Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обратные связи продуктивных действий




                                                                                    ИБЗ Zm

 Dm             Ds              Dt        ИБЗ Zs

                                                                               Yt

Макро- Ym Система Ys Технология         БЗ

 система

М            S                  T                      Zt

  

Im Is         Is It               It

Обратные связи интеллектуальной интеграции

Рис.1 Структура процесса познания макросистемы

Здесь база знаний Zt (БЗ Zt) на технологическом уровне является подсистемой технологии Т, на системном уровне технология Т и её БЗ Zt составляют интегрированную базу знаний (подсистему) системы S (ИБЗ Zs) и, наконец, на макросистемном уровне система S и ИБЗ Zs составляют интегрированную базу знаний макросистемы М (ИБЗ Zm).

Процессы взаимодействия между компонентами и соответствующие им связи разбиваются на два типа:

– связи, определяющие процесс приобретения знаний, соответственно: прямые и обратные связи взаимодействия макросистемного (Ym, Im), системного (Ys, Is) и технологического (Yt, It) уровней;

– связи, отражающие деятельностное взаимодействие элементов структуры на основе результатов познания, соответственно: связи продуктивного взаимодействия макросистемного Dm, системного Ds и технологического Dt уровней. Связи, определяющие процесс приобретения знаний, назовём интеллектуальными.

Прямые интеллектуальные связи обеспечивают систему нижележащего уровня информацией об изменении проблемной ситуации в системе вышележащего уровня. Обратные же интеллектуальные связи обеспечивают информацией о предыстории познания, которая включает информацию об изменениях в соответствующих базах знаний. Через прямые интеллектуальные связи осуществляется процесс передачи знаний в базу знаний того же уровня: от M через Ym в ИБЗ Zm, от S через Ys в ИБЗ Zs, от T через Yt в БЗ Zt. Этот процесс назовём процессом интеллектуализации.

Прямые (Ym, Ys) и обратные (Is, It) интеллектуальные связи, а также обратные связи продуктивных действий (Dm, Ds, Dt) определяют процессы накопления и суммирования знаний на каждом уровне - процессы макросистемной, системной и технологической интеллектуальной интеграции. Таким образом, макросистемная интеллектуальная интеграция осуществляется при учёте предыстории Im от ИБЗ Zm, предыстории Is от ИБЗ Zs и связи продуктивных действий Dm, что позволяет макросистеме M выдать в качестве результата интеграции новое знание Ym. Системная интеграция осуществляется при учёте предыстории Is от ИБЗ Zs, предыстории It от БЗ Zt и связи продуктивных действий Ds, что приводит к результату интеграции в системе S нового знания Ys, выдаваемого в ИБЗ Zs. Интеллектуальная технологическая интеграция происходит по предыстории от БЗ Zt и под действием связи продуктивных действий Dt, что выражается в результате Yt, выдаваемого в БЗ Zt. Таим образом, процесс интеллектуального взаимодействия смежных уровней определяется как процесс интеллектуальной интеграции.

В каждом контуре протекают свои процессы интеллектуализации и интеграции. В качестве примера приведём основные процессы, выделяемые в технологическом контуре:

P1(It) - процесс самоадаптации технологии T к предыстории It;

P2(Dt) - процесс самокоррекции на основе продуктивных действий относительно параметров, структур, организации технологии T;

P3(It, Dt) - процесс адаптивной самокоррекции технологии T (совместное выполнение процессов P1 и P2).

Можно показать, что объединение процессов P1¸P3 может рассматриваться как процесс самопознания в условиях замкнутости, т.е. использования знаний только внутреннего контура.

Кроме того, технологический контур как элемент системы S испытывает воздействие Ys (в другом временном темпе), что обусловливает следующие процессы:

P4(Ys) - процесс обучения технологии T как элемента системы;

P5(It, Ys) - процесс адаптивного обучения технологии T;

P6(Dt, Ys) - процесс корректирующего обучения технологии T (коррекция параметров и/или структуры на основе обучения);

P7(It, Dt, Ys) - процесс корректирующего адаптивного обучения на основе знания системы с адаптацией технологии T к предыстории It (одновременное выполнение процессов P4-P6).

Таким образом, в технологическом контуре процесс познания включает совместную (интеграция) и раздельную реализацию семи процессов P1-P7, сложным образом взаимодействующих между собой в процессе интеллектуальной интеграции.

В заключение необходимо упомянуть ещё одну монографию [5], где с позиций системной вложенности рассматривается происхождение и развитие интеллектуальных самоорганизующихся (СО) объектов. Проведённый анализ показал, что самоорганизующимися, т.е. творящими природу, а следовательно в той или иной мере интеллектуальными, могут быть только те объекты, которые как минимум способны распознавать, обучаться и запоминать. Автором предлагается рекуррентная теория самоорганизации, использующая ряд ещё не совсем привычных понятий. В работе сформулирован тезис о бесконечной множественности в природе типов и экземпляров СО объектов, позволивший поставить вопрос о единых механизмах генезиса их внутренней структуры, свойств и принципов функционирования. Показано, что главным свойством СО объектов является их способность быть создателем самих себя, сообщества себе подобных и внешних по отношению к ним несамоорганизующихся объектов, т.е. обменных квантов. В процессе обмена этими квантами друг с другом СО объекты и реализуют феномен «создателя».

Список литературы

Букатова И.Л., Макрусев В.В. Интеллектуализация глобальных информационно-вычислительных систем: основы, концепция, проблемы. М.: ИРЭ РАН.- Препринт №7 (595), 1994.- 37 с.

Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации.- М.: Машиностроение, 1982. -400 с.

Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. - М.: Машиностроение, 1990. - 448 с.

Букатова И.Л., Макрусев В.В. Когнитивные процессы эволюционирующих систем. М.: ИРЭ РАН.- Препринт №10 (598), 1994. - 32 с.

Клименко А.В. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994. - 304 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...