Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными




Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина

Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок трех-, четырехлетнего возраста обычно бывает подвиж­ным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, дви­гается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиени­ческих норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержа­тельной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хоро­шее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого внимания является пси­хическое самочувствие ребенка в детском саду. Необходимо по­ощрять положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям. Если ребенок неохотно идет в детский сад, скучает, не проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного под­хода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции становятся благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской самостоятельности.

В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

2.1. Освоение основ гигиенической культур

Третий год жизни

Представления

На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, оде­вания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы («Девочка умывается», «Мальчик ест кашу», «Де­вочка купает куклу»). Знать предметы, необходимые для умы­вания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода и т. п.), для еды (посуда, столовые приборы). Называть предметы и действия (предметы одежды и обуви; действия: снимать, на­девать, обувать, расстегивать, шнуровать, завязывать и пр.). Назы­вать некоторые свойства и качества предметов и действий, свя­занные с выполнением гигиенических процедур (мыло: розовое, гладкое, пенится; полотенце: пушистое, красивое, чистое, бе­лое, с полосками). Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий («Я сам вымыл руки, я — молодец! Как хорошо, когда руки чистые!»). Рассматривать в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об умывании, одевании, еде, повторять их за взрос­лыми или самостоятельно: «Водичка-водичка, умой мое личи­ко» и пр.

Практические умения

Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность: взрослый помогает закатать ру­кава, отрегулировать струю воды, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает руки; взрослый показывает, как сделать много пены; ребенок повторяет намы­ливающие движения, смывает мыло, закрывает кран; если кран тугой, взрослый сам окончательно закрывает его; ребенок само­стоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обра­щает внимание ребенка на то, чтобы руки и лицо было сухими. По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребе­нок охотно моет руки.

Уход за внешним видом. Радоваться чистой, красивой одеж­де, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос; об­ращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это. Радо­ваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напо­минанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.

Поведение за столом. Выражать стремление есть самостоя­тельно, отказываться от предложения «кормить с ложечки». Дер­жать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Ра­доваться, что умеет есть самостоятельно, как старшие. По на­поминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную по­суду, вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, компот, сок, чай. По напо­минанию взрослых говорить «спасибо», помогать убирать за со­бой тарелку, чашечку, салфетку. Дома иметь «любимую» тарелку, чашку, салфетку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок.

Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.

Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать бо­тинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.

Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, оде­вания, еды: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно кушать, умываться; в играх-де­монстрациях с игрушками, показываемых воспитателем, помо­гать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что нужно для купания зайчат, и т.п.

Четвертый год жизни

Представления. В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внеш­ним видом и поддержания порядка. Уметь объединять картинки или события по общему процессу. (Например: «На этих кар­тинках все умываются: и девочка, и мальчик, и бабушка, и де­душка, и маленький котенок, и большая кошка-мама».) Пони­мать, что старшие радуются, когда дети самостоятельно одева­ются, умываются, когда они опрятны. Знать многие предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процессов умывания, купания, ухода за внешним видом. Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать, пока не про­жевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших). Знать стихи о чистоте, опрятности, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматри­вать картинки, на которых дети умываются, помогают друг Другу одеваться, ухаживать за игрушками.

Практические умения

Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием по­казывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Заме­чать грязные руки и мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радо­ваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Отвечать на вопрос: «Что хы сегодня ел?» Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрос­лого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.

Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последо­вательности, прибегая к помощи взрослого в трудных случаях (застегивание, завязывание). Вежливо обращаться к воспитате­лю за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к вос­питателю за помощью.

Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игруш­кам, вещам, пользоваться ими по назначению. Проявлять осо­бую заботу о любимых игрушках: о любимой кукле, мишке. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т. п. Замечать красоту уб­ранной комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радо­ваться ей.

Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить це­почку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процес­сы умывания, одевания, еды. Объединяться с другими детьми в играх: «Купаем кукол», «Готовим обед и угощаем кукол», «Куклы собираются в гости» и пр.

2.2. Овладение основами двигательной культуры

Третий год жизни

Задачи воспитателя:

— Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;

— Учить детей активно выполнять упражнения вместе с вос­питателем;

— Приучать детей в движении реагировать на сигналы.

Что осваивает ребенок

1.Построения и перестроения.

2. Общеразвивающие упражнения:

— исходные положения (стоя, сидя, лежа);

— приседания;

— простые движения рук (одновременные и однонаправ­ленные) с предметами и без них.

3. Основные движения:

— ходьба и бег в разных направлениях;

— упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см);

— бег в медленном и быстром темпах;

— подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета;

—катание мяча друг другу; перебрасывание мяча через предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль;

— ползание на четвереньках.

4. Подвижные игры.

Содержание физических упражнений

Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью воспитателя).

Исходные положения: стоя, ноги слегка расставив, сидя, лежа.

Положения и движения рук: вверх, вперед, в стороны, сги­бание и разгибание рук, скрещивание рук перед грудью и раз­ведение их в стороны, отведение рук назад, махи руками впе­ред-назад, хлопки перед собой и над головой.

Положения и движения ног: шаги вперед, назад, в стороны; сгибание и разгибание (поочередное) ног стоя и лежа; присе­дание, держась за опору; отведение одной ноги вперед с опорой на носок или пятку.

Положения и движения туловища: наклоны вперед, в сто­роны, повороты вправо-влево, с боку на бок; наклоны вперед из положения сидя и лежа; подъемы из положения стоя на коленях, стоя на пятках; сгибание и разгибание ног из поло­жения лежа на спине; одновременные движения руками и но­гами, лежа на спине.

Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем в за­данном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, по кругу, зигзагом); перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см).

Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м).

Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием пред­метов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до 2 м); спрыгивание с предмета.

Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг другу; бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспи­тателем (расстояние 50—100 см); перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1— 1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель (расстояние 1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.

Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под пре­пятствием (высота 30—40 см); перелезание через бревно; ла­зание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом.

Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не насту­пи», «Солнышко и дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «До­стань флажок», «Обезьянки», «Где звенит?», «Заинька», «Фла­жок», «Птички летают», «Брось и догони».

Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражне­ний; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ло­вить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры.

Уровни освоения программы

Низкий. Движения ребенка — импульсивные, напряженные, скованные, плохо скоординированные; реакция на сигнал за­медленная, темп выполнения большинства упражнений медлен­ный. В играх и упражнениях малая активность, интерес сни­женный, часто требуется помощь воспитателя, необходим показ упражнений.

Средний. Движения ребенка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и напряженны, наблюдается перекрестная координация в движениях рук и ног (ходьбе, беге, лазании), которая проявляется эпизодически. Ребенок улавли­вает общую структуру и темп движения, реагирует на сигнал; в подвижных играх активен, эмоционален, иногда нуждается в помощи воспитателя.

Высокий. Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно, наблюдается согласованность в движениях рук и ног (в ходьбе и беге); ребенок хорошо реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; выдерживает задан­ный темп, проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит

ранее освоенные движения.

Минимальные результаты

Бег на 10 м.......................... 10,2 сек

Прыжок в длину с места................. 30 см

Бросание предмета.................... 2,5—3 м

Спрыгивание (прыжок в глубину).......... 15 см

Четвертый год жизни

Задачи воспитателя:

—Учить детей согласовывать свои действия с движениями Других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, со­блюдать предложенный темп;

— Учить детей реагировать на сигнал и действовать в со­ответствии с ним;

—Учить детей самостоятельно выполнять простейшие по­строения и перестроения, уверенно, в соответствии с указания­ми воспитателя выполнять физические упражнения;

—Принимать активное участие в подвижных играх;

— Направленно развивать скоростно-силовые качества детей.

Что осваивает ребенок

1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.

2. Общеразвивающие упражнения:

— с предметами и без предметов;

— в различных положениях (стоя, сидя, лежа).

3. Основные движения:

—разные виды ходьбы с заданиями;

— бег со сменой темпа и направления;

— прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание);

—прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля); бросание предметов одной и двумя руками горизон­тально и вертикально в цель, вдаль;

— лазание приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами.

4. Ритмические упражнения.

5. Спортивные упражнения:

— катание на трехколесном велосипеде;

— ступающий шаг и повороты на месте на лыжах;

— скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.

6. Подвижные игры. Основные правила игр.

Содержание физических упражнений

Построения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колон­ну по одному, по два (парами), в круг. Перестроение: из колонны в 2—3 звена по ориентирам. Повороты, переступая на месте.

Исходные положения: стоя, ноги слегка расставив, сидя, ле­жа, стоя на коленях.

Положения и движения головы: вверх, вниз, повороты на­право, налево (3—4 раза). Положения и движения рук (одно­временные, однонаправленные): вперед—назад, вверх, в сторо­ны; махи (вперед—назад, перед собой, над головой), сжима­ние—разжимание пальцев (5—6 раз). Положения и движения туловища: наклоны (вперед, влево, вправо), повороты (влево, вправо) — 3—4 раза. Положения и движения ног: приседания, подскоки на месте (20—25 раз каждое).

Ходьба и упражнения в равновесии: ходьба обычная, на нос­ках, на месте с высоким подниманием бедра («стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с ос­тановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске (длина 2—3 м, ширина 20 см); то же с перешагиванием предметов (ширина 10—15 см), рейки лестницы; ходьба по наклонной доске (ширина 30—35 см, при­поднята на 20 см).

Бег: «стайкой», врассыпную, в колонне по одному, парами, по прямой и «змейкой», с остановками, между предметами, с ускорением и замедлением (с изменением темпа); бег на ско­рость (15—20 м), в медленном темпе.

Прыжки: на месте, с продвижением вперед (2—3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов и между ними; прыжки в глубину (20—25 см); прыжки в длину с места (до 50 см); прыжки в высоту с места: через линию, шнур, предмет (высота 5 см), через линии (4—6) поочередно.

Катание, бросание, ловля: катание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м), под дуги (ширина 50—60 см), между предметами; ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70— 100 см); бросание мяча вверх, отбивание мяча об пол 2—3 раза подряд; метание предметов на дальность (не менее 2,5 м), в вер­тикальную цель (расстояние 1—1,5 м), в горизонтальную цель (расстояние 1,5—2 м).

Ползание и лазание: ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3—6 м), «змейкой» между предметами (4—5 пред­метов), по наклонной доске; подлезание под скамейку (прямо и боком), под дуги (высота 40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Ходьба, бег под музыку в заданном темпе, выполнение уп­ражнений с предметами (лентами, флажками, платочками, сул­танчиками) в соответствии с характером музыки.

Катание на трехколесном велосипеде по прямой, с пово­ротами, по кругу.

Хождение на лыжах ступающим шагом, с поворотами, переступанием.

Подготовка к плаванию: передвижение в воде, обливание водой лица, головы.

Катание на санках кукол, друг друга с невысоких горок.

Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого.

Подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками, подлезанием и лазанием, бросанием и ловлей.

Двигательные умения

Строиться в круг, в колонну, парами, находить свое место; начинать и заканчивать упражнения по сигналу; сохранять пра­вильное положение тела, соблюдая заданное направление; хо­дить, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая дви­жения рук и ног; бегать, не опуская головы; одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину с места и спрыгиваниях; ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отбрасывать мяч, поражать вертикаль­ную и горизонтальную цель; подлезать под дугу (40 см), не касаясь руками пола; лазать и перелезать по лесенке-стремянке (высота 1,5 м) уверенно; лазать по гимнастической стенке при­ставным шагом; выполнять упражнения в заданном темпе; передвигаться по лыжне ступающим шагом, делать повороты, переступания; активно включаться в игры, выполнять основные

правила игры.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большин­ство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании); не умеет действовать по ука­занию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений: необходим обязательный показ движения. Активно и заинтере­сованно участвует в подвижных играх.

Средний. Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспи­тателя выполняет основные движения, общеразвивающие уп­ражнения, соблюдает нужное направление, основную форму и последовательность действий; действует в соответствии с ука­заниями в общем ритме и темпе; с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения; соблюдает правила в подвижных играх.

Высокий. Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выпол­няет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при -совместных построениях и в играх; быстро

реагирует на сигнал, переключается с одного движения на дру­гое; с большим удовольствием участвует в играх; строго соблю­дает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.

Минимальные результаты

Бег на 30 м......................... 13,5 сек

Прыжки в длину с места................. 40 см

Бросание предмета........................ 4м

Бросание набивного мяча (1 кг)........... 90 см

Спрыгивание (прыжки в глубину)....... 20—25 см

3. В ИГРЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЕТСЯ, ПОЗНАЕТ МИР, ОБЩАЕТСЯ

Т. И. Бабаева

Игра — самая любимая и естественная деятельность млад­ших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Игра сопровождает малышей в течение всего времени пре­бывания в детском саду.

Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжет­ными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расста­вания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режим­ных процессов, способствуют развитию активности и самостоя­тельности.

Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в иг­ре, поэтому игра является основной формой и содержанием за­нятий.

На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную актив­ность и интерес к экспериментированию.

Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных си­туаций: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей».

Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов — веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, — способствуют развитию воображения и твор­чества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.

Задачи воспитателя:

—Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;

—Помогать открывать новые возможности игрового отра­жения мира;

—Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Путь развития игры — это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимо­действии малышей с игрушками, предметами, предметами-за­местителями и воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Третий год жизни

Творческие игры

Содержание. Игры с сюжетными игрушками, игры-имита­ции (передача в движении образов зверей, птиц), игры-имита­ции, сопровождаемые текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.), игры со строительным материалом, ис­пользование построек в игре (строим диванчик, кроватку для куклы и укладываем куклу спать), игровые действия с песком, водой, со снегом.

Игровые умения. В совместной со взрослыми игре переда­вать простой сюжет — цепочку связанных по смыслу действий с игрушками.

Самостоятельно воспроизводить игровые действия, перено­сить их на другие игрушки (купать, "кормить, гулять — не толь­ко с куклой, но и с другими игрушками).

По показу взрослого и самостоятельно пользоваться пред­метами-заместителями (палочка — ложка, кубик — машина). Связывать игровые действия с образом взрослого (как мама, как папа), с образом животного (как зайчик, как петушок). Сосредоточенно играть с игрушками.

По примеру воспитателя передавать в играх-имитациях ха­рактерные движения и звукоподражания: наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты, автомобили, комарики и пр. Слушая текст, произносимый воспитателем, самостоятельно воспроиз­водить соответствующие игровые действия: собирать цветы, изображать действия зайчика, козлика, котика. Импровизиро­вать различные движения под музыку: скакать как лошадки, летать как бабочки.

Вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?». Ребенок отвечает и совершает игровые действия.)

Наблюдать за игровыми действиями других детей, пытаться подражать им. Спокойно играть рядом с другими детьми.

По показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой (прокатывать мяч друг другу, катать кукол в одной коляске).

Использовать простейшие постройки в игровом сюжете. Развивать сюжет при помощи постройки. (Кукла смотрит из домика, выходит гулять по дорожке, садится на скамейку.)

Проявлять добрые чувства по отношению к игрушкам (при­ласкать зайчика, накормить куклу).

Вместе с воспитателем и другими детьми участвовать в раз­решении проблемно-игровых ситуаций («Наш зайчик заболел»; «Мишутка потерял свои сапожки»; «У лисички нет домика»; «Кукла Оля испачкала платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «Как развеселить грустного попугайчика?»).

Дидактические игры ( По всем возрастам дополнительные данные о дидактических, Развивающих играх математического, речевого, природоведческого со­держания отражены в соответствующих разделах программы. Подвижные ИГРЫ описаны в разделе 2.2.)

Содержание. Игры с дидактическими игрушками — матреш­ками, башенками, предметами. Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр.

Игровые умения. Принимать игровую задачу: разбирать и со­бирать игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрешки); называть цвет, форму, размер. Сравнивать Два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары. Действовать в соответствии с игровой задачей (положить крас­ный шарик в красную коробочку; большому мишке дать боль­шую чашку, маленькому — маленькую).

Разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии предмета, о его цвете, размере. Проявлять сообразительность в игре: сложить домик из квадрата и треугольника, елочку из трех треугольников. Задавать уточняющие вопросы воспитателю: «Что это?», «Как это называется?», «Куда поставить матрешку?»

Четвертый год жизни

Творческие игры

Содержание. Элементарные сюжетно-ролевые игры на бы­товые темы. Игры с элементами драматизации. Игры с ими­тацией образов зверей, птиц, сказочных персонажей. Игры-фантазии с использованием пальчикового театра, кукол-перча­ток (на перчатку или варежку нашиваются мордочки зверушек). Игровые импровизации под музыку, литературный текст. Со­здание простых построек из строительных материалов, игровых модулей, коробок и использование их в игре. Игра-экспери­ментирование с разными материалами: водой, песком, снегом, бумагой и пр.

Игровые умения. В совместной игре с воспитателем прини­мать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Правильно называть себя в игровой роли («Я — шофер»), на­зывать игровые действия («Я завожу мотор, мотор работает: р-р-р, я еду быстро, я везу подарки»). Отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Может быть, твоя дочка хочет погулять?», «Куда вы пойдете гулять?»).

В самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких действий. Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной игровой роли: белый халат и ша­почка для врача, бескозырка и бинокль для матроса.

По побуждению воспитателя дополнять игровую обстановку, а также самостоятельно разворачивать игру в соответствующем игровом уголке: уголок парикмахерской, кухни, магазина, боль­ницы. Использовать предметы-заместители.

Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе. Элементарно договариваться о совместных дей­ствиях («Давай катать машинки», «Давай играть с мячом»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»). Объединять­ся со сверстниками в играх-имитациях, отражать характерные действия («Мы — мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики»), проявлять воображение и творчество: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы, весе­лые и грустные бабочки и т. п. Принимать игровой образ и от­ражать его в движениях, в разном темпе («Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные ноги бредут по дороге; бабочки летают — солнышко сияет, дождик полил — крылышки замо­чил, трудно лететь — на цветочек нужно сесть»).

Проявлять желание создавать игровые образы в соответст­вии с разным настроением музыки, ее темпом: изображать не­уклюжих медведей, веселых зайчиков, птиц, цветы, раскрываю­щиеся под лучами солнца и засыпающие вечером.

По побуждению и примеру воспитателя отражать в играх пер­сонажи, ситуации знакомых сказок: разыгрывать «Репку», «Ку­рочку рябу». Участвовать в хороводных играх, организуемых вос­питателем: «Каравай», «Венок», «Круг-кружочек». Самостоятель­но по желанию играть в эти игры. Использовать в играх предметы для ряженья, простейшие музыкальные инструменты и т. п.

Импровизировать с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверушек или кукол), с куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зве­рей); изображать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребенком.

Вместе с воспитателем строить из разных деталей (игровые модули, крупный строитель, коробки, стульчики) автобусы, по­езда, корабли и отправляться в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создавать простые постройки, давать им название (это — башня, это — гараж), использовать постройки в дальнейшей игре (кукла начинает жить в новом доме), ра­доваться осуществлению своих целей.

Игра-экспериментирование с разными материалами

Игры с песком и снегом. «Лепим колобки», «Делаем фигур­ки» (дети экспериментируют с разными формочками и мате­риалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок), «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой Лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры). «Цветной снег» (Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашен­ной воды, рисуя узоры). «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или по­лозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек).

Игры с водой и мыльной пеной. «Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; на­блюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в пла­ванье мелкие игрушки). «Нырки» (дети топят в тазу или в ван­ночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды). «Вот какая пена!» (дети соревнуются, кто лучше взо­бьет пену в тазике). «Ловкие пальчики» (дети мочат в воде по­ролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, пере­ливая воду из одного тазика в другой). «Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и на­блюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочка­ми, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»).

Игры с бумагой. «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими); «Блестящие комочки» (дети ком­кают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ни­ми); «Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», со­здаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, на­блюдают за «полетом»).

Игры с тенью. Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

Дидактические игры

Содержание. Игры с предметами, дидактическими игрушка­ми, с картинками. Развитие умения выделять различные сен­сорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму); выделять в предмете несколько признаков: его назна­чение, части, материал; различать «правильные» и «неправиль­ные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика).

В игровых ситуациях помогать игровым персонажам решить их «проблемы» (помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по размеру; помочь зайчику выбрать теплую шапочку). При этом дети осуществляют выбор нужного пред­мета среди нескольких, не соответствующих условиям или по­требностям игрового персонажа.

Объединять предметы в группы по 1—2 признакам: по цвету и форме, по цвету и размеру. Раскладывать предметы в убы­вающем или возрастающем по размеру порядке: от самого боль­шого к самому маленькому и наоборот. Определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу и запаху, не глядя на них (игры типа «Чудесный мешочек», «Узнай, кто позвал», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок» и т. п.).

Настольные игры (лото, кубики, мозаика, разрезные кар­тинки): складывание картинки из 4—6 частей, составление мо­заики по образцу и замыслу, подбор предметных картинок к сюжетным (мама накрывает на стол — подберем для нее по­суду; куклы собираются гулять — подберем им одежду и пр.). Находить на картинках одинаковые предметы в контурном и цветном их изображении.

Игровые умения. Принимать игровую задачу, выполнять действия в нужной последовательности, подбирать предметы по определенным признакам, начинать действовать по сигналу. (Например, сначала поставить домики, потом развесить замоч­ки, потом к каждому замочку подобрать ключи.) Действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, учиться пони­мать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок). Замещать реальные предметы геометрическими фигурами.

Отвечать на вопросы воспитателя по ходу игры об игровых действиях, материалах и т.д.

Уровни освоения программы (4 года)

Низкий. Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пы­тае

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...