Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика расчетов с финансовыми органами, задачи их учета




КУРСОВАЯ РАБОТА

Учет расчетов с финансовыми органами

 


 

Введение

 

Финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований)

Государственный бюджет на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Во всех тонкостях налогового дела приходится разбираться бухгалтеру, который ведет учет расчетов с бюджетом в организации. Он должен знать, как меняются ставки налогов, объекты налогообложения, когда отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства РФ. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому можно сделать вывод, что обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основными задачами учета расчетов с бюджетом является правильный расчет налоговой базы, суммы налогов и своевременное их перечисление в бюджет. Результативное решение перечисленных задач обеспечивает полное и своевременное поступление налогов и сборов в бюджет. Не менее важной задачей является организация оперативного взаимодействия финансовой (бухгалтерской) службы организации с налоговыми органами, которые осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. Речь идет не только о своевременном представлении налоговых деклараций, но и о серьезном подходе к сверке показателей задолженности по отдельным налогам. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированых сумм по этим расчетам не допускается.

 


 

Общая характеристика расчетов с финансовыми органами, задачи их учета

 

Значение и задачи учета расчетов с бюджетом

Бюджет - это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджет исполняет следующие функции:

образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

контроль использования бюджетного фонда.

Бюджетные доходы включают в себя налоги (в т.ч. акцизы, таможенные сборы), доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия.

Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

Также важной задачей учета расчетов с бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской служб предприятия с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. В этих целях налоговая инспекция по месту нахождения предприятия открывает на каждое предприятие, организацию, индивидуального предпринимателя лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и сборам. Также в лицевом счете предприятия отражается информация по всем произведённым налогоплательщикам платежам и состоянию расчетов с бюджетом на каждую конкретную дату. Благодаря наличию в налоговом органе лицевого счета налогоплательщик может по своему письменному заявлению затребовать Справку о состоянии расчетов с бюджетом (Приложение 2). Такие справки довольно часто нужны предприятию для предоставления в соответствующие органы, например, для получения кредитов в банках, субсидий и грантов, по требованию органов исполнительной власти, для участия в аукционах, тендерах и т.д. [12]

Ежегодно налогоплательщик обязан произвести сверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам, для чего по письменному заявлению налогоплательщика налоговый орган составляет Акт сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, который при отсутствии разногласий подписывается представителями налогового органа и налогоплательщика. При наличии разногласий налогоплательщик предоставляет в налоговый орган оправдательные документы, доказывающие его правоту. При несогласии одной из сторон с указанным актом окончательное решение принимается в судебном порядке.

В соответствии с законодательством РФ налогообложение предприятий и организаций предполагает:

·         определение размера объекта налогообложения;

·         расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (процентной);

·         осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

·         составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Многие показатели, используемые при формировании базы налогообложения, в том числе стоимостный объем реализации продукции (товаров, услуг), т.е. выручка, отражаются в системном бухгалтерском учете.

Все операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок учета расчетов организаций регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Налоговый кодекс РФ - единственный законодательный акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых во все уровни государственного бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Отражение в финансовом учете регулируется:

·         Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

·         Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

·         Планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению;

·         ПБУ 9/99 «Расходы организации»;

·         ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

ПБУ 18/02 используют организации, применяющие общую систему налогообложения. Малые организации имеют право не применять ПБУ 18/02.

Начисление налогов и сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от источников возмещения налогов и сборов). Начисленные налоги и сборы могут:

·         включаться в издержки производства и обращения себестоимость, например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, транспортный;

·         относиться на счет по учету продаж, например, НДС, акцизы;

·         относиться на счет прочих доходов и расходов, например, НДС по продажам основных средств и материалов, налог на имущество организаций;

·         относиться на счет прибылей и убытков, например, налог на прибыль, единый налог при УСН, ЕНВД, налог на игорный бизнес;

·         удерживаться из доходов физических лиц - НДФЛ.

·         Расчеты по начислению налогов являются довольно трудоемкими. Основной признак для построения аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по видам налогов и сборов, могут также использоваться аналитические счета для учета срочной и просроченной задолженности, санкций за нарушение НК РФ. [3]

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной экономики (см. Приложение 1). НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник организации является налогоплательщиком, а на организации лежат обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению НДФЛ в бюджет. Налог широко распространен в мире. Он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически всё трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. НДФЛ платят как резиденты (с доходов, полученных от источников в России и за ее пределами), так и нерезиденты (с доходов, полученных от источников в России). Об этом говорится в ст. 208 и ст. 209 Налогового кодекса РФ. Пунктом 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ установлен перечень доходов граждан (не предпринимателей), с которых НДФЛ рассчитывается и платится самостоятельно:

·         полученные от других граждан и организаций, которые не являются налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера (в том числе доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества);

·         полученные от продажи имущества (квартиры, дачи, машины и т.п.);

·         полученные от источников за пределами России, в том числе дивиденды (за исключением российских военнослужащих, проходящих службу за границей);

·         налог с которых не был удержан налоговым агентом (например, работник прекратил трудовые отношения с работодателем, а последний доход был выдан в натуральной форме);

·         в виде любых выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (казино, игровые автоматы и т.д.) - исходя из сумм таких выигрышей.

За невыполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ в налоговом и уголовном законодательстве установлена ответственность. [1]

Налог на прибыль предприятий и организаций является важным источником формирования федерального и регионального бюджетов. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в отчетности информации по расчетам по налогу на прибыль установлены ПБУ 18/02. Это ПБУ применяется всеми плательщиками налога на прибыль, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налогооблагаемой прибыли организаций на основе данных бухгалтерского учета.

Путем определения разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) становится возможным выявление различия налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. После установления этого различия можно осуществить корректировку величины налога на прибыль, исчисленной от бухгалтерской прибыли, до величины налога на прибыль, которую организация должна уплатить.

Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

·         постоянные разницы, приводящие к образованию постоянного налогового актива или постоянного налогового обязательства;

·         временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства;

·         условный доход (расход), представляющий собой налог на бухгалтерскую прибыль (убыток);

·         текущий налог на прибыль, получаемый алгебраическим сложением (+ или -) определенных перечисленных показателей.

Несомненно, ведение налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль является сложным и при большом количестве фактов хозяйственной деятельности трудоемким. Автоматизация учета позволяет преодолеть многие трудности, но при этом возникают такие риски, как сбой в системе автоматической обработки данных, несанкционированный доступ, невозможность быстрой настройки алгоритмов обработки данных из-за изменения законодате6льства и появления новых расходов, изменения учетной политики для целей налогообложения др. [13]

Главное назначение налога на имущество с точки зрения экономики состоит в стимулировании организаций эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости основных фондов и их полной эксплуатации. Для бухгалтера определение налогооблагаемый базы в виде остаточной стоимости основных средств не вызывает затруднений и существенных затрат времени. Налоговая база рассчитывается в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Организации могут «сэкономить» по налогу на имущество, используя ускоренные методы начисления амортизации. Но этот шаг идут немногие, т.к. использование разных метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ведет к временным разницам и увеличивает работу по ведению налогового учета по налогу на прибыль.

Введение транспортного налога явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Практически любая компания имеет в собственности транспортные средства и становится при этом плательщиком транспортного налога. Для целей налогового учета транспортный налог относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включается в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, для целей бухгалтерского учета включается в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. Налоговая база формируется вне системы налогового учета, расчет налога не является сложным.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. Земельный налог платят собственники участков, а также те, у кого он находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сам расчет земельного налога несложен. Для этого нужно кадастровую стоимость участка, которая является налоговой базой, умножить на ставку налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком. В случае, когда земельный участок используется в уставной деятельности, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу, если не используется - относятся к прочим расходам.

Много субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН. Бухгалтерский учет расчетов не усложняется и основное время уделяется налоговому учету доходов и расходов, который ведется при УСН и ЕСХН. Несмотря на то, что эти налоговые режимы являются специальными, бухгалтер должен знать терминологию и порядок формирования расходов при уплате налога на прибыль. Эта необходимость связана с тем, что многие статьи глав 26.1 и 26.2 НК РФ имеют ссылку на статьи главы 25 НК РФ.

В идеале, одной системы учета должно быть достаточно для организации. Желательно, чтобы налоговые расчеты строились полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета. Но практика показала, что одна система учета не в силах удовлетворить потребности всех пользователей. Поэтому налоговый учет уже состоялся как самостоятельная система учета и все дискуссии о его необходимости - это сфера обмена мнениями. [9]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...