Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии подготовки учащихся

Лекция 5.

АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Свойство адаптивности в образовании взрослых

Вечерние (сменные) школы

Заочное обучение

Экстернат

Индивидуальное обучение

Технологии подготовки учащихся к самообразованию и самостоятельной работе

 

Свойство адаптивности в образовании взрослых

 

Важно понять, как обеспечивается в процессе обучения различ­ных групп взрослого населения реализация адаптационной функ­ции образования. В образовании адаптация рассматривается как двуединый процесс приспособления социально-образовательной среды обучения к личности взрослого учащегося и активного включения взрослого субъекта учеб­ной деятельности в проектирование адаптив­ной информационно-образовательной среды и разработку инди­видуальных образовательных маршрутов.

При включении в образовательные процессы для многих кате­горий взрослых возникает необходимость адаптации:

психологической (мотивационной), основанной на перестройке стереотипа действий личности, мышления взрослого человека при выборе стратегий и методов работы, направленной на достиже­ние прогнозируемого результата учебы;

организационно-целевой, выраженной в сближении целей всех участников образовательного процесса и системы организации об­разовательного процесса на основе учета индивидуальных особен­ностей и реальных условий;

содержательной, предусматривающей функционально-целе­вой отбор учебного материала, вариативное построение учеб­ных планов и программ, развитие моделей интерактивного обу­чения;

технологической, открывающей возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретных условий обу­чения с помощью проектирования технологий, приемов и мето­дов разноуровневого и дифференцированного обучения, выбора форм проведения занятий и средств личностно-ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью;

контрольно-оценочной, связанной с тем, что взрослые учащие­ся, даже принадлежащие к одной и той же социальной группе, совершенно по-разному воспринимают и усваивают один и тот же учебный материал, что предопределяет у них различные по­требности в формах контроля за его усвоением.

Необходимость многосторонней адаптации вызвала к жизни понятия «адаптивная школа» и «адаптивное образование». Страте­гия функционирования адаптивной школы взрослых складывается из двух составляющих. Она стремится, во-первых, приспособить­ся к индивидуальным особенностям учащихся, во-вторых, по воз­можности гибко реагировать на социокультурные изменения и вызовы окружающей среды. В результате такого встречного движе­ния обучающиеся адаптируются к условиям быстро меняющейся жизни. Адаптивное образование направлено на решение задач фор­мирования профессионально-личностной культуры человека, со­ответствующей уровню жизни общества, и создание условий для продуктивного выбора и освоения образовательных программ. Среди принципов адаптивного обучения можно выделить гибкость, открытость, ориентацию на реальные потребности субъекта обу­чения, культуросообразность (как соответствие принятым в дан­ный момент в социуме культурным моделям), вариативность.

 

Вечерние (сменные) школы

 

Вечерняя школа как гибкая система адаптивного обучения мо­лодежи и взрослых имеет свои сложившиеся традиции, особен­ности, историю развития и преобразования. Эта школа, зародившаяся в России в 20-е годы прошлого столетия как образовательное учреждение для взрослых, прошла такие стадии развития: школа мастеров, школа пер­вой профессии, очно-заочная школа и др.

В соответствии с Законом Украины «Об образовании», было утверждено типовое положение «О вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», в котором опре­делялось, что гражданам Украины любого возраста (работающим и неработающим) предоставляется реальная воз­можность для получения основного общего и среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы в учреждении осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната. Как вечер­ние открыты общеобразовательные (сменные) школы, центры об­разования, а также учебно-консультационные пункты, классы (группы) вечернего и заочного обучения в общеобразовательных учреждениях, позволяющие реализовывать образовательные про­граммы основного общего, среднего (полного) общего образова­ния, а также профессиональные программы начального и допол­нительного образования, с учетом особенностей и возможностей учреждения.

Контингент вечерних (сменных) общеобразовательных учреж­дений разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зре­лости, профессиональной направленности и мотивам обучения.

Это подростки, ушедшие из дневной школы по разным причи­нам, работающая молодежь, несовершеннолетние и взрослые, от­бывающие наказание в исправительных учреждениях пенитенциарной системы Украине.

В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30 % учащих­ся в возрасте 15 лет и моложе, 45 % — 16—17 лет, 24% — 18 — 29 лет, 1,3 % составляют обучающиеся старше 30 лет.

Сложность контингента обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях требует дифференцированно­го подхода к разработке образовательных программ разного уров­ня, выбора содержания, форм и методов обучения.

Так, в вечерних школах реализуются учебные программы: ком­пенсирующего обучения (5 —9-е классы); ускоренного (4-семестрового) обучения (5 —9-е классы); 2-годичного обучения за курс полной средней школы; профильного обучения по системе «Шко­ла—вуз»; индивидуального обучения, экстерната.

В вечерней (сменной) общеобразовательной школе используют­ся такие организационные формы обучения, как очные и заочные классы (группы); классы углубленного изучения ряда предметов; классы коррекционно-развивающего обучения; система индивиду­ального консультирования и др. Обучающимся предоставляется право выбора различных режимов, вариантов сочетания программ обще­го и начального профессионального образования.

Наполняемость классов в городских учреждениях устанавлива­ется в количестве не менее 25 обучающихся; в учреждениях, рас­положенных в рабочих поселках, сельской местности, в учреж­дениях при ИТУ — не менее 15 обучающихся. При меньшем коли­честве обучающихся учреждение может организовывать группы с заочной формой обучения и обучение по индивидуальному плану.

 

Заочное обучение

 

Допускается сочетание различных форм получения образова­ния. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются уставом учреждения. Учебно-консультационные пункты (УКП) вечерней школы открываются в городах при наличии 60 обучающихся, в рабочих посел­ках, сельской местности, в ИТУ — при наличии не менее 30 обу­чающихся.

Группы по заочной форме обучения учреждение открывает при наличии не менее 9 обучающихся. При численности в классе ме­нее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осу­ществляется по индивидуальному плану, количество учебных ча­сов в неделю устанавливается из расчета 1 академический час на каждого человека.

При наличии необходимых условий и средств возможно откры­тие и содержание учреждений, учебно-консультационных пунктов, классов, групп по заочной форме обучения с меньшей наполняемостью, а также увеличение количества учебных часов на инди­видуально обучающегося по заочной форме обучения, что опре­деляется уставом учреждения.

Учреждение может иметь классы с очной формой обучения, классы с углубленным изучением предметов, классы (группы) компенсирующего обучения, группы с заочной формой обуче­ния, индивидуально обучающихся.

В учреждение принимаются все желающие на основании лич­ного заявления, аттестата об основном общем образовании (сви­детельства о неполном среднем образовании) или сведений о про­межуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.

 

Экстернат

 

Значительно расширяются возможности вечерних школ в связи с приказом Министерства образования Украины «Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната» от 23.06.2000 г. К традиционному контингенту — призывникам в армию, будущим мамам — добавляется новая кате­гория — это беженцы, вынужденные переселенцы, уволенные в запас, работники охранных предприятий, милиции. В числе новых претендентов на экстернат безработные, которым сертификат нужен для трудоустройства, а также ученики гимназий, лицеев, колледжей, которые имеют, как правило, высокий уровень под­готовки, повышенные требования к образованию.

Каждому из обратившихся в экстернат нужны доброе отноше­ние, внимание и длительное индивидуальное наставничество и сопровождение. Под сопровождением понимается использование индивидуальных программ и маршрутов, позволяющих реализо­вать личностно-ориентированное обучение экстернов по установ­ленному стандарту образования. Индивидуальные образователь­ные маршруты базируются на изучении уровня подготовки кон­тингента, отношения к образованию, возрастных особенностей экстернов, опыта информационного взаимодействия.

По учебной подготовке и отношению к образованию условно можно разделить экстернов на категории:

— со средней и слабой подготовкой и низкими образователь­ными запросами, не планирующих после получения аттестата про­должать образование;

— с высокой и средней образовательной подготовкой, предпо­лагающих продолжить образование в вузах и специальных учеб­ных заведениях;

— имеющих особые образовательные запросы, остановивших свой выбор на престижных вузах.

В рамках экстерната возможны следующие варианты индиви­дуального продвижения:

индивидуальное — экстерн готовится к экзаменам самостоятель­но, получая учебный материал у преподавателя и согласовывая сроки прохождения аттестации. Не исключается обращение экс­терна за индивидуальными разовыми консультациями по отдель­ным предметам;

групповое — экстерн проходит обучение по отдельным предме­там (выбор — по желанию) в группах по 5 —8 человек, готовясь по остальным дисциплинам самостоятельно;

смешанное — экстерн может обучаться в особой группе подго­товки по всем предметам, предусмотренным базисным учебным планом. Если он не справляется с рабочим ритмом в группе, срок обучения продлевается в индивидуальном порядке.

Учебный план, составленный с учетом особенностей и склон­ностей экстернов, утверждается педсоветом экстерната.

 

Индивидуальное обучение

 

При обучении различных категорий учащихся по индивидуальным образовательным программам используется широкий набор ме­тодических приемов и средств. Однако общим компонентом любых способов работы учащихся по указанным про­граммам являются технологии подготовки их к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.

Образовательные технологии — это системная совокупность способов деятельности по успешному осуществлению концепции индивидуального образования. В условиях организации обучения по индивидуальным маршрутам образовательные технологии со­здают гибкое адаптивное пространство для реализации целей и содержания образования в особых условиях (проведение консуль­тационно-установочных занятий, семейное образование).

Образовательные технологии призваны объединить усилия андрагогов по выработке единой стратегии и методологии индивиду­ального обучения по конструированию программ для учащихся, разработке *индивидуальных учебных планов, проведению системы занятий теоретического и практического (лабораторного) характе­ра, способов управления самостоятельной учебной работой.

Совершенно очевидно, что процесс индивидуального обуче­ния по образовательному маршруту осуществляет андрагог, вла­деющий всем арсеналом методических средств и процедур, ис­пользующихся в сложившейся системе. Методическое мастерство андрагога по реализации целей обучения, отбору содержания, изу­чаемых понятий, формированию системы общеучебных и пред­метных умений, организации работы с учеником-взрослым явля­ется базовой основой для реализации специфической новой функ­ции — руководства обучением лиц, определивших свой индиви­дуальный образовательный маршрут.

 

Технологии подготовки учащихся

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...