрано малым. Благодаря малому выходному сопротивлению эмиттерный повторитель близок к генератору напряжения. Ход работы
Соберите эмиттерный повторитель на npn-транзисторе (Схема 4). Подайте на него синусоидальный сигнал, симметричный относительно нуля (убедитесь, что "сдвиг" постоянного тока генератора установлен на нуль), и посмотрите на осциллографе, какое получается плохое "повторение". Дайте точное объяснение, почему так получается. Теперь попробуйте подсоединить питание эмиттера к напряжению -15 В вместо земли и посмотрите выходной сигнал. Объясните, что получилось. Рисунок 2 – Схемы транзисторного ключа и усилителя с общим коллектором (эмиттерного повторителя)
Входное и выходное полное сопротивление повторителя. В последней схеме замените малый резистор базы на 10кОм, чтобы имитировать источник сигнала с умеренно высоким полным сопротивлением, т.е. малой способностью отдавать ток. а) измерьте - выходное полное сопротивление повторителя, подсоединив нагрузку 1 кОм (с блокировочным конденсатором - зачем?) к выходу повторителя и наблюдая за падением амплитуды выходного сигнала; используйте для этого малый входной сигнал - меньше вольта. Если рассматривать выход эмиттерного повторителя как источник сигнала, соединенный последовательно с Zвых[схема Тевенина] то нагрузка 1 кОм образует вместе с Zвыхна частоте сигнала делитель, при этом полное сопротивление блокировочного конденсатора пренебрежимо мало. Отсюда находим Zвых. Имеет ли смысл измеренное значение? б) Уберите нагрузку 1 кОм. Теперь измерим Zвх, полное входное сопротивление, связанное в этой конкретной схеме с базой транзистора, проводя измерения поочередно на обоих концах входного резистора 10 кОм. При этом измерении резистор эмиттера 3,3 кОм также является "нагрузкой". Снова используйте малый сигнал. В чем смысл результата? Источник тока. Постройте источник (приемник тока) по схеме 6. Медленно изменяйте переменную нагрузку 2,5 кОм и наблюдайте за изменением значения измерительного авометром тока. Что произойдет при максимальном значении сопротивления? Можете ли вы это объяснить в терминах рабочего диапазона по напряжению источника тока?
Даже в рабочем диапазоне напряжений можно обнаружить изменения выходного тока с изменением нагрузки. Что вызывает эти изменения? Можете ли вы проверить ваше объяснение соответствующими измерениями?
Рисунок 3 – Схемы источника тока Ход работы
1. Соберите схему согласно вашему заданию. 2. Проверьте работоспособность вашей схемы. 3. Опишите какие явления происходят в схеме. 4. Запишите результаты экспериментов в отчет. 5. Сформулируйте выводы. Контрольные вопросы
Литература а) основная литература 1. Глинкин Е.И. Схемотехника аналоговых интегральных схем: учебное пособие [Электронный ресурс]. / Е.И. Глинкин. - 2-е изд., доп. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 152 с. ISBN/ISSN:978-5-8265-1072-8 // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/453/76453 (дата обращения: 11.07.2013). 2. Кузнецов Б.Ф. Электронные промышленные устройства: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Изд-во: Ангарской государственной технической академии, 2010. - 151 с. ISBN/ISSN:978-5-89864-072-9 // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL:http://window.edu.ru/resource/335/73335 (дата обращения: 11.07.2013). 3. Кулик В.Д. Силовая электроника. Автономные инверторы, активные преобразователи: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - СПб.: СПбГТУРП, 2010. - 90 с. // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/330/76330 (дата обращения: 11.07.2013). 4. Муромцев Д.Ю. Основы проектирования электронных средств: учебное пособие [Электронный ресурс] / Д.Ю. Муромцев, И.В. Тюрин. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - Ч. 1. - 80 с. ISBN/ISSN:978-5-8265-0980-7 // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL:http://window.edu.ru/resource/512/76512 5. Чернышова Т.И., Чернышов Н.Г. Моделирование электронных схем: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. - 80 с. ISBN/ISSN:978-5-8265-0965-4 // Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL:http://window.edu.ru/resource/209/73209 (дата обращения: 11.07.2013). б) дополнительная литература
1. Афанасьева Н.А., Булат Л.П. Электротехника и электроника: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2009. - 181 с. ISBN/ISSN:5-89565-117-8// Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/resource/926/77926 (дата обращения: 11.07.2013). 2. Гаврилов С. А. Искусство схемотехники. Просто о сложном. – СПб.: Наука и Техника, 2011. – 352 с. 3. Майер Р.В. Основы электроники. Курс лекций: Учебно-методическое пособие. – Глазов: ГГПИ, 2011. – 80 с. 4. Топильский В. Б. Схемотехника измерительных устройств / В. Б. Топильский. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 232 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|