Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фантастический роман в творчестве Уэллса

Начало творческого пути

Герберт Уэллс пришел в литературу из мира пауки. Почти двадцать лет выходили в свет его романы, повести и рассказы, а первая его книга — учебник биологии, изданный и 1892— 1893 гг. (I и II части) и выдержавший после этого ещё пять изданий, продолжал оставаться популярным учебным пособием.

Герберт Джорж Уэллс (Herbert George Wells, 1866—1946) родился в Бромли — тогда маленьком провинциальном городке, недалеко от Лондона. Его отец и мать, в прошлом садовник и горничная в богатом поместье, владели небольшой лавкой фарфоровых изделий, почти не приносившей дохода. Фактиче­ски семья жила на деньги, которые отец зарабатывал как про­фессиональный игрок в крикет. Герберт Уэллс был ещё под­ростком, когда отец сломал ногу и тем самым лишился заработ­ка; мать вернулась на старое место - теперь уже и качестве домоправительницы, детей определили в мануфактурную торговлю. Четырнадцатилетний Герберт, мечтавший стать уче­ным, сделался уборщиком и кассиром.

В юности Уэллс переменил немало профессий. Он работал лаборантом в аптеке, пытался жить уроками — и снова вер­нулся в мануфактурную лавку; служил учителем начальной школы. Наконец, ценою упорных занятий, ему удалось сдать экзамены на стипендию в так называемой Нормальной школе — высшем учебном заведении, готовившем преподавателей есте­ственных и точных наук. К двадцати трем годам он получил уче­ную степень по биологии.

С начала 90-х годов Уэллс сотрудничает в периодической печати; часть статей и очерков, тогда им написанных, впослед­ствии вошла в сборник “Избранные разговоры с дядей” (Select-Conversations with an Uncle and Two other Reminiscences, 1895).

В том же году был опубликован его научно-фантастический роман “Машина времени” (The Time Machine: An Invention), а затем сборник новелл “Украденная бацилла и другие про­исшествия” (The Stolen Bacillus and other Incidents, 1895). Эти произведения принесли молодому автору широкую извест­ность. Литературная слава Уэллса упрочилась после опубли­кования романов “Остров доктора Моро” (The Island of Dr. Moreau, A Possibility, 1896), “Человек-невидимка” (The Invi­sible Man: A Grotesque Story, 1897) и “Война миров” (The War of the Worlds, 1898). С этого времени он окончательно посвя­щает себя литературной деятель нести.

Характерные черты творчества

Творческое наследие Уэллса очень велико. Уэллсу принад­лежит около сорока романов, множество публицистических работ, киносценарии, из которых наиболее известен “Облик грядущего”, написанный в сотрудничестве с кинорежиссером Александром Корда. Уэллс — автор многочисленных расска­зов, весьма разнообразных по тематике и форме,— от юмори­стического рассказа и волшебной сказки до рассказа-памфлета, посвященного важным социальным и литературным проблемам, и рассказа-пародии. Особое место занимает “Опыт автобиогра­фии” (Experiment in Autobiography, 1934),— книга, в которой повествование художника о своей жизни перемежается с размы­шлениями о проблемах современности.

Переход от научной деятельности к научно-популярному очерку, а затем и к художественной литературе был для Уэллса совершенно естественен.

Утилитарный, научно-популярный элемент достаточно силён в творчестве Уэллса. Дело даже не в объеме и степени достовер­ности специальных знаний, сообщаемых писателем в том или ином романе. Одни его построения основаны на точных науч­ных положениях, другие лишь “наукообразны”. Но в каждом случае Уэллс ставил себе задачу привить читателю научный склад мышления, увлечь его грандиозными перспективами, которые открывает пород человечеством развитие науки.

Впрочем, если бы только этим ограничивались цели Уэллса, творчество его не выходило бы за пределы позитивизма.Вдей­ствительности оно значительно шире. Именно за рамками по­зитивизма творчество Уэллса приобретает свою художествен­ную и общественно-познавательную ценность.

“Быть художником — не значит ли это искать выражения для окружающих нас вещей?— писал Уэллс и предисловии к первому русскому собранию своих сочинений (1909).— Жизнь всегда была мне страшно любопытна, увлекала меня безумно, наполняла меня образами и идеями, которые, я чув­ствовал, нужно было возвращать ей назад. Я любил жизнь и теперь люблю ее всё больше и больше. То время, когда я был приказчиком или сидел в лакейской, тяжелая борьба моей ранней юности,— всё это живо стоит у меня в памяти и, по-своему, освещает мне мой дальнейший путь”.

Конец XIX столетия ознаменовался большими научными открытиями, систематизацией ранее накопленных знаний. Но тот же период истории Англии был отмечен и резким обо­стрением классовых противоречий. В какой связи находятся оба эти процесса — такой вопрос настойчиво вставал перед Уэллсом, видевшим в науке средство улучшить жизнь людей.

Фантастический роман в творчестве Уэллса

Уэллс, собственно, пишет романы не столько о науке, сколь­ко об её возможностях и о тех силах, которые мешают ей служить людям. Последний вопрос имеет такое большое значение для автора, что оттесняет на второй план вопросы чисто научные. Но как бы ни были научно оснащены произведения Уэллса, важнейшая их тема — основные общественные проблемы со­временности. Уэллс с самого начала выступил как автор со­циально-политических произведений, написанных в жанре научно-фантастического романа.

Этот жанр имел большое значение для Уэллса. Фантасти­ческий роман давал возможность писателю, рассказывая о бу­дущем человечества, проследить основные тенденции современ­ного общества в их развитии. Писатель широко использовал и другие возможности фантастики — прежде всего в области традиционного для английской литературы сатирического гро­теска (Свифт, Диккенс).

Характер и особенности творчества Уэллса невозможно понять, не принимая во внимание того подъема, который пере­живало в 80—90-о годы рабочее движение в Англии. В усиле­нии активности рабочего класса — истоки критического от­ношения Уэллса к современному ему буржуазному обществу и его стремления охватить широкие перспективы общественного развития, глубоко проникнуть в суть социальных конфликтов действительности. Но, с другой стороны, реформистская идео­логия писателя объяснялась влиянием оппортунизма в англий­ском рабочем движении.

Для социально-политических взглядов Уэллса показательна история его отношений с Фабианским обществом, в которое он вступил в 1903 г. Уже с 1906 г. писатель начал ожесточенно критиковать Сиднея и Беатрису Вебб, а еще через два года он вышел из общества.

Уэллс считал, что фабианцы крайне поверхностно судят о характере общественных отношений.

Романы Уэллса обычно делят на фантастические, бытовые и романы-трактаты. В каждом из этих литературных жанров нашли выражение не только разные стороны писательского дарования Уэллса, но и разные стороны его идейного облика.

Уэллс — художник исключительно чуткий к общественным переменам — посвятил литературному труду более пятиде­сяти лет. В разных исторических условиях выступали на пер­вый план разные стороны идеологии и дарования писателя. Творчество Уэллса распадается на два больших периода. Первый охватывает 4895—1913, второй — 1914—1946 годы. Значительно эволюционирует его творчество и внутри каждого из этих периодов.

 

Полемика в романах Уэллса

Романы Уэллса глубоко полемичны. Автор не просто вы­сказывает свою точку зрения на происходящее. Он жестоко воюет с идейными противниками. Уже первый его роман — “Машина времени”— представлял собой ответ шовинистической пропаганде, пытавшейся убедить рабочий класс, что англичане — единая нация, противостоящая всем иностранцам, и в особенности колониальным народам.

В обществе далекого будущего, которое рисует Уэллс, трудящиеся и эксплуататоры представляют собой даже не “две нации”, а две разные породы людей. Рабочие, в течение многих тысячелетий лишенные благ культуры, выродились в звероподобных морлоков, а “высшие классы”, привыкшие жить плодами чужого труда, превратились в изнеженных, не­жизнеспособных элоев. Современное общество разделено на трудящихся и бездельников, и это неизбежно ведет к его вы­рождению, предупреждает Уэллс. Правящие классы ожидает историческое возмездие. Морлоки Уэллса продолжают кормить элоев, но потому лишь, что употребляют их в пищу.

В неменьшей мере полемичны и другие фантастические романы Уэллса. Каждый из них, ставя проблему, характерную для какого-нибудь значительного периода истории, в то же время исторически конкретен и в более узком смысле слова — находится в самом центре идейной борьбы своего времени.

Роман “Первые люди на луне” (The First Men in the Moon, 1901) содержит острую критику философии Спенсера, популяр­ной тогда в буржуазных кругах. “Лунное общество” органи­зовано в полном соответствии с взглядами Спенсера, рабочие в нем действительно только “руки общества”, правящие клас­сы — только “мозг”. Это общество функционирует безупречно, но как оно бесчеловечно и холодно жестоко! В романе “Война миров” Уэллс выступает против демагогии империалистов, заявлявших в те годы, что они “тоже коллективисты”, поскольку стоят за единую Британскую империю и являются противни­ками системы “мелких”, “разобщенных” государств. По мнению Уэллса, действительная идеологическая основа капиталисти­ческого общества — отнюдь не “коллективизм”, а звериный индивидуализм. Эта мысль отражена в романе в образе сол­дата-артиллериста, краснобая, разглагольствующего о буду­щем объединении человечества, но на самом дело заинтересованного лишь в том, чтобы никто не подобрался к его запасам пищи. “Остров доктора Моро” явился своеобразным откликом на “Книгу джунглей”, к которой Киплинг, критикуя буржу­азную цивилизацию справа, утверждал “Закон джунглей”. Против идеологии звериного индивидуализма направлен и роман “Человек-невидимка”.

Судьба Гриффина, главного героя произведения, до неко­торой степени выражает мысли Уэллса о тяжелом положении науки в буржуазном обществе. Гриффин совершает свое вели­чайшее открытие, не только не пользуясь поддержкой общества, но и встречая прямое сопротивление с его стороны. Всем, чего он добился, Гриффин в буквальном смысле слона обязан только себе самому. Уэллс восхищается упорством Грнффина, его творческой силой. Но “Человек-невидимка” — не только роман о положении дерзновенного творца в обществе нищих духом. Основная тема романа — вопрос об общественной роли науки. И если рассматривать Гриффина под этим углом зрения, то он совершенно утрачивает признаки положительного героя. Гриффин противостоит обществу лавочников как человек смелой мысли, но не как человек иных общественных убеж­дений. Он использует свое могущество совершенно так же, как это сделал бы любой из его противников. Став, как ему представляется, выше окружающего общества, Гриффин ока­зался в действительности лишь наиболее ярким выразителем его характерных свойств — индивидуализма, своекорыстия, жестокости. Борьба Гриффина с обществом — это не столкно­вение различных принципов, а одно из проявлений борьбы всех против всех, непрерывно кипящей в буржуазном обществе.

Уэллс заканчивает роман замечательным художественным штрихом. Трактирщик Томас Марвел, в руках которого очу­тились гениальные труды Гриффина, мечтает сам сделаться невидимкой. Правда, в книгах покойного ученого он ничего понять не может, но мечты своей он не оставляет и каждый день на сон грядущий читает несколько строк, состоящих из каких-то таинственных цифр, крестиков и закорючек.

Создавая образ Гриффина, Уэллс осудил ницшеанский культ “сверхчеловека”, презрение к народу. Более того — он показал Гриффина — безумца, маньяка-убийцу, мечтающего о власти над человечеством, как плоть от плоти буржуазного общества, как его порождение.

Восхищаясь силой и возможностями науки, Уэллс пони­мает, что прогресс науки не обязательно связан с прогрессом общества. В том, с. какой целью - на пользу или на вред че­ловечеству — будут употреблены достижения науки, он спра­ведливо видит проблему политическую.

Этой проблеме — центральной для всего раннего творче­ства Уэллса — посвящен его роман “Война миров”.

2.2 “Война миров” на “Острове доктора Моро”

“Война миров” дает наиболее полное представление о свое­образной художественной форме ранних романов Уэллса. Рассказывая о вторжении на землю марсиан, писатель ведет свое повествование в форме подробного научного отчета, окра­шенного эмоциями рассказчика, который сообщает не только о своих выводах, но и о ходе наблюдений, и обстоятельствах, при которых они сделаны. Уэллс предусматривает самые раз­личные возможные последствия вторжениямарсиан на Землю, включая изменения людской психологии, земной флоры и т. д. Но рассказчик — не безразличный наблюдатель. Он не просто очевидец интересного эпизода, добросовестно, но бесстрастно повествующий о нем, а один из тех, кто на собственном опыте пережил крушение земной цивилизации. Правда, в отличие от других участников этих событий, он глубоко задумывается над происходящим и видит в победе марсиан не результат не­ожиданного вмешательства какой-то посторонней силы, а след­ствие внутренней противоречивости и слабости современного общества. Человечество оказалось на краю гибели потому, что оно было разобщено, закоснело в своих предрассудках, отстало в развитии технических и научных знаний.

Более глубоко та же мысль раскрывается писателем через обобщенный образ марсиан. В этих фантастических существах воплотились тенденции современного собственнического обще­ства, доведенные до предела. Уже в первой главе романа автор замечает, что жестокость марсиан, поставивших себе целью истребить большую часть человечества, не может удивить того, кто достаточно знаком с нравами буржуазной цивилизации.

“Прежде чем судить их слишком строго,— пишет Уэллс,— мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных... но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеян­ной иммигрантами из Европы. Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовав­шими и том же духе?” Прибытие первого “цилиндра с Марса” застаёт героя романа за работой над статьей о развитии нрав­ственности в связи о общим прогрессом цивилизации. То, что он увидел во время вторжения марсиан, заставляет его оставить статью недописанной.

Марсиане, которые в своих научных и технических позна­ниях намного опередили человечество, совершенно лишены человеческих чувств. Единственного рода эмоция, которую они испытывают, это удовольствие при пожирании пищи. Марсиане бесчеловечны, но их жестокость — лишь форма осу­ществления экономической (в данном случае физиологической) необходимости,и тем она страшнее.

Картина “царства марсиан” списана Уэллсом с натуры. Для человека, воспитанного буржуазным обществом и при­нимающего его нормы, господство марсиан не принесет ничего по существу нового. У него “нет мужества, нет силы, нет гор­дости. А без них человек — ничто... Для таких людей марсиане будут просто благодетелями: чистые, просторные клетки, пи­тательный корм, порядок и уход, полное спокойствие. Про­бегав на пустой желудок с недельку по полям и лугам, они сами придут проситься в клетку... Они будут удивляться, как это раньше жили без марсиан... Среди них появятся разные на­правления, секты... Найдется немало откормленных глупцов, которые просто примирятся с новым положением, другие будут мучиться тем, что это несправедливо и что они должны что-нибудь сделать. Когда надо на что-нибудь решиться, слабые и те, которые сами себя расслабляют бесконечными рассуждениями, изобретают религию, бездеятельную и заносчивую, проповедующую смирение перед насилием, перед волей божьей. В этих клетках будут набожно распевать псалмы и молитвы. А другие, не такие простаки, займутся... эротикой... Может быть, марсиане воспитают из некоторых людей своих любим­чиков, обучат их разным фокусам... Может быть, им вдруг жалко станет какого-нибудь мальчика, который вырос у них на глазах и которого надо зарезать. Некоторых они, быть мо­жет, обучат охотиться за нами...” Уже в романе “Остров доктора Моро” писатель впервые поставил вопрос о результате развития современною общества.           

Молодой биолог Эдуард Прендик в результате корабле­крушения попал на остров, где в пределах жизни одного поко­ления протекает вся история цивилизации. Действие романа развертывается сразу в двух планах—реальном и фантастико-символическом. Доктор Моро, которого встречает Прендик, — смелый ученый-экспериментатор, человек огромного творческого дерзания, не сумевший ужиться среди ханжей и филистеров и уехавший на необитаемый остров, чтобы произ­водить там свои опыты по очеловечиванию зверей. Но по ходу романа образ Моро вырастает в грандиозную символическую фигуру, олицетворяющую тенденции буржуазного прогресса. Процесс роста человечества в условиях буржуазного общества очень противоречив. В своей лаборатории, которую обитатели острова назвали “домом страдания”, Моро превращает зверей в  людей, нo звери очеловечиваются только до определенного предела. Чтобы держатьих в подчинении, Моро приставил к ним уродливое существо, именуемое “чтец закона”, который грозит возвращением в “дом страдания” тем, кто нарушит “закон”. Сцена чтения “закона” одна из самых сатириче­ски-острых в этом романе. “Не ходить на четвереньках”, “не лакать воду языком”, “не охотиться за другими людьми” - таковы предначертания “закона”. Следом за чтецом люди-звери тянут в своей пещере эту полубезумную литию, повторяя после каждой фразы “разве мы не люди?” В буржуазном об­ществе человек очеловечен лишь отчасти. Наполовину он еще подчиняется законам животного царства, с его звериным за­коном борьбы всех против всех.

В методах “очеловечивания” на острове доктора Моро скры­та бесчеловечность, противная принципу, ради которого оно, по видимости, совершается. На острове вспыхивает возмуще­ние, люди-звери освобождаются. “Мы любим Закон и будем соблюдать его, но для нас навсегда исчезли страдания, госпо­дин и бичи”,— говорят они. Однако революция, по мнению Уэллса, тоже несет в себе внутреннее противоречие. Направлен­ная против жестокости современного общества, она сама осу­ществляется через жестокость. Этой мысли подчинена финальная часть романа. Несмотря на благие намерения людей-зверей, человеческое в них исчезает в процессе ре­волюции. Они снова опускаются на четвереньки. Цивилизация гибнет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...