Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы федерального бюджета на 2002 г.

31 декабря 2001 года Президент РФ подписал федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" [1].

Расходная часть бюджета РФ на 2002 год утверждена в сумме 1 триллион 947 миллиардов 386,3 миллиона рублей, доходная - в сумме 2 триллиона 125 миллиардов 718,2 миллиона рублей. При этом объем валового внутреннего продукта прогнозируется в размере 10 триллионов 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США [1].

Превышение доходов над расходами в 2002 году планируется направить на погашение госдолга России в сумме 68 миллиардов 566,6 миллиона рублей и на образование финансового резерва - 109 миллиардов 765,3 миллиона рублей. На обслуживание государственного и муниципального долга выделяется 285 миллиардов 9 миллионов 298,7 тысяч рублей, на национальную оборону - 284 миллиарда 157 миллионов 831,5 тысяч рублей, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - 173 миллиарда 863 миллиона 288,3 тысячи рублей, на образование - 80 миллиардов 88 миллионов 334,7 тысяч рублей.

257,5 млрд. руб. - средства федерального бюджета направляемые по разделу "Социальная политика" функциональной структуры расходов федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, 289,7 млрд. руб. - процентные расходы федерального бюджета, сформированные исходя из графика платежей 2002 года и 1324,7 млрд. руб. - непроцентные расходы федерального бюджета в традиционной структуре.

Существенно в 1,42 раза против уровня 2001 года, в проекте федерального бюджета на 2002 год возрастают расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, финансируемых из федеральною бюджета. Это обусловлено установлением ставки 1 разряда Единой тарифной сетки па уровне 450 рублей и индексацией тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1,89 раза; приравниванием с 1 июля 2002 года окладов по воинской должности (должностных окладов) военнослужащих и приравненных к ним лиц к должностным окладам федеральных государственных служащих, что эквивалентно увеличению окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц от 1,7 до 2 раза.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования на 2002 год по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" предусматривается в размере 56670,6 млн. рублей, в соответствии с ведомственной структурой расходов определенной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" с учетом изменений и дополнений.

Cудебная власть. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 18857 млн. рублей или увеличен против 2001 года на 7523,1 млн. рублей, т.е. 66,4 процента.

Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2002 году планируется в объеме 46653,8 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета - в сумме 81113,8 млн. рублей, и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус", в сумме 34460,1 млн. рублей.

Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов.

Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 567,63 млн. долл. США (17880,17 млн. рублей. Взносы в международные организации (без учета международных финансовых организаций) предусматриваются в сумме 152,79 млн. долл. США (4812,95 млн. рублей), при этом будет обеспечено частичное погашение имеющейся задолженности по взносам России в ООН и другие международные организации (17,2 млн. долл. США).

В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2002 году будет оказывать техническое содействие по строительству, расширению и модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Ирак, Югославия.

Поскольку сотрудничество в области строительства комплексных объектов за рубежом является в настоящее время по существу единственной формой продвижения на внешний рынок машиностроительной продукции, технологий и строительных услуг российских предприятий, планируется увеличить указанные расходы по сравнению с 2001 годом на 100 млн. долл. США. Расходы федерального бюджета на эти цели в 2002 году, составят 500 млн. долл. США, или 15750,0 млн. рублей.

Предполагаемый общий объем поступлений в 2002 году в счет погашения основной суммы долга по кредитам, предоставленным Правительством бывшего СССР и Правительством Российской Федерации иностранным государствам определен исходя из графика платежей действующих межправительственных соглашений, а также соглашений, парафированных за последний период (подписание последних состоится в начале 2002 года), и составит 548,22 млн. долл. США, или 17268,9 млн. рублей.

В то же время следует учитывать, что ряд стран-должников, имеющих платежи срочные к погашению в 2002 году, относятся к категории "беднейших" и их платежные возможности не позволяют осуществлять выплаты в полном объеме. В этой связи существует вероятность предоставления ряду таких стран в рамках соглашений с Парижским клубом кредиторов облегчения долговою бремени путем реструктуризации их задолженности. Кроме того, по опыту прошлых лет, есть вероятность непогашения или длительной задержки платежей в погашение задолженности Кубы перед Российской Федерацией.

Присоединение России в 1997 году к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного участника позволило расширить круг иностранных государств, обслуживающих свою задолженность, перед Российской Федерацией. Соглашения об урегулировании задолженности предусматривают возможность проведения конверсионно-обменных операций в размере 20-30 процентов от суммы урегулируемой задолженности.

Указанные операции предполагают не только переуступку, продажу долга третьей стороне, но и получение в счет погашения долга акций предприятий, финансирование местных затрат на территории стран-должников. В 2002 году планируются поступления от проведения таких операций на сумму до 150 млн. долл. США, или 4725,0 млн. рублей.

Объем предоставления внутри страны кредитов, полученных от правительств иностранных государств, банков и фирм, предусматривается в 2002 году до 360 млн. долл. США, или 1 1340,0 млн. рублей. Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в связи с тем, что практика привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов доказала свою неэффективность, в 2002 году привлечение новых кредитов не предусматривается, а будет продолжено использование тех кредитов, которые включены в Программу внешних заимствований Российской Федерации на 2001 год.

В 2002 году будет продолжено участие Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций.

В качестве взносов в эти организации планируется перечислить 27,9 млн. долл. США, или 878,9 млн. рублей. Предполагается перечисление взносов в ОЭСР за участие Российской Федерации в деятельности рабочих органов этой организации.

Планируемые расходы по контрактам, заключенным в рамках займов международных финансовых организаций в объеме 50,3 млн. долл. США, или 1584,5 млн. рублей представляют собой расходы на софинансирование по проектам МБРР, на возмещение налогов, уплаченных по займам, и расходы на поддержание рублевого эквивалента установленной части квоты Российской Федерации в МВФ.

В 2002 году предельная сумма выплат по предоставленным Российской Федерацией гарантиям в рамках займов международных финансовых организаций может составить 29,5 млн. долл. США, из которых 19,5 млн. долл. США - оценка выплат по частичным гарантиям от некоммерческих рисков (включены в целевую статью 136 "Государственные гарантии по внешним заимствованиям"), а 10 млн. долл. США - по полной суверенной гарантии, предоставленной ЕБРР по кредиту ОАО "Камаз" (отражены в целевой статье 131 "Расходы в сфере международной деятельности" как предоставление кредитных ресурсов предприятиям и организациям).

Показатель статьи "Возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны, полученных от международных финансовых организаций" установлен на уровне 120 млн. долл. США, или 3780,0 млн. рублей.

Операции, проведенные в 2000 году путем погашения заемщиками просроченной задолженности и будущих обязательств по проектам МБРР и ЕБРР, существенно изменили график возврата средств конечными заемщиками в последующие годы. Сумма основного долга 2002 года, погашенная досрочно, составила 43 млн. долл. США. Дополнительным фактором, повлиявшим на корректировку сумм возврата основного долга, стала консолидация внебюджетных фондов в федеральном бюджете (Федеральных дорожный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд МНС Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции России), расходы по обслуживанию займов которых в 2002 году будут осуществляться за счет федеральною бюджета.

В 2002 году планируется возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны, полученных от правительств иностранных государств, банков и фирм в размере 145 млн. долл. США, или 4567,5 млн. рублей.

Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу 03 "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2002 год планируются в общей сумме 312,86 млн. долл. США, или 9855,5 млн. рублей.

Прогнозируемый общий объем расходов федерального бюджета в 2002 году на предоставление государственных кредитов правительствам стран СНГ составит 130 млн. долл. США, или 4095,0 млн. рублей, в том числе: Республике Беларусь - 40 млн. долл. США, Республике Украина - 50 млн. долл. США, Республике Азербайджан - 15 млн. долл. США.

В проекте бюджета на 2002 год расходы на международные культурные, научные и информационные связи предусмотрены в сумме 42,77 млн. долл. США, или 1347,3 млн. рублей, т.е. с увеличением относительно 2001 года на 17,18 млн. долл. США, что вызвано необходимостью выделения средств на покупку лицензии на право трансляции Летних Олимпийских игр 2004 г. в Греции и Зимних Олимпийских игр 2002 г. в США, Чемпионата мира по футболу, а также финансированием мероприятий по продвижению кандидатуры России в качестве организатора Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010".

Расходы на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам по сравнению с 2001 годом снижены, исходя из их уровня по отчетным данным за предыдущие годы. и предусмотрены в бюджете на 2002 год в сумме 1,8 млн. долл. США, или 56,7 млн. рублей.

Кроме того, с учетом соответствующих поручений Президента и Правительства Российской Федерации в проект бюджета на 2002 год включены новые виды расходов в сумме 45,0 млн. долл. США, касающиеся реализации международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в сумме 29396,9 млн. рублей, или с ростом против объема текущего года на 33,1%, в том числе по фундаментальным исследованиям - на 43,6% и по разработке перспективных технологий и приоритетным направлениям научно-технического прогресса - на 23,2 процента.

За счет ассигнований по разделу в 2002 году планируется профинансировать 38 федеральных целевых программ, в которые вошли 48 подпрограмм. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на их реализацию, планируется в сумме 6265,3 млн. рублей, или с ростом к 2001 году на 1283,9 млн. рублей. К наиболее приоритетным отнесены следующие программы: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" (1800,0 млн. рублей), "Национальная технологическая база" (1000,0 млн. рублей), "Развитие гражданской авиационной техники России" (2200,0 млн. рублей), "Реформирование оборонно-промышленного комплекса" (500,0 млн. рублей), "Интеграция науки и высшего образования России" (175,0 млн. рублей), "Мировой океан" (123,0 млн. рублей).

Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств, направляемый в 2002 году из федерального бюджета на финансирование отраслей материального производства планируется на уровне 53371,3 млн. рублей. В составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию, народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Государственная поддержка угольной промышленности. Финансирование угольной промышленности из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523 "О государственном финансировании мероприятий но реструктуризации угольной промышленности", дополнениями и изменениями к нему. Объем средств на поддержку угольной промышленности определен в сумме 7,2 млрд. рублей.

Финансирование спецкомбинатов системы "Радон". На финансирование работ, выполняемых на особо радиационно-опасных объектах спецкомбинатов "Радон" Госстроя России, выполняющих работы по сбору, хранению и утилизации радиоактивных отходов в отдельных регионах предусмотрено на 2002 год в сумме 159,0 млн. рублей.

Государственная поддержка народных художественных промыслов. На эти цели в федеральном бюджете на 2002 год учтено направление средств в размере 16,9 млн. рублей на оказание государственной поддержки народным художественным промыслам для компенсации тарифов на железнодорожные перевозки но территории Российской Федерации продукции, изготовленной организациями народных художественных промыслов, а также части расходов этих предприятий на потребленную электроэнергию.

Государственные капитальные вложения. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование государственных капитальных вложений определен исходя из прогнозируемых источников доходов бюджета в сумме 42,3 млрд. рублей. Государственные капитальные вложения сосредоточатся в основном на объектах непроизводственного назначения, имеющих некоммерческий характер и не располагающих собственными источниками накоплений, что позволит профинансировать федеральные целевые программы, связанные с ликвидацией последствий аварий и катастроф, отдельные объекты здравоохранения, науки, культуры, образования, а также жилищное и коммунальное строительство.

Стандартизация и метрология. По Госстандарту России предусмотрено выделение субвенций на содержание эталонной базы России, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных образцов состава и свойства веществ и материалов, Государственной службы стандартных справочных данных. Федерального фонда стандартов и общероссийских классификаторов, финансирование расходов по осуществлению государственными инспекторами территориальных органов Госстандарта России надзорных и контрольных функций, а также других расходов в общей сумме 90,2 млн. рублей.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы. Расходы федерального бюджета в 2002 году на воспроизводство минерально-сырьевой базы предусматриваются в объеме 7323,9 млн. рублей

Сельское хозяйство и рыболовство.

 

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство.

  млн. руб.
1. Текущее содержание подведомственных структур 7041,2
2. Расходы на приобретение отечественной техники на условиях лизинга, в том числе с направлением средств в уставные капиталы лизинговых компаний 1200,0
3. Целевые субсидии 1850,0
4. 3атраты капитального характера 394,5
5. Средства на формирование и использование федерального фонда семян 150,0
6. Возмещение разницы в %% ставках по кредитам, привлеченным сельскими товаропроизводителями в банках 1400,0
7. На проведение мероприятий по воспроизводству, охране и использованию объектов животного мира 70,0
8. Мероприятия в области сельского хозяйства 955,0
9. Финансирование ФЦП "Повышение плодородия почв" 4051,0
в т.ч. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений 2100,0
Финансирование мелиоративных работ 1951,0
ВСЕГО 17401,7

 

Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены ассигнования в сумме 9613,5 млн. рублей на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков.

Транспорт, связь и информатика. Общий объем расходов проекта федерального бюджета на 2002 год на поддержку указанных отраслей оценивается в 5,3 млрд. рублей.

Железнодорожный транспорт. Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривается постепенное сокращение перекрестною субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. В настоящее время убытки от пассажирских перевозок в дальнем следовании составляют более 18 млрд. рублей, что приводит к дополнительной нагрузке на грузовые тарифы. В целях снижения убыточности пассажирских перевозок и, в первую очередь, социально значимых перевозок пассажиров в плацкартных вагонах, и, соответственно, сдерживания роста тарифов на грузовые перевозки в бюджете на 2002 год предусматривается государственная поддержка железнодорожною транспорта в сумме 600,0 млн. рублей.

Автомобильный транспорт. В рамках данного подраздела предполагается финансирование отдельных подпрограмм федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (до 2010 года)" на сумму 26,5 млн. рублей. На финансирование мероприятий подпрограммы "Безопасность дорожного движения", направленных на формирование безопасного поведения участников дорожного движения, работу информационно-пропагандистского и воспитательного характера (в основном с детьми дошкольного и школьного возраста) на повышение безопасности дорожного движения в России, а также создание и организацию работы единых дежурно-диспетчерских служб по спасению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, будет направлено 9,0 млн. рублей. Реализация подпрограммы "Международные транспортные коридоры" будет способствовать улучшению транспортного обслуживания международных связей, в том числе созданию благоприятных условий для привлечения на национальные транспортные коммуникации транзитных перевозок, а также повышению конкурентоспособности российских товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных и фрахтовых рынках. Ассигнования из бюджета по данной подпрограмме составят 2,5 млн. рублей. На содержание исполнительной дирекции по реализации Программы предполагается направить 15,0 млн. рублей.

Воздушный транспорт. На содержание поисковых и аварийно-спасательных служб гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации предусмотрены расходы в размере 121,7 млн. рублей. На покрытие убытков 35 убыточных аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера, где авиация является единственным видом транспорта, будут выделены ассигнования в сумме 84,6 млн. рублей.

Водный транспорт. В федеральном бюджете на 2002 год предусматриваются ассигнования на содержание бюджетных учреждений, субсидии и субвенции предприятиям Министерства транспорта Российской Федерации, обеспечивающих безопасность судоходства и мореплавания и выполнение Российской Федерацией Международных конвенций и межправительственных Соглашений, в сумме 2312,9 млн. рублей. Размер субсидий по содержанию ледокольного флота, обеспечивающего проводку судов по трассе Северного морского пути и находящегося в федеральной собственности, определен в сумме 420,0 млн. рублей. На обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях намечается выделить 1802,3 млн. рублей (151,8% к 2001 г.), в том числе на обеспечение безопасности - 1793,2 млн. рублей и субсидии на межобластные перевозки - 9,1 млн. рублей.

Связь и информатика. На покрытие убытков почтовых отделений связи расположенных, в основном, в районах Крайнею Севера, в федеральном бюджете предусмотрено 83,6 млн. рублей, на поддержку информационных центров - 2,1 млн. рублей. 

Дорожное хозяйство. В федеральном бюджете ассигнования на дорожное хозяйство предусмотрены в сумме 54519,4 млн. рублей. Из них на финансирование сети федеральных дорог направляется 31783,4 млн. рублей (111,9% к 2001 г.), в том числе в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы" - 30783,4 млн. рублей. Ассигнования из федерального бюджета на государственную поддержку дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации составят 22736,0 млн. рублей.

Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого предпринимательства. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены расходы в сумме 20,0 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, начатого в предыдущие годы.

Расходы на образование. Расходы на образование определяются в федеральном бюджете на 2002 год в размере 78124,1 млн. рублей. Расходы, направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда, позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1 тыс. студентов вузов и других обучающихся.

Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру, искусство и кинематографию на 2002 год определены в размере 10146,5 млн. рублей, что составляет 158,9% к расходам на указанные цели, установленным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".

Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на финансирование средств массовой информации на 2002 год определены в сумме 9890,8 млн. рублей, что составляет 158,7 % к утвержденному плану на 2001 год.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2002 году ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2002 год определены в сумме 30694,9 млн. рублей, что на 38,2 % больше, чем в 2001 году. На мероприятия по физической культуре и спорту планируется направить бюджетные ассигнования в сумме 1 147,2 млн. рублей, которые будут использованы в приоритетном порядке на развитие детско-юношеского спорта, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий среди различных слоев населения, проведение спортивных мероприятий среди инвалидов, а также на крупнейшие международные спортивные мероприятия, проводимые в России и за рубежом, в том числе заключительный этап подготовки и участие в XIX зимних Олимпийских играх и XII Параолимпийских играх 2002 года в Солт- Лейк-Сити (США).

Расходы на социальную политику. Расходы на социальную политику планируются в проекте федерального бюджета на 2002 год в объеме 406,3 млрд. рублей, из которых 257,5 млрд. рублей - перечисление средств в бюджет ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии.

Ассигнования на финансирование мероприятий по содействию занятости населения составят 1676,3 млн. рублей, в том числе на:

· профессиональное обучение безработных граждан - 905,0 млн. руб.,

· профессиональная ориентация - 55,0 млн. руб.,

· организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 93,7 млн. руб.,

· информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и о гражданах, ищущих работу, предувольнительные консультации высвобождаемым гражданам - 31,0 млн. руб.,

· организация общественных работ - 350,0 млн. руб.,

· организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежи, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы) - 205,2 млн. руб.,

· социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 6,4 млн. руб.,

· оказание содействия самозанятости населения (создание 1000 рабочих мест) - 30,0 млн. руб.

Расходы на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков определены в сумме 502, 0 млн. рублей.

В 2002 году будет продолжено финансирование федеральных целевых программ в объемах, позволяющих профинансировать мероприятия программ с учетом их финансирования в предыдущие годы, в сумме 722,17 млн. рублей: в том числе на программу "Дети-инвалиды" - 162,0 млн. рублей, "Развитие социального обслуживания семьи и детей" - 75,2 млн. рублей, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 78,38 млн. рублей, "Социальная поддержка инвалидов" - 207,52 млн. рублей, "Старшее поколение" - 155,72 млн. рублей, "Дети Севера" - 43,35 млн. рублей.

На расходы по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны будут выделены средства в сумме 1516,8 млн. рублей (с ростом против плановых назначений 2001 года на 51,7 процента).

В составе расходов Минтруда России предусматриваются средства на реализацию федеральных полномочий по льготам, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах" в сумме 5000,0 млн. рублей (с ростом против плановых назначений 2001 года на 25,0 процента), из них: на обеспечение инвалидов войны транспортными средствами и компенсацией расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства - 1528,2 млн. руб.; санаторно-курортное лечение участников войны и инвалидов - 1015,4 млн. руб.; оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им - 1524,3 млн. руб.; оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов - 932,1 млн. руб.

На реализацию первоочередных мероприятий миграционной политики на 2002 год предусмотрены ассигнования в сумме 131 1,76 млн. рублей. Кроме того, учтена выплата компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 "О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" в размере 1000,0 млн. рублей.

На расходы, связанные с содержанием и питанием граждан, временно покинувших места постоянного проживания на территории Чеченской Республики и находящихся в местах временного размещения на территории Российской Федерации, а также на оплату проезда и провоза багажа указанных граждан к местам их проживания на территории Чеченской Республики предусмотрено выделение средств в размере 1609,223 млн. рублей. При этом указанные расходы учтены в составе федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)".

На реализацию Федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" предусмотрены ассигнования в сумме 32,3 млн. рублей. Указанные средства будут направлены на социальную поддержку семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, на мероприятия, проводимые в отношении детей, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и центрах временного размещения лиц, ищущих убежища, на мероприятия по обустройству детей, прибывших без родителей из зон межнациональных и военных конфликтов, и их реабилитацию, а также на оказание адресной помощи особо нуждающимся детям из семей вынужденных переселенцев.

Ассигнования по Программам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций оцениваются в 2002 году в сумме 8429,3 млн. рублей, в том числе на проведение мероприятий по реабилитации радиоактивно загрязненных территорий по федеральной целевой программе "Преодоление последствий аварий и катастроф" предусматривается 46,1 млн. рублей, на подпрограмму "Дети Чернобыля", являющейся составной частью Федеральной целевой программы "Дети России" - 28,7 млн. рублей.

Из общей суммы ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, на социальную защиту населения, проживающего (работающего) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, включая лиц, принимавших участие в ликвидации последствий этих катастроф, направляются средства в размере 7639,2 млн. рублей, из которых на социальную защиту граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы- 58 11,5 млн. рублей, граждан, пострадавших вследствие ядерного выброса в Челябинской области - 361,5 млн. рублей и граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - 66,2 млн. рублей, а также на выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, реализуемой Министерством труда и социального развития Российской Федерации, - 1400,0 млн. рублей.

Расходы, связанные с предоставлением льгот и компенсаций по социальному страхованию, гарантированных действующим законодательством для граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, предусматриваемые Фонду социального страхования Российской Федерации в пределах общей суммы финансирования, составляют 715,3 млн. рублей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года N 811 "О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев" и в целях дальнейшего развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1997 года N 854 "О федеральной целевой программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы" на реализацию Программы предусмотрены расходы в сумме 36,6 млн. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном бюджете на 2002 год общий объем процентных расходов определился в 289,7 млрд. рублей, или 2,73 % к ВВП, в том числе по обслуживанию внутреннего долга - 57,9 млрд. рублей, внешнего - 231,8 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга. Условия, в которых формируются показатели развития рынка государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2002 году, связаны, прежде всего, с фактическим преодолением последствий финансового кризиса августа 1998 года и восстановлением организованного рынка государственных ценных бумаг, что характеризуется увеличением объемов заимствований на внутреннем рынке при сохранении стабильного уровня доходности по государственным ценным бумагам. Восстановление доверия инвесторов к рынку государственных заимствований позволяет рассчитывать на привлечение средств с финансового рынка путем рыночного размещения разнообразных государственных финансовых инструментов с доходностью, не превышающей 14-16 % годовых по коротким инструментам и 20-23 % по среднесрочным инструментам.

До конца 2001 года продлена новация по государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. с целью ее полного завершения. Портфель инвесторов, не прошедших новацию, суммарно составляет менее 0,5% от общего объема государственных ценных бумаг, подлежащих новации.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составят в 2002 году 57,9 млрд. рублей. Наиболее значительный объем расходов на обслуживание приходится на купонные выплаты по облигациям федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК), которые получены инвесторами в результате новации, а также будут размещены в период 2001-2002 гг. - 33,7 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание по облигациям федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК), полученным Банком России и коммерческими банками в результате реструктуризации задолженности в 1999-2001 гг., соответственно составят в 2002 году 7,0 млрд. рублей и 2,9 млрд. рублей.

В связи с возросшим объемом привлечения краткосрочных инструментов, расходы на обслуживание ГКО в 2002 году составят 5,5 млрд. рублей.

Учитывая, что размер купонных выплат по ОГСЗ может определяться на основе доходности по ГКО-ОФЗ либо, исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию, расходы на обслуживание ОГСЗ в 2002 году составят 1,3 млрд. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены ассигнования на платежи по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в размере - 7,4 млрд. долларов США.

В 2002 году продолжатся выплаты Парижскому клубу кредиторов по долгу бывшего СССР как по кредитам, реструктуризированным в рамках соглашения от 29.04.1996 и Меморандума от 01.08.1999, так и по кредитам с оригинальными сроками погашения, не подлежащим реструктуризации. Объем платежей по обслуживанию странам-участникам Парижского клуба кредиторов предусмотрен в размере 0,2 млрд. долларов США - по новому российскому долгу и 2,4 - по долгу бывшего СССР. Из общей суммы предусматриваемых бюджетных ассигнований на платежи по обслуживанию государственного внешнего долга предстоит выплатить около 3 млрд. долларов США в виде купонов но государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Платежи процентов и комиссий по кредитам МФО в 2002 году ожидаются в сумме 848 млн. долларов США, из них около 400 млн. долларов США - МВФ, около 448 млн. долларов США - МБРР и ЕБРР.

В основу составления прогноза расходов по обслуживанию государственного внешнего долга был положен сценарий развития событий, учитывающий в определенной мере валютные и процентные риски, в том числе возможное ослабление доллара по отношению к остальным мировым валютам и в первую очередь к евро. В 2002 году планируется выплатить около 0,35 млрд. долларов США Внешэкономбанку на погашение процентов по кредитам, предоставленным в 1998-1999 годах Минфину России за счет средств Банка России для расчетов по государственному внешнему долгу Российской Федерации.

Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начинается новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стиму

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...