Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Финансовая реформа

 

Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной эко­номической программы развития промышленности, индустриализа­ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими ша­гами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и про­пагандировать как один из ярких опытов в истории мировой эконо­мики.

Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле­ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведе­нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре­форма С. Ю. Витте, гарантировав­шая стабильность и платежеспособ­ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков­ского дела и расширению иностран­ных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышлен­ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж­ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само­произвольному развитию промыш­ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по­литика по поддержке и развитию на­циональной экономики предопреде­лила успех реформы С.Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за­емные средства — не могли покрыть потребность промышленности в ка­питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су­щественно расширить источники финансирования. Приток иностран­ного капитала стал массовым явле­нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио­низм. Высокие таможенные пошли­ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по­рядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу­дарства, национальных промышлен­ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз­витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто­роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой — требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при­водила к региональной специализа­ции в сельском хозяйстве и больше­му разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александ­ру III доклад "О способах сооруже­ния Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строите­льства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япо­ния, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодо­рожной линии было крупным успе­хом С.Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских тамо­женных пошлин на ввозимые и вы­возимые товары, свободу установле­ния железнодорожных тарифов и др.[9]

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом нали­чия больших запасов золота, кото­рые не могли быть пущены в обра­щение. В то же время Государствен­ный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а каз­начейству было необходимо осуще­ствить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен во­прос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликви­дации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877—1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование ра­боты Государственного банка, кото­рый, с одной стороны, играл роль местного операционного учрежде­ния для Петербурга и его района, а с другой — должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено "расписание должнос­тей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обя­зательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса — не менее 6 лет.

При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли до­ходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили тамо­женные пошлины и питейный ак­циз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при про­ведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой поли­тике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государ­ствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов[10].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...