Тема 4. Россия в XVIII - начале XX вв. Попытки модернизации страны. Реформы и революции.
Семинар 7. Внешняя политика Российской империи в XVIII в. Цель - изучить основные направления и ведущие события внешней политики XVIII в., выявить исторические периоды. Сформировать навык анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешней политики государств. 1. Приоритетные направления внешней политики в первой половине XVIII в.; во второй половине XVIII в. 2. Методы реализации внешнеполитических задач, их отличие от предыдущего времени. 3. Войны России при Петре I: - Азовские походы; - Северная война; - Прутский поход; - Персидский поход. 4. Войны России при Екатерине II: - русско-турецкие войны; - русско-шведская война; 5. Участие в Европейской политике. Семилетняя война. Разделы Польши. Семинар 8. Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в. Цель - определить причины и способы реализации проектов преобразований в России в первой половине XIX в. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Возможно проведение семинара в виде ролевой игры. 1. Предпосылки формирования декабристских организаций. Влияние идей просвещения. 2. Сравнить программные документы Северного и Южного обществ: "Русская Правда" Пестеля; конституция Н. Муравьева. - вопрос о государственном устройстве; - аграрная программа и крестьянский вопрос. 3. Основные направления общественного мысли и общественного движения в 30—50 гг. XIX в. - появление первых студенческих кружков; - либеральное направление общественной мысли: западники славянофилы; - «теория официальной народной народности»; Семинар 9. Внешняя политика Российской империи в XIX - начале ХХ вв. Цель - изучить международное положение России в XIX в. - начале ХХ в., выявить основные периоды, проанализировать деятельность основных исторических персонажей. Сформировать навык анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешней политики государств.
1. Выделить основные периоды, направления. 2. Война с Наполеоном. Отечественная война 1812 г.: этапы, ведущие полководцы, методы борьбы, основные сражения, итог. 3. "Восточный вопрос". Русско-турецкие войны. Крымская война: причины, участники, основные события, итог. 4. Присоединение Средней Азии: характеристика региона, причины присоединения, методы, результат. 5. Освоение Дальнего Востока, Русской Америки. Русско-Японская война. Проанализировать статьи Портсмутского мирного договора между Россией и Японией; их влияние на дальнейшие взаимоотношения между странами. Источники: Дашкова Е.Р. Записки 1743 – 1810. Л., 1988. Екатерина II. Собственноручные записки // Сочинения Екатерины II. М., 1990. Российское законодательство. X-XX вв. Т.8. М., 1991. Россия при царевне Софье и Петре I. М., 1990. Общий свод… данных Первой всеобщей переписи населения. СПб., 1905. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Вып. XLIII. Тверская губерния. СПб., 1904. Свод законов Российской империи. СПб., 1893. Т. VII (Устав Горный); Т.IX (Законы о состояниях).Т. XI. Ч.1. (Устав о промышленности); Ч.2 (Устав торговый); 1900. Т. XI, XII. Литература: Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. Анисимов Е.В. Императрица Екатерина Великая. М., 2007. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. М., 1986. Бибиков Г.Н. А.Х. Бенкендорф и политика императора Николая I. М., 2009. Боханова А.Н. Император Александр III. М., 1998. Выскочков Л. В. Николай I. М., 2003. Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России. М., 1993. Карпачев М.Д. Истоки российской революции: легенды и реальность. М., 1991.
Коммисаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы 1784 г.). М., 1990. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 – 1917 гг. М., 1981. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). М., 1994. Ляшенко Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств М., 2003. Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994. Миронов Б.Н. Социальная история России периода Империи (XVIII – начала XX вв.). СПб., 1999. Т. 1-2. Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955. Т. 1-2. Опыт российских модернизаций XVIII-XX вв. М., 2000. Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 2010. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000. Поткина И. В. Деловая Москва: очерки по истории предпринимательства. М., 1997. Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998. Трагедия реформатора. Император Александр II в воспоминаниях современников. СПб., 2006. (Сост. Б.Д. Гальперина и Д.И. Раскин) Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986. Шильдер Н. К. Император Александр I, его жизнь и царствование: в 4 т. — Репринтное издание 1897–1898 гг. СПб.: Альфарет, 2010. Шильдер Н. К. Николай I. М., 2010. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX – начало ХХ в. М., 1995. Экономическая история России XIX – XX вв.: Современный взгляд. М., 2000. Электронные ресурсы: «История России». http://russia.iratta.com/22.php «Интернет-проект «1812 год»». http://www.museum.ru/museum/1812/prj1812.html «Виртуальный музей декабристов». http://decemb.hobby.ru/ «Екатерина II». http://decemb.hobby.ru/ «Как наши деды воевали». http://grandwar.kulichki.net/index.html Темы рефератов: Персидский поход Петра I. Булавинское восстание 1707 - 1709 гг. Противоречия личности и государственной политики Павла I. Фавориты и сподвижники Екатерины II. Масонство в России. Государственные проекты М.М. Сперанского. П.Я. Чаадаев. Петрашевцы. Хозяйственная деятельность земства. Общественно-политическая деятельность земства. Особенности промышленного переворота в России. Реформы С.Ю. Витте. Терроризм в русском освободительном движении. Первая мировая война. История Временного правительства.
Тема 5. Советский период в истории Отечества. 1917-1991 гг.
Семинар 10. Гражданская война в России. Цель - изучить причины, этапы, результаты гражданской войны в России. Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме. 1. Этапы гражданской войны. Фронты и ведущие военные лидеры. 2. Красные и белые: формирование, социальный состав, идеология, программы, методы борьбы. 3. Проанализировать статьи "Брестского мира" и его влияние на ход гражданской войны. 4. Иностранная интервенция: места высадки десантов, страны-участницы, методы борьбы. 5. Влияние гражданской войны на внутреннее положение Советской республики. Семинар 11. Внешняя политика СССР во второй половине ХХ в. Цель - изучить международную обстановку во второй половине ХХ в., выявить причины, этапы, последствия противостояния стран с разным политическим устройством. Сформировать навык анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешней политики государств. 1. "Холодная война": причины и предпосылки, начало, термин. 2. "Горячие точки" "холодной войны": - Война в Корее; - Карибский кризис; - Война в Афганистане и др. 3. Периоды разрядки международной напряженности (подписание договоров, соглашений, визиты лидеров противостоящих держав). Доказать статьями "Заключительного акта" совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) стремление к сохранению мирных взаимоотношений. 4. Взаимоотношения со странами социалистического лагеря: - Экономическое и военное сотрудничество; - обострение отношений с Китаем, Югославией, Албанией; - антикоммунистические выступления в Венгрии, Чехословакии, Польше. 5. Взаимоотношения с неприсоединившимися странами. Семинар 12. Культура советского общества. Цель - изучить традиции и новаторство в культурном развитии советского периода, выявить положительные и отрицательные тенденции. Сформировать представление о значении гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, культурного наследия.
1. Система образования в СССР. Ее изменения на протяжении с 1917 по 1991 гг. (обязательный образовательный минимум; система среднего и высшего профессионального образования; реформы в сфере образования). 2. Наука. Приоритетные отрасли. Достижения. 3. Литература и искусство: этапы развития, идеологическое влияние, основные произведения. 4. Музыкальная культура: развитие классической музыки; эстрадного, фольклорного направлений; джаза и отечественного рока; бардовской песни. 5. Быт советских людей.
Источники: Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991. Канун и начало войны. Документы и материалы. Л., 1991. Кооперативно-колхозное строительство в СССР: 1917 – 1922. Документы и материалы. М., 1990. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. Население СССР: по данным всероссийской переписи населения 1989 г. М., 1990. Немецко-фашистский оккупационный режим. 1941 1945 гг. М., 1965. Октябрьский переворот. Революция 1917 г. глазами руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка. М., 1991. Организация Варшавского договора. 1955 – 1985. Документы и материалы. М., 1986. Литература: Адибеков Г.М. Коминформ и послевоенная Европа 1947 – 1956 гг. М., 1994. Арендт Х. О революции. М., 2011. Бабаков А. Вооруженные силы СССР после войны. 1945 – 1986: история строительства. М., 1987. Верт Н. История советского государства. 1917 – 1991. М., 1994. Верт Н. Россия в революции. М., 2003. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1985. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000. Головатенко А.Ю. Тоталитаризм ХХ века. М., 1992. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР и первые послевоенные годы. М., 2001. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1993. Ивницкий Н.А. Голод 1932-1933 годов в СССР. М., 2009. Лельчук В.С. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. М., 1987. Медушевский А.Н. Диалог со временем: Российские конституционалисты конца XIX - начала XX вв. М., 2010. Пихоя Р.Г. СССР История Великой Империи Под знаком Сталина. М., 2009. Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны: 1945-1985. М., 2007. Политические партии России: история и современность. М., 2000. Постников Е.С. Российское студенчество в условиях новой экономической политики. 1921 - 1927 гг. Тверь, 1996. Проблемы внешней и внутренней политики СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1988. Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М., 1989.
Рогалина Н.Л. Власть и аграрные реформы в России XX века. М., 2010. Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная война: неизвестное об известном. М., 1991. Спирин Л.М. Россия 1917 г.: из истории борьбы политических партий. М., 1988. Щетинов Ю.А., Старков Б.А. Красный маршал: исторический портрет Михаила Тухачевского. М., 1990. Электронные ресурсы: «Революция и гражданская война». http://www.rusrevolution.info/ «Великая отечественная война». http://bigwar.msk.ru/ «Великая война». http://velikvoy.narod.ru/index.htm «История СССР». http://savok.name/index.php Темы рефератов: Кронштадтский мятеж. Гражданская война в России. Интервенция периода гражданской войны в России. Студенчество Советской России в условиях нэпа. Русская эмиграция и ее культура. И.В. Сталин и его окружение. Политические процессы 30-х гг. Карибский кризис. Советский образ жизни в 50-80-е гг. Культура андеграунда в советском обществе.
Тема 6. Современная Россия. Экономика, социально-политические процессы и общественная жизнь. Семинар 13. Государственное устройство Российской Федерации. Цель - изучить современное государственное устройство России, законодательную базу, властные структуры на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Выработать способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире. 1. Причины конституционного кризиса 1993 г. Становление президентской республики. 2. Формирование территории Российской Федерации. Автономные образования (республика, край, область). 3. Органы государственной власти. Современные руководители структур государственной власти: - исполнительная власть; - законодательная власть; - судебная власть. 4. Государственная символика России. Источники: Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 1991. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991. Литература: Политические партии России: история и современность. М., 2000. Россия – Чечня: Цепь ошибок и преступлений. М., 1998. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994. Федоров В.Г. 10 безумных лет: Почему в России не состоялись реформы. М., 1999. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. М., 2001. Электронные ресурсы: «Современная Россия». http://www.nasledie.ru/ Темы рефератов: Россия при президенте Б.Н. Ельцине. Межнациональные отношения после распада СССР. Реформы правительства Е. Гайдара. Учебные пособия Зуев М.Н. История России. М., 2011. История России (IX - начало XXI в.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. М., 2010. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России М., 2016. История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2012 / А.Н. Сахаров. Источники (по всему курсу) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2012. История России XI-XX вв.: Документы и материалы. Тверь, 1993. Политическая история России: Хрестоматия в 2-х Т./Сост.: В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. М., 1995. Программы политических партий России конца XIX - начала XX в. М., 1995. Обобщающая литература Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах. М., 2012. История России в новейшее время. М., 2004. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. Новейшая история Отечества. XX век: в 2 т. М., 2002. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2011. Кошман Л. В., Сысоева Е. К., Зенина М. Р., Шульгин В. С. История русской культуры IX-XX веков. М., 2011. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Работа с тестовыми заданиями. Тестовые задания ориентированы на самоконтроль знаний по курсу «История». Цель данного пособия – овладение навыками работы с тестами по истории. Задания выполняются студентами самостоятельно во внеаудиторное время. Проверка правильности выполнения заданий проводится либо коллективно на семинарских занятиях с обсуждением и доказательной базой либо индивидуально преподавателем (доказательства решений должны быть письменными). Работа оценивается как дополнительные задания. 1. Внимательно прочитайте формулировку задания. Обратите внимание на количество предполагаемых правильных ответов. Например, «выделите два фактора …»; «какие из перечисленных факторов …» (множественное число). Если в формулировке задания отсутствует указание на несколько правильных ответов, значит, предполагается только один правильный ответ. 2. Обратите внимание на присутствие в формулировке задания отрицания. Например, «экономический кризис не был связан с …»: Необходимо найти факторы, не связанные с кризисом. 3. Выбор правильного ответа в задании начинайте с того варианта, ответ на который Вы знаете точно (вне зависимости от правильности решения тестового задания). Отбросьте те варианты, которые однозначно не подходят. Например, «кто из правителей русского государства относился к династии Рюриковичей: Иван IV, Алексей Михайлович, Борис Годунов»: Рюриковичи – родовое имя (сопоставимо с фамилией), в последнем варианте задания – Борис по фамилии Годунов. Следовательно, последний вариант не подходит. Продолжайте анализ оставшихся вариантов. 4. Для успешного решения тестовых заданий можно воспользоваться методом хронологии. Для этого необходимо выяснить, когда происходили события, описываемые в вопросе и в вариантах ответов. Например, «в период правления Екатерины II было (был, была) присоединено: Казанское ханство, Крым, Сибирь»: Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг. Казанское ханство вошло в состав Российского государства в 1556 г., Крым – в 1783 г., Сибирь – в 1580-х гг. Во временной отрезок 1762 – 1796 входит дата 1783. Следовательно, правильный ответ «в период правления Екатерины II был присоединен Крым». Отчет о посещении музея (выставки, галереи и т.д.). При выборе музея для коллективного или индивидуального посещения можно руководствоваться следующими принципами: индивидуальный интерес, учебное или творческое задание, близкое или удобное месторасположение. Необходимо учитывать, что при коллективном посещении музея существует возможность сопроводить осмотр экспозиции с рассказом экскурсовода, что значительно облегчает процесс восприятия материала. При индивидуальном посещении музея необходимо пользоваться научно-вспомогательными материалами музея. При посещении музея желательно фиксировать всю получаемую информацию (записывать на бумагу, на диктофон, при возможности - фотографировать или зарисовывать). В письменном виде отчет не должен превышать 2 - 3 печатных листа. При сборе информации можно руководствоваться следующими положениями (вопросами): - Как точно называется музей, где он расположен. - Выяснить профиль музея (краеведческий, художественный, мемориальный, военный и т.д.). - Когда и у кого возникла идея создания музея. - Что из себя представляет экспозиция музея:
- В музее есть возможность подобрать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, карты-схемы и в печатном виде и на сайте музея). - В музее было приятно провести время:
Реферат. При подготовке доклада (реферата) необходимо руководствоваться следующими правилами: Структура работы предполагает введение, основную часть и заключение. Во введение следует обосновать актуальность исследования, цель и задачи работы, раскрыть степень изученности данной проблемы, дать краткий обзор источников по проблеме, осветить основные методы, используемые при подготовке работы. Основная часть реферата может состоять из нескольких глав (от 2 до 5), которые должны освящать отдельные задачи, поставленные к исследованию. При необходимости главы можно разбить на параграфы. В конце главы необходимо сделать вывод по поставленной исследовательской задаче. В заключении должны содержаться общие выводы автора, содержащие основной ответ на цель исследования, аргументированный выводами по исследовательским задачам. Главная цель заключения - подведение итогов всей работы. В конце реферата обязательно должен быть список литературы, которым пользовался автор. Список формируется по алфавитному принципу. Оформление работы. Работа пишется на листах белой бумаги формата А4. На каждой странице должны быть поля не менее 3 см для замечаний преподавателя. Объем работы составляет 17 - 24 машинописных страниц (через 1,5 интервала). Все листы реферата, кроме титульного, нумеруются. При этом титульный лист считается листом № 1. На титульном листе указываются: название учебного заведения, кафедры, на которой выполнена работа; фамилия и инициалы автора; название факультета; полное наименование работы; звание, фамилия и инициалы научного руководителя; город и год выполнения научной работы. На втором листе работы приводится ее план, далее - текст. Все факты, утверждения и выводы, почерпнутые из литературы, должны быть оформлены в виде ссылок на использованную литературу. Электронная презентация включает графический и текстовый материал по определенной проблеме отечественной истории. Структура электронной презентации аналогична структуре реферата (см. выше). Слайды должны содержать материал, освещающий основные разделы учебной работы: вводную часть, основную часть, заключение. Объем электронной презентации не должен превышать 5-7 МБ, в среднем составлять 15-20 слайдов. Тема презентаций может быть расширена или сужена по согласованию с преподавателем. Темы презентаций: 1. Культура Древней Руси: иконопись архитектура (X-XIII вв.). 2. Внешняя политика Древней Руси: военные походы (IX-XIII вв.). 3. Изобразительное искусство средневековой Руси (XIII-XVII вв.). 4. Зодчество средневековой Руси (XIII-XVII вв.). 5. Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси (XIII-XVII вв.). 6. Родословная Рюриковичей. 7. Родословная Романовых. 8. Внешняя политика Ивана Грозного. 9. Смутное время в России. 10. Внешняя политика России XVII в. 11. Внешняя политика России XVIII в. 12. Культура России XVIII в. (изобразительное искусство, скульптура, архитектура и т.д.). 13. Отечественная война 1812 г. 14. Крымская война 1853-56 гг. 15. Первая мировая война. 16. Изобразительное искусство России XIX в. 17. Архитектура России XIX в. 18. Культура России начала ХХ в. 19. Гражданская война в России. 20. Великая отечественная война. 21. Культура советского времени. Критерии оценки презентации: Полнота освещения заданной темы, достоверность информации, доступность подачи материала, сложность технического исполнения, эстетическое оформление. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|