Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуальные (В) Слуховые (С).





 




 


Движения глаз могут дать вам понять, как че­ловек представляет внутри себя окружающий мир. Внутреннее представление человека о внеш­нем мире является его «картой» реальности, при этом «карта» у каждого человека по-своему уни­кальна.


 

взгляд вниз и вправо не поможет вам вспомнить эту картину. Однако, если вы посмотрите вверх и влево, вы обнаружите, что очень легко можете вспомнить нуж­ную информацию. Зная, куда «надо смотреть», чтобы вспомнить информацию, записанную в вашей памяти, вы быстро и легко получите к ней доступ. (Примерно у 5-10% людей направление этих действий будет обратным. Вспомните, есть ли у вас друзья левши, на которых вы бы смогли проверить эти соображения.)

Другие аспекты физиологических особенностей людей также помогают нам понять особенности их психи-си. Если человек дышит верхней частью грудной клет­ки, он более склонен к визуальному мышлению. Если дыхание ровное и спокойно переходит от диафрагмы в грудную клетку, он — представитель аудитивного ти­па. Глубокое дыхание нижней частью грудной клетки и животом свидетельствует о предпочтительной кинесте­тической ориентации. Понаблюдайте за тем, как дышат разные люди, и обратите внимание на особенности их дыхания.

Голос также является прекрасным индикатором. Речь людей с визуальным характером мышления быст­рая, взрывная. Голос у них высокий, напряженный, с носовыми обертонами. Низкая, глубокая тональность и медленная речь обычно свойственны людям с кинесте­тическим мышлением. Ровный ритм и четкая, звонкая тональность указывают на слуховой доступ. Вы также можете обратить внимание на цвет кожи лица. Когда вы думаете визуальными образами, цвет лица становит­ся бледнее. Покраснение лица свидетельствует о кине­стетическом доступе. Когда кто-то поднимает голову вверх, он, скорее всего, переходит в визуальный режим мышления. Если голова держится ровно или слегка склонена в сторону (как будто прислушивается) — че­ловек находится в слуховом режиме. Если голова опу-


Закономерности движения глаз*



К

 


ЗпЗрительная (визуальная) память: обра­зы вещей, виденных ранее. Примерные вопросы, позволяющие выявить этот тип обработки: «Ка­кого цвета глаза у вашей матери?» или «Как вы­глядит ваше пальто?»

Зк — Зрительные конструкции: образы вещей, никогда не виденных ранее или увиденных в но­вом свете. Вопросы для выявления этого типа об­работки информации: «Как будет выглядеть оран­жевый гиппопотам с пурпурными пятнами на теле?» или «Как вы будете выглядеть, если смот­реть на вас из другого угла этой же комнаты?»

* Из книги «Трансформация: нейролингвистическое про­граммирование и структура гипноза» Джона Грайндера и Ричарда Бэндлера. Авторское право с 1981 г. принадле­жит издательству «Риал пипл Пресс», воспроизводится с разрешения издательства.


Сп — Слуховая память: воспоминание звуков, слышанных ранее. Вопросы, которые помогают выявить этот тип обработки информации: «Что я только что сказал?» или «Как звучит ваш бу­дильник?»

Ск — Слуховые конструкции: представление слов, которых никогда раньше не слышали в та­ком сочетании. Составление звуков или фраз по-новому. Вопросы, которые могут выявить этот тип обработки: «Если бы вам нужно было прямо сей­час сочинить новую песню, как бы она звучала?» или «Представьте себе сигнал сирены, воспроиз­веденный на электрогитаре».

Сц — Слуховые цифровые: разговор с самим собой. Просьбы, которые могут помочь выявить такой тип обработки информации: «Скажите себе что-нибудь такое, что часто говорите себе» или «Продекламируйте про себя начало националь­ного гимна».

ККинестетические: ощущение эмоций, так­тильных (осязательных) или проприоцептивных (мышечных) раздражений. Вопросы, помогающие выявить этот тип обработки информации: «Что значит чувствовать себя счастливым?», «Что че­ловек чувствует, прикасаясь к сосновой шишке?» или «Что чувствует человек, когда бежит?»


щена вниз и мышцы шеи расслаблены, собеседник нахо­дится в кинестетическом режиме мышления.

То есть даже при минимальном общении вы можете получить достаточно четкое, безошибочное представле­ние о том, как работает сознание вашего собеседника и какие виды сообщений он более охотно и легко получает и отвечает на них. Самый простой способ выявить стра­тегию другого — это задавать ему нужные вопросы. Пом­ните, что есть стратегия на всё в жизни — на покупки и на продажи, на мотивацию и на любовь, на то, как при­влечь людей, и на то, как проявить свои творческие спо­собности. Я хочу показать вам кое-какие из этих страте­гий. Лучший способ учиться — не только наблюдать, но и делать. Поэтому проделайте следующие упражнения с кем-то из ваших знакомых, если это возможно.

Ключом к эффективному выявлению стратегии со­беседника является перевод его в ассоциативное со­стояние. В нем он не имеет выбора и расскажет вам, в чем состоит его стратегия, если не на словах, то движе­ниями глаз, тела и т. д. Состояние очень точно переда­ет стратегию. Это такой клапан, который открывает вам всю «электрическую схему» подсознания вашего собеседника. Если вы попытаетесь извлечь стратегию поведения человека, не находящегося в ассоциативном состоянии, это будет то же самое, как если бы вы пыта­лись сделать гренки, не включив в розетку тостер, или запустить двигатель автомобиля без аккумулятора. Вам не нужен интеллектуальный разговор; вам просто на­до, чтобы человек испытывал определенное состояние, в котором легче всего разгадать его синтаксис.

Давайте снова вспомним стратегии и кулинарные рецепты. Если вы встретите повара, который сделал са­мый большой торт в мире, то, возможно, будете разоча­рованы, что он не может точно вспомнить, как испек этот торт. Он делал все на бессознательном уровне.


Например, он не сможет вам назвать точное количество ингредиентов. Он вам просто скажет: «Щепотку того-то, горсть того-то». Поэтому вместо того, чтобы спраши­вать его о количестве ингредиентов, попросите его пока­зать вам, как он печет свой знаменитый торт. Приведите его на кухню, и пусть он испечет торт на ваших глазах. Тогда вы сможете фиксировать каждое его движение, и перед тем как он бросит в тесто щепотку чего-то, вы сможете взять и измерить эту порцию. Таким образом, следя за поваром в течение всего процесса приготовле­ния, фиксируя количество ингредиентов, последователь­ность операций, то есть выявляя синтаксис, вы в резуль­тате получите рецепт, который сможете воспроизводить в будущем.

Выявление стратегии — аналогичный процесс. Вы должны вернуть собеседника на «кухню» в тот момент, когда он испытал конкретное состояние, и затем посте­пенно выяснять, что явилось первым толчком, привед­шим его в это состояние. Было ли это что-нибудь такое, что он увидел или услышал? Или, может быть, он всту­пил в контакт с чем-то или с кем-то? После того как он расскажет вам, что с ним случилось, посмотрите на него внимательно и спросите: «Что было потом, что перевело вас в это состояние? Было ли это..?» — и так далее до тех пор, пока он не окажется в том состоянии, которое вам нужно.

Любое выявление стратегии происходит именно в этой последовательности. Вам необходимо перевести со­беседника в определенное состояние, заставить его вспом­нить конкретное время, когда он был вмотивирован, или был влюблен, или пребывал в состоянии творческо­го порыва и т. д. Затем попросите его восстановить эту стратегию, задавая четкие, однозначные вопросы о син­таксисе того, что он видел, слышал или ощущал. Нако­нец, после того как вы выяснили его синтаксис, получи-


те доступ к оттенкам чувств этой стратегии. Узнайте все о тех образах, звуках или чувствах, которые вызвали в нем это продуктивное состояние. Был ли это размер изображения? Интонация голоса?

Попробуйте испытать этот метод для выяснения мо-тивационной стратегии еще на ком-то. Сначала переве­дите этого человека в состояние восприятия. Спросите: «Можете ли вы вспомнить такое время, когда ощущали сильнейшую мотивацию к каким-то действиям?» Вам нужен конгруэнтный ответ, т. е. такой, в котором бы го­лос собеседника и язык его тела передавали вам четкую, ясную и достоверную информацию. Не забывайте, что он не сможет вспомнить все в деталях. Какое-то время это было частью его поведения, и он будет реагировать на все очень быстро. Для того чтобы пройти по всем этапам его действий, вам надо будет попросить его за­медлить ход мысли, уделяя особое внимание тому, как с вами говорит, что говорят вам его глаза и весь его облик.

Что это значит, если на ваш вопрос: «Можете ли вы вспомнить момент, когда были сильно мотивированы?» собеседник пожмет плечами и скажет: «Конечно!» Это значит, что он еще не находится в том состоянии, кото­рое вам нужно. Иногда человек говорит «да», а при этом отрицательно покачивает головой. То же самое и здесь. Он еще не связал себя мысленно с этим своим опытом; он еще не вошел в то состояние. Поэтому вам надо спросить его: «Можете ли вы вспомнить во всех подробностях время, когда чувствовали сильнейшую мо­тивацию к чему-либо? Можете ли вы вернуться в то время, почувствовав заново тот самый опыт?» Так нуж­но поступать во всяком случае.

Когда вы приведете собеседника в нужное состояние, спросите его: «Поскольку мы вспомнили с вами то вре­мя, что же было самым первым, что привело вас в со­стояние полной мотивации? Было ли это что-то такое,


что вы увидели, услышали или почувствовали?» Если он вам ответит, что однажды услышал зажигательную речь, которая привела его в состояние мотивации к ка­ким-то действиям, то понятно, что его мотивационная стратегия начинается со слухового наружного раздра­жителя (Сн). Поэтому трудно будет повторно мотиви­ровать его, показывая ему что-то или заставляя его вы­полнять какие-то физические действия. Лучше всего он реагирует на слова и звуки.

Теперь вы знаете, как привлечь его внимание. Но это еще не вся стратегия. Мы знаем, что люди реагируют на вещи и события как изнутри, так и внешне. Поэтому вам необходимо выявить внутренние аспекты его стратегии. Теперь спросите: «После того как вы это услышали, что было следующим, что заставило вас быть мотивирован­ным на какие-то действия? Вы что-то представили в сво­ем сознании? Вы что-то сказали себе? Или у вас возник­ли по этому поводу какие-то чувства или эмоции?»

Если он вам ответит, что в его сознании возникла определенная картина, то вторая часть его стратегии будет зрительно внутренней (Зв). После того как он услышал что-то, что мотивировало его, у него немедлен­но сложился умственный образ, усиливший эту мотива­цию. Поэтому можно с уверенностью говорить, что имен­но образы помогают ему сфокусироваться на том, чего он хочет достичь.

У вас все еще нет полного представления о его стра­тегии, поэтому нужно продолжать задавать вопросы: «После того как вы что-то услышали и увидели образ в своем сознании, что случилось дальше, что вызвало ва­шу полную мотивацию? Вы что-то сказали себе? По­чувствовали ли вы что-нибудь внутри, или случилось что-то другое?» Если в этом месте разговора у него возникнет чувство, которое приводит его в состояние мотивации, это будет означать, что теперь вы знаете его


Выявление стратегии

Можете ли вы вспомнить время, когда были до предела возбуждены?

Можете ли вы точно вспомнить время, когда это было?

Вернитесь в это время и постарайтесь заново пе­режить эти эмоции (войдите в это состояние)

Вспоминая это время (находясь в этом состоя­нии), ответьте на следующие вопросы:

А.Что было самым первым, что привело вас в то возбужденное состояние?

Это было что-то увиденное вами?

Это было что-то услышанное?

Было ли это прикосновением к чему-то или кому-то?

Что явилось тем самым первым раздражителем, из-за которого вы пришли в возбуждение?

После того как вы увидели (услышали или ощу­тили прикосновение) это, что было самым первым, что вызвало ваше возбуждение?

Б. Вы...

построили картину в своем сознании?

сказали что-то самому себе?

испытали какое-то определенное чувство или эмоцию?

Что было следующим, что привело вас в возбуж­дение?

После того как вы пережили то, о чем спрашивает­ся в группах вопросов А и Б (увидели что-то, сказа­ли что-то самому себе и т. д.), что было следующим, что привело вас в возбуждение?

В. Вы...

построили картину в своем сознании?


сказали что-то самому себе?

испытали какое-то определенное чувство или эмоцию?

Или произошло что-то другое?

Что было следующим, что вызвало ваше возбуж­дение?

Спросите, стал ли ваш собеседник крайне возбуж­денным в данный момент (прельщен, мотивирован и т. д.). Если он отвечает «да», то выявление страте­гии можно считать законченным. Если «нет», про­должайте выявление синтаксиса до полного завер­шения построения картины состояния.

Следующим этапом является выявление конкрет­ных оттенков чувств каждого представления страте­гии вашего собеседника.

Поэтому если первое впечатление у него было зри­тельное (визуальное), то следует спросить:

А что, собственно, вы увидели (зрительное внутреннее)?

После этого можно спросить так:

А что конкретно из увиденного так мотивиро­вало вас?

Это был размер увиденного?

Была ли это яркость увиденного?

Был ли это способ перемещения?

Продолжайте этот процесс до тех пор, пока не выявите все оттенки чувств данной стратегии. Затем просто поговорите в общем о чем-то таком, на что вы хотите настроить (мотивировать) собеседника, ис­пользуя тот же самый синтаксис и те же ключевые оттенки чувств, следя при этом за результатами, ко­торых вы добиваетесь в изменении его внутреннего состояния.


стратегию от начала до конца. То есть он создал целую последовательность представлений, которая создает его состояние мотивации. В данном случае ее можно услов­но записать как Сн — Зв — Кв. Он что-то услышал, уви­дел картину в своем сознании, а затем почувствовал мотивацию. Большинству людей нужен какой-нибудь один внешний стимул и два-три внутренних, чтобы по­чувствовать внутреннюю готовность что-то сделать, хо­тя у некоторых людей стратегия может включать до десяти — пятнадцати различных представлений, прежде чем они достигнут нужного состояния.

Теперь, когда вы полностью разобрались в синтакси­се его стратегии, вам нужно выяснить его оттенки чувств. Поэтому спросите: «Что именно из услышанного вы­звало вашу мотивацию? Была ли это интонация собе­седника, сами слова, которые он употреблял, скорость или ритм его речи? Что именно вы представили в своем сознании? Была ли это большая картина, яркая и т. д.?» После того как вы расспросили об этих деталях, вы мо­жете проверить ответы, разговаривая с ним тем же са­мым тоном и о том, что вы хотите в нем мотивировать. Затем спросите, проявилась ли перед глазами та самая картина и вызвала ли она то самое ощущение. Если вы все проделаете с высокой точностью, то увидите, что че­ловек приходит в мотивированное состояние прямо у вас на глазах. Если вы сомневаетесь в правильности подобранного синтаксиса, попробуйте осторожно изме­нить порядок представлений. Снова спросите его, как он сейчас себя чувствует и что говорит себе, и вы увиди­те, как он ответит вам непонимающим взглядом. То есть сейчас вы взяли нужные ингредиенты в неправиль­ной последовательности.

Сколько времени может уйти на выяснение стратегии собеседника? Это зависит от сложности того вида дея­тельности, которую вы хотите изучить. Иногда хватает


одной-двух минут, чтобы определить точный синтаксис, который явился мотивировкой каких-то действий.

Предположим, вы тренируете бегунов. Вы хотите вы­звать мотивацию одного из своих подопечных стать ве­ликим бегуном на длинные дистанции. Хотя у него есть определенные способности и интерес к спорту, он недос­таточно мотивирован, чтобы принять твердое решение усиленно тренироваться. С чего вы тогда начнете? Вы возьмете его на тренировку, чтобы он понаблюдал за работой лучших бегунов? Вы покажете ему стадион? Станете ли вы с жаром говорить с ним, показывая свою взволнованность, чтобы поднять его настроение? Конечно нет. Все это способно повлиять на человека с визуаль­ным восприятием. Если этот человек ориентирован на слуховое восприятие, ваши попытки оставят его равно­душным.

Вместо этого вы должны попытаться перевести его в нужное состояние с помощью слуховых стимулов, кото­рые способны заставить его действовать. Для начала нужно понять, что вам не следует тараторить со скоро­стью сто слов в минуту, как если бы это был человек с визуальным восприятием мира, но вы не должны гово­рить и медленно, выдавливая из себя по слову в минуту, как если бы вы имели дело с кинестетическим типом. Вам нужно разговаривать с ним спокойным, ровным, четким и звонким голосом, передавая оттенки чувств модуляциями голоса именно в том темпе и на том уров­не голосового регистра, которые, как вы знаете, являют­ся началом его мотивационной стратегии. Вам нужно сказать примерно следующее: «Я уверен, вы уже на­слышаны об успехе нашей системы подготовки бегунов. Сейчас это уже прописная истина. В этом году нам удалось привлечь на состязание толпы зрителей. Очень приятно ощущать их поддержку. Молодые спортсмены говорили мне, что крики толпы творят с ними чудеса.


Подбадривающие возгласы болельщиков заставляют их показывать такие результаты, на которые они никогда не рассчитывали. Это помогает им и потом в трениров­ках. А уж рев толпы, когда вы рвете финишную ленточ­ку, надо просто слышать! За все годы работы тренером мне никогда не доводилось слышать ничего подобно­го». Теперь понятно, что вы говорите на его языке. Вы начали использовать ту же систему представлений, что и он. Вы можете часами показывать ему новый стадион, а он будет ходить за вами со скучающим видом. Дайте ему возможность услышать шум толпы болельщиков и тот восторг зрителей, когда он пересекает финишную ленточку, — и вы поймаете его на крючок.

Это только первая часть синтаксиса. Тот крючок, который заставляет его «клюнуть». Однако это еще не сделает его полностью мотивированным. Вам нужно составить в нужной последовательности все внутрен­ние элементы его стратегии. В зависимости от его реак­ции на ваши вопросы вы можете использовать такие аудитивные приемы, как: «Когда вы услышите взвол­нованные крики болельщиков, вы совершите лучший за­бег в своей жизни. Чувствуете ли вы себя абсолютно мотивированными, чтобы показать свой личный рекорд?»

Если вы работаете в сфере бизнеса, то мотивация ва­ших служащих — наверняка ваша серьезная забота. Ес­ли вам не удастся решить эту задачу, то не удастся удер­живаться на вершине бизнеса длительное время. Но чем больше вы знаете о стратегиях мотивации, тем больше осознаете, как трудно мотивировать разных людей. Ведь каждый из служащих имеет свою собственную страте­гию, и очень трудно выбрать такое представление, кото­рое удовлетворит нужды всех. Если вы просто будете использовать свою собственную стратегию, то сможете мотивировать только людей, похожих на вас. Вы можете долго распинаться перед сотрудниками, используя луч-



 

 

шие мотивационные методики в мире, но если они не будут адресованы конкретным стратегиям различных лю­дей, то вряд ли принесут пользу.

Что же делать в таком случае? Понимание страте­гии должно дать вам два основных вывода. Во-первых, любая мотивационная методика, направленная на группу людей, должна содержать что-то для каждого в отдель­ности — что-то визуальное, что-то слуховое и что-то ки­нестетическое. Вы должны дать им возможность что-то увидеть, что-то услышать и что-то почувствовать. При этом вы должны уметь изменить интонации и модуля­ции голоса, чтобы в одинаковой степени воздействовать на все три группы.

Во-вторых, ничто не заменит индивидуальной работы с людьми. Вы можете дать им широкую программу, кото­рая заставит их каким-то образом сотрудничать. Но что­бы полностью использовать их потенциал, идеальным бы­ло бы вникнуть в стратегии каждого члена вашей группы.

То, что мы разбирали с вами до сих пор, — базовая формула для выведения стратегии каждого. Для того чтобы эффективно ее использовать, вам необходимо бо­лее подробно знать о каждом этапе этой стратегии. К основной модели вы должны добавлять отдельные от­тенки чувств.

Например, если покупательская стратегия человека начинается с чего-то визуального, нужно придумать что-то, что бы привлекло его взгляд. Яркие цвета? Изобра­жение большого размера? Пленяют ли его строгие ли­нии или модерновые, абстрактные силуэты? Если он имеет слуховое восприятие, привлекают ли его сексу­альные голоса или сильный, властный голос? Нравится ли ему громкий, ритмичный музыкальный тон, или ему нужна нежная тонкая мелодия? Знание привязанно­стей и склонностей человека — сильное начало, но это только начало. Если говорить другими словами, чтобы


знать, на какую кнопку нажимать, вам нужно иметь больше сведений об этом человеке.

Понимание стратегии покупателя абсолютно необхо­димо для преуспевания в сфере торговли. Есть много продавцов, понимающих это инстинктивно. Встречаясь с потенциальным клиентом, они немедленно устанавли­вают дружеское общение и выявляют его покупатель­скую стратегию. Они могут начать так: «Я заметил, что вы пользуетесь калькулятором нашего конкурента, ме­ня это очень удивляет. Что побудило вас купить его? Прочли о нем в проспекте или увидели на рекламе? Или, может быть, просто кто-то рассказал вам о нем? Или вы просто оказались неравнодушны к продавцу или к самому этому изделию?» Эти вопросы могут пока­заться покупателю достаточно странными, однако тот продавец, который сумел установить контакт, скажет: «Я интересуюсь только потому, что, мне кажется, я могу предложить то, что вам нужно». Эти расспросы помогут продавцу получить ценную информацию о том, как наи­лучшим образом представить свой товар.

У разных покупателей, как правило, разные покупа­тельские стратегии. Когда я иду в магазин, я становлюсь похожим на других покупателей, но в то же время я инди­видуален. Есть много способов испортить отношения с покупателями: попытаться продать то, что им не нужно, или рекламировать товар так, что это будет больше похо­же на антирекламу. Чтобы быть преуспевающим торгов­цем, надо постараться вернуть своих клиентов в прошлое, в то время, когда они сделали удачную покупку. Надо попытаться узнать, что заставило их тогда сделать эту покупку. Каковы были основные составляющие и оттен­ки чувств этого решения? Продавец, умеющий выявлять чужую стратегию, будет стараться изучить основные по­требности своего клиента, а удовлетворив их, сделает его своим постоянным покупателем. Познавая стратегию ка-


кого-то человека, вы можете за несколько минут узнать о нем больше, чем за дни и недели общения..

А как насчет стратегий ограничения — вроде переедания? Когда-то я весил 120 килограммов. Как я смог разъесться до такой степени? Очень просто. Я вырабо­тал в себе стратегию переедания, и она стала управлять мной. Я обнаружил, что эта моя стратегия заставляла меня есть даже тогда, когда я не был голоден.

Тогда я мысленно вернулся к тем временам и спро­сил себя: «Что заставляло меня испытывать чувство го­лода? Было ли это что-то увиденное, или услышанное, или ощущаемое?» Я понял, что это было что-то такое, что я видел. Я ехал в машине и вдруг увидел рекламу и вывеску ресторана быстрого питания. С тех пор всякий раз, когда я это видел, у меня в сознании возникала кар­тина, как я ем там свои любимые блюда, и после этого я сразу же говорил себе: «Парень, ты голоден». Это тотчас пробуждало чувство голода, да такое сильное, что я за-руливал на стоянку и выходил, чтобы поесть. Я мог быть совсем не голоден до этого момента, но реклама и завле­кательные надписи сразу приводили в действие эту стра­тегию. А такие знаки, как вы знаете, сейчас повсюду. Кроме того, если кто-то спрашивал меня: «Ты не хочешь перекусить?», даже если я не был голоден, я сразу начи­нал представлять себе (рисовать в своем сознании), как ем свое любимое блюдо. И я снова говорил себе: «Па­рень, ты голоден», что сразу же пробуждало во мне чув­ство голода, и я отвечал: «Да, давай перекусим». А тут еще различные рекламные ролики на телевидении, в ко­торых без конца показывалась какая-либо еда и веду­щий спрашивал: «А вы не голодны?.. А вы не голодны?» Мое сознание мгновенно отвечало на это определенны­ми картинами, и я говорил себе: «Парень, ты голоден», а следом появлялось и это чувство, заставляющее меня направляться в ближайший ресторан.


Наконец мне удалось изменить свое поведение, изме­нив стратегию. Я настроил себя таким образом, что рек­лама ресторанов и завлекательные вывески сразу же вы­зывали в моем сознании картину, изображающую, как я рассматриваю в зеркало собственное голое тело и, испы­тывая отвращение к этому зрелищу, говорю себе: «Я вы­гляжу ужасно! Будет лучше, если я воздержусь от еды». После этого я воображал себя тренирующимся или рабо­тающим, наблюдал за тем, как мое тело становится краси­вым, сильным, и говорил себе: «Молодец! Ты прекрасно выглядишь», и это вызывало у меня желание работать и дальше. Я соединил эти упражнения — вывеску ресто­рана, свое отражение в зеркале, внутренний диалог и т. д., повторяя их снова и снова (точно так же, как модель «свиста»), до тех пор пока фраза «Не хотел бы ты пообе­дать?» автоматически не включала мою новую страте­гию. Результатом этой моей новой стратегии является то тело, которым я сейчас владею, и привычка к умеренности в еде. И вы тоже можете открыть в себе такие стратегии, с помощью которых ваше подсознание заставляет делать то, против чего ваше сознание протестует. Вы можете очень легко изменить эти свои стратегии — прямо сейчас!

Выявив чью-то стратегию, вы можете заставить этого человека влюбиться, приведя в действие те же стимулы, которые вызывали в нем ранее это чувство. Вы также можете выяснить, в чем заключается ваша собственная стратегия любви. Стратегия любви отличается от всех прочих одним ключевым элементом: вместо обычной трех- или четырехшаговой процедуры здесь бывает до­статочно одного шага. Достаточно одного прикоснове­ния, одного слова или одного взгляда, чтобы человек полностью отдался во власть любви.

Значит ли это, что нам всем нужна только одна-един-ственная вещь, чтобы чувствовать себя любимым? Нет. Мне хотелось бы, чтобы в этом участвовали все три моих


чувства, и думаю, вам хочется того же. Я хотел бы, чтобы кто-то прикасался ко мне так, как мне нравится, говорил мне о своей любви и показывал мне, как он меня любит. Точно так же как одно из чувств обычно доминирует, один-единственный способ выражения любви мгновенно отпирает всю вашу «кодовую комбинацию», заставляя вас чувствовать себя полностью во власти этого чувства.

Как выявить стратегию любви другого? Вы должны уже это знать. Что нужно сделать в первую очередь? Что вы обычно делаете, прежде всего, выявляя чью-то стратегию? Вы стараетесь перевести этого человека в такое состояние, стратегию которого хотите выяснить. Помните, состояние — это ток, который заставляет ра­ботать всю электрическую сеть. Поэтому спросите сво­его собеседника: «Можете ли вы вспомнить время, ко­гда чувствовали себя влюбленным?» Чтобы убедиться, что он или она пришли в нужное состояние, задайте следующий вопрос: «Можете ли вы вспомнить в дета­лях то время, когда были влюблены? Постарайтесь вер­нуться в то время. Вспомните, как вы себя чувствовали. Попробуйте вызвать в себе эти чувства сейчас».

Итак, ваш собеседник в нужном состоянии. Теперь вам надо выявить его стратегию. Спросите: «Посколь­ку вы вспомнили то время, и чувство влюбленности вер­нулось к вам, ответьте, что является абсолютно необхо­димым для вас: чтобы человек, желающий показать вам свою любовь, покупал вам что-то, водил вас куда-то или смотрел на вас определенным образом? Является ли абсолютно необходимым, чтобы этот человек показывал вам именно этим способом свою любовь?» Проверьте вербальные и невербальные реакции на конгруэнтность. После этого снова приведите человека в то самое со­стояние и спросите: «Итак, вы вспомнили время, когда любили. Чтобы снова испытать это глубокое чувство, что вам необходимо услышать?» Снова проверьте его


словесные и другие реакции на их цельность. Наконец спросите: «Вспомните, что вы чувствовали, когда люби­ли. Чтобы ощутить это, нужно ли, чтобы кто-то прикос­нулся к вам определенным образом?»

Выявление стратегий любви

Можете ли вы вспомнить время, когда были влюб­лены?

Можете вспомнить в деталях то время?

Теперь, когда вы вернулись в то время, и снова испытываете это чувство... (удерживайте собесед­ника в этом состоянии), ответьте на следующие во­просы:

Зрительные. Чтобы вы испытывали это глубокое чувство, что является для вас абсолютно необходи­мым? Каким способом он (или она) должен пока­зать вам, что любит вас?

Водить вас по разным местам? Делать вам подарки?

Смотреть на вас определенным образом?...

Является ли абсолютно необходимым для вас, чтобы он высказывал вам свою любовь именно та­ким способом, чтобы вы чувствовали себя любимым? (Внимательно следите за физиологией и судите по ней о результатах.)

Слуховые. Чтобы вы испытывали глубокое чувст­во любви, является ли абсолютно необходимым для вас, чтобы ваш партнер...

говорил вам как-то по-особенному, что любит

вас? (Внимательно следите за физиологией и

судите по ней о результатах.)

Кинестетические. Чтобы вы испытывали глубокое чувство любви, является ли абсолютно необходи-мым для вас, чтобы ваш партнер...


прикасался к вам каким-то определенным об­-

разом? (Внимательно следите за физиологией и

судите по ней о результатах.)

Сейчас приступайте к выявлению оттенков чувств.

Как конкретно? Покажите мне, расскажите мне

по­дробно, продемонстрируйте прямо на мне.

Проверьте стратегию внутреннюю и внешнюю. Су­дите по всей сумме физиологических признаков.

Теперь, когда вы обнаружили главные составляющие, создающие в человеке глубокое чувство, вам необходимо выявить конкретные оттенки чувств. Например, спроси­те: «Как именно кто-то должен прикоснуться к вам, чтобы вы почувствовали любовь?» Попросите показать. Затем проверьте сами: прикоснитесь к нему таким образом, как он просит, и если вы сделаете все правильно, вы увидите мгновенное изменение в состоянии.

Я проделываю это на своих семинарах каждую неде­лю, и при этом неудач никогда не бывает. У каждого из нас свой особый взгляд, особый способ поглаживания, особая интонация голоса, в конце концов, своя манера говорить «Я люблю тебя», что возносит нас на небеса блаженства. Большинство из нас могли и не знать этого раньше. Но, когда мы находимся в определенном состоя­нии, одного мгновения бывает достаточно, чтобы мы влю­бились по уши.

И совсем неважно, что люди, посещающие семинары, до этого не знали ни меня, ни друг друга. Если я применю их стратегию любви, если должным образом прикоснусь к ним или посмотрю на них, они буквально начинают таять. У них практически нет выбора, поскольку их мозг полу­чает именно те сигналы, которые создают это чувство.

Некоторые люди поначалу могут реагировать на две стратегии любви. Они уверяют, что иногда им нравит­ся, когда к ним прикасаются, а иногда — когда говорят


какие-нибудь слова. В этом случае вам надо привести их в определенное состояние и поставить перед выбо­ром. Спросите их: если ограничиться прикосновением, а не звуками, смогут ли они почувствовать любовь? А если они услышат только голос, без прикосновений, смо­гут ли они испытывать это чувство? Если они находят­ся в нужном состоянии, они смогут сделать выбор. Пом­ните, что нам нужны все три чувства. Но только одна комбинация открывает сейф. Только одна комбинация способна делать чудеса.

Зная стратегию любви партнера по бизнесу или ва­шего ребенка, вы можете добиться полного взаимопони­мания, что еще больше укрепит ваши отношения. Если же вы не знаете его стратегии любви, результаты могут получиться довольно грустные. Я уверен, что каждый из нас оказывался хотя бы раз в жизни в такой ситуа­ции, когда мы любили кого-то и выражали ему свою любовь, но нам не верили; или кто-то объяснялся в любви нам, но мы не верили ему. Общение не срабатывало потому, что наши стратегии не совпадали.

Существует интересная динамика, которая развива­ется во взаимоотношениях между людьми. В самом на­чале отношений, на том этапе, который я называю уха­живанием, мы очень активны, мобилизованы. Как мы даем понять человеку, что мы его любим? Разве мы толь­ко говорим, что любим его? Только глядим влюбленны­ми глазами или только прикасаемся к любимому чело­веку? Конечно, нет! Во время ухаживания мы делаем все сразу: показываем друг другу свои чувства самыми различными способами, и говорим друг с другом без умолку, прикасаемся друг к другу постоянно. По про­шествии определенного времени делаем ли мы все это? Некоторые пары продолжают, но они являются скорее счастливым исключением, а не правилом. Что, значит, мы стали любить этого человека меньше? Конечно, нет! Мы


просто уже не так активны. Нам хорошо в этом партнер­стве. Мы знаем, что любим и любимы. Тогда как же теперь мы передаем ему наши чувства? Возможно, так, как мы бы хотели такое чувство получать. А если это так, то что же происходит с качеством наших чувств, с качест­вом нашей любви? Давайте рассмотрим более подробно.

Если у мужа, например, слуховая стратегия любви, как он, скорее всего, будет выражать свое чувство к же­не? Конечно, разговаривая с ней. Но что, если у нее визу­альная стратегия любви и ее мозг чувствует любовь, толь­ко получая конкретные визуальные стимулы? Что произойдет с этой парой по прошествии некоторого вре­мени? Ни один из них не будет чувствовать себя по-настоящему счастливым. Когда они ухаживали друг за другом, все было иначе: они показывали свои чувства, говорили о них и объяснялись прикосновениями, приво­дя в действие любовную стратегию друг друга. А сейчас муж приходит и говорит: «Я люблю тебя, дорогая», а она отвечает: «Нет, не любишь!» Он удивлен: «Что ты, люби­мая? Как ты можешь такое говорить?» Она может воз­ражать: «Слова — ничто. Ты больше не даришь мне цве­тов. Ты меня никуда не берешь с собой. Ты уже не смотришь на меня как прежде». «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что я не смотрю на тебя как прежде? — может он спросить. — Я же говорю тебе, что я тебя люб­лю». Она уже не чувствует себя любимой, так как кон­кретные стимулы, которые вызывают в ней это чувство, уже не исходят от ее мужа.

Или давайте рассмотрим противоположный случай. Муж визуален, а жена любит слушать. Он показывает жене, как он ее любит: покупает для нее подарки, ходит с ней в театр и дарит ей цветы. Но однажды она гово­рит: «Ты меня не любишь». Он расстроен: «Как ты можешь так говорить? Посмотри, какой дом я купил для тебя, в каких местах мы с тобой бываем!» Она отве-


чает: «Это все так, но ты перестал говорить мне, что любишь меня». «Я люблю тебя!» — кричит он в такой тональности, которая даже и близко не подходит к ее стратегии. В результате такого разговора она не почув­ствует себя любимой.

А как насчет самого большого диссонанса всех вре­мен — кинестетический мужчина и визуально ориенти­рованная женщина? Он приходит домой и хочет об­нять ее. «Не прикасайся ко мне! — говорит она. — Ты всегда лапаешь меня. У тебя одно желание — тискать меня. Почему мы не можем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...