Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентностный подход в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

М. Н. Елистратова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Пухова»,

с. Утёшево Бабынинского района Калужской области

Научный руководитель: доц. В. Н. Зиновьева

КГУ им. К. Э. Циолковского

В последнее десятилетие образовательная система во многом претерпела изменения. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее – ФГОС) дало понять, что одних знаний ученику недостаточно – он должен быть еще и всесторонне развит. Всесторонне развит в каком смысле? В смысле стремления к самообразованию, самостоятельности выбора решения своих проблем, умения работать в коллективе, планировать свои действия, отдавать себе отчет об адекватном поведении в обществе, воспринимать критику в свою сторону как часть собственной самооценки, владение самыми необходимыми новыми технологиями.

Начальная школа – первая ступень на пути к получению аттестата об образовании. И у этой ступени имеются главные условия успеха, среди которых в современном образовании очень важное место занимает формирование компетентностного подхода.

В обновлении содержания образования этот подход – одно из важнейших направлений.

Проанализировав необходимую литературу, можно сказать, что выделяется несколько трактовок понятия «компетентностный подход» (Д. С. Ермаков, О. А. Игумнов, А. М. Митяев, Е. Я. Коган, А. Г. Бермус, Д. А. Иванов). Однако в рамках исследования можно согласится только с О. Е. Лебедевым. Он наиболее точно указал суть понятия.

«Компетентностный подход, по его мнению, - совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» []. К числу таких принципов О. Е. Лебедев относит следующие положения:

«- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения» [].

Установленные Стандартом требования к результатам обучающихся указывают на то, что метапредметные результаты включают в себя «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [].

Основу компетентностного подхода составляют компетентность и ключевые компетенции.

Очень часто понятие «компетенции» путают с понятием «компетентность». Разница лишь в том, что многие авторы под понятием «компетенция» подразумевают термины «умение», «цель», «способность действовать в ситуации неопределенности» (О. Е. Лебедев, В. А. Болотов, В. В. Сериков, А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская); а «компетентность» трактуется как «способность самостоятельно применять полученные знания и умения в новой сиутации» (А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская), как «результат обучения» (В. А. Болотов), как «следствие саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» (В. В. Сериков), как «опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции» (С. Г. Воровщиков).

Согласно А. В. Хуторскому ключевые компетенции подразделяются на:

1) Ценностно-смысловые компетенции связаны с видением и понимаем учеником окружающего мира, ориентированием в нем, осознанием своей роли своем предназначении, умением принимать решение и выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий.

2) Общекультурные компетенции заключены в осведомлении и обладании познаниями и опытом деятельности в области культуры (духовно-нравственной, национальной, общечеловеческой). Сюда также можно отнести освоение учеником научной картины мира.

3) Учебно-познавательные компетенции трактуются как самостоятельная деятельность ученика. Сюда входит целеполагание, планирование, рефлексия, анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.

4) Информационные компетенции – самостоятельный поиск и анализ, отбор необходимой информации, а также ее организация, преобразование, сохранение и передача.

5) Коммуникативные компетенции основываются на знании необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение социальными реалиями в обществе и коллективе.

6) Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сферах: гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7) Компетенции личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Помимо формирования компетентностного подхода в основе успешности обучения как трактует Стандарт лежат универсальные учебные действия, которые имеют над знаниями и навыками узкого профиля приоритетное значение.

Понятие «универсальные учебные действия» (далее УУД) трактуется в двух значениях. Первое значение – широкое – означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Во втором значении – узком (собственно психологическом) – этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [].

Согласно теории А. Г. Асмолова выделены следующие функции УУД. Это:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и комптентностей в любой предметной области.

В составе основных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А. Г. Асмолов выделяет 4 блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [7, с.28].

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий [7; с. 27].

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [7; с. 32].

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [7; с. 45].

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Все блоки УУД немаловажны в обучении младших школьников. Однако, сопоставляя ключевые компетенции и универсальные учебные действия, можно сделать вывод о тесной связи учебно-познавательной компетенции и регулятивных универсальных учебных действий. Самыми основными общими компонентами являются целеполагание, самооценка, планирование.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Наиболее важное значение для организации учебной деятельности имеет целеполагание как постановка учебных целей и задач. Цель урока можно поставить с помощью игровой ситуации, с помощью выбора верной формулировки из предложенных учителем, с помощью опоры на личный опыт учеников, а также с помощью проблемной ситуации.

Проблемная ситуация, поставленная перед учениками, позволяет им самостоятельно приблизиться к постановке цели и задач урока и является самым распространенным способом.

Приведем пример: тема «Письменное сложение вида 37+48».

«Учитель: Давайте попробуем раскрыть тайну темы нашего урока. На доске: Письменный прием … вида ….

Учитель: Вернемся к ответам нашего устного счета.

37 40 48 9 50 80

Учитель: Что это за запись?

(ряд чисел).

Учитель: Что можно сказать о них?

(четные и нечетные, круглые десятки и числа, имеющие десятки и единицы).

Учитель: Какое число лишнее? (9)

Учитель: Почему? (однозначное).

Учитель: Значит с какими числами будем работать? (С двузначными).

Учитель: Назовите числа, у которых количество единиц больше, чем количество десятков (37, 48).

Учитель: Какие действия можно производить с ними? (сложение).

Учитель: Значит какова тема нашего урока? Сформулируйте.

(Письменный прием сложения чисел вида 37+48).

Учитель: Посмотрите на количество единиц в этих числах. Какое число получится при сложении? (Двузначное). Значит сложение это с переходом через 10. Какое правило мы используем при сложении? (Представляем число в виде суммы разрядных слагаемых и десятки складываем с десятками, а единицы с единицами).

Учитель: Итак, какова наша цель? Что же мы будем делать на уроке? (Складывать двузначные числа с переходом через десяток).»

Немаловажную роль играет и планирование (определение понятию дано выше). В его основе лежит составление плана как последовательности действий. Сюда можно отнести и составление алгоритма, например, алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. По наводящим вопросам учителя ребенок определяет действие каждого пункта алгоритма. Постепенно ребята учатся составлять план своих действий (например, в решении текстовых задач) на уроке математики. Однако для того, чтобы в совершенстве овладеть этим учебным действием, учителю необходимо предлагать и другие приемы работы с планом. Например, обсуждение готового плана решения учебной задачи; обсуждение готового плана с ошибками (разобрать каждый пункт плана и найти ошибки), дополнение плана недостающими пунктами.

Овладение планированием позволяет развить осознанность выполняемой деятельности, контроль за достижением цели, оценивание, выявление причин ошибок и их коррекцию.

Самооценка начинает свое формирование еще с первых дней посещения школы. Задача учителя заключается еще и в том, чтобы научить ребенка самостоятельной оценке своего труда, несмотря на то, каковы его результаты. Любой ученик должен пройти через все этапы оценочной деятельности. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог осознавать: что ему нудно оценивать, зачем ему это нужно и в какой форме оценивать.

Оценка, самооценка дает преимущество видеть свои слабые и сильные стороны, формировать чувство самоуважения и ощущения всего того, что входит в личную сферу «Я» и собственно свою ценность в обществе.

Оценивать деятельность каждого ученика можно следующими формами:

- «Молодец!» - награждение лучших учеников медальками «Молодец!» (разной формы и разного дизайна); из опыта своей работы в малокомплектной школе могу сказать, что награждать такими медальками нужно каждого ученика, потому что оставшийся без медальки ребенок будет чувствовать себя «белой вороной»; да и зачастую в малокомплектных школах в 1-4 классах все ребята учатся хорошо;

- «Смайлики» - выбор подходящего смайлика (веселая улыбка – доволен собой, грустная улыбка – средне доволен собой, плачущий смайл – недоволен собой), который будет отражать удовлетворенность ребенка своей работой на уроке, тем самым развивая правильную самооценку;

- «Радуга» - закрашивание трехцветной радуги (красный – нужна помощь, желтый – могу и умею сам, но еще сомневаюсь), зеленый - я могу и умею сам.

Эффективным способом развития как учебно-познавательной компетенции, так и регулятивных универсальных учебных действий, является игра. Игры бывают разной направленности: предметные, краеведческие, здоровьесберегающие. В процессе игр учащиеся развивают в себе умение работать в команде, ставить перед собой определенные цели (для чего они участвуют в игре, что она им даст), слушать мнение другого сверстника, умение общаться друг с другом в доброжелательном тоне, чувство уважения друг к другу, действовать в определенной последовательности.

Современное образование и переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения говорит о том, что у учителя поменялась роль – он стал теперь организатором развития каждого ученика; и он может организовать урочную и внеурочную деятельность так, чтобы формирование ключевых компетенций пересекалось с формированием УУД.

В свою очередь формирование компетентностного подхода в образовательном учреждении – это основа новых образовательных результатов. Новыми образовательными результатами, на мой взгляд, можно считать те результаты, которые предполагает Стандарт.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: компетентностный подход в формировании регулятивных универсальных учебных действий позволяет наиболее эффективно освоить умение учиться, ставить перед собой в любом задании на уроке математики цель, умение планировать каждый пункт решения заданий, умение находить выход в любых не только традиционных, но и нестандартных заданиях, умение оценивать свою работу вне зависимости от ее результата.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...