Основные элементы учетной политики
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
. Учет основных средств. К основным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости. В разделе «бухгалтерской» учетной политики, посвященном основным средствам, следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться путем начисления амортизации. ПБУ 6/01 относит к таким основным средствам жилые дома, общежития, квартиры, объекты внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплутационного возраста, имущество некоммерческих организаций. По таким основным средствам предприятие должно в конце года начислять износ, суммы которого отражаются за балансом на счете 010 “Износ основных средств”. В свою очередь в ст.256 НК РФ также проводится перечень объектов, которые не включают в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. К ним, помимо перечисленных в ПБУ 6/01, относятся: - основные средства бюджетных организаций; - основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств; - периодические издания и произведения искусства; - основные средства, полученные в рамках целевого финансирования. Таким образом, при формировании учетной политики организации необходимо определить перечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и для бухгалтерского учета. Также в учетной политике организации необходимо определить бухгалтерские способы начисления амортизационных отчислений по группам однородных объектов основных средств. В качестве таковых приводятся следующие четыре способа:
- линейный; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции. В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить “налоговые” методы начисления амортизации. Статья 259 Налогового кодекса предусматривает два метода - линейный и нелинейный. Линейный метод в обязательном порядке применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, со сроком полезного использования свыше 20 лет. Все остальные объекты основных средств в налоговом учете могут амортизироваться как линейным, так и нелинейным методом. При этом к нормам амортизации можно применять соответствующие коэффициенты: повышающие и понижающие. Применение понижающих коэффициентов возможно и по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике. . Учет нематериальных активов. К нематериальным активам относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных). При этом перечисленные объекты интеллектуальной собственности могут быть отнесены к нематериальным активам только при одновременном выполнении следующих условий: - если у объектов отсутствует физическая структура, но их можно идентифицировать; - если объекты не предназначены для перепродажи и используются в производстве продукции (выполнение работ, оказание услуг) либо в целях управления предприятием в течении срока, превышающего 12 месяцев; - если у предприятия имеются документы, подтверждающие существование нематериального актива и исключительного права предприятия на него. Соответственно, организации, обладающие только правами на использование объектов интеллектуальной собственности, должны учитывать эти права в составе иных активов предприятия. Единственной статьей баланса, по которому могут быть отражены указанные права, является статья “Расходы будущих периодов”. Действительно, права на использование объектов интеллектуальной собственности не имеют материально-вещественной формы и не могут быть учтены.
К нематериальным активам также относится положительная деловая репутация организации. Она определяется как разница между покупной ценой предприятия как имущественного комплекса и балансовой стоимостью активов и обязательств этого предприятия. Порядок начисления амортизации нематериальных активов: - линейный; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости пропорционально объему продукции. В учетной политике для целей бухгалтерского учета организация должна указать следующие сведения: - о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за деньги; - о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); - о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов; - о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. В налоговом учете амортизация нематериальных активов, так же как и амортизация основных средств, может начисляться линейным или нелинейным методами. . Учет производственных запасов К производственным запасам относятся: - активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнения работ, оказании услуг; - активы, предназначенные для продажи (готовая продукция, товары) - активы, используемые для управленческих нужд организации (речь идет об аналоге малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей их учета может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.
Выбор конкретного метода определения себестоимости списываемых в производство материалов (реализуемых товаров) зависит от специфики деятельности предприятия. Так, методы ФИФО, ЛИФО и метод определения средней себестоимости используются при производстве массовой продукции (реализация товаров массового спроса), а метод единичной себестоимости - при производстве (продаже) уникальной, дорогостоящей продукции (товаров). Средняя себестоимость, определяется путем деления суммы стоимости поступивших материалов и стоимости остатка материалов на количество этих материалов. Так же как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения прибыли организации могут применять следующие методы оценки сырья и материалов: - по себестоимости единицы запасов; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); Организации также необходимо выбрать способ оценки остатков незавершенного производства. Такую оценку можно проводить одним из следующих способов: - по фактической или нормативной производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат; - по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. В налоговом же учете оценка остатков незавершенного производства на конец месяца осуществляется: - по прямым статьям расходов исходя из расчета по методу плановой нормативной себестоимости; - путем распределения прямых расходов в доле, соответствующей доле незавершенного производства в исходном сырье (в натуральных измерителях) за минусом технологических потерь. Оценка остатков готовой продукции на складе в налоговом учете производится исходя из прямых расходов текущего месяца, уменьшенных на сумму прямых расходов, которые относятся к незавершенному производству. Здесь также возможно применение двух способов: - распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе по методу плановой (нормативной) себестоимости; - распределение суммы прямых расходов на остатки готовой продукции на складе пропорционально доле таких остатков в общем объеме продукции, выпущенной за текущий месяц (в натуральных измерителях).
Остатки отгруженной, но нереализованной на конец текущего месяца продукции оценивают исходя из прямых расходов, уменьшенных на остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе. Сумма прямых расходов распределяется на отгруженную, но нереализованную на конец текущего месяца продукцию исходя из ее доли в общем объеме отгруженной продукции за данный месяц. К прямым расходам относятся согласно ст. 318 НК РФ относятся: - материальные расходы (затраты на приобретение сырья, материалов, запасных частей, полуфабрикатов, работ, услуг производственного назначения за вычетом возвратных отходов); - расходы на оплату труда (начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии, расходы, связанные с содержанием работников); - амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг). 4. Порядок создания резервов В бухгалтерском балансе резерв сомнительных долгов отдельно не показывают. А на его сумму уменьшают дебиторскую задолженность, которая отражается в активе баланса. Если до конца отчетного года, следующего за годом, в котором был создан резерв, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации. Предприятия, имеющие вложения в акции других предприятий, котирующиеся на фондовой бирже, могут создавать в конце отчетного года резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Сумма этого резерва также отдельно в балансе не показывается. Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать в бухгалтерском учете следующие резервы: - на предстоящую оплату отпусков работникам; - на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - на выплату вознаграждений по итогам работы за год; - на ремонт основных средств; - на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; - на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; - на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; - на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; - на покрытие непредвиденных затрат. В налоговом учете организация вправе создавать только два вида резервов: - резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ). 5. Учет займов и кредитов. Организация должна отразить в учетной политике следующие данные о заемных средствах: - о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную; - о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам; - о способах начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам; - о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств. Затраты организации, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают: - проценты, причитающиеся заимодавцам и кредиторам; - проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям; - дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов (выпуском и размещением заемных обязательств); - курсовые и суммовые разницы, образующиеся начиная с момента начисления процентов (по процентам, выплачиваемым в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте условных единиц). Затраты по полученным займам и кредитам относятся на расходы в том периоде, в котором они произведены. Исключение составляют затраты, которые следует включать в стоимость инвестиционных активов: основных средств, имущественных комплексов и других аналогичных активов. Все дополнительные затраты, непосредственно связанные с получением займов (кредитов) и размещением заемных обязательств (например, расходы на юридические и консультационные услуги), включаются в состав операционных расходов текущего отчетного периода. В то же время указанные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока погашения займа (кредита). Заключение Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельность организации по всем направлениям. В вопросах учетной политики организации должны разбираться: - руководитель организации, т.к. он утверждает учетную политику; - бухгалтер организации, т.к. он формирует учетную политику, т.е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание; финансовый директор организации, т.к. в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движения денежных потоков организации; аудитор, т.к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговый инспектор, т.к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения. В условиях нестабильности и противоречивости законодательства крайне сложно создавать достоверную бухгалтерскую отчетность при условии минимизации налоговых рисков. Особенно важным является разработка способов ведения бухгалтерского и налогового учета в нестандартных экономических и правовых ситуациях. Совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета находит отражение в системе внутренних стандартов. При этом базовым стандартом является учетная политика организации. Необходимость формирования учетной политики у организации возникает, когда законодательными актами предусмотрено несколько вариантов способов бухгалтерского учета, и организация выбирает один из них: когда законодательство не содержит регламентаций отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и организация разрабатывает их самостоятельно; когда организация утверждает особенности применения принципов, определенных вышестоящими нормативными документами, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п. Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели. Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации. Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов. Список использованной литературы 1. Налоговый Кодекс РФ гл.25 2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ /98 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н) . Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом № 34Н . Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: Дельта, 2009г. 6. Богатырева Е.И. Учетная политика: особенности формирования - С-П, Экспресс, 2008г. 7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет - М.: ИНФРА-М, 2009г. 8. Красноперова О.А. Учетная политика организаций - М.: ГросМедиа, 2010г. . Крятова К.Н. Бухгалтерский учет. Основы теории. - М.: Маркетинг, 2009. 10. Медведев М.Ю. Учетная политика организации на 2008 год. М.: КноРус, 2008г. . Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность М.: Финстатин-форм, ИНФРА-М, 2007г. . Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность М.:ЮНИТИ 2007г. 12. Справочно-правовая система «ГАРАНТ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|