Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки незаконного вооруженного формирования




 

До 1995 года понятие незаконного вооруженного формирования не использовалось в уголовном законодательстве. Не было оно известно и науке уголовного права. В соответствии с поручением Президента РФ Государственно-правовое управление Президента РФ разъяснило, что под лицами, сложившими оружие понимаются «члены вооруженных формирований, не предусмотренных федеральным законодательством, отдельные лица или группы, не входящие в указанные формирования, которые прекратили применения оружия», сдав его в упомянутом порядке.[1]

С момента данного разъяснения в государственно-правовую нормативную практику введён термин «незаконное вооруженное формирование».[2]

Понятие «незаконное вооружённое формирование» включает в себя три термина:

1. «формирование»;

2. «вооруженное»;

3. «незаконное».

Формирование - это вновь организованная войсковая группа, ополченская воинская часть, организация (коллектив).

Согласно УК 1960 г. формирование – это в равной степени вооруженные объединения, отряды, дружины.

Подробнее раскрывает понятие «формирование» УК РФ 1996 г. в котором под «формированием» понимаются вооруженные объединения, отряды, дружины, а также привычный для уголовного законодательства и науки термин «группа лиц».

К вооруженным формированиям, таким образом, относятся объединения, отряды, дружины или иные группы. Речь в данном случае идет не о формализованных понятиях и названиях, присущих законным вооруженным формированиям, а об объединениях вооруженных лиц различного масштаба.

Объединение - крупное формирование, в структуру которого могут входить другие организационные звенья среднего уровня (отряд, дружина и т.п.).

Группа - локальное объединение лиц для решения одной или нескольких конкретных задач. Перечень названий вооруженных формирований, указанных в ст.208 УК, не является исчерпывающим. Ими могут признаваться и другие формирования, названия которых в диспозиции не даны.[3]

В соответствии со ст.35 УК РФ группа лиц предполагает участие в преступлении двух и более исполнителей. Под вооруженным формированием по смыслу ст.208 следует понимать главным образом и прежде всего воинскую часть или достаточно крупное по численности формирование вооруженных лиц. Численность НВФ по общему правилу должна соответствовать как минимум отделению (экипажу, расчёту), то есть самому малому первичному звену воинской части. Иначе имеющие реальное социальное содержание понятия «вооруженная группа лиц» и «незаконное вооруженное формирование» просто утратят свои особенности в уголовном праве[4].

Однако при этом надо иметь в виду, что количественный критерий не является определяющим для НВФ. Таковым выступает качественный критерий, включающий иерархичность, устойчивость, профессионализм (на которых подробнее мы остановимся ниже), а также вооруженность формирования.

Например, несколько объединившихся лиц (даже двое), вооруженных гранатометом, артиллерийским орудием, зенитной установкой или обладающих БМП, танком, боевым вертолетом, катером, а тем более химическим или ядерным зарядом, могут быть признаны НВФ, а объединение с большим числом лиц, вооруженных холодным оружием или одним (несколькими) автоматом, таковым не признано. В другом случае значительное количество стихийно организовавшихся вооруженных лиц, не имеющих навыков военного дела и руководителя, могут являться субъектами массовых беспорядков или разбоя, но не организации НВФ или участия в нем. В то же время устойчивая группа из нескольких (3-4) вооруженных лиц, придерживающихся строгой дисциплины и регулярно проводящих тренировки со специалистом по боевой подготовке, попадает под признаки НВФ.

В указанных случаях термин «иная группа» вполне правомерен и допустим.

Определенной гарантией сохранения особенностей понятий «вооруженная группа лиц» и «незаконное вооруженное формирование», имеющих свою юридическую и социальную природу, является то, что в судебно-следственной практике Республики Дагестан незаконными вооруженными формированиями признаются в основном достаточно крупные по численности формирования вооруженных лиц[5]. Случаи признания НВФ объединений из нескольких лиц практически не встречаются в уголовных делах, хотя из вышеприведенных примеров видно, что исключать этого нельзя.

Вообще главной отличительной особенностью незаконного вооруженного формирования от иной вооруженной группы лиц (например, банды, вооруженных рэкетиров или хулиганов) является ее способность провести боевую операцию по типу войсковой, на которую не способны банда или вооруженная группа рэкетиров (а не просто нападение на гражданина или организацию).

Раскрывая признаки качественного критерия НВФ, следует отметить, что под иерархичностью понимается наличие:

а) внутренней структуры;

б) системы управления;

в) субординации;

г) распределения ролей;

д) специфических правил общения;

е) подготовленного плана.

Признак профессионализма заключается в наличии:

а) служебной дисциплины;

б) военной подготовки, включая огневую, тактическую, строевую и физическую;

в) технической оснащенности и подготовки.

С теоретических позиций уголовно-правовой науки наибольший интерес вызывает признак устойчивости формирования.

Следует иметь в виду, что крупные формирования на протяжении своего функционирования не сохраняют свой состав постоянным, так как могут происходить доукомплектование или планомерная замена личного состава НВФ, если это необходимо в интересах его боеготовности и боеспособности. Поэтому стабильность состава формирования всегда конкретна на данный текущий момент. В зависимости от целей создания НВФ, его финансирования и технической оснащенности, общественно-политической ситуации в конкретном регионе, а также эффективности работы правоохранительных органов, длительность существования НВФ может быть и непродолжительной.

Различные авторы неодинаково трактуют, понимают вооруженность. Одни из них понимают вооруженность, как наличие у членов формирования огнестрельного и холодного оружия любых видов. Другие признают вооруженным формирование, имеющее любые виды оружия, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии»[6]. Причем не обязательно, чтобы вооружены были все члены данного формирования.

Н.П. Водько, высказывается более обстоятельно и конкретно - под вооруженностью формирования «наличие у его участников оружия как огнестрельного, так и холодного, а также иных предметов, предназначенных для поражения живой цели, причинения имущественного вреда, устрашения»[7].

В УК РФ под вооруженностью следует понимать обладание участниками формирования оружием, т.е. «устройствами и предметами, конструктивно предназначенными для поражения живой или иной цели»[8].

Определяя признак вооруженности НВФ необходимо руководствоваться нормами ст. ст. 220, 222, 223 и 226 Уголовного кодекса РФ 1996 года (в ред. от 08.12.2003г. и от 21.07.2004г.), положениями Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996г. (в ред. от 08.08.2001г.), п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ №1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17.01.1997г., а также п.п.1—12 постановления Пленума Верховного суда РФ №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12.03.2002г.

Ст.1 Закона «Об оружии» 1996 г. определяет оружие, как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».

В соответствии с действующим законодательством под вооруженностью НВФ необходимо понимать наличие у его членов (всех или большинства) гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. При этом не имеет значения заводского или самодельного изготовления, отечественного или иностранного производства все эти виды вооружения.

Безусловно, следует отнести к признаку вооруженности НВФ наличие у его членов тяжелых видов оружия (крупнокалиберных пулеметов, гранатометов, минометов, артиллерийских орудий, ракетных установок, зенитных комплексов и т.п.) и (или) боевой техники (БТР, БМП, танков, самолетов, вертолетов, боевых катеров и т.п.).

Необходимо иметь в виду, что разрушающая сила тяжелых видов оружия и боевой техники значительно превышает разрушающий потенциал обычных видов оружия, в том числе боевого ручного стрелкового оружия.

Признак вооруженности незаконного формирования будет иметь место и в случае обладания его членами оружием массового поражения, ответственность за хищение либо вымогательство которого установлена в ч.2 ст.226 УК РФ. Наиболее известными видами оружия массового поражения являются ядерное, химическое и биологическое (бактериологическое). К иным видам оружия массового поражения относятся водородное, нейтронное, лазерное, пучковое, бинарное, квантовое, термоядерное, акустическое, электромагнитное. Поражающие мощь и тяжесть последствий применения такого оружия в сотни и тысячи раз превосходит поражающий потенциал обычного оружия.

Наличие у членов НВФ макетов оружия или непригодного к целевому применению оружия не образует признака вооруженности такого формирования.

Не образует признака вооруженности незаконного формирования владение его членами предметами, обладающими свойствами оружия или используемыми в качестве оружия.

Если члены НВФ имеют в своем распоряжении только специальные средства (резиновые дубинки, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водомёты, служебных собак и другие), предусмотренные Законом РФ «О милиции» от 18.04.1991г. (в ред. от 29.12.2000г.), это не позволяет привлечь их к ответственности по ст.208 УК РФ, так как признак вооруженности отсутствует.

Владение членами НВФ неисправным или учебным оружием будет являться признаком вооруженности для данного формирования лишь в том случае, если такое оружие имело пригодные для использования комплектующие детали либо члены формирования собирались привести его в пригодное состояние и совершили определенные действия для этого.

При расследовании конкретных уголовных дел вопрос вооруженности может быть решен только с учетом всех обстоятельств дела и заключений соответствующих (баллистических) экспертиз, которые назначаются при необходимости в уголовно-процессуальном порядке. В противном случае, возможны ошибки в квалификации, чреватые безнаказанностью виновных либо произволом правоохранительных органов.

Незаконност - это термин, который образует понятие незаконного вооруженного формирования, и является его неотъемлемым признаком. Диспозиции данной статьи УК РФ раскрывают признак незаконности вооруженного формирования, как не предусмотренность его федеральным законом либо запрещенность им.

Под незаконностью вооруженных формирований понимается их организация с нарушением федеральных законов, определяющих порядок создания и деятельности вооруженных структур, их подчиненность и подконтрольность (к таковым относятся: Конституция РФ; законы РФ «О милиции», «О безопасности», «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»; федеральные законы «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», «Об обороне», «О внутренних войсках МВД РФ» и ряд других).

Конституция РФ 1993 года (п. «м» ст.71) определяет, что вопросы обороны и безопасности в стране находятся в ведении Российской Федерации, то есть исключительно федеральных органов власти. Основной закон в ч.5 ст. 13 запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года (ст.1 ч.9) предусматривает, что «создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, или в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону».

В качестве другого примера деятельности вооруженных формирований на основании решений органов власти субъектов можно привести Постановление Государственного Совета Республики Дагестан № 138 «О ситуации в РД в связи с вторжением на ее территорию вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности РД» от 9 августа 1999 года и изданный во исполнение данного постановления приказ МВД РД №918 «О закреплении оружие за гражданским населением» от 9 августа 1999 года. Позднее был издан Указ Государственного Совета РД «Об утверждении Положения об отрядах самообороны Республики Дагестан» от 18 августа 1999 года.

Во время осетино-ингушского конфликта 1992 года в республиках Северная Осетия и Ингушетия были созданы незаконные вооруженные формирования, оснащавшиеся оружием по указанию должностных лиц обеих республик. В Северной Осетии это была национальная армия с ядром в лице управления охраны объектов народного хозяйства (УООНХ). В Ингушетии это были отряды самообороны и ополченцев вместе с неподконтрольными руководству республики отрядами на тейповой основе.

Подобные вооруженные формирования не могут быть признаны законными, если исходить из смысла уголовно-правовой нормы.

 

1.2 Криминологический анализ и некоторые меры по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем

 

Необходимость выработки криминологических характеристик отдельных видов преступлений, а также личности преступника очевидна. В особенности важны криминологические исследования организованной криминальной деятельности. Не является исключением и рассматриваемый вид преступности. Знание криминологических особенностей организации и участия в незаконных вооруженных формированиях, своеобразия лиц, входящих в их состав, способствует определению основных детерминант данного преступления, и, соответственно, направлений предупреждения и конкретных мер общей и индивидуальной профилактики.

Анализируя состояние и тенденции организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем в общей структуре преступлений, нельзя констатировать какое-либо постоянство и стабильность данного вида преступности. Вместе с тем исторический опыт российского государства, а также опыт борьбы с повстанческими движениями зарубежных стран подтверждает, что увеличение числа вооруженных формирований, соответственно, активизация их деятельности, напрямую зависит от экономического благополучия и политической стабильности государственной власти. Характерной особенностью групповой вооруженной преступности является тенденция увеличиваться в количественном составе в периоды наиболее сложные и тяжелые для государства.

Как уже отмечалось, причины создания незаконных вооруженных формирований связаны, в первую очередь, с обострением межнациональных отношений и иных конфликтов, религиозной нетерпимостью и другими негативными социальными явлениями. В целом можно согласиться с Ю.М. Антоняном и М.Д. Давитадзе, которые считают, что возникновение незаконных вооруженных формирований обусловлено теми же причинами, что и межнациональные конфликты, т. е. серьезными социально-политическими, экономическими, религиозными, расовыми конфликтами и иными причинами[9].

На конфликты в сфере национально-государственных (межнациональных, этнических, религиозных) отношений, а также в социально-политической сфере, как основные причины организации и деятельности незаконных вооруженных формирований, указывает и Т.М-С. Магомедов. В качестве условий, способствующих их организации и деятельности, автор называет политическую нестабильность в стране, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения. Заметным инициирующим фактором данного преступления, по его мнению, является появившаяся у граждан в последние десять лет возможность свободного доступа к огнестрельному оружию[10].

Есть еще одно условие, способствующее организации и функционированию незаконных вооруженных формирований. Это недостаточная эффективность (а в большинстве случаев просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как, следствие, снижение авторитета власти и закона.

В методическом пособии Т.М-С. Магомедова, подготовленном на основе добытых оригиналов документов по обучению диверсионнотеррористических групп на территории Чечни, а также опыта ведения боевых действий с чеченскими бандформированиями в августе - октябре 1999 г., отмечается, что вооруженное формирование - это крупное военизированное соединение, руководимое авторитетным политическим или военным лидером, созданное для силовой защиты интересов определенной финансово-экономической и политической (религиозной) структуры.

Вооруженное формирование, как правило, включает представителей одного или нескольких родственных тейпов (джамаатов). Организационно оно состоит из командира (командующего), штаба и двух группировок (на период боевых действий до 500 чел. каждая). Группировки, в свою очередь, подразделяются на боевую - предназначенную для непосредственного проведения операции в указанном районе, и резервную - предназначенную для наращивания усилий и плановой (как правило, через неделю) замены воюющих боевиков. Группировка делится на пять-шесть отрядов (по 100 чел. и более), которыми руководят амиры (полевые командиры).

В большинстве случаев деятельность незаконных вооруженных формирований финансируется за счет «внутренних» источников (имеются в виду криминальные способы самофинансирования). В частности, денежные средства и материально-техническая помощь поступает от этнических преступных группировок, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Чеченский криминал, по словам Б. Грызлова, буквально «оседлал» нефтепромышленный комплекс Южного федерального округа и уводит огромные суммы в террористический «общак»[11]. Таким образом, криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования незаконных вооруженных формирований. Основным, но не единственным. Следует отметить, что в последнее время происходит их серьезная финансовая подпитка из легальных источников. Диапазон таких источников довольно широк: доходы законно действующих коммерческих предприятий, принадлежащих как непосредственно участникам криминальных структур, так и симпатизирующим им деловым людям; пожертвования населения, общественных и религиозных организаций (центров) и т. д.

«Внешний» канал финансирования деятельности незаконных вооруженных формирований связан с поступлением средств от различных иностранных коммерческих и общественных организаций, представителей национальных диаспор, находящихся за рубежом. Финансирование из-за рубежа осуществляется под видом гуманитарной и благотворительной помощи через созданные и активно функционирующие на юге России мусульманские религиозные организации, а также через представительства многочисленных европейских, американских и ближневосточных организаций и международных фондов.

Одним из основных источников вооружения незаконных вооруженных формирований является его захват у сил правопорядка, армейских частей и подразделений; реже — изъятие оружия у разного рода охранных структур и населения. Участники незаконных вооруженных формирований стремятся вооружиться системами оружия, которые находятся у противостоящих им сил[12].

В целом, давая криминологическую характеристику незаконных вооруженных формирований, функционирующих сегодня в Северо-Кавказском регионе, необходимо отметить:

- большую численность участников-боевиков (до несколько
сот человек);

- наличие в их структуре обладающих относительной самостоятельностью подразделений (отрядов, отделений, батальонов и т. п.)
во главе с руководителями (полевыми командирами);

- относительную устойчивость, проявляющуюся, в первую очередь, в более или менее длительном сроке существования, и сплоченность их членов;

- специальную военную подготовку боевиков в учебных лагерях (центрах), организованных как на территории Чеченской Республики, так и зарубежом, под руководством опытных инструкторов (как правило, иностранцев);

- идеологическую подготовку, в основе которой - экстремистское религиозное течение «ваххабизм»;

- международные связи с экстремистскими, террористическими зарубежными организациями, оказание такими организациями финансовой и иной помощи «чеченским борцам за свободу и независимость»;

- многонациональный состав, благодаря вербовке значительного
числа наемников и добровольцев, прибывших из-за границы, других регионов Российской Федерации, а также местных жителей;

- организацию широкомасштабной террористической деятельности, включая захват заложников, нападения на населенные пункты, воинские гарнизоны, экономические и военные объекты, государственные учреждения, посягательства на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и высокопоставленных должностных лиц и т. д.

Подавляющее большинство участников незаконных вооруженных формирований - лица мужского пола. В основном это молодые люди (средний возраст - 27,5 лет), с низким образовательным уровнем (во многих случаях отсутствует даже полное среднее образование), как правило, нигде не работающие. Соответственно, их участие в преступных структурах детерминировано желанием заработать деньги для себя и своей семьи; многие члены незаконных вооруженных формирований - это лица женатые и имеющие на иждивении детей. Еще один элемент социально-демографической характеристики участников незаконных вооруженных формирований - это национальность. Обратим внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве случаев ими являются лица чеченской национальности.

В настоящее время для всей российской преступности характерно преобладание корыстной мотивации. Не является исключением и рассматриваемый вид преступности. Практика показывает, что члены незаконных вооруженных формирований - это, как правило, одновременно и участники преступлений террористического характера, каждое из которых хорошо оплачивается организаторами и руководителями. Это позволяет сделать вывод о преобладании корыстно-преступного типа личности преступника.

Между тем корыстные соображения лишь внешне выглядят единственными мотивами указанной категории преступников. Зачастую под ними, пусть и на бессознательном уровне, проявляются и другие, не менее сильные побуждения, что детерминирует осуществление тяжких и особо тяжких преступных посягательств.

Характеризуя личность преступника - участника незаконного вооруженного формирования, можно выделить и социально-деформированный тип. Он характеризуется резко отрицательным отношением к социально-политическому устройству современного российского общества и его институтам, устойчивостью и убежденностью в своих идеях, иногда доходящих до фанатизма.

Среди данной категории преступников встречаются лица с устойчивыми антисоциальными установками, уже имевшие криминальный опыт (ранее судимые, амнистированные).

Опыт контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе показал, что участникам незаконных вооруженных формирований свойственны такие криминологически значимые черты, как исключительная жестокость, доведенный до абсурда фанатизм, ненависть к своим врагам (иноверцам), пренебрежение всеми правовыми и социальными нормами (отсутствие страха перед наказанием, осознанное или бессознательное стремление к смерти). Так, по свидетельству командующего войсками Северо-Кавказского округа МВД РФ М.И. Лабунца, во время проведения крупномасштабной специальной операции в с. Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики участники незаконного вооруженного формирования под руководством Руслана Гелаева оказывали ожесточенное сопротивление федеральным силам. С первых же дней войсковой операции по громкой связи, несколько раз в день боевикам предлагали сдаваться, но никто из них добровольно не сдавался. Тех же боевиков, которых захватили в плен, приходилось просто «выкуривать» из подвалов и других убежищ. Они предпринимали не менее 10 попыток прорваться из окружения, на одних только минных полях их полегло около 200 человек (всего в процессе данной антитеррористической операции было уничтожено более 1000 боевиков). Когда боевиков брали в плен, они до последнего сопротивлялись и кричали «Аллах акбар!»[13].

Женщин - участников, и тем более организаторов, незаконных вооруженных формирований - значительно меньше. Но функциональная значимость «представительниц слабого пола» довольно часто бывает нисколько не меньше, чем мужчин. Достаточно вспомнить хотя бы «черных вдов» (родственниц погибших боевиков, мстящих за смерть своих близких), о которых в последнее время нередко упоминается в средствах массовой информации. Основное их предназначение - стать шахидами, ценой собственной жизни совершить самоподрыв при акте терроризма.

Организаторы и руководители незаконных вооруженных формирований, как правило, - лица, более старшего по сравнению с другими участниками возраста. Большинство из них имеют высшее образование и в свое время проходили службу в органах внутренних дел, армии и даже были руководителями среднего и высшего звена[14]. За спиной многих - активное участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах. Специфические мотивы и цели заставили многих лидеров незаконных вооруженных формирований (например, Шамиля Басаева) самостоятельно изучать теорию военного дела. Среди них много одиозных и даже харизматичных личностей. В силу своих внутренних способностей или возможностей своего статуса организатор оказывает определяющее воздействие на субъектов преступной деятельности, устанавливает общие внутригрупповые нормы поведения, создает условия обязательного подчинения групповой дисциплине и выполнения приказов, обеспечивает взаимную согласованность и целеустремленность действий участников при осуществлении преступных посягательств.

При определении мер по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем, в первую очередь, необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов. Жизненно важно наносить удары по террористам первыми.

Работа правоохранительных органов должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим основным направлениям:

1. Перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований.

2. Проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям.

3. Создание сети информационных источников, обеспечивающих
получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого лидера незаконных вооруженных формирований.

Нужно учитывать зависимость боевиков, участников незаконных вооруженных формирований от поддержки местного населения. В связи с этим одной из главных задач является нейтрализация психологического давления боевиков на местных жителей, завоевание со стороны последних одобрения действий федеральных сил, налаживание взаимоотношений с местными органами власти. Следует практиковать организованное участие при проведении операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований отрядов ополчения из числа местного населения.

Должна быть развернута работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений, подрыва авторитета их лидеров.

Специальной профилактической мерой по предупреждению рассматриваемого преступления является борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Очевидно, что возможность относительно легкого приобретения оружия в настоящее время выступает условием, детерминирующим совершение ряда тяжких преступлений, в том числе террористического характера и экстремистской направленности. К конкретным мероприятиям по борьбе с незаконным оборотом оружия могут быть отнесены: пресечение хищений оружия на военных складах, механических заводах и т. д.; ужесточение дисциплины в войсковых частях в связи с хранением огнестрельного оружия и боеприпасов к нему и др.

Как известно, среди участников незаконных вооруженных формирований, функционирующих в настоящий момент в Северо-Кавказском регионе, значительное число наемников, прибывших из других государств. Поэтому важнейшим направлением предупреждения организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем являются меры по противодействию незаконной миграции.

В свете рассматриваемых проблем нельзя не затронуть вопрос о противодействии распространению религиозного экстремизма и запрете деятельности экстремистских организаций. Ранее на примере распространения ваххабизма уже была обозначена опасность ситуации, когда фанатично настроенные субъекты, основываясь на вероучительных догмах, пытаются влиять на процесс общественного развития. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные неверными, так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. При этом практика исламских радикалов заключается в активных действиях по выделению из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и созданию в нем «эмиратов» в составе, так называемого, «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными. В этом отношении необходимо вести решительную борьбу с проникновением в общество чуждых для большинства российских граждан, в том числе и мусульман, экстремистских религиозных вероучений. Наряду с этим нужно совершенствовать механизм по выявлению и запрету на территории Российской Федерации деятельности экстремистских и террористических организаций, что уже находит свое отражение в современной законодательной и правоприменительной практике. Это, действительно, приоритетная задача уголовной политики на современном этапе.

 


ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 208 УК РФ

 

2.1 Объект преступления (ст.208 УК РФ)

 

Объектом преступного деяния, описанного в ст. 208 УК, выступает общественная безопасность, т.е. безопасность неопределенно большого числа членов общества. Деяние это выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием (ч. 1 ст. 208 УК).

В русском языке применительно к содержанию указанного состава преступления под формированием, объединением, отрядом и дружиной понимаются вновь организованная воинская часть, организация (общество), специальная войсковая группа, ополченская воинская часть[15]. Исходя из смысла названий, использованных в диспозиции ч. 1 ст. 208 УК, придания законодателем словосочетанию "вооруженное формирование" обобщающего значения, можно заключить, что формирование (как и "иная группа") - это воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (количеству членов, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация. К ним могут быть отнесены, в частности, разного толка социал - экстремистские отряды, вооруженные организации партий, общественных движений, коммерческих структур и т.д.

Формирование можно назвать как угодно (частью Вооруженных Сил России, пограничных или внутренних войск, отделом милиции, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Департамента налоговой полиции либо подразделением судебных приставов и т.д.), но если при этом нарушаются основы организации вооруженных формирований или кардинальные принципы их деятельности[16], считать таковое законным нельзя.

Так, по Закону от 25 декабря 1996 г. Президент Российской Федерации не только осуществляет руководство внутренними войсками, утверждает состав, численность и структуру внутренних войск, принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск, но и назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольняет с военной службы высших офицеров (ст. 9 Закона). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий участвуют в рассмотрении предложений Министра внутренних дел России по формированию воинских частей, создают внутренним войскам условия для их деятельности в соответствии с законодательством, привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел Российской Федерации (ст. 12 Закона). Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел России, отвечающий за правомерность выполнения возложенных на них задач (ст. 31 Закона), а управление - Главнокомандующий внутренними войсками (ст. 32 Закона).

Потому нельзя признать законным создание любого вооруженного формирования, названного частью внутренних войск (под каким бы то ни было благовидным предлогом: защиты суверенитета субъекта Федерации, обеспечения безопасности народа, народности или граждан какого-либо региона, усиления борьбы с преступностью и т.д.), если оно не утверждено Президентом России, или ему неподконтрольно, либо находится за границами непосредственного руководства Министра внутренних дел России или управления Главнокомандующего внутренними войсками.

 

2.2 Объективная сторона преступления (ст.208 УК РФ)

 

Под созданием (организацией) незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, результатом которых стало его образование. Эти действия могут быть аналогичны тем, которые предшествуют образованию банды, и выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п. Создание формирования может происходить и путем реорганизации законного вооруженного формирования в незаконное. Такая реорганизация может выражаться, например, в увольнении из формирования неугодных (прежде всего, соблюдающих российские законы) и приему угодных (по клановому, национальному и т.п. признакам) лиц и т.д.

Создание вооруженного формирования является оконченным составом преступления с момента его образования, т.е. с того времени, когда оно укомплектовывается людьми, получает вооружение и в целом готово к совершению деяний с применением оружия. При этом необязательно, чтобы все намеченные участники формирования стали его членами или все предполагаемое вооружение поступило в распоряжение формирования либо были проведены все запланированные мероприятия по военно - специальной подготовке участников формирования. Для признания указанного преступления оконченным достаточно установить, что по большинству параметров формирование готово к примене<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...