Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания

Кризис современной системы образования, являющийся составной часть глобального цивилизационного кризиса конца 20 века, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на жесткое разграничение гуманитарных и естественных дисциплин.

Следствием этого разграничения является не только фрагментарность видения реальности, но его деформация, что не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм и духовных ценностей, калейдоскопичность смены технологий, нестабильность политической и экономической ситуаций.

В современном сегментированном, численном, бюрократизированном, плоском знании есть фатальная недостаточность. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментарного знания в разных областях".

Такое положение показывает, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознаны широкими слоями населения или, говоря языком постнеклассической науки, пока не будет создана новая самоорганизующая синергетическая среда. Новое видение мира, понимание ответственности за его судьбу постепенно становится непременным условием выживания человечества и каждого индивидуума. Реформа в высшей школе связана с кардинальным расширением понятия фундаментальности образования - как образования, дающего целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, в котором одной из наибольших проблем является проблема взаимопонимания естественника и гуманитария, или, говоря проблема двух культур.

Искусственному размежеванию не более трехсот лет, и сейчас многие проблемы человечества могли бы быть решены на пути гармонизации частей изначально единой культуры, восходящей к Аристотелю, но на новом уровне развития.

Лидирующее место в культуре нашей эпохи, бесспорно, занимает наука. Научный метод, рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, проникая даже в науки о человеке и обществе. Ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, приведшей не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызванный глобальный экономический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества. Причины негативных явлений глубоки, и одна из них в том, что сегодня мы должны признать существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: культуры естествознания с доминантой научного метода, включающей науки о природе, технику и т. п., и культуры гуманитарной, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Сложность в том, что в преддверии кризиса Разум человечества глубоко болен: в погоне за мощью абстрактного интеллекта мы на грани самоуничтожения, забыты принципы единства с окружающим миром, до сих пор не осознана наша миссия соавторства на пути космической эволюции, мы только сейчас начали понимать ущербность антропоцентризма, провозглашенного гуманистами Возрождения. Сегодня раздаются призывы вернуться к национальным корням, назад к природе, возродить религию; все эти на первый взгляд разные рецепты имеют единый корень - ностальгию по духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой.

Сегодня становится очевидным необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а гуманитариям переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования - с учетом знания современной науки - целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - это путь к новому пониманию природы, человека и общества.

В нашей культуре почва для переосмысления многих достижений гуманитарной, технической и естественнонаучной мысли была подготовлена работами русских космистов - Н.В. Федорова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова, К.Э. Циолковского, П. Флоренского и других. Именно в русском космизме зародилась мысль о неизбежности возникновения противоречий между природой и разумом, если разум ставит себя над ней и призывает к покорению и преобразованию природы для своего сиюминутного блага.

В последнее десятилетие синтез гуманитарных и естественных наук начался спонтанно в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психические феномены. Кроме того, сейчас осознана принципиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатора эксперимента, т.е. актуален лишь целостный подход: природа и человек.

Это направление науки о сложном - синергетика, - опирающаяся на современные математические методы и являющееся далеко идущим обобщением дарвинизма, по существу, может быть названо "эволюционным естествознанием" в широком смысле. Синергетика - это наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы, наука о законах рождения порядка из хаоса.

От Бытия к Становлению - вот, следуя И. Пригожину, ориентация новой научной парадигмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового, рождение и перестройки структур, самоорганизации.

Можно говорить о возникновении некого единого метаязыка естественника и гуманитария. Намечается понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровне осознания мира.

Этот процесс надо сознательно развивать, что приведет не только к примирению, но и взаимообогащению двух культур, так как одна представляет рациональный способ постижения мира, другая - диалектически дополненный - интуитивный, ассоциативно-образный. Диалектическое единство заключается в том, что ни одна из культур не самодостаточна (принцип дополнительности Бора) и, согласно знаменитой теореме К. Геделя, рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, поскольку иначе каждая из них выродится в застывшую догму, либо в хаос абсурда.

Начинать, как всегда, надо с образования. И если необходимость гуманитарного цикла дисциплин для студентов-естественников не вызывала сомнений, эффективное преподавание естествознания гуманитариям сейчас становится возможным благодаря применимости новой научной парадигмы для обеих культур, осознанию универсальной роли метаязыка, синтезирующего язык философских категорий и синергетики, язык образов, ассоциаций и формальной логики, язык древних традиций Востока и Запада.

Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновской к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонирует с потребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большей степени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом к природе и технике, который был перенесен на общество и способствовал развитию позитивизма, потребительской идеологии, неумению предвидеть экологические и цивили-зационные кризисы.

В этой связи важной задачей является создание новых образовательных концепций преподавания естествознания, способных изменить официальную идеологию, дать один из ключей к пониманию механизмов потрясений в обществе, столь неустойчивом и бурно меняющемся в конце 20 в., сформировать адекватный менталитет социума.

Синергетическая концепция естественнонаучного образования гуманитариев и ее воплощение еще далеки от идеала, но важно, что процесс начался, и здесь очень важно не дискредитировать идею, не выходить к студентам с адаптированным изложением стандартного учебника физики, химии или биологии, что, наверняка, вызовет отторжение, а попытаться начать диалог двух культур, двух типов мышления, на который ориентируется синергетика.

Ставится под сомнение научное мышление как таковое - оно сомневается в человечности классической науки. Мы начинаем выходить за пределы того мира, который можно определить как «мир количества» и вступаем в «мир качества». Мы должны, по словам Гиллеспи, «найти в науке место для нашей качественной и этической оценки природы, что всегда является прерогативой искусства». Понимание этого заставляет искать в искусстве пути преодоления неадекватности современных научных методов описания фундаментальной картины мира, включающей человека. Идут поиски единения науки с искусством с присущей ему полифонией смыслов, обертонами, подсознательными мотивами, эмоциональностью, неопределенностью. Вот что говорит об этом Роберт Музиль: «Именно в наше время как никогда прежде необходима не только творческая энергия, но и единодушие, целостность духа. Было бы глупостью думать, будто все упирается только в знание; суть заключена в самом характере мышления. Со своими притязаниями на глубину, смелость и новизну мышления пока что ограничивает исключительно сферой рационального и научного. Но такой разум поедает все вокруг себя. Лишь сливаясь с чувством, он обретает качество духа. Свершить такой шаг - дело поэтов.»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...