Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы учетной политики




 

. Учет основных средств.

К основным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости.

В разделе «бухгалтерской» учетной политики, посвященном основным средствам, следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться путем начисления амортизации. ПБУ 6/01 относит к таким основным средствам жилые дома, общежития, квартиры, объекты внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплутационного возраста, имущество некоммерческих организаций. По таким основным средствам предприятие должно в конце года начислять износ, суммы которого отражаются за балансом на счете 010 “Износ основных средств”.

В свою очередь в ст.256 НК РФ также проводится перечень объектов, которые не включают в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. К ним, помимо перечисленных в ПБУ 6/01, относятся:

-  основные средства бюджетных организаций;

-  основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;

-  периодические издания и произведения искусства;

-  основные средства, полученные в рамках целевого финансирования.

Таким образом, при формировании учетной политики организации необходимо определить перечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и для бухгалтерского учета.

Также в учетной политике организации необходимо определить

бухгалтерские способы начисления амортизационных отчислений по группам однородных объектов основных средств. В качестве таковых приводятся следующие четыре способа:

-  линейный;

-  уменьшаемого остатка;

-  списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-  списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить “налоговые” методы начисления амортизации. Статья 259 Налогового кодекса предусматривает два метода - линейный и нелинейный. Линейный метод в обязательном порядке применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, со сроком полезного использования свыше 20 лет. Все остальные объекты основных средств в налоговом учете могут амортизироваться как линейным, так и нелинейным методом. При этом к нормам амортизации можно применять соответствующие коэффициенты: повышающие и понижающие. Применение понижающих коэффициентов возможно и по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике.

. Учет нематериальных активов.

К нематериальным активам относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных). При этом перечисленные объекты интеллектуальной собственности могут быть отнесены к нематериальным активам только при одновременном выполнении следующих условий:

-  если у объектов отсутствует физическая структура, но их можно идентифицировать;

-  если объекты не предназначены для перепродажи и используются в производстве продукции (выполнение работ, оказание услуг) либо в целях управления предприятием в течении срока, превышающего 12 месяцев;

-  если у предприятия имеются документы, подтверждающие существование нематериального актива и исключительного права предприятия на него.

Соответственно, организации, обладающие только правами на использование объектов интеллектуальной собственности, должны учитывать эти права в составе иных активов предприятия. Единственной статьей баланса, по которому могут быть отражены указанные права, является статья “Расходы будущих периодов”. Действительно, права на использование объектов интеллектуальной собственности не имеют материально-вещественной формы и не могут быть учтены.

К нематериальным активам также относится положительная деловая репутация организации. Она определяется как разница между покупной ценой предприятия как имущественного комплекса и балансовой стоимостью активов и обязательств этого предприятия.

Порядок начисления амортизации нематериальных активов:

-  линейный;

-  уменьшаемого остатка;

-  списания стоимости пропорционально объему продукции.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета организация должна указать следующие сведения:

-  о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за деньги;

-  о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

-  о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

-  о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

В налоговом учете амортизация нематериальных активов, так же как и амортизация основных средств, может начисляться линейным или нелинейным методами.

. Учет производственных запасов

К производственным запасам относятся:

-  активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнения работ, оказании услуг;

-  активы, предназначенные для продажи (готовая продукция, товары)

-  активы, используемые для управленческих нужд организации (речь идет об аналоге малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей их учета может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.

Выбор конкретного метода определения себестоимости списываемых в производство материалов (реализуемых товаров) зависит от специфики деятельности предприятия. Так, методы ФИФО, ЛИФО и метод определения средней себестоимости используются при производстве массовой продукции (реализация товаров массового спроса), а метод единичной себестоимости - при производстве (продаже) уникальной, дорогостоящей продукции (товаров).

Средняя себестоимость, определяется путем деления суммы стоимости поступивших материалов и стоимости остатка материалов на количество этих материалов.

Так же как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения прибыли организации могут применять следующие методы оценки сырья и материалов:

-  по себестоимости единицы запасов;

-  по средней себестоимости;

-  по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

Организации также необходимо выбрать способ оценки остатков незавершенного производства. Такую оценку можно проводить одним из следующих способов:

-  по фактической или нормативной производственной себестоимости;

-  по прямым статьям затрат;

-  по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

В налоговом же учете оценка остатков незавершенного производства на конец месяца осуществляется:

-  по прямым статьям расходов исходя из расчета по методу плановой нормативной себестоимости;

-  путем распределения прямых расходов в доле, соответствующей доле незавершенного производства в исходном сырье (в натуральных измерителях) за минусом технологических потерь.

Оценка остатков готовой продукции на складе в налоговом учете производится исходя из прямых расходов текущего месяца, уменьшенных на сумму прямых расходов, которые относятся к незавершенному производству. Здесь также возможно применение двух способов:

-  распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе по методу плановой (нормативной) себестоимости;

-  распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе пропорционально доле таких остатков в общем объеме продукции, выпущенной за текущий месяц (в натуральных измерителях).

Остатки отгруженной, но нереализованной на конец текущего месяца продукции оценивают исходя из прямых расходов, уменьшенных на остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе. Сумма прямых расходов распределяется на отгруженную, но нереализованную на конец текущего месяца продукцию исходя из ее доли в общем объеме отгруженной продукции за данный месяц.

К прямым расходам относятся согласно ст. 318 НК РФ относятся:

-  материальные расходы (затраты на приобретение сырья, материалов, запасных частей, полуфабрикатов, работ, услуг производственного назначения за вычетом возвратных отходов);

-  расходы на оплату труда (начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии, расходы, связанные с содержанием работников);

-  амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг).

4. Порядок создания резервов

В бухгалтерском балансе резерв сомнительных долгов отдельно не показывают. А на его сумму уменьшают дебиторскую задолженность, которая отражается в активе баланса. Если до конца отчетного года, следующего за годом, в котором был создан резерв, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации.

Предприятия, имеющие вложения в акции других предприятий, котирующиеся на фондовой бирже, могут создавать в конце отчетного года резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

Сумма этого резерва также отдельно в балансе не показывается.

Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать в бухгалтерском учете следующие резервы:

-  на предстоящую оплату отпусков работникам;

-  на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

-  на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

-  на ремонт основных средств;

-  на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

-  на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

-  на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

-  на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

-  на покрытие непредвиденных затрат.

В налоговом учете организация вправе создавать только два вида резервов:

-  резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);

-  резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

5. Учет займов и кредитов.

Организация должна отразить в учетной политике следующие данные о заемных средствах:

-  о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

-  о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

-  о способах начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

-  о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

Затраты организации, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:

-  проценты, причитающиеся заимодавцам и кредиторам;

-  проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

-  дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов (выпуском и размещением заемных обязательств);

-  курсовые и суммовые разницы, образующиеся начиная с момента начисления процентов (по процентам, выплачиваемым в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте условных единиц).

Затраты по полученным займам и кредитам относятся на расходы в том периоде, в котором они произведены. Исключение составляют затраты, которые следует включать в стоимость инвестиционных активов: основных средств, имущественных комплексов и других аналогичных активов.

Все дополнительные затраты, непосредственно связанные с получением займов (кредитов) и размещением заемных обязательств (например, расходы на юридические и консультационные услуги), включаются в состав операционных расходов текущего отчетного периода. В то же время указанные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока погашения займа (кредита).


Заключение

Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельность организации по всем направлениям. В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

-   руководитель организации, т.к. он утверждает учетную политику;

-   бухгалтер организации, т.к. он формирует учетную политику, т.е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

    финансовый директор организации, т.к. в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движения денежных потоков организации;

    аудитор, т.к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;

    налоговый инспектор, т.к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В условиях нестабильности и противоречивости законодательства крайне сложно создавать достоверную бухгалтерскую отчетность при условии минимизации налоговых рисков. Особенно важным является разработка способов ведения бухгалтерского и налогового учета в нестандартных экономических и правовых ситуациях. Совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета находит отражение в системе внутренних стандартов. При этом базовым стандартом является учетная политика организации.

Необходимость формирования учетной политики у организации возникает, когда законодательными актами предусмотрено несколько вариантов способов бухгалтерского учета, и организация выбирает один из них: когда законодательство не содержит регламентаций отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и организация разрабатывает их самостоятельно; когда организация утверждает особенности применения принципов, определенных вышестоящими нормативными документами, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.

Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели.

Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов.


Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс РФ гл.25

2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ

/98 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н)

.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом № 34Н

.   Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: Дельта, 2009г.

6. Богатырева Е.И. Учетная политика: особенности формирования - С-П, Экспресс, 2008г.

7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет - М.: ИНФРА-М, 2009г.

8. Красноперова О.А. Учетная политика организаций - М.: ГросМедиа, 2010г.

.   Крятова К.Н. Бухгалтерский учет. Основы теории. - М.: Маркетинг, 2009.

10. Медведев М.Ю. Учетная политика организации на 2008 год. М.: КноРус, 2008г.

.   Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность М.: Финстатин-форм, ИНФРА-М, 2007г.

.   Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность М.:ЮНИТИ 2007г.

12. Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...