Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие политической системы независимой Украины.

 

Политическая система Украины - это система организации власти в стране. Вся власть в Украине поделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, выполнения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается гражданами страны на основе общего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования сроком на 5 лет. Президентом может стать избранный гражданин Украины, который проживал в Украине не менее 10 лет до выборов, имеет право голоса, владеет избирательным правом и государственным языком. Президент может занимать эту должность не более двух сроков подряд.

Институт президентства для современной Украины в новинку. Как собственно и демократия. До этого главы государства конечно же были. Но с абсолютно другими полномочиями и при другом политическом устройстве. Перед престольными князьями, гетманами, губернаторами стоялииные задачи, нежели перед Президентом современной независимой Украины.

Первым, к сожалению, неудачным опытом государства было назначение Михаила Грушевского Президентом Украинской Народной Республики в начале ХХ века. Но страна оказалась не готова к самостоятельности и вскоре независимая Украина вместе со своим президентом исчезли с мировой политической карты. Начиная с 1920 года, в течении 70 лет, страной правят Секретари Компартии. Став независимой в 1991 году, Украина снова обретает президента. Бывший первый секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук становится главой государства и пребывает на этом посту в течении трех лет. В 1994г. на президентских выборах страна «называет» нового лидера. Им становится Леонид Кучма, который занимал свой пост в течении 10 лет, пребывая в кресле главы государства 2 срока подряд. В 2004 году президентом становится Виктор Ющенко.

Президент является гарантом Конституции. В статье 106 Основного закона прописаны все его полномочия. Но после внесения изменений в Конституцию, которые вступили в силу 1 января 2006г. Президент утратил часть своих полномочий. Формально являясь единоличным главой, Премьер – министр фактически обладает большей властью, формирует свой кабинет и имеет поддержку большинства в парламенте. Президент, согласно новой редакции Конституции, лишен права назначать и увольнять министров, глав местных администраций, а кандидатура главы правительства предлагается парламентским большинством, а не выбирается лично. Но за президентом осталось право вето, право назначать министров обороны и иностранных дел, формировать персональный состав СНБО и 1/3 судей Конституционного суда, вносит в Верховную Раду представление о назначении главы СБУ и Генерального Прокурора. Глава государства также принимает решение о введении чрезвычайного положения. Срок избрания не изменился. Он составляет 5 лет. Президент является Верховным главнокомандующим и главой СНБО. Лидер государства исполняет и представительские функции.

Условия досрочного прекращения полномочий также оговорены в Основном законе.

Единым органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Народные депутаты избираются гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 избираются в одномандатных округах на основе относительного большинства. 225 - по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избираемых блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

Полномочия народных депутатов определяются Конституцией и Законами Украины. Народные депутаты могут добровольно объединяться в депутатские группы (фракции) при условии, что в состав каждой из них входят не менее 25 депутатов. Депутатские группы формируются как на партийной, так и на внепартийной основе. Депутатские группы, сформированные на основе партийной принадлежности, называются депутатскими фракциями. В состав депутатской фракции могут входить и внепартийные депутаты, которые поддерживают программу соответствующей партии. Депутатские группы, сформированные на внепартийной основе, объединяют депутатов, которые разделяют одинаковые или схожие взгляды по вопросам государственного и социально-экономического развития.

Верховная Рада Украины – это продолжение традиций парламентаризма. Начиналось все с вече в Древней Руси и Генеральной казацкой рады, которая приняла в 1710 году Конституцию Гетмана Пилипа Орлика. Но парламент в современном представлении появился у нас 90 лет назад. Первопроходцем была Украинская Центральная Рада во главе с Михаилом Грушевским, которая начала свою работу 17 марта 1917 года. Исполнительный комитет Центральной Рады выполнял функции правительства. Основной заслугой Центральной Рады стало то, что Украина, входившая в состав царской России, перешла сначала в статус автономии, а потом обрела независимость. Ровно через год – 27 апреля 1918 года указом немецкого ставленника Гетмана Скоропадского Центральную Раду распустили. К началу 1920 года в Украине установилась советская власть и появился парламент – Верховный Совет УССР, который принял декларацию о суверенитете 16 июля 1990 года. После распада СССР и провозглашения 24 августа 1991 года независимости, Украина обрела новый парламент – Верховную Раду Украины.

Верховная Рада является высшим законодательным органом страны. Ее полномочия закреплены в Конституции Украины, а также в Законах Украины «О статусе народного депутата», «О государственной службе», Регламенте Верховной Рады, Положениях о порядке работы с проектами законов, постановлений, других актов Верховной Рады и о порядке работы с документами в Верховной Раде и других законодательных актах.

Срок полномочий парламента составляет 5 лет. До принятия поправок к Конституции 8 декабря 2004г. этот срок составлял 4 года. Конституция в ее новой редакции вступила в силу 1 января 2006г. Значительные изменения коснулись не только раздела «Верховная Рада Украины», внесены поправки и в разделы «Президент», «Кабинет Министров» и «Местное самоуправление». У главы государства отняли часть полномочий и передали их правительству и парламенту. Украина становится парламентско-президентской республикой.

Структура украинского парламента довольно проста. Управление парламентом осуществляют Глава, первый заместитель и заместитель Главы Верховной Рады. В его состав входят 450 депутатов, которые избираются по многомандатному общегосударственному округу (пропорциональная

система). Такая система выбора также стала нововведением. Депутаты избираются по партийным спискам. Количество мест в парламенте прямо пропорционально набранным на выборах процентам голосов избирателей. Депутаты, прошедшие от партии, объединяются во фракции. Те депутаты, которые по каким-либо причинам, выходят из фракций, становятся нефракционными.

Верховная Рада работает в сессионном режиме. Деятельность парламента строго регламентируется. Внесение и принятие законопроектов проходит согласно повестке дня, которую утверждают сами депутаты. Парламентарии свою деятельность осуществляют также в комитетах, постоянных и временных следственных комиссиях Верховной Рады. В парламенте работают 26 комитетов, членами которых являются 445 народных депутатов.

Созданы также 11 комиссий, 1 из которых специальная, а остальные временные.

Основная деятельность Верховной Рады – законотворческая. Но парламент контролирует также ход выполнения бюджета, а также вопросы прав и свобод человека, за соблюдением которых следит специальный Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Все полномочия Верховной Рады описаны в Конституции Украины.

Кабинет Министров (Правительство) является высшим органом исполнительной власти. Правовой базой его деятельности является Конституция, законы Украины и акты, изданные Президентом Украины. Правительство ответственно перед Президентом и подконтрольно Верховной Раде Украины. На практике эта зависимость состоит в том, что Президент назначает по согласованию с Верховной Радой Премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решение о его отставке. Президент согласно представлению Премьер-министра назначает членов Кабинета Министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Подконтрольность и подотчетность Правительства Верховной Раде заключается в том, что парламент утверждает поданный Правительством бюджет, принимает решения по выполнению бюджета, утверждает или отклоняет Программу деятельности Правительства, контролирует его работу.

Исполнительная власть в Украине, и правительство как ее высший орган, имеет вековую историю. Первое правительство было создано в Украинской народной Республике 15 июня 1917 года, основываясь на постановлении I Универсала Центральной Рады. Во главе Генерального Секретариата стоял Владимир Винниченко. После распада УНР действовали правительства Гетманата и Директории. С 1920 по 1991 г. исполнительную ветвь власти возглавляло правительство советской Украины. Тенденция разделения ветвей власти была также в Крыму и Западноукраинской Народной республике.

В 1991г. место Совета Министров УССР занимает Кабинет Министров Украины. В отличие от советского времени, власть в стране меняется слишком часто, особенно это касается исполнительной власти. За годы независимости сменилось 15 Премьер–министров. Никто не пребывал на посту главы правительства больше трех лет. Меньше всех руководил Валентин Симоненко – всего лишь 10 дней! (2-12 октября 1992г.) Трем Премьерам удалось «дважды войти в одну и ту же реку». Это нынешний глава правительства Юлия Тимошенко, Виктор Янукович и Виталий Масол. Дважды Премьер-министром становилась женщина- Юлия Тимошенко. Двое из глав правительства в последствии стали президентами Украины. Это Леонид Кучма и нынешний глава государства Виктор Ющенко. Один премьер был осужден за коррупцию после отставки – это Павел Лазаренко.

Что же касается полномочий правительства, то их четко определяет Конституция. В основном законе определен и статус Кабинета Министров как высшего органа в системе органов исполнительной власти. Одними из основных обязанностей Кабмина является обеспечение государственного суверенитета, экономической независимости, осуществление внутренней и внешней политики, координация работы исполнительной власти, разработка и осуществление специальных государственных программ развития политики, экономики, культуры и науки, принятие указов и постановлений в рамках своих полномочий.

Кандидатуру Премьера и состав Кабинета Министров утверждает Верховная рада. Правительство формирует сам кандидат в Премьер–министры, только министры обороны и иностранных дел назначаются по квоте Президента. Согласно Конституции, кандидатуру главы правительства, предложенную парламентским большинством, в верховную Раду вносит Президент Украины.

В состав правительства входят Премьер–министр, Первый вице-премьер министр, 3 вице-премьер министра, 17 министров и министр Кабинета Министров. Премьер–министром  в настоящее время является Юлия Тимошенко.

Судоустройство выполняется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Правосудие в Украине выполняется исключительно судами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Система судов общей юрисдикции в Украине строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд Украины является отдельным, независимым от судов общей юрисдикции. Он не может быть кассационной, апелляционной или наблюдательной инстанцией для судов общей юрисдикции. Деятельность Конституционного Суда способствует усилению конституционного контроля во всех без исключения сферах, стабилизации и усилению конституционного устройства, утверждению принципа верховенства права и наивысшей юридической силы Конституции, обеспечению конституционных прав и свобод граждан.

Верховный Суд Украины является высшей инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Его история корнями упирается в далекое прошлое. Первое упоминание о суде было зафиксировано в Уставе Князя Владимира, приблизительно в ХI веке. Потом были Генеральный Суд при Богдане Хмельницком и задекларированная система судопроизводства в Конституции Пилипа Орлика 1710 года. Исторически сложилось так, что Украина в течении многих лет пребывала под властью многих государств. Именно поэтому в разные времена в разных областях действовали судебные нормы Российской империи, Польши, Австро-Венгрии, Румынии. В ХХ веке власти Украинской Народной Республики не смогли создать четкую судебную вертикаль. На Украине продолжала действовать судебная система царской России, реформированная в 1864 году.

Современная история Верховного Суда, как высшего судебного органа, началась после прихода к власти большевиков. В марте 1923 года был создан Верховный Суд Украинской ССР. Формально он был независим, но все его решения проверял и утверждал Верховный Суд СССР. Верховный суд независимой Украины появился в результате судебной реформы 1992 года. А Конституция, принятая в 1996 г., окончательно закрепила за ним статус наивысшей судебной инстанции судов общей юрисдикции.

Согласно Закону «О судоустройстве Украины», Верховный Суд действует в составе палат по гражданским, криминальным, хозяйственным делам и Военной судебной коллегии. Законом предусмотрена также административная палата, но она пока не создана. Для решения внутренних организационных вопросов действуют Президиум и Пленум Верховного Суда. Главу Верховного Суда впервые в истории украинского судопроизводства избирает и увольняет Пленум Суда путем тайного голосования.

В Конституции Украины заложены основные принципы судопроизводства. Это законность, равенство участников процесса, состязательность сторон в предоставлении доказательств, право на защиту, обеспечение государственного обвинения, обязательность решения суда, гласность процесса и обеспечение обжалования решения суда.

Основным недостатком действующего законодательства судьи Верховного Суда считают отсутствие у них законодательной инициативы, что препятствует суду в представлении Верховной Раде поправок к кодексам и законам или принятия новых законодательных актов. В данный момент такая инициатива проходит при посредничестве Конституционного Суда. Судьи Верховного суда принимают активное участие в разработке проектов кодексов (Семейного, Таможенного, Криминального, Административно-, Гражданско- и Криминально-процессуальных кодексов).

Конституционный Суд является новым органом в судебной системе Украины. Свою работу он начал 18 октября 1996 года. Конституционный Суд, на сегодняшний день, единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд состоит из 18 судей. По 6 судей сроком на 9 лет назначают Президент, Верховная Рада и съезд судей Украины. Председателя

Конституционного Суда тайным голосованием сроком на 3 года без права на переизбрание выбирают сами судьи.

Все полномочия Суда описаны в Конституции Украины и в Законе «О Конституционном Суде». В его обязанности входит определение конституционности, то есть соответствия Конституции, и официальное толкование Законов, актов и указов.

По решению Суда законы и правовые акты или их отдельные статьи могут быть признаны неконституционными. По обращению Премьер – Министра или Президента, Конституционный суд дает заключение о соответствии международных договоров Конституции. По запросу Верховной Рады Суд дает заключение о соблюдении конституционности процедуры импичмента.

30 августа 1996г. специальным указом Президента был создан Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), который объединил в себе функции Совета обороны Украины и Совета национальной безопасности Украины, которые действовали с 1991 по 1996 год. Основой для Указа послужила 107 статья Конституции. Правовой базой для деятельности СНБОУ являются также Законы «Об основе национальной безопасности» и «О Совете национальной безопасности и обороны». Работа аппарата СНБОУ регламентируется этими же законами.

В состав Совета национальной безопасности и обороны входит 16 человек. Главой СНБОУ является Президент Украины, который лично назначает членов Совета. Есть должности, которые обязательно должны входить в Совет. Это Премьер – Министр, Министры обороны внутренних и иностранных дел и также Председатель Службы Безопасности. В заседании Совета может принимать участие и Глава Верховной Рады.

В нынешний состав Совета входят также министры экономики, здравоохранения, первый вице-премьер, Главы Секретариата Президента и Службы Внешней Разведки.

Основной обязанностью СНБОУ являются координация и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере безопасности и обороны. Совет определяет также стратегические интересы государства, усовершенствует системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны. Принятые решения приводятся в действие указами Президента.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) – это государственный орган со специальным статусом, призванный защищать и развивать конкуренцию.

Днем рождения Комитета считается 26 ноября 1993 года, когда парламент принял Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины». В последующие 2 года формировалась структура АМКУ – территориальные и специальные, в Киеве и Севастополе, отделения Комитета. Антимонопольный комитет состоит из Председателя и 10 государственных уполномоченных, из которых назначаются 2 первых заместителя и заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины. АМКУ в своей деятельности подконтролен президенту Украины и подотчетен Верховной Раде. Председателя Комитета назначает президент с согласия Верховной Рады. Заместителей председателя АМКУ также назначает Президент с представления Премьер-министра, которое основывается на предложениях Председателя Комитета.

Главной задачей Антимонопольного комитета является формирование и реализация конкурентной политики государства. Это, прежде всего, осуществление контроля за соблюдением конкурентного законодательства, контроль за действиями предпринимателей и естественных монополистов, а также развитие добросовестной конкуренции. Комитет контролирует органы власти и местного самоуправления, деятельность иностранных предприятий на территории Украины. АМКУ может принимать решения о прекращении нарушений конкурентного законодательства, которые обязательны для исполнения предприятиями и органами власти, имеет право разрешать и запрещать согласованные действия на рынке, применять санкции к нарушителям конкурентного законодательства.

Основная цель деятельности АМКУ заключается не в борьбе с монополизмом, а в создании эффективного конкурентной среды, которая сможет обеспечить рост экономики государства, а значит, и благосостояния граждан.

Одним из главных приоритетов в работе Антимонопольного комитета является социальная направленность, которая заключается в защите интересов предпринимательства и потребителей. Ярким тому примером служит функция контроля за регулированием цен на товары и услуги естественных монополий.

Счетная палата Украины является постоянным органом внешнего государственного финансового контроля с 1997 года.

Конституционный статус органа обозначила Конституция, принятая в 1996 году. После внесенных поправок, этот статус определяет Счетную палату как орган, который действует от имени Верховной рады Украины и осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета. Счетная палата контролирует также формирование бюджета и финансирование местных государственных администраций.

Состав Счетной палаты формирует Верховная Рада путем тайного голосования. В свою очередь, палата ежегодно отчитывается перед парламентом. Иногда отчеты по отдельным проверкам и ревизиям предоставляются комитетам Верховной Рады. Но при этом, Счетная палата остается вполне независимым органом специальной конституционной компетенции. Палата осуществляет контроль за органами исполнительной власти, аппаратом Верховной Рады, секретариатом Президента, Национальным банком, Фондом госимущества и другими государственными органами. Счетная палата контролирует также предприятия, чья деятельность имеет последствия для Госбюджета, независимо от их формы собственности.

Для улучшения качества своей работы Счетная палата открыла 8 территориальных управлений, которые объединяют все области Украины. Управления находятся в Киеве, Днепропетровске, Львове, Одессе, Донецке, Севастополе, Харькове, Черкассах.

Счетная палата не только контролирует бюджетные средства, но и вносит свои предложения по поводу устранения недостатков бюджетного процесса. Но деятельность Счетной палаты не сводится только лишь к ревизиям и контролю за средствами. Главная задача Счетной палаты – создать основу и ввести в практику публичный внешний государственный финансовый контроль. Таким образом, Счетная палата является помощником и общества и главы государства в осуществлении контроля за использованием бюджетных средств.

Фонд Государственного имущества Украины (ФГИУ) был создан в 1991г. постановлением Кабинета Министров Украинской ССР. Целью создания ФГИУ стало осуществление государственной политики в сфере приватизации государственного имущества. Начиная с 1999 года Фонд госимущества входит в систему центральных органов исполнительной власти.

В основе деятельности ФГИУ лежит программа приватизации, согласно которой приоритетными направлениями деятельности Фонда являются продажа стратегических объектов приватизации и привлечение инвестиций в экономику страны, а также подготовка к проведению приватизации национальных и иностранных субъектов рынка.

Фонд госимущества подчинен и подотчетен парламенту. Кандидатуру председателя ФГИУ вносит на утверждение в Верховную Раду Президент.

Основными задачами ФГИУ являются распоряжение госимуществом во время его приватизации и создание совместных предприятий, а также организация и проведение приватизации имущества предприятий. Фонд госимущества содействует процессу демонополизации экономики и создает условия для функционирования конкурентоспособного рынка. ФГИУ продает имущество и изменяет форму собственности приватизированных предприятий, занимается привлечением иностранных инвесторов, а также принимает участие в создании предприятий, чьим уставным фондом является государственное имущество. Фонд защищает имущественные интересы Украины на ее территории и за границей.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) является постоянным коллегиальным государственным органом, который организовывает подготовку и проведение выборов и референдумов, а также возглавляет систему избирательных комиссий. Деятельность ЦИК регламентируется избирательным законодательством и Конституцией Украины.

В состав ЦИК входит 15 членов, которые избираются Верховной Радой по представлению Президента. При выборе кандидатур, глава государства учитывает предложения депутатских фракций и групп. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет. Глава ЦИК, оба его заместителя и секретарь выбираются из членов комиссии путем тайного голосования. Одним из основных требований к ЦИК является наличие у Главы комиссии, его заместителей, секретаря и еще у не менее чем 5 членов комиссии высшего юридического образования.

В обязанности Центральной избирательной комиссии входит обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществляет контроль за соблюдением законодательства, а также обеспечивает деятельность территориальных избирательных комиссий. ЦИК готовит предложения по усовершенствованию избирательного законодательства, утверждает форму и текст бюллетеня, регистрирует кандидатов в народные депутаты и кандидатов на пост Президента, объявляет официальные результаты выборов и референдумов, а также осуществляет другие обязанности, предусмотренные Законами и Конституцией Украины.

Украина сегодня — на изломе эпох. Заканчивается период застоя, в обществе формируется критическая масса людей, хотевших бы видеть страну более демократической. За 16 лет независимости Украине не удалось сделать главное — сформировать систему, которая гарантировала бы демократию. Именно из-за этого мы были свидетелями того, как носители вроде бы демократических лозунгов через определенное время демонстрировали диктаторские наклонности.

Политическая система Украины является довольно своеобразной и ее функционирование связано с рядом серьезных проблем, ряд которых носит системный характер.

Между Верховной Радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995 года был заключен Конституционный Договор «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины». Разработка конституции Украины была диалоговым процессом согласования решений, однако в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы конституционный процесс на Украине был гораздо более длительным и согласительные процедуры были здесь гораздо менее успешны, чем в Восточной Европе. Показательный факт – Украина приняла новую конституцию только в 1996, последней из всех бывших союзных республик. Возможно причина в том, что политическая система изначально была плохо структурирована и состояла из множества сегментов, ведущих друг с другом ожесточенную борьбу. Важным фактором было и то, что Верховная Рада Украины длительное время сохраняла все те властные прерогативы, которые имели советы в СССР, то есть была правомочна «решать любой вопрос». Так как в ней была представлена вся основная бывшая партийно-хозяйственная элита, сохранявшая реальные рычаги власти, а политической фигуры, способной на силовой характер трансформации, не было, то в результате Верховная Рада Украины по

Конституции 1996 года является представительным органом власти, сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и в первую очередь фактически монопольное право внесения изменений в Конституцию. Это обстоятельство сильно отличает Украину от других бывших постсоветских и постсоциалистических стран. С одной стороны, в Украине действует необычайно сильный для постсоветской республики парламент, с другой – необычайно сильный для восточно-европейских стран президент. В результате на Украине имеется крайне слабое по сравнению с другими постсоциалистическими странами правительство, что ведет к постоянно кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике «президент - правительство - Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована и ее перманентный кризис носит системный характер, результатом является слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который в результате является жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами.

Другая отличительная черта Украины – довольно сильный президент. По объему своих конституционных полномочий глава украинского государства превосходит большинство восточноевропейских президентов (за исключением президента Хорватии), хотя и уступает французскому. Вместе с тем в отличие от Франции и большинства стран Восточной Европы, президент Украины практически не имеет права на роспуск парламента (оно носит гипотетический характер и не связано с отношением парламента к правительству, единственный вариант роспуска Верховной Рады – если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться). При этом решения об отставке правительства, принятые парламентом, обязательны для Президента. Кроме того, как и в большинстве стран Восточной Европы, для вступления ключевых решений в силу требуется подпись не только президента, но и премьер-министра.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти, он ответственен перед президентом, но одновременно подконтролен и подотчетен Верховной Раде. В состав Кабинета Министров входят Премьер-Министр, первый вице-премьер-министр, три вице-премьера, министры. Премьер-министр назначается президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров назначается Президентом Украины по представлению Премьер-Министра.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров может быть рассмотрен Верховной Радой по предложению не менее одной трети депутатов от ее конституционного состава и принимается большинством голосов

конституционного состава Верховной Рады. Вопрос об ответственности не может рассматриваться более одного раза в течение одной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров. Если Верховная Рада выразила недоверие Кабинету Министров, он автоматически уходит в отставку, то есть президент Украины не может в отличие от президента России согласиться или не согласиться с мнением парламента по недоверию правительству, а обязан ему подчиниться. И уж тем более, выраженное правительству недоверие никоим образом не дает президенту возможности принять решение о роспуске Верховной Рады. Получается, что премьер-министр по факту подчиняется президенту и без его согласия не может принять ни одно важнейшее решение, при этом постоянно вынужден озираться на наличие поддержки в Верховной Раде, так как ее утрата приведет к отставке кабинета. При этом фактически не входят в правительство, напрямую подчиняясь Президенту и Верховной Раде, председатель Антимонопольного комитета Украины, председатель Фонда государственного имущества и председателя государственного комитета телевидения и радиовещания (их назначает президент с согласия Верховной Рады), кроме того фактически напрямую подчиняются президенту силовые министры. Очевидно, что в таких условиях премьер-министр лишен возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который становится предметом политического торга между президентом и парламентскими группами. Отсюда – постоянная напряженность внутри властного треугольника «Президент – правительство – Верховная Рада», со временем переросшая в перманентный системный кризис.

Важнейшей прерогативой Верховной Рады является внесение изменений в Конституцию Украины, которые она принимает не менее чем 2/3 голосов от своего конституционного состава, изменение разделов конституции «Общие положения», «Выборы. Референдум» и «Внесение изменений в Конституцию» требует подтверждения на всеукраинском референдуме.

Стремясь преодолеть дисбалансы системы, Л.Кучма (до «кассетного скандала» и знаменитого «дела Гонгадзе») неоднократно пытался добиться изменения Конституции и расширения своих полномочий. И поскольку Верховная Рада неизменно отвергала подобные предложения, 16 апреля 2000 г. по инициативе президента был проведен референдум. На всенародное голосование были вынесены шесть вопросов:

- О недоверии ВР 14-го созыва и внесении таких изменений в ст. 90 Конституции Украины, которые позволят президенту распускать парламент в случае выражения ему недоверия на референдуме.

- О внесении дополнения к ст. 90 Конституции, которое позволит президенту досрочно распустить парламент, если он в течение месяца не сможет сформировать парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердит бюджет, а также в ряде других случаев.

- Об ограничении депутатской неприкосновенности и исключении в связи с этим части 3 из статьи 80 Конституции Украины.

- Об уменьшении общего числа народных депутатов Украины с 450 до 300 и внесении соответствующих изменений в статью 76 Конституции.

- О формировании двухпалатного парламента, одна из палат которого «представляла бы интересы регионов Украины», для чего необходимо изменить целый ряд статей Конституции.

- О принятии Конституции Украины всеукраинским референдумом, из чего следует, что ныне действующая Конституция теряет свою легитимность, поскольку принималась парламентом.

Естественно, что административная поддержка обеспечила по всем этим вопросам положительное волеизъявление, хотя организация референдума вызвала массу обвинений в фальсификациях и нарушении властью закона. Фактически референдум с точки зрения действующей конституции Украины не имел никакого нормативного смысла, так как он противоречит конституционному порядку внесения изменений в Конституцию, и если президент Кучма не был готов по итогам референдума осуществить силовые действия в отношении парламента по сценарию Б.Ельцина или А.Лукашенко, то не понятно, для чего тогда референдум вообще проводился. Ни для кого не стало неожиданностью, когда Верховная Рада, несмотря на итоги референдума, отказалась принимать подобные поправки к Конституции. История с референдумом – одна из типичных загадок и несуразностей новой украинской истории, когда политическая элита, не будучи в состоянии просчитать хотя бы несколько политических ходов вперед, запускает очередной политический проект, «заимствуя» политический опыт соседей, а уже в процессе реализации идеи выясняется что она изначальна была обречена на провал.

Полна противоречий система местного самоуправления Украины. Согласно Конституции Украины, председатели местных государственных администраций (губернаторы областей и главы районов) назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Кабинета Министров. При этом в городах (как районного, так и областного подчинения) мэры избираются населением. На всех уровнях – областном, городском, районном, сельском – избираются местные представительные органы - советы, при этом они влияют на формирование органов исполнительной власти только в городах. Положение о назначение президентом Украины глав областных и районных государственных администраций находится в определенном противоречии со ст.5 Конституции Украины, в которой сказано, что «народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления», в соответствии с частью 4 статьи 140 конституции районные и областные советы относятся к органам местного самоуправления, которое в свою очередь признается и гарантируется на основании ст.7 конституции. Таким образом, осуществление исполнительной власти в областях и районах должны были бы осуществлять не структурные подразделения исполнительной государственной власти (госадминистрации), а исполнительные структуры самих органов местного самоуправления, поскольку последние формируются непосредственно народом. А право определять свои административные (исполнительные) структуры – один из основных принципов местного самоуправления, закрепленных в статьях 1, 2, 3, 5 Всемирной декларации местного самоуправления 1985 года. Забавно, что статья 44 закона «О местном самоуправлении в Украине» прямо обязывает районные и областные советы делегировать соответствующим местным государственным администрациям все те свои основные полномочия, которые им предоставлены конституцией. То есть Конституция дает органам местного самоуправления определенные права, а закон обязывает делегировать их значительную часть органам государственной власти. По сути фактическое отсутствие в Украине исполнительных органов местного самоуправления есть не что иное как косвенное признание того, что власти Украины просто боятся отдать право формирования исполнительных орг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...