Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XXII городской Конгресс молодых исследователей




«Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему

«…»

Секция: … (полное название)

Автор:

ФИО (полностью),

ученик (-ца) 11 «…» МБУ гимназии № …

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

Научный руководитель:

ФИО (полностью),

учитель МБУ СОШ № … / педагог МБУ ДОД «…»

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

 

Тольятти 2015

Приложение 4

Рекомендации по содержанию работ и докладов

 

Предлагаемая «Памятка» имеет целью помочь молодым ученым правильно и кратко изложить суть своей научной работы как в письменном виде, так и в устном сообщении – докладе. «Памятка» – это не оковы для автора, не узда для творческой личности, а добрые советы. Мировое научное сообщество давно выработало и приняло рациональные формы представления результатов научной работы. Эти формы позволяют читателю кратчайшим путем придти к пониманию сути работы, её значению для науки и практики, а тем самым «взвесить» и автора работы, его умение логически рассуждать, излагать свои мысли, убеждать в достоверности результатов; словом, взвесить все то, что определяет способности автора к научной работе. Помните, что единственная цель любого написанного слова заключается только в том, чтобы оно было кем-то прочитано.

В «Памятке» приведены не инструкции по написанию научной работы и ее внешнему оформлению, а лишь те рекомендации и советы, которые помогут Вам представить полноценную работу, а нам – оценить ее как можно точнее.

 

Типовая структурная схема конкурсной работы

Научные работы, представляемые молодыми учеными на Конгресс молодых исследователей, должны содержать, как правило, следующие основные элементы:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основное содержание.

4. Выводы (заключение).

5. Список литературы.

Остановимся кратко на содержании и основном назначении перечисленных разделов.

Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с актуальностью и современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Кратко указывается новизна и перечисляются методы исследования, которые обеспечили достоверность работы. Во введении должна быть четко сформулирована цель работы и задачи. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор. Объем введения – не более 2 страниц текста. Помните, что умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств научного работника. Никаких иллюстраций в раздел «Введение» помещать не нужно.

Основное содержание. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п. В этом разделе должна быть четко раскрыта новизна и достоверность результатов работы. Понятие «новизна» для участников конкурса вовсе не означает, что Вы должны «открыть Америку», – это трудно сделать, не закончив среднюю школу или ВУЗ, – хотя принципиально такая возможность не исключена. Новым может быть, например, анализ имеющейся научной литературы по указанной проблеме, анализ известных научных фактов и оценка их автором работы; новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента и т.п. Экспериментальные работы, макеты устройств и приборов, выполненные автором работы, почти всегда содержат элементы новизны, так как в таких работах принимает участие не только голова, но и руки. Умелые руки всегда ценятся высоко сами по себе, но особенно высоко – в инженерном деле. В то же время надо понимать, что новизна – это не самоцель работы; она должна быть логическим следствием самой сути работы.

В том же разделе работы должна быть доказана достоверность результатов, если она не очевидна из предшествующего опыта и уровня знаний. Достоверность результатов подтверждается, как правило, Умением обосновать выбор используемых методов исследования, контрольными расчетами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов и т.д.

Выводы, или заключение, – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными и, как правило, состоять из 1-3 пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы – это убеждения автора работы, за которые он готов бороться.

Например, в одной из конкурсных работ основной вывод был сформулирован так: «Рассмотренные свойства кривых второго порядка (эллипса, параболы и гиперболы) в комбинации с кривыми высших порядков позволяют создавать новые виды оптических систем телескопов, преобразователей лазерного излучения, оптических дальномеров»,

Здесь автор вывода занял ясную и твердую позицию: он утверждает, что найденные им «свойства... позволяют... создавать» нечто новое. Прав он или не прав – это другой вопрос, но то, что вывод сформулирован правильно, – это бесспорно.

Работа завершается списком литературы. Имеются ввиду те литературные источники (книги, журнальные статьи, описания изобретений, справочники и т.д.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки, например: [1, с. …]; в списке литературы квадратные скобки не ставят.


СОВЕТЫ ДОКЛАДЧИКУ

 

Для доклада на Конгрессе молодых исследователей предоставляется 5-7 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не бойтесь, что Вы не успели «сказать все». После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, Вы, в сущности, дополняете свой доклад. Отрепетируйте его дома, когда Вам никто не мешает. Убедитесь, что Вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Для выступления с докладом можно использовать презентации (5-7 слайдов).

Слайды дают возможность сделать доклад более содержательным. Не рекомендуется вслух читать содержание слайдов. Слады не должны полностью повторять текст выступления. На слайдах можно поместить информацию, которая нуждается в комментариях: таблицы, иллюстрации, схемы, описание методики исследования и т.д.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что примерно 80 % времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы. Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная задача их заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют это делать хорошо и быстро), а «увидеть» Вас в этой работе, оценить Ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу.

Вот несколько советов докладчику:

1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Установите визуальный (зрительный) контакт с аудиторией, перед которой выступаете.

2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в...», «Цель работы заключается в том, что (чтобы)…», «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью...» и т.п.

3. Расскажите, каким путем Вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены, – одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.

4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в виде основного вывода или заключения по работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...