Сформировать на рабочем листе: таблицу исходных данных по результатам обследования
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Направление подготовки 080100.62 - экономика профиль подготовки Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Направление подготовки 080200.62 – менеджмент профиль подготовки Производственный менеджмент. Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной, деревообрабатывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Очная форма обучения
Красноярск УДК 330.115 ББК 22.11 Захарова, Л. Н. Статистика. Лабораторный практикум. Направление подготовки 080200.62 Менеджмент, профиль подготовки Производственный менеджмент, направление подготовки 080100.62 Экономика, профиль подготовки Бухгалтерский учет, анализ и аудит, квалификация выпускника – бакалавр, очная и заочная форма обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 44 с.
Лабораторный практикум содержит упражнения и задачи, решение которых способствует усвоению и закреплению пройденного материала, проверке знаний и умений студентов. Задания распределены по темам лекций и практических занятий в соответствии с рабочей программой дисциплины «Статистика». Практикум предназначен для работы студентов очной и заочной формы обучения на лабораторных занятиях в компьютерных классах при приобретении общекультурных и профессиональных компетенций.
Утверждено на заседании кафедры «Управление качеством и математические методы экономики» 26 марта 2013 г., протокол № 7.
Рецензент: Е.В. Мельникова (член научно-методического Совета СибГТУ)
© Захарова Л.Н., 2013 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 4 часа Статистические графики Цель работы: организация познавательной деятельности студентов по теме статистические графики.
Задачи работы: · развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов · овладение новыми приемами автоматизированного изображения взаимосвязей, структуры и динамики статистических данных · выработка способности логического осмысления реальных статистических данных · построение статистических графиков с помощью табличного процессора EXCEL. Обеспечивающие средства: класс программированного обучения, средства Microsoft Office; учебное пособие по статистике, изданное СибГТУ в 2002г. Краткие теоретические сведения Графиками в статистике называются условные изображения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов — точек, линий, плоских фигур и т. п. Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов. Графический образ - это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные. Эти знаки образуют собственно языковую ткань графика, его основу. Вспомогательными элементами графика являются: 1) поле графика — то пространство, в котором размещаются образующие график геометрические знаки. Поле графика характеризуется его форматом, т. е. размером и пропорциями (соотношением сторон); 2) пространственные ориентиры, определяющие расположение геометрических знаков в поле графика. Пространственные ориентиры задаются системой координатных сеток или контурных линий, которые делят это поле на части. В большинстве случаев в статистических графиках применяется система прямоугольных (декартовых) координат, но нередко встречаются и круговые графики, построенные по принципу полярных координат; 3) масштабные ориентиры, придающие геометрическим знакам количественную определенность. Масштабные ориентиры определяются системой масштабных шкал или специальными масштабными знаками. Масштабные шкалы применяются в координатных статистических графиках. Эти шкалы представляют собой геометрическое место помеченных точек, а носителями их являются оси координат, на которых эти отметки располагаются. Масштабные знаки используются преимущественно для статистических карт;
4) экспликация графика, состоящая из объяснения предмета, изображаемого графиком (его названия) и смыслового значения каждого знака, применяемого на данном графике. Название графика должно кратко и точно раскрывать его содержание. Пояснительные тексты могут располагаться в пределах графического образа или рядом с ним (ярлыки), а также выноситься за его пределы (ключ). Статистические графики можно классифицировать по разным признакам: назначению (содержанию), способу построения и характеру графического образа. По содержанию или назначению можно выделить графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин (структуры, динамики и т. п.), графики вариационных рядов, графики размещения по территории, графики взаимосвязанных показателей. Возможны и комбинации этих графиков, например графическое изображение вариации в динамике или динамики взаимосвязанных показателей и т. п. По способу построения графики можно разделить на диаграммы, картодиаграммы и картограммы. По характеру графического образа различают графики точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, почасовые, квадратные, круговые, секторные, фигурные) и объемные. Правила построения столбиковой диаграммы. Значения сравниваемых показателей изображаются в виде прямоугольных столбиков, имеющих одинаковую ширину и расположенных на общей горизонтальной или вертикальной базовой линии. Высота (или длина) каждого столбика в определенном масштабе соответствует величине изображаемого показателя. Столбики могут располагаться вплотную либо на одинаковом расстоянии друг от друга. Разновидностью столбиковой диаграммы является полосовая (ленточная) диаграмма, для которой характерны горизонтальная ориентация столбиков (полос) и вертикальное расположение базовой линии. Полосовая диаграмма особенно удобна в тех случаях, когда отдельные объекты сравнения характеризуются противоположными по знаку показателями.
Припостроении квадратных или круговых диаграмм величины изображаемых показателей должны быть пропорциональны площадям квадратов или кругов, а корни квадратные из сравниваемых величин — линейным размерам этих фигур (сторонам квадратов или радиусам кругов). Основными формами структурных диаграмм являются секторные и полосовые диаграммы удельных весов. Фигурные диаграммы сравнения предназначены в основном для целей популяризации. Показатели в них вычерчиваются в виде определенного количества стандартных фигур, представляющих собой упрощенные изображения объектов, характерных для соответствующих явлений. Для изображения экономических явлений, протекающих во времени, применяют динамические диаграммы. Геометрически адекватной формой их отражения являются линейные координатные диаграммы. Геометрическими знаками-символами на таких диаграммах служат точки и последовательно соединяющие их прямые линии, складывающиеся в ломаные «кривые», конфигурация которых дает представление об изображаемом процессе. Ось абсцисс является в такой диаграмме осью времени с равномерно размещенными отметками, а ось ординат — осью значений, которые принимает с течением времени изучаемый показатель. Задание: А Сформировать на рабочем листе таблицу исходных данных в соответствии с вариантом, указанном в приложении А и рассчитать недостающие данные по таблице 1.
Таблица 1 – Статистические данные по некоторым странам мира
Таблица 2 - Номинальная начисленная заработная плата в регионах России тыс.руб./чел в месяц [1, с.57]
№ соответствует варианту лабораторной работы *)- предварительные данные
Б Построить следующие виды статистических графиков: 1 линейные диаграммы по данным о среднегодовой численности населения соответствующей страны (таблица 1) 2 столбиковые диаграммы: простые - по численности всего населения и совмещенные по занятому и незанятому населению в каждой стране 3 ленточные диаграммы ( простые и совмещенные) 4 круговые диаграммы 5 секторные диаграммы 6 огиву 7 кумуляту 8 знаки Варзара плотности населения, площади территории и численности населения стран по данным, приведенным в таблице 1 9 радиальные диаграммы (по таблице 2 выбрать две строки: одну – по номеру варианта, другую – в целом по РФ) В. По каждой диаграмме сделать выводы. Требования к содержанию отчета: Результаты оформить в виде статистических графиков, используя пространственные и масштабные ориентиры и экспликацию. Название графика должно отражать вид статистического графика, предмет, место и время проявления изучаемого процесса или явления. Каждый вид статистического графика должен быть представлен на отдельном поле графика с надписями стран, лет и фамилий исполнителей лабораторной работы. В скобках может быть указан использованный вид графика мастера диаграмм табличного процессора EXCEL.
Порядок выполнения работы: 1 Линейные диаграммы можно построить, используя мастер диаграмм®вкладка «стандартные» ® «график», а также вкладку «нестандартные»® «гладкие графики».
2 Совмещенные столбиковые и ленточные диаграммы строяттак, чтобы длина (высота) частей прямоугольника, соответствовала численности занятого и незанятого населения в каждой стране, а длина (высота) всего прямоугольника – численности всего населения данной страны 3 Круговые и секторные диаграммы строят с помощью круговой, кольцевой, пузырьковой и голубой диаграмм (последняя выбирается из числа нестандартных диаграмм). Площадь круга в круговых диаграммах должна соответствовать размеру изучаемого явления. 4 Для построения огивы необходимо упорядочить массив данных по всем единицам статистической совокупности в каждому году отдельно в порядке возрастания или убывания изучаемого признака 5 Кумулята строится по накопленным частотам 6 Знаки Варзара представляют в виде прямоугольников, стороны которых соответствуют двум признакам, характеризующим явление, площадь прямоугольника отражает третий признак, равный произведению первых двух. В качестве признаков – сомножителей можно выбрать плотность населения и площадь территории страны по заданному варианту. Для повышения наглядности на одном поле графика необходимо располагать не более одного знака Варзара. Для сравнения данных по двум странам начало отсчета по горизонтали (или вертикали) у двух знаков Варзара нужно располагать на одной и той же вертикальной (горизонтальной) оси и масштабные ориентиры должны быть одинаковыми. 7 Радиальная (спиральная) диаграмма, как правило, строится на окружности с длиной радиуса, равной максимальной величине рассматриваемого явления. Каждый год должен соответствовать сектору окружности, величина рассматриваемого признака – его радиусу. Из имеющихся в ЕХСЕL диаграмм целесообразно использовать лепестковую. 8 В качестве оригинального графика можно использовать как стандартные, так и нестандартные диаграммы (деревянную, точечную и др.) Контрольные вопросы: 1 Ширина столбцов (полос) в столбиковых (ленточных) диаграммах должна быть одинаковой? 2 Может ли график огивы сначала возрастать, затем убывать? 3 Может ли график кумуляты убывать? 4 Какой величине дуги окружности соответствует 1% доля значений признака? 5 Можно ли использовать лепестковую диаграмму для изображения спирального (радиального) графика? 6 Какой статистический график строится с помощью накопленных частот? 7 Если явление (процесс) возрастает во времени, то спираль радиального графика раскручивается или, наоборот, закручивается? 8 Знаки Варзара строятся по двум или трем взаимосвязанным показателям? 9 Чем отличается круговая диаграмма от секторной? 10 Что общего между квадратной и круговой диаграммой?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 4 часа Выборочное наблюдение Цель работы: определение пределов изменения генеральной средней величины с заданной степенью вероятности Задачи работы: Овладеть приемами автоматизированного расчета средней и предельной ошибки выборки при разных способах отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную совокупность.
Обеспечивающие средства: класс программированного обучения со средствами Microsoft Office; учебное пособие по статистике, изданное СибГТУ в 2002г.[4]. Задание: В городе, где проживает 500 тысяч семей, был проведен 5% и 10% случайный отбор для определения среднего дохода в семье. Сформировать на рабочем листе: таблицу исходных данных по результатам обследования
Таблица 2.1- Данные обследования семей по уровню дохода
По данным таблицы 2.1 рассчитать: 1 выборочную среднюю величину 2 среднее квадратическое отклонение и дисперсию разными способами 3 среднюю ошибку выборки при повторном отборе 4 среднюю ошибку выборки при бесповторном отборе 5 с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборки при повторном отборе 6 с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборки при бесповторном отборе 7 то же, что перечислено в п.п. 5 и 6 при вероятности 0,997 Сделать выводы о зависимости результатов от способа отбора, объема выборной и генеральной совокупности, а также величины заданной вероятности. Требования к содержанию отчета: итоги расчетовпредставить в виде статистической таблицы с выводами о зависимости пределов изменения генеральной средней величины от объема выборки, генеральной совокупности и заданной вероятности.
Порядок выполнения работы: 1 Выборочные средние рассчитать с помощью центров интервалов 2 Рассчитать среднее квадратическое отклонение и дисперсию двумя способами: как средневзвешенные величины и по упрощенной формуле 2 σ2 = (Х2 ) - (Х)
3 Рассчитать среднюю ошибку выборки при повторном отборе по формуле
μповт = σ /√ n
4 Рассчитать среднюю ошибку выборки при бесповторном отборе по формуле μбесп = √ σ2 (1- n/N) /n
5 Рассчитать предельную ошибку выборки при повторном отборе по формуле
∆повт = t * μповт,
где t -коэффициент доверия, зависящий от уровня заданной вероятности Р (при Р = 0,954 коэффициент t = 2, при Р = 0,997 коэффициент t = 3) 6 Рассчитать предельную ошибку выборки (∆) при бесповторном отборе по формуле
∆бесп = t * μбесп
7 Определить возможные пределы для генеральной средней при повторном и бесповторном отборе и заданных уровнях вероятности.
Х ~ - ∆ ≤ Х ≤ Х ~ + ∆, где Х ~ и Х - выборочная и генеральная средняя величина
Таблица 2.2 - Результаты расчетов
Контрольные вопросы: 1 Какова формула расчета средней ошибки выборки? 2 Какова формула расчета предельной ошибки выборки? 3 Какая зависимость существует между объемом выборки и величиной средней ошибки выборки? 4 Чем отличается повторный отбор от бесповторного отбора? 5 Что больше при прочих равных условиях: средняя ошибка повторного отбора или бесповторного отбора? 6 Можно ли вычислить величину средней ошибки выборки бесповторного отбора, если в условии задачи известна доля выборки в генеральной совокупности? 7 Почему в приведенном условии задачи выборочные средние при 5% и 10% отборе оказались равны? 8 Чем объяснить, одинаковую величину дисперсии при 5% и 10% отборе? 9 Как величина вероятности влияет на размер предельной ошибки выборки? 10 При каких условиях в приведенных восьми вариантах расчета предельная ошибка выборки получилась наименьшей (наибольшей)?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 4 часа Относительные показатели Цель работы: расчет относительных показателей Задачи работы: 1 Овладеть приемами автоматизированного расчета относительных показателей сравнения, структуры, координации, интенсивности и динамики 2 Освоить методы расчета относительных показателей и перевода коэффициентов в проценты и обратно Обеспечивающие средства: класс программированного обучения со средствами Microsoft Office. Задание: А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|