Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности тактики проведения очной ставки

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 22

дисциплины «Криминалистика»

(специальности 030501.65 «Юриспруденция», 030505.65

«Правоохранительная деятельность»)

по теме:

«Тактика допроса свидетелей, подозреваемых
и обвиняемых»

 

 

Нижний Новгород -2011

Фондовая лекция дисциплины «Криминалистика» специальности 030501.65 – Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность по теме: «Тактика допроса свидетелей, подозреваемых и обвиняемых» подготовлена для курсантов, слушателей и студентов очной формы обучения.

 

Автор:

С.К. Крепышева – старший преподаватель кафедры криминалистики

 

 

Рецензенты:

1. декан факультета по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ГОУ ВПО Российской академии правосудия, доцент кафедры уголовного процесса, к.ю.н., А.Ю. Введенский

2.начальник кафедры уголовного процесса к.ю.н., доцент А.В. Федулов

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России «___» _____________2011 г. Протокол № ___.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Общие положения и краткая характеристика допроса 3

2. Тактические основы и приемы допроса в различных ситуациях

3. Особенности тактики проведения очной ставки 3

4. Фиксация хода и результатов допроса. Характерные ошибки 3

3. Заключение

4. Список использованных источников

 

Автор фондовой лекции __________ С.К. Крепышева

 

1. Общие положения и краткая характеристика
допроса

 

Допрос при расследовании преступлений - следственное действие, сущность которого заключается в получении следователем от допрашиваемого сведений о расследуемом преступлении, его обстоятельствах и участниках и по другим вопросам, имеющим отношении к делу, с занесением этих сведений в протокол с точным соблюдением всех установленных уголовно-процессуальным законом правил.

Допрос - самое распространенное следственное действие по собиранию доказательств (установлено, что более 1/4 своего рабочего времени следователи тратят на производство допро­сов.). Именно посредством допросов почти по каждому делу добывается наибольшее количество доказательств, позволяющих установить истину. В этом смысле допрос можно считать основным, или главным, источником получения доказательств. Вот почему следователю так важно овладеть мастерством допроса. Но здесь есть трудность, состоящая в кажущейся, на первый взгляд, простоте, несложности допроса. На самом деле, схематически допрос можно представить так: вызвать соответствующее лицо, выслушать его, записать показания в протоколе. Некоторые следователи именно к этой простой схеме и сводят допрос.

При таком отношении к допросу, если можно применить в данном случае технический термин, коэффициент полезного действия допроса нередко бывает минимальным.

Сложность допроса заключается в том, что допрашиваемый далеко не всегда сразу же дает следователю нужные для дела показания, то есть достаточно полные, охватывающие все сведения, которые ему известны, и достоверные - соответствующие тому, что было в действительности.

Тот или иной результат допроса зависит, прежде всего, от позиции допрашиваемого - желает ли он говорить правду или намерен скрывать ее и придерживаться установки на ложь.

Правдивые показания - это такие, которые даются с искренним желанием рассказать все, что известно допрашиваемому по делу, и в таком объеме, в каком им в свое время был воспринят тот или иной факт. Если правдивые показания сразу же оказываются действительно достаточно полными и достоверными, то это наиболее благоприятный вариант допроса, но не самый частый. Даже в правдивых показаниях сообщаемые сведения могут оказаться недостоверными или неполными, главным образом, по причинам: а) добросовестного заблуждения при восприятии события; б) неполного восприятия; в) «наслоений», образовавшихся в процессе «хранения» воспринятого в памяти; г) забывания; д) незнания того, какая полнота сообщаемых сведений требуется следователю; е) субъективных недостатков воспроизведения.

Поэтому стоящая перед следователем общая задача - получить достоверные и полные сведения от допрашиваемых - должна быть разрешена следующим образом.

Если показания правдивы, но оказываются недостоверными или неполными, а некоторые воспринятые обстоятельства забытыми, то (показывая положительное отношение следователя к добросовестной позиции допрашиваемого) необходимо вскрыть возможное добросовестное заблуждение, возникшее при восприятии события, или неполному восприятию и отразить это в показаниях, чтобы избежать искажения события, отсеять возможные «наслоения» на воспринятом, оказать помощь с целью восстановления в памяти забытого, разъяснить, какая требуется полнота сведений, преодолеть субъективные недостатки воспроизведения. Если же правда умышленно скрывается, показания носят ложный характер, следует изобличить в этом допрашиваемого и добиться от него правдивых показаний.

Предмет допроса:

Обстоятельства, причинно связан­ные с событием преступления (время, место, способ совершения преступления и др.).

Обстоятельства, влияющие на сте­пень ответственности (форма вины, мотивы совершения преступления, характеристика личности преступ­ника и потерпевшего, иные обстоя­тельства отягчающие или смягчаю­щие ответственность).

Обстоятельства, имеющие отно­шение к событию преступления, для уяснения которых требуются специальные познания.

Обстоятельства расследования уголовного дела, проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу, участия в производстве следственных действий.

Характер и размер имущественного и морального ущерба, причиненного преступлением.

Любые иные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.

Виды допроса

1. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого:

- Допрос свидетелей.

- Допрос потерпевших.

- Допрос обвиняемого.

- Допрос подозреваемого.

- Допрос эксперта.

2. В зависимости от возраста допрашиваемого лица:

- Допрос взрослого человека.

- Допрос несовершеннолетнего.

- Допрос малолетнего.

3. По последовательности проведе­ния:

- Первоначальный допрос.

- Повторный допрос (проводится для детализации показаний, полученных на первоначальном допросе, для выявления противоречий в показаниях).

4. В зависимости от занятой допрашиваемым позиции:

- Допрос лица, дающего правдивые показания.

- Допрос лица, дающего ложные показания.

5. По объему выясняемых обстоятельств события:

- Основной допрос.

- Дополнительный допрос (проводится для получения сведений об обстоятельствах, не выясненных в ходе основного допроса).

В криминалистической литературе выделяют три этапа формирования пока­заний людей: восприятие, запоминание и воспроизведение.

Формирование показаний

1. Восприятие, основанное на ощущении отображение материальной действительности в сознании человека.

2. Запоминание - Сохранение в сознании человека информации, воспринятой органами чувств.

3. Воспроизведение - изложение в письменной или устной форме ранее вос­принятой и сохранившейся в памяти информации на основе припоминания.

Факторы, влияющие на восприятие информации

Факторы, способствующие более полному и правильному восприятию:

- Концентрация внимания.

- Необычность воспринимаемого события.

- Личная заинтересованность в исходе воспринимаемого события.

- Профессиональный интерес к воспринимаемому событию.

 

Кроме этого, существуют факторы, отрицательно влияющие на восприятие. Объективные: недостаточная освещенность; кратковременность наблюдения; неблагоприятные погодные условия; отдаленность наблюдателя от места события и др. Субъективные: болезненное состояние, утомление; дефекты слуха, зрения, других органов чувств; отвлечение внимания; страх, возбуждение, состояние подавлен­ности, эмоциональное потрясение и др.

Вы знаете, что существует 4 вида памяти: зрительная, двигательная, слуховая, смешанный тип памяти.

Факторы, влияющие на правильность и полноту воспроизведения:

1. Полнота и точ­ность восприятия события.

2. Свойства памяти допрашиваемого, т.е. способность допрашиваемого ло­гически последо­вательно излагать свои мысли.

3. Грамотность, интеллектуальный уровень допрашиваемого.

4. Психическое состояние допрашиваемого.

5. Обстановка, в которой воспроизводятся показания.

6. Установка допрашиваемого на дачу ложных показаний.

7. Знание следователем тактических приемов допроса.

С позиций теории информации указанные этапы для допрашиваемого представляют собой соответственно процессы получения информации, ее хранения и переработки, а также передачи. Следователь же осуществляет прием этой информации и ее фиксацию (протоколирование). Таким образом, допрашиваемый выступает преимущественно в роли передатчика информации, а следова­тель обычно в роли приемника информации. Известно, что при любой передаче информация имеет тенденцию к утрате и искажению. Причем вероятность такой утраты тем выше, чем «длиннее» ее путь, чем больше на этом пути приемников-преобразователей информации, осуществляющих ее прием и перекодирование. Информация, содержащаяся в сообщениях живых лиц, до того как она трансформируется в судебное доказательство и будет приобщена к делу в этом качестве, проходит, по меньшей мере, два таких приемника-преобразовате­ля: лицо, обладающее такой информацией (свидетель, обви­няемый и др.), и лицо, осуществляющее ее прием (следова­тель, судья). При этом доказываемая информация дважды подвергается перекодированию: первый раз — при ее восприятии, когда она трансформируется в результате опреде­ленных физиологических процессов в соответствующий зри­тельный, слуховой или иной образ (естественный код), и второй — при ее передаче следователю, суду, где она приобре­тает форму сначала устной, а затем письменной речи (искус­ственный код).

При оценке показаний допрашиваемых не должны учитываться какие-либо их выводы, умозаключения. Даже в тех случаях, когда из тактических соображений или по иным причинам умозаключения допрашиваемого зано­сятся в протокол, при оценке показаний необходимо четко разграничивать сообщенные допрашиваемым факты и его вы­воды и не допускать их смешения. Таким образом, в сообще­ниях живых лиц доказательственное значение имеет только информационное, а не выводная (логическая) составляющая.

Существуют личные и вещественные доказательства. Не­обходимость разграничения личных и вещественных доказа­тельств диктуется как процессуальными, так и методическими соображениями. Структура вещественного доказательст­ва может быть представлена схемой: материальный объект— материальные свойства (носители информации) — информа­ция. Такая структура вещественного доказательства пол­ностью соответствует выделяемым теорией доказательств элементам доказывания: источник доказательства — средст­ва доказывания — доказательства (фактические данные). Структура личного доказательства может быть представлена иной схемой: материальный объект (физическое лицо) — знак — информация. Важно уметь различать познавательную роль сигнала и знака. Если за сигналом стоит реальный объ­ект действительности, то знак является производным от че­ловеческих понятий, образов.

Из такого понимания сути доп­роса следует еще один методологический, принципиальный вывод о том, что собираемые доказательства — это разроз­ненные части, которые должны быть объединены в целое — доказательственный узел. Доказательственный узел должен состоять из единства материального и идеального (отражения в человеческой голове), вещественного и личного. Многие на­чинающие следователи, не понимая этого, довольствуются чем-то одним и игнорируют вторую сторону. Например, в ходе допроса, зафиксировав в протоколе признания обвиняемого в своей вине, не закрепляют этого материально, не организуют поиск сообщников, орудий преступления, предметов и объек­тов преступного посягательства и т. д. В результате в суде подсудимый, отказавшись от своих прежних показаний, может быть реабилитирован в глазах судей, а уголовное дело пре­кращено за отсутствием состава преступления. Многие следо­ватели стараются уже на первоначальных этапах расследования заполучить признание ли,. подозреваемых в совершении преступления. В такой заинтересованности, если она удовлет­воряется законными методами, чет ничего предосудительного, ведь правдивые показания лица, действительно причастного к преступлению, значительно облегчают решение задач расследования. При наличии, допустим, показаний подозревае­мого о том, куда он спрятал орудие преступления, обнаружить последнее гораздо проще ч быстрее, чем при отсутствии та­ких сведений. Беда заключается в другом: не всегда некоторые следователи улавливают принципиальное различие меж­ду тактическим и доказательственным значением признания подозреваемого, и тогда оно становится самоцелью, а не од­ним из средств отыскания доказательств. Другая крайность также не желательна. Если в деле есть вещественные дока­зательства и другие материальные следы преступления, не следует останавливаться и на этом. Нужен поиск так называемых идеальных следов, личных доказательств или показаний об этом материальном объекте живых лиц.

Пример. В одном сельском районе была совершена кража из магазина денежных средств и продуктов питания, в том числе, винно-водочных изделий. При осмотре места происшествия были выявлены следы пальцев рук на складе. Один из таких следов принадлежал ранее судимому П., которого вскоре задержали. П. отрицал свою причастность к преступлению, но следователь, преувеличив значение этого вещественного доказательства, построил все обвинение именно на нем, ув­лекшись этой единственной версией, заставил признаться П., и его осудили. Через 1 год был найден настоящий преступник. Дополнительным расследованием установлено, что накануне кражи П. приходил в магазин, просил у продавца бутылку водки, держался за нее, но при пересчете денег продавцом оказалось, что денег не достаточно, а у П. денег больше не было. Тогда продавец забрала у П. бутылку, а после закрытия магазина унесла ее на склад. В этом случае следователь не позаботился о закреплении материального доказательства показаниями о нем живых лиц, что и послужило ошибкой рас­следования.

Психологический и этический аспект допроса характеризуется тем, что допрашиваемые (свидетели, потерпевшие, по­дозреваемые, обвиняемые, подсудимые) отличаются друг от друга по своему психологическому складу, жизненному опы­ту, образованию, профессии и т. д. Не одинаково их отноше­ние к расследуемому преступлению: обвиняемый, лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели и потерпевшие чаще стремятся помочь следствию в раскрытии преступления, либо относятся безразлично к расследуемому делу.

Люди, как известно, в психологическом плане делятся по темпераменту, т. е. индивидуальному свойству личности, оди­наково проявляющемуся в любой деятельности, данному человеку от рождения и на протяжении жизни не меняющему­ся, на:

1) холериков (холе — желчь) — людей отличающихся по своему темпераменту быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающихся в действиях, в речи, жестах, мимике.

2) сангвиников (сангуис — кровь) — людей, отличающих­ся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением эмо­ций, легкой их сменяемостью.

3) флегматиков (флегма — слизь) — людей, отличаю­щихся медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств.

4) меланхоликов (греч. мелано — черный; холе — желчь), людей, отличающихся слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций, склонным к угнетенному настроению.

При допросе необходимо учитывать, что различные свойства личности по-разному проявляются в поведении важным свойствам. Проявления которых желательно контролировать в процессе допроса, относятся:

1) сензитивность (чувственность) — минимальная вели­чина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;

2) эмоциональная возбудимость — то же, что сензитивность, только по отношению к эмоциям;

3) активность — определяется по той степени усилий, ка­кие прикладывает человек для достижения целей;

4) реактивность — степень непроизвольности реакции, протекающей на уровне бессознательного. Например, если не­ожиданно бросить коробок спичек человеку, о котором гово­рят, что он левша, то он скорее поймает его левой рукой;

5) соотношение активности и реактивности. Что преобла­дает—сознательное или ситуативное (непроизвольное) в пове­дении человека;

6) пластичность (легкость приспособления к окружающей среде) и ригидность (трудность переключения на что-либо новое, устойчивость — иногда весьма полезное качество);

7) экстраверсия — интроверсия. Экстравер — человек, об­ращенный во вне. С ним можно найти контакт, говоря на лю­бую тему. Интровер — обращен лишь на то, что интересует только его;

8) резистентность — способность человека сопротивлять­ся любым воздействиям, тормозящим начатую деятельность;

9) возбудимость внимания;

10) темп психических реакций (скорость мышления, реак­ций).

Пожилые люди безотносительно к типу темперамента очень хорошо могут помнить, что с ними было в детстве, год или два назад и плохо помнят то, что было неделю назад или даже вчера. У них своеобразно развита причинность, например, если двух здоровых бьет маленький человек, то пожилой допрашиваемый может показать, что двое били маленького.

При восприятии человека человеком (следователем свидетеля, подозреваемого и наоборот или свидетелем подозреваемого) большое значение имеет внешность человека, анатомические признаки (рост, пол, возраст); функциональные приз­наки (походка, голос), социальные признаки (одежда, оформ­ление человека), социальные стереотипы («торгаш», «работяга», «интеллигент», «преступник»), когда с одного слова возникает образ-стереотип. Неопытному следователю призна­ки внешности могут мешать объективной оценке личности, опытный же может почерпнуть для себя дополнительную информацию.

В восприятии человека человеком, в процессе допроса и при расследовании в целом рефлексия имеет иногда решаю­щее значение. Рефлексия (рефлексио — отражение) — это размышление, анализ собственного хода мыслей, мыслей про­тивника, ощущение собственного «Я» с позиций противопо­ложной стороны или рассуждения о том, как я сам себя пред­ставляю и одновременно как противник воспринимает меня в то же самое время. На рефлексии построены некоторые так­тические приемы допроса, о которых пойдет речь дальше.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что допрос — это не простое одномоментное дей­ствие, а сложный, многоплановый процесс, включающий в себя: а) истребование информации от допрашиваемого; б) пе­редачу информации от допрашиваемого к следователю; в) осмысливание информации следователем; г) запечатление, фиксацию информации.

Количество слов, высказанных на допросе, с количеством информации связано сложной зависимостью. Не всегда уве­личение количества зафиксированных в протоколе допроса сведений приводит к увеличению интересующей следствие ин­формации. Во многих протоколах допроса количество информации близко к нулю. Информация это, прежде всего количе­ственная мера устранения неопределенности, отличающаяся новизной. В идеале каждый последующий допрос должен обо­гащать следователя новыми знаниями. Если следователь на очередном допросе не получает новых сведений, то количество информации равно нулю.

Основные требования, предъявляемые к допросу:

Допрос не может длиться не­прерывно более 4 часов. Общая продолжительность допроса при перерыве не менее 1 часа не должна превышать 8 часов (ст. 187).

Неразглашение обстоятельств интимной жизни допрашиваемого. Недопустимость действий, нарушающих правила морали. Недопущение унижения человеческого достоинства (ст.9 УПК РФ).

Недопустимость производства допроса в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательств) (п.3 ст. 164 УПК РФ).

Допрос проводится по месту производства следствия или по месту нахождения допраши­ваемого.

Показания записываются от 1-го лица и по возможности дословно.

Допрашиваемый в ходе допроса может изготавливать схемы, рисунки, чертежи и т.п., кото­рые приобщаются к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Запрещается задавать наводящие вопро­сы. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса.

В ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) ви­деозапись, киносъемка.

В протоколе заданные вопросы и полученные ответы записываются в той по­следовательности, которая имела место в ходе допроса. В протоколе должны записываться также вопросы, на кото­рые допрашиваемый отказался отвечать, либо те, которые отведены следователем.

По окончании допроса протокол предъявляется допрошенному для прочтения либо по просьбе допрашиваемого оглашается следователем; правильность записей в протоколе удостоверяется подписями допрошенного (на каждой странице) и следователя.

Задача получения следователем полных и достоверных показаний может считаться решенной лишь при условии, если эти показания получены в процессе допроса, проведенного в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Процессуальные нормы - основа допроса, его общие рамки, обеспечивающие законность следственного действия, а для успешного разрешения задач допроса от следователя требуется творческое отношение к проведению этого процессуального действия, мастерство и знание тактических приемов.

Дискуссионным в науке и на практике остается вопрос о допустимости тактических приемов или так называемых «следственных хитростей», их соотношение с понятием обман. На наш взгляд, обман — это сообщение допрашиваемому ложной информации. Тактический прием не должен в себе нести ложной информации. Так, если следователь заявляет подозреваемому, что его сообщник задержан и дает правдивые показания, в то время как это не так, то в данном случае та­кое сообщение необходимо рассматривать как обман.

Тактический прием — это маневрирование достоверной информацией, то есть создание на допросе такой ситуации, при которой допрашиваемый дезориентируется о степени ос­ведомленности следователя, о наличии доказательств и т. д.

Поскольку большинство допросов в своей основе состоит из вопросов следователя, необходимо несколько более под­робно остановиться на них. Правильность и полнота ответов зависят от того, как поставлен вопрос. Вопрос имеет две части. 1 часть содержит то, что известно задающему его; 2 часть содержит то, что требуется выяснить. Например, воп­рос подозреваемому: «Расскажите, каким образом отпечатки пальцев Ваших рук оказались в магазине?» Вопрос свидетелю: «В каких отношениях находились Вы с подозреваемым «К» до момента расследования?». В первом случае следователь знает о наличии следов пальцев рук, во втором, что свидетель знаком с подозреваемым. А вторые части вопроса за­ключают в себе требование дополнить предшествующее знание. Это положение имеет исключительно важное значение для практики ведения допроса. Опытный преступник может по вопросам распознать, какой доказательственной информацией располагает на данный момент следователь, и в соответствии с этим занять ту или иную позицию. Следовательно, надо ставить вопросы так, чтобы допрашиваемый извлек из них для себя как можно меньше информации о том, что известно следователю, какими, он располагает доказательствами. По объему информированности обвиняемый всегда в более вы­годном положении, чем следователь — он знает, ЧТО его изоб­личает, следователь лишь догадывается, и вопросы в этом случае для обвиняемого служат ориентиром того, что известно следователю.

Требования, предъявляемые к постановке вопросов:

1. В вопросе должен присутствовать предмет и должна быть понятна мысль.

2. Вопрос должен быть конкретным и кратким.

3. Должен обладать логическими свойствами, иметь логическую структуру.

4. Должен быть нейтральным, т. е. не должен сковывать свободу и самостоятельность ответа.

5. Вопрос не должен быть наводящим или содержать эле­мент внушения.

6. Вопрос не должен быть направлен на запутывание доп­рашиваемого, унижение или оскорбление его.

7. Должен быть правильно сформулирован и правомерно поставлен.

Вопросы подразделяются на: а) основные; б) дополняю­щие; в) уточняющие; г) напоминающие; д) контрольные; е) изобличающие.

Последовательность задаваемых вопросов может быть:

а) хронологическая; б) обратная; в) логическая; г) в разбив­ку; д) психологическая.


2. Тактические основы и приемы допроса
в различных ситуациях

 

Процессуальный порядок проведения допроса, права и обязанности следователя и допрашиваемого регламентирова­ны уголовно-процессуальным законом (ст. ст. 46—47, 164, 187—192 УПК РФ).

Этапы допроса

Допрос в своем развитии проходит три этапа:

1. Подготовительный (оценка ситуации, принятие решения, подготовка и планирование допроса).

2. Рабочий этап (предварительная стадия допроса, уста­новление психологического контакта или стадия свободного рассказа, применение тактических средств для решения задач допроса или стадия постановки вопросов).

3. Заключительный этап (фиксация доказательственной информации, оценка хода и результатов допроса).

Подготовительный этап. До производства допроса

Подготовка к допросу:

Определение предмета, цели и задач допроса.

Выбор времени и места допроса.

Выбор способа вызова на допрос лица, чьи показания необходимо получить.

Изучение материалов уголовного дела, подбор доказательств.

Отбор вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при допросе.

Определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению.

Изучение личности допрашиваемого.

Изучение специальной литературы или получение консультаций специалистов по вопросам, подлежащим выяснению (если предмет допроса составляют вопросы, требующие специальных знаний).

Подбор участников допроса, обеспечение участия в необходимых случаях переводчика, защитника, педагога и других лиц.

Формулировка вопросов допрашиваемому и составление плана допроса.

Создание благоприятных условий проведения допроса.

Подготовка технических средств.

Эффективность допроса во многом зависит от тщательности его подготовки. Подготовительные действия в любом случае предстоящего допроса заключаются в следующем:

Подготовительный этап во время допроса

Установление личности допрашиваемого.

Выяснение взаимоотношений допрашиваемого с другими участниками уголовного процесса.

Предупреждение свидетеля (потерпевшего) об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний

Формирование психологического контакта с допрашиваемым

Выяснение отношения допрашиваемого к расследуемому событию

Выбор тактики допроса

Изучение личности допрашиваемого способствует правиль­ному выбору тактических приемов для установления с ним психологического контакта, воздействия на него и выбора наиболее рационального места и времени проведения допроса. При этом важны сведения о:

1. Типе темперамента и свойствах нервной системы, ос­новных психических свойствах и чертах личности (общитель­ность, скрытность, откровенность, щедрость, злобность, инте­ресы и привычки).

2. Общественной, политической, производственной дея­тельности. Характеристика его администрацией, сослужив­цами.

3. Образе жизни и моральном облике в быту, в обществен­ных местах.

4. Взаимоотношениях с лицами, проходящими по делу. Эти сведения могут быть почерпнуты из материалов ар­хивных уголовных дел, источников оперативной информации, из бесед с участковым, работниками ЖЭКов. справок информационных центров, военкоматов, паспортных столов, по ме­сту жительства, работы или учебы.

Место допроса и обстоятельства, определяющие его выбор

Кабинет следователя Здесь допрашиваются свидетели и по­терпевшие как и обвиняемые, и подозре­ваемые, находящиеся на свободе. Обста­новка кабинета следователя должна быть простой, сугубо деловой, не отвле­кающей внимание допрашиваемого.

Помещение иного государственного учреждения используется в трех случаях:

а) когда необходимо скрыть факт вызова на допрос от окружающих,

б) когда необходимо сделать допрос неожиданным для допрашиваемого,

в) когда необходимо отвлечь внимание допрашиваемого от цели допроса.

Место нахождения допрашиваемого используется в качестве места допроса в случаях неотложности допроса, а также невозможности его явки куда бы то ни было по болезни и пр.

Задержанные подозреваемые и обвиняемые допрашиваются в следственном изоляторе.

Допрос проводится на месте происшествия при необходимости помощь допраши­ваемому вспомнить обстоятельства, инте­ресующие следователя.

Время вызова на допрос в отношении каждого лица определяется, исходя из складывающейся след­ственной ситуации. Альтернатива времени допроса не допус­кается уголовно-процессуальным законом лишь в отношении первого допроса задержанного – он должен быть допрошен в течение 24 часа (ч.2 ст. 46 и ч.1 ст. 173 УПК РФ) и обвиняе­мого – он допрашивается незамедлительно (ст. 150 УПК РФ). На выбор времени допроса влияют обстоятельства, связанные с необходимостью пресечения для­щегося, предупреждения готовящегося преступления, обнару­жения и задержания лица, совершившего преступление. Без­отлагательно допрос должен быть произведен и тогда, когда есть реальные опасения сговора между допрашиваемыми или воздействия на кого-либо из чих со стороны заинтересован­ных лиц. В других же случаях, напротив, иногда с допросом целесообразно повременить. Например, в случае с потерпев­шим, подвергшимся разбойному нападению и находящимся в состоянии возбуждения, волнения, растерянности, до тех пор. пока он не успокоится. Вызов на допрос осуществляется по­весткой, телеграммой или телефонограммой с указанием, кто, в качестве кого вызывается, когда и к кому надлежит ему прибыть, последствий неявки. По тактическим соображениям следователь может непосредственно сам или через нарочного пригласить лицо, подлежащее допросу.

Допросы должны проводиться всесторон­не и полно. С этой целью на завершающей стадии подготовки к допросу составляется план. План допроса составляется в со­ответствии с общим планом расследования по делу и с учетом собранных к моменту допроса фактических данных. В за­висимости от сложности дела и предстоящего допроса план может быть устным или письменным, кратким или разверну­тым. Развернутый план обычно составляют по следующей форме:

№ п/п Обстоятельства, подлежащие выяснению Имеющиеся в деле данные по этим обстоятельствам Вопросы допрашиваемому Заметки по тактике допроса

 

При составлении такого плана особое внимание уделяется последовательности и формулировке вопросов допрашиваемо­му, корректировке его в ходе допроса в зависимости от по­ведения допрашиваемого. На рабочем столе следователя под стеклом рекомендуется иметь в отпечатанном виде известную римскую семичленную формулу с вопросами: КТО? ЧТО? ГДЕ? 'КОГДА? КАКИМ ОБРАЗОМ? ПОЧЕМУ? С ЧЬЕЙ ПОМОЩЬЮ? Она поможет следователю в ходе допроса не упустить некоторые вопросы в тех случаях, когда для подго­товки к допросу у следователя не было времени. Эта древняя формула содержит такие вопросы, ответы на которые состав­ляют предмет доказывания по каждому уголовному делу.

Рабочий этап допроса заключается в непосредственном взаимодействии следователя с допрашиваемым. Этот этап проходит 3 стадии:

1. Предварительная стадия, где выяс­няются анкетные дачные, разъясняются права и обязанности, порядок допроса, если следователь применяет технические средства при допросе, допрашиваемый уведомляется об этом. Основная цель этой стадии установить психологический кон­такт следователя с допрашиваемым.

1. Стадия предварительная:

Установление личности допрашиваемого.

Выяснение взаимоотношений допрашиваемого с другими участниками уголовного процесса.

Предупреждение свидетеля (потерпевшего) об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний.

Формирование психологического контакта с допрашиваемым.

Выяснение отношения допрашиваемого к расследуемому событию.

Выбор тактики допроса.

2 стадия — стадия сво­бодного рассказа вокруг предмета допроса. Некоторые следо­ватели пренебрегают этой стадией, неверно полагая, что это пустая трата времени и. минуя ее, сразу «берут быка за рога». формулируя вопросы допрашиваемому. Основная цель этой стадии — изучение личности. Именно устная речь, сопровождающаяся жестами, мимикой, движениями глаз во многом раскрывает человека. Речь поможет вам различить умного от глупца, хитрого от простака. Поэтому некоторые преступники, осознавая отрицательные для себя моменты этой стадии, стараются избежать се и просят следователя задавать ему вопросы.

2. Стадия свободного рассказа

Получение показаний от допрашиваемого в форме свободного рассказа

Уточнение и конкретизация показаний

Оказание помощи допрашиваемому в припоминании забытых фактов

Пресечение ложных показаний

Пресечение попыток изложения фактов, не относящихся к делу

Поддержание психологического контакта

3 стадия — постановки вопросов. Эта стадия по своему характеру, по накалу страстей может протекать в бесконфликтной ситуации или ситуации «кооперации», ког­да цели и интересы следователя и допрашиваемого совпада­ют, конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством (когда пели и интересы следователя и допрашиваемого в чем-то совпадают, а по некоторым позициям не совпадают), конфликтной ситуации со строгим соперничеством ( когда цели и интересы следователя и допрашиваемого абсолютно противоположны, между следователем и допрашиваемым «стена» непонимания, недоверия, антипатии, которую следо­ватель должен либо разрушить, либо преодолеть).

3. Стадия постановки вопросов:

Постановка вопросов, дополняющих, уточняющих и конкретизирующих полученные показания.

Применение тактических приемов для восстановления забытого

Изобличение ложных показаний

Оказание в случае необходимости психологического воздействия на допрашиваемого

Восстановление и поддержание психологического контакта

Такое деление допросов в зависимости от ситуации продуктивнее тех классификаций, в основе которых лежит либо процессуаль­ное положение допрашиваемого (допрос свидетеля, потерпев­шего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта), либо возрастные особенности (допрос взрослого, несовершен­нолетнего, малолетнего), либо последовательность проведе­ния (первичный, повторный, дополнительный). Деление же допросов на виды только по процессуальному положению не отражает объективной реальности. Во многих учебниках, при­держивающиеся таких классификаций, авторы заведомо считают будто допрос свидетеля менее сложный допрос, который проходит в бесконфликтной ситуации, в отличие от допросов обвиняемого или подозреваемого. Однако это бывает не всегда так и практика это подтверждает. Поэтому изло­жение тактических приемов допроса целесообразнее излагать применительно к следственной ситуации на момент допроса.

3 этап допроса – заключительный:

Стадия фиксации результатов допроса

Оформление протокола допроса и ознакомление с ним допрашиваемого

Воспроизведение фонограммы допроса (если проводилась звукозапись)

Внесение дополнений и изм<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...