Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства




Индивидуальный предприниматель - дееспо­собный гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, прошедший спе­циальную процедуру государственной регистрации в качестве ин­дивидуального предпринимателя в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей.

По общему правилу, зарегистрироваться в качестве индивиду­ального предпринимателя возможно с 18 лет при достижении пол­ной дееспособности, а раньше в случаях:

· вступления в брак до достижения совершеннолетия;

· эмансипации (ст. 27 ГК РФ) - объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, что возможно, если: лицо достигло 16 лет; работает по трудовому договору или с согласия своих за­конных представителей занимается предпринимательской дея­тельностью; имеется согласие обоих родителей на эмансипацию несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) осуществляется по решению органа опеки и попе­чительства. Если такое согласие отсутствует, то эмансипация про­изводится по решению суда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица с момента государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимате­ля (ч. 1 ст. 23 ГК РФ). Это основополагающее требование.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляю­щий деятельность без образования юридического лица, признает­ся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан - индивиду­альных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, ес­ли иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Индивидуальный предприниматель по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, т.е. к нему при­меняется принцип полной имущественной ответственности. Ис­ключение составляет имущество, на которое не может быть обра­щено взыскание (ст. 446 ГПК РФ).

Индивидуальный предприниматель, являясь субъектом мало­го предпринимательства, пользуется поддержкой государства. В частности, предусмотрена упрощенная система налогообложе­ния (выражающаяся в поквартальной уплате налогов на доход).

Существует и законодательно закрепленная защита контр­агентов индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица с нарушением тре­бований закона (не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключен­ных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти, например ст. 401 ГК РФ, устанавливающую повышенную (безвиновную) ответственность предпринимателей по сравнению с общегражданской ответственностью.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, яв­ляется Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федера­ции», вступивший в силу с 01.01.2008, за исключением ряда поло­жений (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 данного Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства признаются: хозяйствующие субъ­екты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), от­несенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят­ся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в Единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соот­ветствующие следующим условиям:

· для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестицион­ных фондов); доля участия, принадлежащая одному или несколь­ким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

· средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать предельные значения средней чис­ленности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий до 100 че­ловек включительно; для микропредприятий - до 15 человек; при этом средняя численность работников за календарный год опре­деляется с учетом всех работников предприятия, в том числе рабо­тающих по гражданско-правовым договорам или по совмести­тельству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделе­ний предприятия;

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пре­дельные значения, установленные Правительством РФ для каж­дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2010 вступило в силу положение, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, ус­луг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Прави­тельством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных ста­тистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответст­вии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и не­материальных активов) за период, прошедший со дня их государ­ственной регистрации, не превышают предельные значения.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки в соответст­вии со следующими основными принципами:

· заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

· доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и сред­него предпринимательства;

· равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, соответствующих критериям, предусмотренным федеральны­ми, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

· оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку­ренции»;

· открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, если они:

· являются кредитными организациями, страховыми организация­ми
(за исключением потребительских кооперативов), инвестици­онными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбар­дами;

· являются участниками соглашений о разделе продукции;

· осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игор­ного бизнеса;

· являются в порядке, установленном законодательством РФ о ва­лютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотрен­ных международными договорами РФ.

В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:

· не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представ­лены недостоверные сведения и документы;

· не выполнены условия оказания поддержки;

· в отношении заявителя - субъекта малого и среднего
предприни­мательства ранее было принято решение об оказании аналогич­ной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

· с момента признания субъекта малого и среднего предпринима­тельства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использова­ния средств поддержки, прошло менее трех лет.

Закон о малом и среднем предпринимательстве в ст. 16 опреде­ляет формы, условия и порядок поддержки таких субъектов и ор­ганизаций. Она включает в себя поддержку: финансовую, имуще­ственную, информационную, консультативную; поддержку в об­ласти подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; поддержку в области инноваций и промышленно­го производства, ремесленничества.

Субъекты РФ вправе наряду с установленными формами под­держки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов субъектов РФ.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструк­туру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюдже­тов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, го­сударственных и муниципальных гарантий по обязательствам указанных субъектов.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде передачи во владение и (или) в пользование государст­венного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов,
на возмездной основе, безвоз­мездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникаци­онных сетей и обеспечения их функционирования в целях под­держки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультативной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в ви­де: создания организаций, образующих инфраструктуру поддерж­ки указанных субъектов и оказывающих им консультативные ус­луги, и обеспечения деятельности таких организаций; компенса­ции затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультативных услуг.

Оказание поддержки в области подготовки, переподготовки
и по­вышения квалификации кадров органами государственной власти
и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

· разработки примерных образовательных программ, направлен­ных
на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

· создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным груп­пам населения, совершенствования их деловых качеств, подго­товки их к выполнению новых трудовых функций в области мало­го и среднего предпринимательства;

· учебно-методологической, научно-методической помощи субъ­ектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного
про­изводства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

· создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказываю­щих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательст­ва, в том числе технопарков, центров коммерциализации техноло­гий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

· содействия патентованию изобретений, полезных моделей,
про­мышленных образцов и селекционных достижений, а также
госу­дарственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего
предпри­нимательства;

· создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в об­ласти инноваций и промышленного производства;

· создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых пае­вых инвестиционных фондов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...