Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андрагогика в контексте непрерывного образования.

Лекция 2.

Этапы развития теории и практики обучения взрослых

1. У истоков андрагогики. Оформление андрагогики в самостоятель­ную область теоретического знания

Андрагогика в контексте непрерывного образования. Развитие андрагогики в открытом обществе

3. Деятельность ЮНЕСКО в области образования взрослых. Международные исследователь­ские организации в области образования взрослых

Поддержка образовательных инициатив

Принципы развития современного образования взрослых

У истоков андрагогики.

Оформление андрагогики в самостоятель­ную область теоретического знания

 

Развитие теории и практики обучения взрослых в междуна­родном опыте прошло несколько этапов. Исторически первым этапом становления андрагогики как области, связанной с развитием практики обучения взрослых, можно считать почти столет­ний период, начиная с середины 30-х годов XIX в. Для многих стран Европы и Америки это было время сти­хийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преоб­разованиями.

Термин «андрагогика», впервые появившись в начале 30-х го­дов в Германии, сразу же вызвал довольно бурную дискуссию в среде ученых. Против самой идеи изучения и развития образова­ния взрослых в качестве специфического предмета возражал та­кой известный философ и педагог, как И.Гербарт. Однако уже во второй половине XIX в. в России и за рубежом появляются пуб­ликации, в которых общественные деятели и мыслители, непо­средственно участвующие в организации различных форм про­свещения для народа (воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки), высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

Конец XIX в. был ознаменован выделением понятия «обучение взрослых» в качестве самостоятельного явления, накоплением и осмыслением опыта образования народных масс, выдвижением идеи самодеятельности взрослого населения в процессе культур­но-просветительской работы.

В этот период формирования традиций в обучении взрослых в различных странах начинают активно функционировать соответст­вующие общественные институты, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения. Среди них особое место занимает датчанин Николай Грунтвиг — создатель народных школ в Скандинавии.

Выход образования за пределы традиционно установленных возрастных границ вызвал к жизни серию вопросов: чему и как учить взрослых? Каковы функции образования на разных этапах жизнедеятельности человека? Что отличает систему образования взрослых от системы школьного обучения? Поскольку ответы на эти вопросы не могли быть найдены в рамках традиционной пе­дагогики, возникла необходимость в формировании специаль­ной области знания, посвященной проблемам образования взрос­лых.

В начале XX столетия проблематика обучения взрослого чело­века постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих человека. В первую очередь это коснулось психологии — в части, связанной с периодизацией этапов психического развития. В то время точка зрения на способности человека продолжать обуче­ние в любом возрасте была далеко не очевидной и требовала до­казательств. С момента выхода книги известного американского исследователя Э.Торндайка «Психология обучения взрослых» и опубликования работ, анализирующих особенности вторичной социализации (Э.Эриксон, Р. Гоулд, О.Бримм и др.), научное сообщество получает мощный импульс к более глубокому изуче­нию вопросов послешкольного образования.

Рождение андрагогики как науки произошло в середине XX в. Этому способствовал ряд объективных причин, а именно: бурное развитие науки и техники, предопределяющее высокий уровень квалификации основной массы работающего населения; созда­ние в общественном сознании понимания необходимости орга­низации образования для новых категорий взрослого населения; создание общенаучных предпосылок становления андрагогики как отдельной области знания; стихийное накопление значительного опыта в области обучения взрослых, что требовало систематиза­ции.

Оформление андрагогики в самостоятель­ную область теоретического знания

 

К концу 30-х годов XXстолетия сложившаяся научная база позволяла поставить вопрос о теоретической обоснованности зна­чительности и значимости обучения для развития взрослого человека. В исследовании этого вопроса явственно наметились две важные для ученых основные линии: выявление психологических механизмов и закономерностей обучения взрослых; изучение взаимосвязи образования на разных жизненных этапах и про­цессов социализации человека. Развитию по­нимания термина «андрагогика» и нового подхода к обучению взрослых как самонаправляемому учению способствовали работы американского теоретика и практика Малколма Ноулза.

Периодом оформления андрагогики в самостоятельную область знания фактически стали 40—60-е годы XX в. Шел активный по­иск определения специфики ее предмета, исследовательских ме­тодов, категориального аппарата. Ученые разных стран (Канады — Д.Кидд, Америки — М.Ноулз, Германии — Ф.Пеггелер, Юго­славии — Б.Самоловчев, Польши — Е. Радлинская, СССР — А.Даринский и др.) подробно рассматривали широкий спектр взаи­мосвязанных вопросов: как учатся взрослые, каковы их образова­тельные потребности; какими должны быть принципы и методы их обучения и просвещения; в чем специфика отношений, скла­дывающихся в системе взрослого образования; какую роль играют социальные условия в развитии активности взрослого человека в процессе учения. Так формировался круг проблем, характерных для андрагогического знания.

Как уже отмечалось, понятие «человекознание», введенное в середине 60-х годов отечественным психологом Б.Г.Ананьевым, достаточно четко определило контекст андрагогики как одной из его областей, смежной с педагогикой, психологией, социальной педагогикой, акмеологией (Акмеология (от греч. akme — вершина, высшая степень) — наука, изучаю­щая закономерности достижения вершин человеческого качества, в том числе в профессиональной деятельности) и изучающей взрослого человека в его образовательной практике. В 50—60-е годы в европейских странах впервые появляется серия учебных пособий по андрагогике.

 

Андрагогика в контексте непрерывного образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...