Роль логопедического массажа в преодолении многих расстройств артикуляции
От автора... Вданной брошюре обобщается опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств с детьми, страдающими нарушениями речи. Цель ее написания — познакомить логопедов и воспитателей со спецификой работы по развитию речи детей и коррекции их речевых нарушений с использованием логопедического массажа. Изложенные в брошюре практические рекомендации направлены на стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего недоразвитие речи: коррекцию аномального развития речи с связанных с нею психических процессов. Решение указанных задач возможно при правильной, научно обоснованной системе воспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи детей дошкольного возраста на основе учета свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития. Система специального обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей решаются совместными усилиями логопеда и воспитателей при тесном контакте с родителями. В работе показано благоприятное воздействие логопедического массажа артикуляционного аппарата при формировании правильного звукопроизношения у детей с дефектами речи. В ней рассматриваются методы и приемы логопедического массажа при дислалии, дизартрии и ринолалии, подчеркивается специфика коррекции звукопроизношения с учетом неврологической симптоматики. Наряду с изложением основного материала в работе освещен вопрос основных принципов логопедического массажа, гигиенических основ его проведения, правил работы массажиста. Даны общие методические указания при использовании массажа артикуляционного аппарата, раскрыта тема физиологического влияния массажа и техники основных приемов.
Результаты коррекции речи, на основании которых написана эта работа показали, что умелое использование точечного массажа биологически активных точек оказывает существенную помощь в коррекционной работе: при дислалии, дизартрии, ринолалии. Материалы, которые послужили основой написания брошюры, апробировались на логопедических занятиях с детьми, имеющими речевые расстройства в условиях детского сада № 17 — компенсирующего вида г. Кириши Ленинградской области. Обоснование избранной темы 1.1. Актуальность проблемы «Логопедический массаж Актуальность проблемы «Логопедический массаж в коррекции артикуляторных расстройств» вызвана тем, что в последние годы идет неуклонный рост количества детей с различными видами речевых расстройств. Степень речевых нарушений (как показывает практика) различна: от легких «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до «махровой» яркой, которая не только затрудняет обучение ребенка, но и влияет на его интеллектуальное развитие. Специальными исследованиями установлено, что среди детей, страдающих речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих тяжелые нарушения устной речи. Этим и обосновывается выбор темы работы. Состояние проблемы на современном этапе Внастоящее время проблема коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамических периодов своей истории. Анализ научно-методического материала показал, что выбранная проблема давно интересует ученых, практиков, в результате чего и появилось в печати многообразие методик, разных точек зрения...
Но, на наш взгляд, недостаточно полно раскрыт вопрос о благоприятном воздействии массажа' артикуляционного аппарата при устранении дефектов звукопроизношения. Он освещается фрагментарно, без учета структуры речевого дефекта и компенсаторных возможностей ребенка. Нами предпринята попытка раскрыть значение логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств путем разработки и апробации новых приемов и методов. 1.3. Новый подход в преодолении речевых нарушений Мы предположили, что нарушения звукопроизношения сведутся к минимуму, если в процессе логопедической работы будут использоваться комплексы сегментарного массажа с элементами артикуляционной гимнастики при систематическом проведении занятий, индивидуальном эмоционально-положительном контакте ребенка с логопедом. Цель определила задачи: 1. Изучить, осмыслить и критически переработать литературу отечественных ученых и опыт педагогов-практиков. 2. Выявить с помощью обследования строение артикуляционного аппарата, состояние звукопроизносительной стороны речи и фонематического слуха. 3. С учетом новейших достижений науки и практики, компенсаторных возможностей детей подобрать наиболее эффективные, оптимальные методы и приемы устранения дефектов звукопроизношения. 4. Модифицировать и экспериментально апробировать совокупность игровых методов по преодолению дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста, стимулирующих их речевое развитие. 5. Воспитывать у детей речевую саморегуляцию и самоконтроль. Мы осуществили новый подход к формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Раскрыли зависимость уровня речевого развития ребенка от способов профессиональной деятельности педагога, разработали и апробировали систему занятий по преодолению дефектов звукопроизносительной стороны речи детей, имеющих речевые нарушения. Результаты работы используются в практике дошкольного учреждения № 17 г. Кириши Ленинградской области, работающего в режиме научно-педагогического поиска.
2. Динамика устранения нарушений Роль логопедического массажа в преодолении многих расстройств артикуляции Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия на организм путем трения, давления, вибрации, поглаживания, проводимых непосредственно на поверхности тела человека руками массажиста. Выполнять массажные манипуляции по мнению многих специалистов в этой области — это дар божий. В.И. Васичкин — автор книг, справочников, учебных пособий и методик лечебного массажа при различных патологиях, сравнивая за многолетнюю практику обучения желающих научиться массажу отмечает, что не всем дано природой заниматься столь трудным делом. Массаж может быть общим и местным. Логопедический массаж относится к местному массажу, так как локализуется в области артикуляционного аппарата, расположенного в ротовой области человека. Роль массажа в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой. И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза. Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ. Процесс речеобразования обеспечивается благодаря согласованной работе многочисленных нервных центров и структур, которые образуют иерархически организованную систему, управляющую органами артикуляции. Нарушение работы любого звена этой системы или органов артикуляции, вызванное врожденным недоразвитием, повреждением в результате заболевания или травмы, приводит к нарушению деятельности системы в целом. Как известно, одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке, которая ослабляется с возрастом.
Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения. Следует учесть, что логопедический массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. По нашему мнению он должен входить в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в сущности, предполагает использование разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции звуков и воспроизведение её по подражанию; опора на сохранные звуки, артикуляционная гимнастика; механическое воздействие на органы артикуляции; развитие фонематического анализа и синтеза. Педагоги зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуются психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе. Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез поможет тесная связь со смежными науками, то есть интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи не результативны. На помощь приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на учении о компенсаторных возможностях ребенка. Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе в логокоррекционной работе нервная система таких детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Для этого важно хорошо разбираться в «Неврологических основах логопедии». Основы этих знаний дадут возможность понять причины дефекта и правильно выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику. Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: фармакотерапия, логопедический массаж, ЛФК, артикуляционная и дыхательная гимнастики, физио-, фитотерапия. 2.2. Экспериментальный опыт использования Предлагаемые в данной работе методы опираются на собственный экспериментальный и практический опыт работы с разными категориями лиц с артикуляторными нарушениями. Вместе с тем при написании этой работы использованы некоторые методики И.Ф. Григорьевой, И.В. Муратова, А.С. Герасимовой, В.И. Васичкина, М.А. Поваляевой.
При изучении книг, справочников, учебных пособий и методик лечебного массажа при различных патологиях нами выяснилось, что способ ручного массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем. Во время работы мы соблюдали гигиенические основы проведения массажа. Для его проведения мы используем сухое, достаточно хорошо освещенное, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией. При массаже важно соблюдать тишину, и только по желанию массируемого ребенка мы включаем музыку или ведем беседу, учитывая при этом его состояние, не вызывая отрицательных эмоции, не утомляя и прислушиваясь ко всем ответным реакциям организма. Оптимальное положение ребенка во время массажа: сидя в кресле с высоким подголовником или лежа на спине. Для работы в кабинете мы имеем необходимые предметы: стол, стул по росту ребенка, кушетка, круглые валики, шкаф для хранения чистых простыней и полотенец, аптечку первой помощи, раковину с подводкой холодной и горячей воды. Пол в кабинете деревянный, покрыт линолеумом, температура воздуха от +20°С до + 22°С, относительная влажность — не выше 60%. Имеются песочные и процедурные часы, магнитофон, секундомер. Достаточно подробные правила эксплуатации и оборудование массажных кабинетов освещены в Справочнике по охране труда работников здравоохранения (М.: Медицина, 1975), которые по возможности мы стараемся выполнять. Необходимым при выполнении логопедического массажа, мы считаем соблюдение определенных требований к массируемому ребенку и массажисту. В нашем дошкольном учреждении массаж осуществляет врач или логопед, знающие этиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях мы применяем логопедический массаж только по назначению лечащего врача (невропатолога, психоневролога). В процессе работы мы выделили два основных аспекта владения массажем — психологический и технический. Работая с ребенком необходимо быть внимательным, терпеливым, дружелюбным, спокойным, уверенным в правильности выполнения плана сеанса массажа специалистом. Выполняя массажные манипуляции, мы стараемся выбирать наиболее эффективные приемы, соблюдать рациональную последовательность отдельных приемов массажа, учитывать адекватность ответной реакции ребенка на проведенный сеанс или курс массажа. Часто успех лечения зависит от доверительных отношений между специалистом и ребенком (от умения наладить хороший контакт с пациентом). Массажист должен хорошо знать строение артикуляционного аппарата, физиологическое действие отдельных приемов массажа, обладать развитым чувством осязания. Сеанс логопедического массажа мы начинаем с приемов общего расслабления (релаксации). Релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Массаж назначаем ежедневно или через день в зависимости от речевого нарушения и общего физического нарушения ребенка. Всегда учитываем противопоказания к применению массажа: любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, острые хронические заболевания кожных покровов. Мы используем основные приемы ручного массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и пассивные движения. Определен основной «инструмент» воздействия при выполнении массажа. Им является кисть массажиста. 1. Поглаживание — это манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже (лица), не сдвигая ее складки, с различной степенью надавливания. В зависимости от методики применения приема и его дозировки поглаживание оказывает успокаивающее или возбуждающее действие на нервную систему. Например, поверхностное плоскостное поглаживание успокаивает, обхватывающее — возбуждает. Часто применяем вспомогательные приемы: щипцеобразное (выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще I-II-III или только I-II пальцами. Эта разновидность применяется при массаже небольших мышечных групп лица.) и граблеобразное (производим граблеобразно расставленными пальцами одной или обеих кистей. Прием выполняем подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях в области волосистой части головы). По мнению многих опытных специалистов такое поглаживание кожи лица улучшает кожное дыхание, активизирует секреторную функцию кожи. Усиливаются обменные процессы, повышается кожно-мышечный тонус, усиливается микроциркуляция, тонизируются и тренируются сосуды. Прием осуществляем как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами. Логопедический массаж начинаем с поглаживания, используем его в процессе процедуры, а также заканчиваем сеанс этим приемом. Все виды поглаживания проводим только по ходу лимфопотока до ближайших крупных лимфатических узлов. Прием проводим медленно (24-26 движений в 1 минуту), плавно, ритмично, с разной степенью надавливания на массирующую поверхность. При проведении сеанса массажа мы стараемся выбирать наиболее эффективные и максимально применимые для данной области разновидности основных и вспомогательных приемов поглаживания. Думаем, что важно здесь отметить наиболее часто встречающиеся ошибки при массаже: а) сильное давление при выполнении приема может вызвать неприятное ощущение у ребенка или даже боль; б) разведение пальцев и неплотное прилегание их к массируемой поверхности лица при плоскостном поглаживании может привести к неравномерному воздействию и неприятным ощущениям у пациента; в) растирание — это манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях. Отметим, что прилагаемое усилие уже больше, чем при поглаживании. Этот прием способствует увеличению подвижности массируемых тканей по отношению к подлежащим слоям. При этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям, "Что значительно улучшает их питание и обменные процессы. Прием проводим подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Также мы используем тыльную поверхность согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляем в прямом (выполняем концевыми фалангами одного или нескольких пальцев) или спиралевидном (выполняем основанием ладони или локтевым краем кисти, согнутой в кулак) направлениях. 2. Растирание — это подготовительный прием к разминанию. При применении приемов на лице необходимо использовать переступание. Движения при растирании проводят в любом направлении, независимо от направления лимфотока. Важно не задерживаться на одном участке более 8—10 секунд. Обязательно учитываем состояние кожного покрова ребенка, его ответные реакции на выполняемые приемы. Прием растирания чередуем с другими приемами, выполняя 60-(100) движений в минуту. Необходимо использовать попеременное движение руками. Нельзя забывать о встречающихся ошибках при разминании: а) грубое, болезненное выполнение этого приема. б) растирающие движения со скольжением по коже, а не сдвигая ее. в) растирание прямыми пальцами, а не согнутыми в межфаланговых суставах. Это может привести к боли для пациента и утомлению для массажиста. 3. Разминание — это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захватывание, сдавливание, сжимание, оттягивание и непосредственно разминание тканей одной или двумя руками одновременно. Разминание оказывает основное воздействие на мышцы лица, благодаря чему повышается их сократительная функция. Активно способствует улучшению крово- и лимфообращения, следовательно, улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, увеличивается работоспособность мышц, их тонус. Нами замечено, что разминание — это прием, по которому можно судить о технических способностях массажиста. Разминание является пассивной гимнастикой для мышц. Массажные движения выполняются в продольном (проводим по ходу мышечных волокон. Выпрямленные пальцы располагаем на массируемой поверхности так, чтобы первые пальцы обеих кистей находились на передней поверхности массируемой мышцы, а остальные располагались по ее сторонам) и поперечном (руки устанавливаем поперек мышечных волокон так, чтобы первые пальцы были по одну сторону массируемого участка, а остальные — по другую) направлениях. Также используем вспомогательные приемы массажа. Сдвигание — зафиксировав массируемую область, производим короткие, ритмичные движения, сдвигая ткани друг к другу. Противоположные движения называются растяжением. Чаще выполняем двумя пальцами или несколькими пальцами. Щипцеобразное — выполняем I-II или I-III пальцами, захватывая, оттягивая, разминая мышцы лица. Необходимо учесть, что мышцы должны быть расслаблены. Опять же прием проводим медленно, плавно, без рывков, до 50-60 движений в минуту. Движения проводим в любых направлениях, без перескакивания с одного участка на другой. Интенсивность наращиваем постепенно от процедуры к процедуре. Отметим наиболее часто встречающиеся ошибки в работе: а) сгибание пальцев в межфаланговых суставах в фазе фиксации — вследствие чего возникнет боль в массируемой мышце за счет ее ущемления; б) скольжение пальцев по коже в фазе сдавливания, что очень болезненно (массажист «теряет» мышцу и не производится полноценное разминание); в) сильное сдавливание концевыми фалангами пальцев, что вызывает боль; г) массирование напряженной рукой — вызывает быстрое утомление массажиста. д) недостаточное смещение мышц в фазе раздавливания приводит к резкому болезненному выполнению приема. 4. При вибрации массирующая рука передает мышцам лица, шеи, губ, языка колебательные движения. Вибрация обладает выраженным рефлекторным воздействием, вызывая усиление рефлексов. В зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов, изменяется секреторная деятельность отдельных органов. Прием вибрации мы осуществляем одним, двумя или всеми пальцами. Или мы используем непрерывистую вибрацию — проводим концевыми фалангами одного или несколькими пальцами. При прерывистой вибрации (ударной) наносим один за другим удары кончиками полусогнутых пальцев. Часто используем вспомогательные приемы логопедического массажа: похлопывание (указательным пальцем производим легкие движения), пунктирование («пальцевой душ») выполняем концевыми фалангами II-III или II-V пальцев, подобно выбиванию дроби на барабане. Учитывая, что прием вибрации не должен вызывать болезненных ощущений у ребенка. Заметили, что продолжительные мелкие, с малой амплитудой, вибрации вызывают у массируемого успокоение, расслабление, а непродолжительные с большой амплитудой — противоположное состояние. Продолжительность выполнения ударных приемов в одной области не должна превышать 10 секунд, следует комбинировать их с другими приемами. Нередко встречаются ошибки при выполнении этого приема массажа: а) применение прерывистой вибрации на напряженных группах мышц, что может вызвать болезненность у пациента. б) прием проводят с излишней интенсивностью, что вызывает сопротивление пациента. Всегда выбор приемов массажа проводим дифференцированно в зависимости от тонуса мускулатуры. Так, например, приемы: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкую вибрацию используем при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При гипертонусе (спастические состояния) используем в основном поверхностное поглаживание, сильную вибрацию. В комплексной работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста среди различных форм медико-педагогического воздействия существенное место мы отводим сегментарному массажу с элементами гимнастики, в основу которой положена методика К.А. Семеновой, Б.Ф. Архиповой, И.В. Блыскиной, В.А. Ковшикова с некоторыми нашими добавлениями и изменениями. Данная работа является полным описания содержания и методики проведения логопедического массажа в нашем детском саду для детей с различными нарушениями речи. Проведенная нами логокоррекционная работа помогла достигнуть намеченных целей, решить поставленные задачи. Вся работа велась с учетом компенсаторных возможностей детей на трех типах занятий: профилактических, коррекционных и контрольных, в результате чего их речевое развитие поднялось на более высокую ступень: к концу 2000 года высокий уровень развития имели — 82% детей, средний — 18%. Изменились не только качественные показатели устной речи, но и личностные показатели самих ребят. Мы убедились в том, что нарушение речи в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике, поэтому раннее выявление предрасполагающих факторов, ранняя диагностика и своевременная коррекция необходимы и актуальны. С учетом изученной специальной литературы и собственного опыта работы, мы пришли к выводу, что дети с речевой патологией особенно нуждаются в проведении логопедического массажа. Выработанная нами методика оказалась наиболее оптимальной, адекватной, результативной, о чем свидетельствуют результаты исследования. Было обследовано 43 ребенка. Из них: с дизартрией — 10 человек, с дислалией — 30 человек, с ринолалией — 3 человека. Все они по нашему мнению нуждались в массаже. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Анализ полученных данных речевого и психоневрологического состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука — Р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичносги голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Наблюдались не только фонетические, но и нарушения дыхания и голоса. Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников — дизартриков показал, что обследуемую нами группу детей необходимо условно разделить на две основные подгруппы: 1) дети с паретической формой дизартрического нарушения; 2) дети со спастической формой дизартрического нарушения. Этот вывод подтверждает необходимость использования различных приемов сегментарного массажа в процессе логокоррекционной работы. Комплекс сегментарного массажа при гипертонусе, который мы успешно применяем в своей работе.. 1. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Кожа переднего и боковых отделов шеи нежна и легко поддается смещению. Лимфатические сосуды, проходящие в области шеи, впадают в лимфатические узлы, расположенные группами на границе головы и шеи (затылочные, заушные, околоушные, нижнечелюстные, язычные, заглоточные, щёчные, подбородочные). Положение массируемого ребенка — сидя или лежа (на животе). а) медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз — в области горла попеременно то правой, то левой рукой; б) — от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (производим одновременные движения обеих рук); в) кладем обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, кончики пальцев обеих рук касаются друг друга; затем руки скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин (в области затылка кожа имеет утолщение и менее подвижна); Целесообразным считается применение гимнастики: — голову уронили — «уснули»; — голову запрокинули; из этого положения движения вправо-влево; — голову опустили, затем уронили. Кладем массируемого (ребенка) на кушетку на живот, чтобы его голова свисала; своими руками плавно, медленно выполняем круговые движения головой ребенка. Любой прием массажа чередуем с поглаживанием. Не проводим энергичных движений на передней поверхности шеи, области сонных артерий (при пальпации во время поворота головы легко прощупываем на шее пульсацию общей сонной артерии). 2. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания (в замедленном темпе). Направление движений: а) от середины лба к вискам; б) от середины лба до ушных раковин; в) от бровей до волосистой части головы; г) от спинки носа к ушной раковине; д) от середины верхней губы до ушных раковин; е) от линии лба вниз через лицо к шее; ж) от мочек уха по щекам к крыльям носа; з) от середины верхней губы на подбородок; и) поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися от середины лба — и снова к середине); к) по верхней губе от угла рта к середине; л) по нижней губе от угла рта к середине; м) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта; н) легкое постукивание губ подушечками пальцев рук. 3. Среди средств, применяемых для активизации и нормализации деятельности языка и его расположения в области рта используем массаж на расслабление мышц языка. Следует отметить, что детям до 4 лет, у которых патологическая позиция языка и мышечная деформация не сформировались, делать массаж языка не рекомендуется. Массаж включает: — продольное поглаживание (указательным пальцем производятся движения от средней части к кончику языка). Выполняется в течение 10-20 секунд. — поперечное поглаживание (указательным пальцем производятся движения из стороны в сторону). Выполняется в течение 10-20 секунд. — щипцеобразное поглаживание (указательным и большим пальцами производятся легкие пощипывания тела языка от средней части к кончику языка, кончик прощипывается дольше, чем спинка). Выполняется в течение 10-20 секунд. — растирание штрихованием (указательным пальцем производятся короткие поступательные движения с легким надавливанием и смещением тканей продольно и поперечно от средней части к кончику языка). Выполняется в течение 10-15 секунд. — разминание надавливанием (указательным пальцем производим различные надавливающие движения в области средней части и кончика языка). Выполняется в течение 10-15 секунд. — вибрация похлопыванием (указательным пальцем производятся легкие движения по телу языка от боковых поверхностей к середине). Выполняется в течение 10-15 секунд. В работе следует соблюдать некоторые методические указания. При проведении массажа язык расслаблен и лежит в районе нижней губы. Массаж языка не должен превышать 5 минут. Каждый прием массажа чередуется с поглаживанием. Проводится два раза в день до еды. Не следует заставлять ребенка слишком далеко высовывать язык. К этому нужно подходить осторожно, соблюдая индивидуальный подход и дифференцированные требования. Рот также не должен быть раскрыт очень широко, в противном случае ребенок будет очень напряжен и быстро утомится. Занимаясь реабилитацией детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба, выяснилось, что первичными причинами нарушения произношения являются нарушение нёбно-глоточного смыкания и наличие зубочелюстных деформаций. Они определяют аномальные резонансно-акустические характеристики артикуляторного аппарата, которые приводят к формированию компенсаторных патологических изменений в дыхании, в структуре органов артикуляции (прежде всего языка), организации артикуляторных движений, фонации. Все это, а также сниженный слух у детей обуславливают не только нарушения произношения, но и трудности его восстановления. В качестве одного из коррекционных методов, используемых в реабилитационной практике на всех ее этапах, включая самые ранние, является логопедический массаж. Он положительно влияет на рассасывание рубцов после оперативного вмешательства, что особенно важно для детей с открытой ринолалией, так как от подвижности и эластичности губ, языка, нёбной занавески — зависит и восстановление полноценной речи. Все дети с поврежденной расщелиной верхней губы и нёба нуждаются в логопедическом массаже. Массаж не только способствует развитию мышечной активизации органов артикуляции и формированию правильных артикуляторных движений, но также помогает воспитывать кинестетические ощущения, необходимые для нормальной речевой деятельности. Кроме того, массаж способствует укреплению лицевой мускулатуры, которая у детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба ослаблена в результате подавления сосательного рефлекса. С помощью массажа устраняются компенсаторные гримасы, сопровождающие речь детей-ринолаликов. Поэтому в процессе логокоррекционной работы необходимо также уделять время массажу лицевой мимической мускулатуры. Предлагаемый комплекс сегментарного массажа при выраженной вялости оральной мускулатуры направлен на ее укрепление. 1. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляем путем следующих упражнений: А) поглаживание лба от середины к вискам; Б) поглаживание шеи от носа к ушам и от подбородка к ушам; В) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, следует производить спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких массажных легких манипуляций силу движений наращиваем. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательной реакции ребенка. 2. Укрепление губной мускулатуры. Массаж включает: — продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта). Выполняется в течение 10 секунд. — поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх). Выполняется в течение 10 секунд. — прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно). Выполняется в течение 20-30 секунд. — поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно). Выполняется в течение 10-20 секунд. — продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно). Выполняется в течение 20-30 секунд. — вибрация прерывистая («пальцевой душ» — указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях). Выполняется в течение 10-20 секунд. — разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой палец — на коже над рубцом; проводятся разминающие движения между подушечками пальцев). Выполняется в течение 10-20 секунд. В послеоперационном периоде, после снятия швов, массажу придается большое значение. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и келлоидных рубцов верхней губы. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы и уменьшает нарастание явлений остаточных и послеоперационных деформаций. 3. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен: губы сомкнуты; энергично нажимая на десны, производим движения справа налево, и наоборот, по верхней и нижней десне с наружной стороны. 4. Целью массажа нёба до операции является улучшение крово- и лимфообращение в тканях нёба, активизация мышечной подвижности мягкого нёба. Массаж проводится 3 раза в день по 3-5 минут. Каждый прием массажа чередуется поглаживанием: — продольное поглаживание (указательным или средним пальцем проводим движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется в течение 10-20 секунд. — поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии нёба до шеек зубов). Выполняется в течение 10-20 секунд. — прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем производятся движения по направлению от резцов верхней челюсти послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно). Выполняется в течение 10-20 секунд. — продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии нёба, от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10-20 секунд. — прерывистая вибрация («ударная» — кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому нёбу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10 секунд. Рекомендуем обучить ребенка делать самомассирующие движения языком при помощи опрокидывающихся движений кончика языка от каж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|