Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 3. Разработка общей схемы организационной структуры организации

Курсовая работа по дисциплине

«Менеджмент»

 

 

Формирование организационной структуры управления

 

 

МОСКВА


 

Цель работы: Решение конкретных производственных, экономических и управленческих задач в новых условиях рынка; приобретение навыков системно-целевого подхода к проектированию организационных структур управления предприятием; освоение методов определения социально-экономической эффективности принятых управленческих решений.

 

Курсовая работа позволяет совершенствовать профессиональные качества будущего руководителя организации, раскрыть социально-экономические закономерности управленческого труда, добиться коллективного делового сотрудничества в системе управленческого взаимодействия при формировании организационных структур управления. К выполнению курсовой работы можно приступить после проработки 3-ей темы курса. Курсовая работа включает 5 этапов формирования организационной структуры, которые объединены одним объектом управления. В качестве такого объекта можно использовать, как предлагаемый- «КАМ компанию», так и любой другой по выбору студента.

 

Результаты оформляются в виде отчета, который в структурном отношении должен включать следующие обязательные блоки в указанной последовательности:

 

· титульный лист

· задание

· введение- (2-3%) (краткое описание объекта управления)

· аналитическая часть(15-20%)- 1-ый этап работы

· проектная часть (40-45%) -2-4-ый этап работы

· раздел экономической эффективности (5-10%) -5-ый этап работы

· заключение(2-3%)- основные выводы по работе

· список использованной литературы.

 

Объем работы должен составлять порядка 30 страниц компьютерного текста 12 - 14 шрифта, отпечатанного через 1,5 интервала или порядка 40 страниц рукописного текста. Иллюстративный материал делится на два типа: рисунки и формулы, имеющие отдельную сквозную нумерацию. Каждая иллюстрация должна иметь порядковый номер и название. Эта информация располагается над таблицами и под рисунками. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие по­рядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.

 

Список литературы и Приложение в объем работы не входят, и количество их страниц не лимитируется.

 

 

Методические рекомендации по формированию организационной структуры управления организацией

 

Проектирование организационной структуры можно представить в виде трех стадий с обратными связями:

1. Формирование общей схемы организационной структуры управления предприятием и определение ее главных характеристик (стадия композиции),.

2. Разработка состава подразделений, определение основных связей между ними (стадия структуризации).

3. Установление количественных характеристик аппарата управления, порядка его деятельности (стадия регламентации).

 

Формирование общей схемы организационной структуры управления организацией (стадия композиции) имеет важное значение для определения статуса организации, направления ее экономической, правовой, административно-управленческой деятельности.

При формировании организационной структуры управления в курсовой работе используется блочный подход, согласно которому организационная структура любой организации может быть представлена в виде ряда обособленных, но взаимосвязанных укрупненных блоков. Такими блоками управления являются:

· “общее руководство”,

· “производство”,

· “НИОКР”,

· “маркетинг”,

· "финансы”,

· "кадры”,

· “материально-техническое снабжение”, другие.

 

Совокупность блоков характеризует деятельность организации. Блочный подход требует всестороннего анализа каждого блока организационной структуры организации, позволяя оценить ее рациональность и выявить резервы совершенствования.

 

Алгоритм формирования организационной структуры управления организацией показан на рис.1. (пунктирной линией обведены этапы формирования организационной структуры управления предприятием).

Этап 1. Определение и анализ проблемных задач организации.

Анализ и экспертно-аналитическая оценка изменений внешней среды организации. При анализе показателей оценки внешней среды должны быть определены основные тенденции изменений внешней среды организации, особенно возможные технологические новшества, которые могут оказать значительное воздействие на продукцию фирмы (подразделения).

 

Сформируйте перечень направлений деятельности, имеющих отношение к организации (подразделению), и показателей их характеризующих, выявленных в ходе изучения внешней среды.

С помощью экспертно-аналитического метода оцените выбранные показатели по предложенной шкале оценок в баллах (типовой вариант экспертного анализа дается в приложении 1 и разработайте рекомендации по совершенствованию деятельности организации.

 

Исследование и анализ действующей системы управления или системы управления аналогичной организации (подразделения).

Ознакомитесь с основными показателями деятельности фирмы, организационными структурами управления организацией в целом и ее подразделениями.

Определение показателей оценки внутренней среды фирмы, влияющих на результаты деятельности организации (подразделения). На основе формирования системы показателей количественной оценки внешней среды организации, а также анализа показателей деятельности аналогичных фирм и его подразделений определите систему показателей количественной оценки внутренней среды организации (подразделения) с помощью приложения 2.

 

 

Этап 1 Определение и анализ проблемных задач организации.

 

 

       
 
 
   

 


 

 

Этап 2. Формирование целей организации

 

 


Этап 3.Разработка общей схемы организационной структуры организации

 


Этап 4. Определение квалификации и численности работников

подразделений организации.

                 
   
 
   
   
Укрупненные нормативы численности
 
     
 
 
   
 
 

 

 


Этап 5. Оценка эффективности проекта организационной структуры

организации

 

       
 
 
   

 

 


Рис.1. Алгоритм формирования организационной структуры

Экспертно-аналитический метод позволяет оценить в баллах тенденции развития внутренней среды организации и его подразделений. Эти тенденции динамичны и обычно вызывают появление проблемных задач, требующих изменения целей деятельности организации и его подразделений. Определите возможности (потери) организации, качественно оценить последствия изменений во внешней и внутренней среде, выявить срочность таких управляющих воздействий, как контроль, отсутствие воздействия, отложенное воздействие, немедленное воздействие.

 

Этап 2. Формирование целей организации

 

На основе выявленных проблемных задач организации (подразделения) и ориентировочного перечня целей сформируйте дерево целей организации (подразделения) и определите соответствие поставленных целей реальным показателям деятельности организации.

Выявляется состав работ, необходимых для достижения целей организации в целом на основе передового опыта решения задач в существующих управленческих системах, использования прогрессивных решений в организационной, технической, экономической, социальной сферах, а также обеспечения оптимальных условий функционирования системы управления и сокращения затрат на ее содержание. На данном этапе состав работ определите укрупнено с учетом основных задач управления, решаемых фирмой. В дальнейшем после уточнения задач состав работ может быть скорректирован.

Входная и выходная информация по каждой работе может также определяться укрупнено. Например, для конструирования изделий входная информация - техническое задание на разработку изделия, выходная - конструкторская документация.

 

Этап 3. Разработка общей схемы организационной структуры организации

 

С учетом системы целей и программы мероприятий по их достижению сформируйте состав структурных единиц (отделов, бюро, секторов, лабораторий, групп и т.д.) по подразделениям и распределяются задачи между ними.

Затем определите и обоснуйте тип организационной структуры организации.

Для этого разработайте схемы организационной структуры подразделений с учетом уровней управления, централизации и децентрализации полномочий и ответственности, с учетом перспектив развития управляющей системы и др.

На этом же этапе проведите ориентировочнаую оценка эффективности и трудоемкости работ, выполняемых собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Полученные оценки сравните. Например, конструкторская документация на изделия основного производства может разрабатываться фирмой, а оснастка - смежными организациями. Для решения научных задач возможна кооперация в рамках временных научных подразделений. Проектная документация на строительство и реконструкцию может разрабатываться как собственными силами организации, так и сторонними проектными организациями. Машинное время может быть арендовано и т.д. Могут быть созданы временные коллективы, отдельные структурные подразделения.

Результат данного этапа - формирование схемы организационной структуры организации, подразделения.

 

Этап 4. Определение квалификации и численности работников подразделений организации

Определите численность работников в каждом подразделении, сформулируйте требования к руководителям и персоналу. Возрастающая сложность решения управленческих требует культуры управления. В зависимости от используемых моделей управленческих систем изменяются и функции руководителя. К основной функции руководителя низшего звена относятся оперативное решение вопросов применения технологических и экономических возможностей, обеспечивающих деятельность организации в текущем периоде.

Функции руководителя среднего и высшего звена кроме того, включают также формулирование целей организации (подразделения), проектирование системы для их достижения, обновление ассортимента продукции, рынков, технологий с учетом социально-политических и многоотраслевых решений.

Процесс принятия решений, требующий большого числа людей и основанный на прошлом опыте, суждениях, решениях привычных проблем заменяется процессом принятия решений, требующим большого объема технологий, рационального анализа, привлечения экспертов, применения ЭММ, постановки альтернативных задач с учетом будущего развития. Информационное обеспечение процесса принятия решений при использовании модели управленческой системы на основе экстраполяции расширяется путем предоставления руководителю опережающей информации о внешней среде, двусторонней коммуникации между руководителями и сотрудниками, собирающими информацию, а также применения ЭВМ.

 

Этап 5. Оценка эффективности проекта организационной структуры организации

Оценку эффективности проекта организационной структуры организации проведите в одном из следующих направлений:

1. Эффективность в области внешней и внутренней деятельности организации.

2. Эффективность системы управления в области организации и методов управления, подготовка кадров.

3. Эффективность структур управления, включающая: отказ от жестких и строго формализованных структур и процедур управления, основанных на учете прошлого опыта деятельности организации, отношение централизации и децентрализации - число связей в организационной структуре, взаимодействие уровней управления, рост гибкости организационных форм, управляемость информацией в рамках данной структуры, соподчиненность дерева целей и уровней иерархии организационной структуры организации.

 

Методические материалы для написания курсовой работы: Комарова Н.В. Лабораторная работа по «Основам менеджмента». Формирование мероприятий организационного развития. М.: Доброе слово,2008.

 


Приложение 1

Прогнозная оценка тенденций развития внешней среды организации

(условный пример оценки)

 

Факторы внешней среды Оценка качества Важность
          Высшая Средняя Низкая
ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:                
1. ФАКТОРЫ СПРОСА (покупатели):                
1.1. Крупные клиенты +         +    
1.2. Мелкие клиенты   +         +  
1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя       +     +  
1.4.Емкость рынка     +       +  
1.5 Темпы роста рынка       +     +  
2. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ (Конкуренты):                
2.1.Количество основных конкурентов   +       +    
2.2.Наличие на рынке товаров-заменителей     +       +  
2.3.Высоту барьеров входа на рынок       +       +
2.4.Распределение рыночных долей между основными участниками рынка     +       +  
3.ФАКТОРЫ СБЫТА (Поставщики):                
3.1.Количеству посредников       +     +  
3.2.Наличию сетей распределения     +       +  
3.3.Условиям поставок материалов и комплектующих       +     +  
3.4. Надежность +         +    
3.5. Необходимость поиска нового поставщика   +           +
3.6. Репутация +           +  
3.7. Цены поставок   +       +    
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ (Законодательная база):                
4.1. Устойчивость законов, по которым работает фирма     +     +    
4.2. Возможность появления новых законов   +           +
4.3. Субсидии +         +    
4.4. Налоги       +     +  
4.5. Курс рубля (доллара, евро)         +     +
4.6. Уровень инфляции       +     +  
4.7. Изменение уровня доходов населения       +     +  
4.8. Налоговая политика государства         +     +
4.9. Политической стабильности в стране       +     +  
4.10. Уровень правовой грамотности населения         +     +
ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:                
5. Уровень социально-экономического развития       +       +
6. Уровень научно-технического развития экономики       +     +  
7. Уровень научно-технической развития отрасли       +     +  
8. Степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий)         +     +
9 Уровень государственной поддержки развития науки     +       +  
10. Уровень занятости населения     +       +  

 

 


Приложение 2

 

Прогнозная оценка тенденций развития внутренней среды организации

 

Факторы внутренней среды Оценка качества Важность
5(высшее)   3(среднее)   19низшее) Высшая Средняя Низкая
                 
1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ(кадровый и организационный срезы):                
1.1. Квалификации сотрудников     +     +    
1.2. Заинтересованность в развитии предприятия       +     +  
1.3. Реакция на изменение рыночной ситуации       +     +  
1.4. Инициативность руководства   +       +    
1.5. Оперативность принятия решений   +       +    
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СРЕЗ:                
2.1. Современное оборудование (качество оборудования)   +         +  
2.2. Степень износа оборудования     +       +  
2.3. Качество выпускаемого товара +         +    
2.4. Наличие патентов и лицензий     +       +  
2.5. Себестоимость продукции     +     +    
2.6. Надежность каналов поставки сырья и материалов   +         +  
2.7. Удовлетворение покупательского спроса     +     +    
2.8. Соблюдение сроков поставок   +         +  
2.9. Ассортимент продукции     +       +  
2.10. Затраты на производство     +       +  
2.11. Технический уровень производства     +       +  
3. ФИНАНСОВЫЙ СРЕЗ:                
3.1. Оценка издержек производства       +     +  
3.2. Стоимость капитала       +   +    
3.3. Доступность капитальных ресурсов       +     +  
3.4.Скорость оборота капитала     +       +  
3.5. Доходность капитала     +     +    
3.6. Финансовая устойчивость   +       +    
4. МАРКЕТИНГОВЫЙ СРЕЗ:                
4.1. Оценка качества товаров/услуг +           +  
4.2. Известность компании +           +  
4.3. Полноты ассортимент       +     +  
4.4. Уровень цен     +     +    
4.5. Рекламы     +     +    
4.6. Репутацию предприятия     +     +    
4.7. Эффективность продаж     +       +  
4.8. Доля рынка       +     +  
4.9. Месторасположение     +       +  
4.2. Известность компании +           +  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...