Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути доставки грузов в блокированный Ленинград.

 

К ноябрю 1941 г. город уже третий месяц находился в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли. Достаточно сказать, что на 16 ноября войска Ленинградского фронта были обеспечены мукой только на 10 дней, крупой, макаронами и сахаром — на 7 дней, мясом, рыбой, мясными и рыбными консервами на 19 дней. Тяжесть положения усугублялась тем, что водные перевозки были прерваны рано начавшимся лёдоставом (хотя отдельные суда пробивались вплоть до 7 декабря 1941 г.) и связь с Ленинградом могла поддерживаться только самолетами. Однако организованные воздушные; перевозки решить проблему снабжения города в той обстановке не могли. Кроме того, гитлеровское командование, стремясь соединиться с финнами на р. Свири и тем самым полностью блокировать Ленинград и задушить его голодной смертью, в октябре — ноябре 1941 г. предприняло наступление, и 8 ноября фашистские войска захватили Тихвин.

Спасение Ленинграда заключалось в строительстве зимней дороги, которая могла быть сооружена только по льду Ладожского озера. Гитлеровцы были уверены, что из этого ничего не выйдет и, злорадствуя, писали, что «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Но то, что казалось невозможным для фашистов, было осуществлено советскими людьми. Ледовая дорога была построена, и это имело решающее, жизненное значение для города и фронта.

Ледовая дорога была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживало 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение - машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как ее приходилось вести при лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налетах вражеской авиации. Вначале было выставлено 20 регулировочных постов, а затем увеличили до 45 и даже до 79 (на каждые-300 — 400 м один человек). Кроме того, выставлялись маячные фонари с синими стеклами — вначале на каждые 450 — 500 м, а затем — на 150 — 200 м. В помощь этой службе вся трасса была оборудована козелками, указателями направления движения, местонахождения заправочных станций, пунктов забора воды и техпомощи, питательных и обогревательных пунктов, картами-схемами па перекрестках и поворотах и другими дорожными знаками. В дополнение к этому на дороге была организована, диспетчерская служба, обеспеченная телефонной связью. Диспетчерские пункты, расположенные на обоих берегах П1лисселъбургской губы, планировали работу, автотранспорта, направляли его на те или иные участки, вели учет работы автомашин и перевезенных грузов. На каждом складе имелись специальные концевые диспетчеры, которые следили за погрузкой вели учет грузов и давали сигналы о необходимом количестве транспорта. Кроме того, на самой ледовой трассе находились участковые или линейные диспетчеры, направлявшие автомашины на те или иные склады. Линейные диспетчеры выполняли также роль автоинспекторов. Все эти меры давали хорошую возможность регулировать поток автотранспорта на дороге и вполне надежно обеспечивали нормальное движение машин по своим маршрутам.

Ледовая дорога имела четко организованное техническое обслуживание автомашин на трассе. Вначале каждый автобатальон для оказания помощи своим машинам выделял курсировавшие летучки техпомощи. Но затем вся трасса была разделена на участки, каждый из которых был закреплен за определенным ремонтным батальоном. Расставленные батальонами на своих участках летучки техпомощи обслуживали все проходившие автомашины. Пункты техпомощи были размещены на трассе на расстоянии 3 — 5 км один от Другого, имели хорошо заметные надписи, а ночью освещались электролампочками или дорожными мигалками. Кроме того, специальные эваколетучки непрерывно двигались по трассе с задачей буксировки остановившихся автомашин.

Большую помощь Ладожской дороге оказали Ленинградские авторемонтные заводы № 1 и 2, наладившие метод агрегатного ремонта машин. Созданные ими на обоих берегах Ладоги филиалы за время работы ледовой дороги отремонтировали более 53ОО машин.

Работники ледовой дороги в любую погоду, днем и ночью несли трудную дорожную службу, расчищали пути и прокладывали новые, заготовляли различный инвентарь и с риском для жизни прокладывала через трещины деревянные мостки. Только от снега было очищено 3200 км дорог, из них около 1550 км вручную и 1650 км с помощью дорожной техники. Если иметь в виду протяженность ледовой дороги в 30 км, то выходит, что она очищалась от снега более ста раз. Кроме того, было очищено от ледяных торосов более 32 тыс. кв. м трассы, заготовлено и расставлено около 21 тыс. деревянных козелков и многое другое. Военно-автомобильная дорога имела надежную оборону. Наземную охрану трассы осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый полк (затем 384-й стрелковый полк} под командованием полковника А.,Королева. Основные силы полка были сосредоточены на льду Ладожского озера в 8 — 12 км от берега, занятого противником. Полк создал две оборонительные полосы, на которых были построены доты, снежно-ледяные окопы, установлены пулеметные точки. Противовоздушная оборка Ладожской ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Железнодорожные станции и базы на берегах Ладожского озера прикрывались специальными отдельными зенитными артиллерийскими частями. Непосредственно на льду озера по обе стороны дороги в шахматном порядке с интервалом 3-км были установлены батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Зенитные пулеметы стояли попарно с интервалами 1 — 1,5 км. На 1 января 1942 г. на ледовой трассе имелось 14 37-миллиметровых орудий и 40 пулеметных установок.

За весь царили существования дороги по ней было доставлено в Ленинград 361 109 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольствия. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов, который к моменту окончания работы ледовой дороги составил 66 930 т. Кроме продовольствия, по Ладожской дороге в Ленинград было завезено 8357 т фуража, 31 91О т боеприпасов, 34 717 т горюче-смазочных материалов, 22 818 угля и 888 т других грузов. Ледовая дорога использовалась и для различных оперативных перебросок.

Музы не молчали

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне!» Полемический задор этих известных слов шутлив. Как известно, песня в годы Великой Отечественной играла большую роль. Тогда родились «Землянка», «Темная ночь» и множество других песен, созвучных душе народа.

И не только песня... Жизнь показала, что в суровых военных условиях не отпала потребность людей в веселой оперетте, в оперном или балетном спектакле, в симфоническом концерте.

Музыка зазвучала для воинов-ленинградцев в июне 1941 года. На площадях, в залах, на мобилизационных пунктах выступали оркестры и ансамбли, лучшие певцы. И музыка оставалась с фронтовиками до Победы. Множество исполнителей, оркестрантов начали свои военные маршруты, иной раз столь необычные, что вряд ли они могли бы состояться в мирное время. Например, квартет, представленный здесь на снимке, играет для гарнизона острова Лавансари. Музыка помогала людям бороться, вдохновляла их, согревала сердца. В условиях блокады продолжал работу главный концертный зал города — Большой зал Филармонии. Только за первые месяцы войны, до конца 1941 года, в нем побывали 19 тысяч ленинградцев.

Прославленные театры города были эвакуированы. Но один из них остался. Ему принадлежит особое место в истории осажденного города. Это Театр музыкальной комедии.

Работа театра ненадолго прерывалась лишь в самые тяжелые месяцы и всегда возобновлялась. Коллектив менял площадки, и слова «Нет ли лишнего билетика» звучали тогда в Измайловском саду, на улице Ракова, у стен Академического театра драмы имени Пушкина...

За 900 дней блокады артисты сыграли 919 спектаклей. Их посетили 1 миллион 208 тысяч 7 человек! Кроме того, труппа дала за это время 1862 шефских концерта. Огромную нагрузку выдержали актеры замечательного коллектива.

Они пережили все, что принесла в Ленинград война. По сигналу воздушной тревоги действие на сцене прерывалось, и актеры прямо в театральных костюмах и в гриме занимали свои места как бойцы МПВО. Зимой они выступали в промерзшем зале, отогреваясь в шубах за кулисами. Это на их спектаклях люди вставали и благодарили актеров молчанием. В первую блокадную зиму на аплодисменты часто не было сил...

Сотни ленинградских актеров вошли во фронтовые бригады. Они выступали перед пехотинцами, артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками, партизанами. Сценической площадкой служили лесная поляна, кузов автомашины, палуба корабля и даже... платформа бронепоезда. Это была для артистов работа трудная, но благодарная, ибо она давала бойцам заряд бодрости и оптимизма.

На передовой, на самых напряженных участках фронта работали кинохроникеры. Много блокадных сюжетов снял молодой Роман Кармен. Все это без промедления появлялось на экране. А кино везде пользовалось огромной популярностью. Даже если фасад кинотеатра был испещрен осколками...

Люди искусства совершали тот же подвиг, что и все жители города. Скульпторы из бригады Н. Томского работали над большими агитационными стендами. Становились к мольбертам и этюдникам художники В. Серов, В. Пакулин...

Ленинградская симфония

Большим событием в музыкальной жизни не только Ленинграда, но и страны, всего мира стало создание Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем Седьмой «Ленинградской» симфонии.

Композитор, молодой профессор консерватории, начал писать ее в первые дни войны. Боец «артистического подразделения», член добровольческой пожарной команды, он остался величайшим художником, философом, способным к широчайшему осмыслению событий.

5 сентября Д. Д. Шостакович выступил по радио: «Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения... Я сообщаю об этом для того, чтобы ленинградцы, которые слушают меня, знали, что жизнь нашего города идет нормально...»

Д. Д. Шостакович репетировал симфонию в Новосибирске с симфоническим оркестром, которым руководил Е. А. Мравинский. 5 марта состоялось ее первое исполнение в Куйбышеве, 29 марта — в Москве. Ем. Ярославский писал в «Правде»: «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира». 9 августа состоялось первое исполнение Седьмой симфонии в Ленинграде. Дирижировал К. И. Элиасберг. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, весть о котором потом облетит весь мир, ленинградские контрбатарейщики получили приказ вступить с противником в артиллерийскую дуэль и отвлечь его силы. И в районе Большого зала Филармонии тогда не упало ни одного вражеского снаряда.

 

 Перо и штык

Большое место в духовной жизни ленинградцев в годы войны занимала печать. Каждый номер газет «Ленинградская правда», «На страже Родины», «Смена» с нетерпением ждали на фронте и в городе. Сводки Совинформбюро, статьи и корреспонденции о жизни Ленинграда и страны, международную информацию, извещения о выдаче продовольствия — все вмещал в себя газетный лист.

Много лет спустя «Правда» писала: «В годы Великой Отечественной войны, в дни тяжелой блокады «Ленинградская правда» неизменно была вместе с героическими защитниками города и в траншеях гвардейских полков, и в рабочих цехах, неустанно ковавших оружие победы. Пламенным большевистским словом газета призывала к стойкости в борьбе с врагом, воодушевляя ленинградцев на героические подвиги в труде и на поле боя».

Героическими усилиями немногочисленных работников редакций и типографий удавалось обеспечить выход центральных и ленинградских газет даже в самые тяжелые дни зимы 1941/42 г. Только однажды — 25 января 1942 г. — газета «Ленинградская правда» не вышла. Номер уже был набран и сверстан, но его нельзя было отпечатать — в этот день в городе не было электричества. Из-за отсутствия транспорта в суровые зимние дни 1941/42 г. истощенные рабочие типографии «Правда» впрягались в саночки и доставляли на них матрицы с аэродрома. В помещениях типографии температура доходила до 10 — 15 градусов ниже нуля, руки примерзали к металлу, но «Правда» продолжала выходить. Помещение редакции Ленинградской правды» было разрушено и сотрудники вынуждены были для продолжения работы перебраться в неотапливаемый подвал типографии, лишенный вентиляции и дневного света. Не хватало бумаги. Газеты печатались на бумаге узкого формата и часто различного цвета, значительно сократился их тираж. С декабря 1941 г. «Ленинградская Правда» стала выходить всего на двух полосах, но это не снизило ее политического уровня, писать стали короче, еще более содержательно. Мужественный, сплоченный коллектив «Ленинградской правды», не снижая требовательности к себе, не делая скидок на «особые условия», постоянно нес в массы воинов и горожан партийное слово.

Невозможно перечислить все крупные кампании, проведенные газетой. Среди них — формирование народного ополчения, строительство оборонительных сооружений, военное обучение, передача передовых методов труда и боевого опыта...

«Ленинградская правда» распространялась не только в городе и в частях фронта. На самолетах она доставлялась к партизанам, во вражеский тыл, на оккупированную территорию.

 

Для ленинградцев всегда была характерна любовь к печатному слову, к книге. В начале войны возникла особенно сильная тяга к книге, как к могучему источнику знаний. Жизнь тогда ставила перед людьми множество проблем и вопросов. Найти ответ на них можно было и обращаясь к сокровищам ленинградских книгохранилищ.

Многие библиотеки города продолжали работать в течение всей блокады. Ни на день не закрывались двери Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В первую блокадную зиму в читальных залах царил леденящий холод. Сотни ленинградцев сидели в пальто и шапках, перелистывая страницы книг, журналов, атласов и делая выписки из них. Это были инженеры и рабочие, врачи и медсестры, офицеры и солдаты, педагоги и учащиеся, научные работники, литераторы, журналисты, архитекторы.

Весна 1942 года вызвала в городе явление, которое получило название «голод на книги». Чтобы полнее удовлетворить спрос покупателей, управление торговли города вынуждено было организовать на улицах так называемые книжные «развалы». Быстро расходились русская и зарубежная классика, произведения современных писателей. Ленинградцы вновь доказали, что являются «самым читающим народом».

 

Радио

Необыкновенную силу звучания приобрело зимой 1941/42 г. радио. Оно помогало ленинградцам переносить неимоверные лишения, сознавать, что они не одиноки в свой борьбе. По радио читались статьи центральных и местных газет, доставка и распространение которых были затруднены условиями блокады. По радио население города узнавало о долгожданном увеличении продовольственных норм. Работники Ленинградского радиокомитета готовили передачи н сложнейших условиях, но они знали, как необходимо ленинградцам услышать слова поддержки и ободрения. Сколько труда и усилий стоило организовать передачи из Москвы, когда прямая проводная связь со столицей была прервана, а техника радиовещания сильно повреждена. В феврале 1942 г. многие чтецы и дикторы были уже не в состоянии работать, и передачи у микрофона ежедневно вели артисты радио И. Горин и К. Миронов. Работники ленинградского радио ни на один час не оставили своего боевого поста, продолжая работать в промерзших помещениях при свете изготовленных ими свечей. В суровые блокадные дни передачи для ленинградского радио готовили журналисты и писатели: Вс. Вишневский, Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Ардаматский, Я. Бабушкин, М. Блюмберг, Л. Маграчев, Г. Макогоненко, А. Пази, М. Фролов, В. Ходоренко и другие.

Из-за недостатка электроэнергии радио буквально шептало, районные подстанции часто но работали, и тогда радио умолкало. Но и тут работники радио нашли выход, организовав повторение передач для подключаемых районов города. Сквозь ледяную тишину из искалеченных репродукторов снова раздавался голос, приковывавший к себе внимание ленинградцев. В эфире по-прежнему звучал голос непокоренного Ленинграда, опровергая лживые заявления фашистов о том, что город пал.

 

Операция «Искра»

Положение Ленинграда к началу 1943г. по сравнению с первой военной зимой улучшилось, однако город все еще находился в осаде. Отсутствие сухопутного сообщения со страной не давало возможности полностью удовлетворить насущные потребности войск и населения, продолжались артиллерийские обстрелы и бомбардировки с воздуха.

Верховное Главнокомандование решило провести операцию по прорыву блокады Ленинграда и тем самым серьезно улучшить положение города. Решающее значение для успешного выполнения этой операции имел коренной перелом в ходе ВОВ, начавшийся в связи с победами Красной Армии в Сталинградской битве. Противник стянул на юг стратегические резервы и не смог усилить свои войска на северо-западе.

В начале декабря 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план операции по прорыву блокады, зашифрованной под кодовым названием «Искра». Замысел операции состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского (командующий – генерал Л.А.Говоров) и Волховского (командующий – генерал К.А.Мерецков) - разгромить группировку противника в районе шлиссельбургско-синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и этим самым прорвать блокаду Ленинграда.

Для осуществления этой задачи были созданы две ударные группировки. Ударная группировка Ленинградского фронта состояла из войск 67-й армии под командованием генерала М.П.Духанова.

Она должна была форсировать Неву, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка – Шлиссельбург, разгромить оборонявшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта.

Ударную группировку Волховского фронта составляла 2-я ударная армия под командованием генерала В.З.Романовского. 2-я ударная армия при содействии части сил 8-й армии должна была наступать на участке Гайтолово – Липки, разгромить противника в восточной части шлиссельбургско-синявинского выступа и соединиться с частями 67-й армии Ленинградского фронта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...