Полоцк - центр восточнославянской культуры
В истории средневековой Руси трудно найти более противоречивый сюжет, чем место в ее системе Полоцкого княжества. Связанный с остальной Русью общностью начальных судеб, исповеданием православия, языком и письменностью, Полоцк в переломный момент своего развития стал на долгие века частью не Русского, а Литовского государства. Впервые Полоцк упомянут в "Повести временных лет" и официально считается его возраст с 862 года. Но историки свидетельствуют нам о том, что первые сведения о Полоцкой земле попадают к нам аж с V столетия. На Верхнем замке археологи нашли керамику, произведенную не позже чем за V столетие. К тому же времени относиться и воспоминание исландской "Сага о Дитрике Бернском" про осаду Полоцка армиями готтов, какие были компаньонами знаменитого вождя гуннов Аттилы. Мир, где жили тогдашние полочане, был густо населенный большими и малыми богами да божками. Вездесущий и наисильнейший из них, творец жизни, бог неба и всей вселенной имел несколько имен Сворог, Стрибог, Святовид, но чаще его называли Родам. Он оплодотворял землю и все живое, управлял ветрами и небесными явлениями. Боги представлялись в виде людей. Такая религия называется языческая. Язычество несло в себе много светлого, такого, от чего человеку нелегко отказаться. Обосновавшись в Киеве, через некоторое время, Владимир в 988 году принял христианство. Сын Владимира Изяслав - первый из восточнославянских князей, кого летописцы называют книжником. Именно он ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Печать с его именем, которой скреплялись княжеские грамоты, считается одним из наидревнейших памятников белорусской письменности. Книжное просвещение западных земель Руси от самого начала имело христианскую направленность. Вокруг церкви и монастырей группировались тогда образованные люди. К середине ХI ст. вместе с переводными книгами появляются и оригинальные произведения, в том числе и первые летописи. Книги писали на разговорном языке, чтобы было понятно простым людям.
Религиозными и культурными просветительскими центрами были монастыри. В них существовали школы, писались и переписывались книги. Из представителей книжного просвещения старожитного периода нашей истории надо отметить: в Смоленске - Климента Смалявица, в Турове - Кирилла Туровского, в Полоцке - княжну Прадславу-Ефросинью. Широкое развитие на белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла, украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразная в этом смысле красота керамики XI-ХIII вв. Ее красота проявлялась в строгости и сдержанности цветных звучаний, в шероховатости, оксомитности грубо сделанной фактуры. Немного другой вид имели предметы тогдашних умельцев, предназначенные для феодальной аристократии, зажиточных горожан. Они часто украшались образами фантастических зверей и птиц, выполненными в особенной манере - "зверином стиле". Узорами тонкой резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыске. Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера. Памятников прикладного искусства немного. Один из них крест Ефросиньи Полоцкой, созданный местным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Этот крест является не только отличным произведением декоративно-прикладного искусства, но и ценным памятником древнебелорусской письменности. Время наивысшего подъема Полоцкого княжества пришлось на ХI столетие, когда во главе государства стоял князь Всеслав Брячиславович (царствовал с 1044 до 1101 года) прозванный народом Чародеем. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице - Полоцке - он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесло и торговля.
Всеслав воздвигал храм в гонор святой Софии, чтобы сказать миру про равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились немного раньше. Поныне каменных храмов полочане не ставили, потому князь пригласил в город византийских зодчих. К ним присоединились местные каменщики: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли подымали в небо руки иноземцев. На положенном в пороге Софии огромном камне-известняке, который через девять столетий превратится в музейный экспонат, старожитные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давид, Тума, Микула, Копысь, Воришка. Здесь не только молились: князь с семьей и придворными на хорах - вверху, остальные прихожане - внизу. В Софии принимали послов, провозглашали войну и подписывали мир, сохраняли княжеский клад и основанную Изяславам библиотеку, узаконивали печатью столичного города торговые договоры. Ведь недаром она имела надпись: "Печать Полоцьская и святой Софьи". Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура Полоцкого княжества в IX-ХII вв. стояла в ряду передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры. Заключение
Такова была древнерусская культура, сложившаяся в IX-XIII веке. Она впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. Но татаро-монгольское нашествие внезапно прекратило блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Список использованной литературы
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. 2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - 448 с. 3. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. 4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., Владос. - 1995. 5. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. – Москва, 1984. 6. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996. 7. Владимир Орлов. Тайны полоцкой истории. Минск, Беларусь, 1994. 8. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966. 9. В. В. Горохов, И. Е. Кознова. Культурология: План-конспект лекционного курса.- М.: МИЭП, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|