Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности
ДИПЛОМ «Участие предпринимательства в инвестиционных проектах регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности 1.1 Экономическая сущность категории «инвестиции» Классификация инвестиций Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации Глава 2. Анализ региональной инвестиционной политики в Российской Федерации 2.1 Понятие инвестиционного проекта. Содержание, задачи и классификация инвестиционных проектов Инвестиционный климат региона Методы оценки эффективности инвестиционных проектов Глава 3. Государственно-частное партнерство (ГЧП) при реализации инвестиционных проектов на территории Санкт-Петербурга 3.1 Технологии управления инвестиционными процессами в регионе Взаимодействие государства и бизнеса при реализации региональной инвестиционной политики в Санкт-Петербурге ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Участие предпринимателей в региональных инвестициях объективно определяется их тяготением к своей территории. В особенности это касается малого и среднего бизнеса, который лучше знает локальный платежеспособный спрос в своем регионе или даже отдельном городском районе. Возможности локального платежеспособного спроса, в сочетании с другими местными социально-экономическими факторами, во многом определяют жизнеспособность малых форм бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство в значительной степени формирует локальный социально-экономический климат. Поэтому местные власти кровно заинтересованы в стимулировании малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем своей территории. К общим целям деятельности органов государственной власти по отношению к малому предпринимательству можно отнести:
· поддержание и развитие конкуренции в экономике региона; · решение проблем занятости населения; · поддержка инвестиций, создание инвестиционной инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата; · преодоление узкой региональной специализации то есть ее диверсификация. Проблемам поддержки малого бизнеса со стороны государственных структур посвящено достаточное количество работ как теоретического, так и практического характера, однако, далеко не все проблемы, обусловленные спецификой малого предпринимательства решены. Поскольку создание благоприятного инвестиционного климата является одной из главных задач региональной политики местных властей по отношению к малому и среднему бизнесу, тема дипломного проекта, посвященного участию предпринимательства в региональных и местных инвестиционных проектах представляется весьма актуальной. Существует несколько механизмов поддержки малых предприятий на пути их активного включения в региональные инвестиционные процессы. Основным из них является развитие инвестиционной инфраструктуры малого бизнеса, которую представляет комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов. Она включает в себя достаточно широкий спектр как государственных, так и негосударственных организаций. Основными элементами инфраструктуры инвестиционного механизма являются: банки, лизинговые компании, венчурные фонды, франчайзинговые и трастовые управляющие компании, страховые компании, ассоциации промышленников и предпринимателей, бизнес-инкубаторы, технопарки, консалтинговые компании и некоторые другие организации.
К другим мероприятиям региональной инвестиционной политики, реализуемым с целью вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса в инвестиционный процесс, можно отнести: · разработку городских нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность; · осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизацию информации как о соискателях инвестиций, так и об инвесторах; · обеспечение участия города в реализации региональных и местных инвестиционных проектов. Целью дипломного проекта является оценка роли и места предпринимательства в осуществлении инвестиционных проектов регионального и местного значения, реализуемых на территории Санкт-Петербурга. Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач: изучить теоретические основы инвестиционной деятельности; сформулировать цель, задачи и основные принципы региональной инвестиционной политики; рассмотреть и оценить перспективы государственно-частного партнерства при реализации региональной инвестиционной политики на территории Санкт-Петербурга; провести анализ эффективности и оценить инвестиционную привлекательность конкретного инвестиционного проекта местного значения. Объектом исследования в настоящем проекте является оценка эффективности инвестиций в проектах регионального и местного значения. Предмет исследования - способы государственной поддержки предпринимательских структур с целью их вовлечения в региональные и местные инвестиционные проекты; формы партнерства бизнеса и власти в области инвестиционной политики. Методологическую базу исследования составляют: законодательные акты Российской Федерации, научная и учебная литература по теории инвестирования и финансовому менеджменту, материалы периодических изданий, посвященные проблемным вопросам в исследуемой области. При проведении проектного исследования использованы литературные источники наиболее авторитетных в данной области авторов, таких, как академик Е.А. Олейников, академик Хачатуров Т.С., профессор Балдин К.В. и других.
Проведен выбор компьютерных программных продуктов, с помощью которых можно осуществлять оценку и контроль выполнения инвестиционных проектов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Экономическая сущность категории «инвестиции»
Инвестиция, слово произошедшее от латинского «invest», означающего «вкладывать» - по смыслу означает помещение капитала в какие-либо юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (как минимум больше года) с целью получения дополнительной прибыли по сравнению с той, которая могла быть получена в результате собственной деятельности в той или иной области. Наиболее общее определение понятия «инвестиции»: долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. По Федеральному закону Российской Федерации от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2]. Как видно, такая трактовка понятия «инвестиции» не имеет связи с долгосрочными вложениями. В то же время основной акцент сделан на формах вкладов, а направления их использования определены в самом общем виде - объекты предпринимательской и других видов деятельности. В данном случае затруднительность понимания сущности инвестиций усугубляется неопределенностью терминов «достижение полезного эффекта» и «объекты иной деятельности», что создает простор для отнесения к инвестициям любых вкладов на любые сроки и на любых условиях. Например, сохранение населением страны денежных средств в форме валютных активов признается полезным социальным эффектом или нет? Являются ли доходы от спекуляций на валютном рынке и на вторичных рынках недвижимости, ценных бумаг и т.д. результатом инвестиций? Ведь приобретая товары, ценные бумаги или недвижимость на соответствующих рынках с целью их перепродажи, спекулянты тоже вкладывают свои денежные средства и, согласно терминологии Закона [2], осуществляют инвестиции, так как в результате биржевых сделок «купли-продажи», в играх на повышении курсов ценных бумаг они получают прибыль, а сама эта деятельность может рассматриваться как предпринимательская, то есть как легальный бизнес. Если к сказанному добавить терминологическое творчество органов государственной статистики, РОССТАТа, который в разное время ввел в оборот ряд неоднозначных терминов типа «валовые» инвестиции, «финансовые» инвестиции, «прямые» и «портфельные» инвестиции, то станет понятным, почему в России до сих пор отсутствует общепринятое понимание термина «инвестиции» [14, с. 53-54].
С одной стороны - это процесс: · вложения (капитала, денежных средств, имущества и т.п.); · затрат на производство и накопление средств производства; · отложения в резерв денежных средств, предназначенных для покупки зданий, оборудования, механизмов, жилья; с другой стороны, инвестиции - это ресурсы: · денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производственных фондов; · блага, отложенные в резерв для покупки зданий, машин и т.п.; · имущество и имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности; · капитал в денежной, материальной и иных формах. Как видно из приведенных характеристик инвестиций, они не только не определяют однозначно их формы и назначение, но и оставляют за рамками источники образования и результаты их использования. Суть проблемы не в терминологии, а в том, что сегодня фактически существует несколько видов инвестиций. Одни из них циркулируют в производственной и социальной сферах, это так называемые реальные инвестиции. Другие обращаются главным образом в финансовой сфере - финансовые инвестиции. Отсюда различия в их трактовках. Инвестиции, как экономическая категория, проявляются через свои функции. К их числу относятся [16, с.29]: · обеспечение простого и расширенного воспроизводства основных фондов как в производственной, так и в непроизводственной сферах; · увеличение оборотного капитала; · перелив капитала между отраслями и секторами экономики. На макроуровне инвестиции, и в особенности капитальные вложения, являются основой для развития национальной экономики и повышения эффективности общественного производства за счет: · систематического обновления основных производственных фондов; · ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
· сбалансированного развития всех отраслей национальной экономики и обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике; · решения социальных проблем; · охраны окружающей среды. Таким образом, в конечном итоге инвестиции предопределяют рост экономики. Направляя капитальные вложения на увеличение реального капитала общества, мы тем самым увеличиваем национальное богатство и производственный потенциал страны. Состояние экономики страны в целом зависит от эффективности функционирования предприятий, что в первую очередь зависит от их инвестиционной политики. На микроуровне инвестиции необходимы для решения следующих задач [16, с.30-31]: · воспроизводства основного и оборотного капитала; · диверсификации производственной деятельности; · обеспечения конкурентоспособности предприятий; · повышения технического и технологического уровня производства на основе внедрения новой техники и технологий; · повышения уровня техники безопасности и осуществления природоохранных мероприятий. В конечном итоге роль инвестиций на микроуровне обусловливается необходимостью обеспечения стабильного финансового состояния и получения максимальной прибыли, а также нормального функционирования предприятий в будущем. Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и они играют исключительно важную роль как на макро-, так и на микроуровне и в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли и решения на этой основе как экологических, так и социальных задач.
Классификация инвестиций
В предпринимательской деятельности принято различать следующие виды инвестиций [15, с.5-9]: . интеллектуальные - инвестиции, направленные на подготовку и переподготовку специалистов на курсах, передачу опыта, получение лицензий, приобретение патентов и «ноу-хау» и т.д.; . капиталообразующие - инвестиции, направленные на прирост производственных и непроизводственных нефинансовых активов (затраты на капитальный ремонт, приобретение земельных участков и т.д.); . портфельные - инвестиции, вложенные в долгосрочные ценные бумаги, акции, но не дающие вкладчикам право влиять на работу фирм и компаний, составляющие менее 10% в общем акционерном капитале фирмы, а также вложенные в облигации, векселя и другие долговые ценные бумаги собственного и заемного капитала; . прямые - инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, имеющими право на участие в управлении предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия; . реальные - долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства; . финансовые - долговые обязательства государства. Инвестиции реализуются путем кредитования, прямых затрат денежных средств, покупки ценных бумаг. Большинство расходов, связанных с основными средствами, четко разделяется на относящиеся либо к капитальным затратам, либо к обычным производственным расходам. К капитальным затратам обычно относятся: . дополнения (новые основные средства, которые увеличивают производственные мощности без замены существующего оборудования); . модернизация или замена (оборудование, приобретенное для замены аналогичных основных средств, имеющее приблизительно такую же мощность); . усовершенствование или обновление (капитальные затраты, ведущие к фактической замене или изменению основных средств). К производственным затратам относятся: . содержание и ремонт; . амортизация; . страхование; . налоги, собственность. Затраты на ремонт и воспроизводство основных фондов понимались в рамках централизованной плановой системы как капитальные валовые вложения. Инвестиции - это более широкое понятие. Оно охватывает и реальные инвестиции (капитальные вложения), и финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. облигации, другие ценные бумаги, которые связаны непосредственно со званием собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут быть и дополнительным источником капитальных вложений, и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть инвестиций в акции предприятий различных отраслей производства ничем не отличается от инвестиций в производство. Инвестиции - это откладывание денег на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять далее. Одна часть инвестиций идет на потребительские блага, которые откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов); вторая часть инвестиций - на ресурсы, направляемые на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения). Для учета, анализа, планирования и повышения эффективности инвестиций, необходима их научно обоснованная классификация. В качестве основного классификационного признака чаще всего рассматривается объект вложения капитала, в зависимости от которого различают реальные и финансовые инвестиции, (табл.1)[26, с. 22-24].
Таблица 1. Классификация инвестиций
Реальные инвестиции связаны с обеспечением операционной деятельности предприятий, то есть превращением ресурсов в конечный целевой продукт, а также с решением социальных задач. Поэтому они в свою очередь подразделяются на материальные (вещественные) и нематериальные, к которым относят объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы и т.п.). По срокам вложений выделяют кратко-, средне- и долгосрочные инвестиции. Для краткосрочных инвестиций характерно вложение средств на период до 1 года. Данные инвестиции носят, как правило, спекулятивный характер (покупка активов исключительно ради возможного изменения их цены в будущем). Под среднесрочными инвестициями понимают вложение средств на срок от 1 года до 3 лет, а долгосрочные инвестиции вкладывают на сроки превышающие 3 года. Законодательством многих стран долгосрочные инвестиции вообще не ограничены каким-либо сроком. По цели инвестирования вложения могут быть прямыми и портфельными. Прямые инвестиции - капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, формирование или расширение фондов предприятия, модернизацию основных средств. Они, как правило, обеспечивают инвесторам фактический контроль над инвестируемым объектом. Портфельные инвестиции - вложение средств в долгосрочные ценные бумаги или контракты, записанные на бумаге, такие, как акции, облигации, сертификаты и др. Подобные вложения либо слишком малы, либо так распределены между держателями, что не могут обеспечить их владельцам контроль, что однако не оказывает влияния на эффективность и целенаправленность их использования. Государства со слаборазвитой экономикой отдают предпочтение реальным инвестициям, то есть инвестициям в физические активы, или прямым. Поскольку Россию относят к государствам со слаборазвитой или односторонне-развитой экономикой, то более подробно следует остановиться именно на прямых инвестициях. В сферу прямых инвестиций входят следующие направления: в новое производство; в расширение производства; в модернизацию и совершенствование технологий; в повышение эффективности; удовлетворение потребностей государственных органов управления. Инвестиции в новое производство - предполагают создание новых производств, работ, услуг или выход на новые рынки. Инвестиции в расширение производства - в действующее производство с целью увеличения объемов выпуска продукции и захвата новых рынков сбыта. Инвестиции в модернизацию и совершенствование технологий - в обновление производства, внедрение новых (безотходных и усовершенствованных) технологий и выпуск модернизированной продукции. Инвестиции в повышение эффективности - направлены на развитие ресурсосберегающих технологий (материальных, трудовых, финансовых). Инвестиции, направленные на удовлетворение потребностей государственных органов управления, нацелены на выполнение государственного заказа с соблюдением всех критериев и показателей, а также технических стандартов. По формам собственности инвесторов различают следующие: · частные; · государственные; · иностранные; · смешанные. Частные инвестиции - вложения граждан и предприятий негосударственной формы собственности. Государственные инвестиции - это вложения средств в экономику из бюджета, внебюджетных фондов, заемных средств, а также вложения за счет прибыли и амортизационных отчислений государственных предприятий. Иностранные инвестиционные вложения - это вложения в экономику иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами. Смешанные инвестиции - это вложения, осуществленные субъектами хозяйствования данной страны и иностранных государств. По региональному признаку выделяют инвестиции внутренние и зарубежные. Внутренние инвестиции страны - это вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в данном государстве, а зарубежные инвестиции, соответственно, определяются размещением объектов инвестирования за границей. И, наконец, по отношению к рискам выделяют агрессивные (спекулятивные, высокорисковые), умеренные (компромиссные, среднерисковые) и консервативные (низкорисковые) инвестиции или инвестиционные портфели.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и смягчения негативного влияния последствий мирового экономического кризиса. В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления экономики - ослабевает. Наиболее общим источником инвестиционного законодательства является Конституция Российской Федерации [1]. Кроме того, само понятие инвестиционной деятельности было определено Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. [3], а ряд ключевых понятий, относящихся к инвестиционной деятельности определен в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г.[2]. Правовое поле финансирования инвестиций определяется также федеральными законами «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117-ФЗ [4], «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ [5], «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и ценных муниципальных бумаг» №136-ФЗ [6], «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ [7]. Стимулирование инвестиций в сфере малого предпринимательства закреплено в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ [8], в котором отражены льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» №174-ФЗ [9], определил структуру расходов на инвестиционные цели, а федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ [10] утвердил отражение в финансовой отчетности инвестиционной деятельности. Правовое поле финансирования инвестиций определено также указами Президента РФ «О частных инвестициях» №1928 от 17.04.94 г., «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» №1929 от 17.09.94 г. и др. Соответствующие положения федеральных законов и указов Президента введены в действие целым рядом постановлений Правительства РФ, среди которых следует выделить: · постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»; · постановление «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»; · постановление «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» посвященное порядку государственной поддержки инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для экономики страны; · постановление «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями»; · постановление «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» и ряд других. Действующие федеральные законы и постановления Правительства РФ декларируют основные гарантии прав инвесторов: на пользование (владение) земельными участками, зданиями, сооружениями, природными ресурсами;- на беспрепятственный вывоз доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных средств, имущества и информации, в документальной либо электронной форме за границу. Кроме того, они: определяют правовой режим и условия инвестиционной деятельности, которые должны быть одинаково благоприятными для российских и иностранных инвесторов; предусматривают меры стимулирующего характера, касающиеся налоговых и таможенных льгот, о которых будет сказано ниже. Предусмотрена и защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной продукции. С этой целью приняты федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» № 63-ФЗ [11] и закон РФ №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» [12]. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2]. В соответствии со ст.11 названного закона государственное регулирование включает: · регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование); · прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: · совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; · установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера; · защиты интересов инвесторов; · предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; · расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; · создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; · принятия антимонопольных мер; · расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; · развития финансового лизинга в Российской Федерации; · проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; · создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются: · разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; · предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; · размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности; · закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; · проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; · защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких технологий, оборудования, конструкций и машин; · вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; · предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством российской Федерации. Статьей 13 упомянутого закона определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете РФ и в бюджетах субъектов РФ при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональной целевых программ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|