Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
программы подготовки специалистов среднего звена
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
(базовой подготовки)
Уфа 2016
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Организация-разработчик:
АНО «Уфимский социально-правовой техникум» (АНО «Сопрате»)
Разработчик: к.ф.н. Хабибова Наталья Евгеньевна
Рассмотрена: цикловой комиссией общегуманитарных, социально-экономиеских, математических и естественнонаучных дисциплин
АНО «Сопрате»
протокол № 5 от 26 июня 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
условия реализации учебной дисциплины
|
|
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения рабочей программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ в переподготовке кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен осваивать следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе
|
|
- чтение учебников, первоисточников, научной литературы, справочных материалов
- конспектирование первоисточников и научной литературы
- изучение текстов лекций преподавателя
- ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала (самостоятельная работа обучающихся)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Метафилософия (введение в философию)
|
|
| |
Тема 1.1
Основные задачи и особенности философии
| Содержание учебного материала
|
|
| Определение философии. Структура и функции философии. Основной вопрос философии.
|
| 1,2
|
| Роль философии в жизни человека и общества. Философия и наука. Основные проблемы философии. Современные вопросы философии.
|
Тема 1.2.
Мировоззрение
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие мировоззрения. Его компоненты и уровни.
|
| 1,2
|
| Мифологическая, религиозная и научная картина мира.
|
Тема 1.3.
Основные философские направления и их история
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Происхождение философии.
|
| 1,2
|
| Философия Древнего мира и средневековая философия. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Современная философия.
|
| Вечные проблемы. Современные вопросы.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
Раздел 2.
Онтология (учение о бытии)
|
|
| |
Тема 2.1.
Категории бытия в философии
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие бытия. Эволюция представлений о бытии. Виды бытия.
|
| 1, 2
|
| Виды бытия.
|
Тема 2.2.
Материя и сознание
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие материи. Свойства материи.
|
| 1, 2
|
| Сознание. Материалистическая трактовка. Идеалистическая трактовка. Свойства, формы, структура сознания.
|
| «Третий мир» (объективное содержание мышления).
|
| «Мир идей» Платона. «Объективный дух» Г. Гегеля. «Третий мир» К. Поппера.
|
Тема 2.3.
Основные категории философии
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Категории как фундаментальные понятия.
|
| 1, 2
|
| Основные философские категории.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
Раздел 3.
Гносеология (теория познания)
| |
|
|
Тема 3.1.
Учение о познании
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии. Структура познания. Виды познания. Основные направления и теории
|
| 1, 2
|
| Чувственное познание. Рациональное познание познания. Возможность познания мира.
|
| Ненаучные способы познания.
|
| Методология научного познания. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания.
|
Тема 3.2.
Истина, ложь, заблуждение
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие истины. Критерии истины.
|
| 1,2
|
| Абсолютная и относительная истина.
|
| Ложь и заблуждение.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
Раздел 4.
Философия человека и общества
|
|
|
|
Тема 4.1.
Философская антропология (учение о человеке)
| Содержание учебного материала
|
|
| Представления о человеке в философской мысли. Образ человека в истории. Философская антропология ХХ века.
|
| 1,2
|
| Происхождение человека. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза.
|
| Определение человека. Природа человека. Его сущность. От индивида к личности Индивид. Индивидуальность. Личность.
|
| Смысл жизни. Пессимизм. Натурализм. Авторитаризм. Многообразие смыслов.
|
Тема 4.2.
Социальная философия (философия общества)
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Природа общества. Определение общества. Материальные и духовные основания общественной жизни.
|
| 1,2
|
| Сферы общественной жизни. Социальная сфера. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовная сфера.
|
| Социальная онтология и гносеология. Общественное бытиё. Общественное сознание. Общественное познание.
|
| Развитие общества. Типы социальной динамики. Направленность социального развития.
|
| Гражданское общество. Структура гражданского общества. Основания гражданского общества.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
Раздел 5.
Духовная жизнь человека
| |
|
|
Тема 5.1.
Аксиология (теория ценностей)
| Содержание учебного материала
|
|
| Основания ценностей. Определение ценностей. Потребности, интересы и традиции.
|
| 1, 2
|
| Витальные и культурные ценности.
|
| Объективный подход. Субъективный подход к проблеме оценки. «Царство ценностей». Диалог и ценности.
|
| Классификация ценностей. Материальные и духовные ценности. Общечеловеческие и личные ценности. Инструментальные и терминальные ценности.
|
| Счастье как высшее благо. Подходы к счастью.
|
Тема 5.2.
Этика (философия морали)
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Метаэтика. Этика, мораль, нравственность. Добро и зло. Язык морали.
|
| 1,2
|
| Дескриптивная этика. Происхождение морали. Историческое развитие морали.
|
| Нормативная этика. Моральные нормы в религии. Универсальные моральные принципы.
|
| Профессиональна этика. Профессиональна мораль. Особенности профессиональной морали. Моральный кодекс.
|
| Прикладная этика. Моральная дилемма. Экологическая этика. Биоэтика
|
Тема 5.3.
Философия культуры
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
|
| 1,2
|
| Система наук о культуре. Философия культуры и культурология. Формирование наук о культуре.
|
| Развитие философии культуры. Античность и Средневековье. Формирование философии культуры в Новое время.
|
| Культура и цивилизация. Цивилизация как этап развития культуры. Локальные цивилизации. Теории цивилизационных стадий.
|
| Субкультуры и контркультура. Массовая культура.
|
Тема 5.4.
Философия науки (теория научного познания)
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Определение науки. Три аспекта понятия науки. Критерии научности.
|
| 1, 2
|
| Эволюция научного знания. Древневосточная пранаука Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука.
|
| Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.
|
| Формы лженауки. Признаки лженаучности. Формы лженауки.
|
| Философия техники. Понятие науки. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.
|
Тема 5.5.
Философия любви (любовь как ценность)
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Природа и сущность любви.
|
| 1, 2
|
| Типология любви. Основные виды любви. Разновидности любовных отношений.
|
| Превратности любви. Уязвимость любви. Формы псевдолюбви.
|
| Любовь и секс. Древний мир. Средневековье. Новое время.
|
| Любовь и семья. Понятие семьи и брака. Формы семьи. Семья в современную эпоху.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
Раздел 6.
Философия и будущее
|
| 6
|
|
Тема 6.1. Глобальные проблемы современности
| Содержание учебного материала
|
|
| Определение глобальных проблем.
|
| 1,2
|
| Экологическая проблема. Устойчивое развитие.
|
| Война как глобальная проблема. Ценность мира «Справедливая война».
|
| Терроризм. Предыстория терроризма. Факторы терроризма. Причины терроризма.
|
| Демографическая проблема. Мальтузианство. «Пределы роста». «Этика спасительной шлюпки». Демографический переход
|
Тема 6.2.
Будущее природы человека
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Человеческая природа как проблема.
|
|
|
| Евгеника. Генная инженерия. Биокибернетика.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:ответы на вопросы для самоконтроля по каждой теме программы курса
|
|
|
| Всего:
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: