Истоки византийского искусства лежат в искусстве античности
Искусство Византии (конец 4-середина 15 в.) Общая характеристика Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи (название «Византийская империя» («Византия») происходит от имени древнегреческой колонии — Византия, существовавшей на месте Константинополя). Самоназвание – ромеи, Романия, Новый Рим. Начальный рубеж истории византийского искусства — окончательное разделение в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную— условен. Строго говоря, 4— 5 вв. представляют собой предвизантийский период, когда в различных областях Восточной Римской империи зарождалась средневековая художественная культура Византии. Конечным рубежом истории византийского искусства явился 1453 год, когда турками-османами был взят Константинополь и Византия прекратила свое существование. В отличие от Западной Римской империи, восточная не подверглась столь катастрофическим разрушениям. В ней сохранились античные города, высокоразвитые ремесла, прочные торговые связи. Поэтому переход от античного к средневековому искусству в Восточной Римской империи осуществлялся на основе непрерывной преемственности античной культуры. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока; византийские зодчие и художники были носителями высоких традиций и развитого творческого опыта. Периоды истории византийского искусства и их характеристика:
§ ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I (527—565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV—VII века);
Истоки византийского искусства лежат в искусстве античности - Одной из ключевых художественных традиций искусства Византии стало искусство античности: как в аспекте римского классицизма, так и в аспекте традиций эллинизма. Античный принцип антропоморфной основы божественного начала лежит в основе христианства - принцип вочеловечивания. Античные традиции проявляются и фиксируются через набор следующих формальных признаков: линейность, объемность и плотность, чувственная осязаемость, которую приобретают сверхчувственные святые персонажи. Данные качества обеспечивают визуализацию идеи явления божественного в земных человеческих формах. Однако, новые, спиритуалистические идеи противоречиво сочетались с художественными приемами, еще тесно связанными с традициями античности. - Византийское искусство, возникая, впитывало в себя и перерабатывало художественные традиции, существовавшие в различных городах и областях, вошедших в состав Восточной Римской империи: Константинополя, Балканского полуострова, Малой Азии, Сирии, Египта с его главным культурным центром Александрией; важную роль сыграли художественные традиции города Рима, а также Равенны.
Общая характеристика византийского искусства: - В Византии было создано мощное и величественное искусство, чрезвычайно развитое и многостороннее; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения, выработаны типы церковных зданий и система их украшения живописью. - Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи — иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства. - Значительную роль в византийском искусстве подкрепляют книжные миниатюры и произведения прикладного искусства. - Именно в Византии были сформулированы основные принципы торжественного и идеального искусства, отвечавшего потребностям феодального общества. - Вместе с тем созданные в византийском искусстве образы несли в себе отголоски искусства античности. - Они были претворены византийскими мастерами в произведениях, красота духовного строя которых приобретала, в отличие от экстатической экспрессии, свойственной средневековому искусству Запада, стройную гармоничность. - Эти достижения и особенности византийской художественной культуры оказали большое воздействие на искусство соседних народов. Религиозные и эстетические принципы византийского искусства:
1. Религиозное мироотношение организовывалось произведениями искусства. Понятие «мир» для эпохи средневековья раскрывалось исключительно как «Бог». А понятие «человек» раскрывалось как «верующий в Бога», а именно «христианин». Акцент на внутреннем (внутренней красоте, духовной красоте), а не на внешнем (напр., декор храмов).
2. Антропоморфность. Догмат о боговоплощении. Античные принципы трансформированные во внеантичные, наполненные спиритуалистическим содержанием.
3. Новое понимание художественного образа. Символизм. Земное, пластическое восприятие явлений окружающего мира и тот наивный аллегоризм, который служил в первые века нашей Эры средством совмещения творческих принципов позднеантичного искусства с отвлеченными религиозными идеями христианства, сменились представлением о духовном начале как основном качестве художественного произведения: зримые и осязаемые формы стали цениться лишь в той мере, в какой они являлись носителями духовной экспрессии.
4. «В Византии параллельно существовали империя и пустыня» (Георг. Флоровский). Религиозность и идея великодержавия. Идеи торжества христианства в борьбе против мусульман и язычников, величия государства — наследника славы Рима
5. Храм был основным типом общественного здания, выполнявшим важную мировоззренческую и идеологическую роль в культуре
6. Отсутствие трагедийности (светлая «праздничная» созерцательность). Мажорный строй искусства Византии в сочетании с созерцательностью. Отсутствие динамизма. Молитвенное предстояние, требующее освобождения ума (за счет отрицания от внешних впечатлений), и дающее возможность созерцания Бога.
7. Каноничность. В основе принципов византийского изобразительного искусства лежит понятие «канон». Византийским искусством была выработана строгая иконографическая система. Требование единства образа обусловлено представлением о единстве первообраза. живопись, занявшая в изобразительном искусстве Византии главное место, находилась под строгой церковно-государственной опекой. Она развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись, книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону—правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обусловливал и образный строй изображения.
8. Религиозные требования сковали развитие скульптуры, так как православная церковь считала статую идолом. Скульптура в Византии, представленная рельефом (главным образом небольшими рельефами из слоновой кости), смыкалась с декоративно-прикладным искусством. Место последнего было весьма значительным — оно составило основной слой художественной культуры, впитавшей в себя мотивы и образы, жившие в разнообразных общественных кругах Византии.
9. Ансамблевость искусства Византии. Изобразительное искусство составляло неразрывное целое с телом храма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|