Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организаторы специальных видов образования

 

Для указанных социально незащищенных групп взрослого на­селения (инвалиды, безработные, военнослужащие, уволенные в запас, мигранты и др.) разрабатываются особые модели образования. Они предусматривают реализацию как образовательных, так и специфических функций, а именно адаптации, ресоциализации (повторной социализации), поддержки. В качестве организаторов специальных видов образования в Украине можно выделить трех основных субъектов: государство в лице Министерства труда и социального развития Украины, Министерства образования Украины; негосударственные образовательные учреждения; не­государственные некоммерческие общественные организации (НКО). Каждый из субъектов организации образования социально незащищенных групп взрослого населения преследует в этой сфе­ре свои цели и использует свои механизмы.

Цели государства заключаются в создании условий для реали­зации закрепленных Конституцией Украины прав человека, в частности права на труд и образование, на достойную жизнь; адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан.

Это предполагает формирование предпосылок для реализации законов «Об образовании», «О занятости населения», в частности:

— создание и финансирование деятельности учреждений об­щего и профессионального образования для инвалидов, учебных центров для инвалидов на предприятиях;

— создание служб занятости населения и учебно-методических центров профессиональной переподготовки безработных в струк­турах региональных служб занятости населения;

— поддержку целевых программ профессиональной подготов­ки и переподготовки инвалидов, безработных, военнослужащих, уволенных в запас;

— организацию обучения для молодежи, находящейся в местах лишения свободы.

Организацией деятельности образовательной системы, ориен­тированной на другие социальные группы взрослого населения, государство занимается на уровне финансирования отдельных проектов и целевых программ. Так, профессиональная переподго­товка женщин и военнослужащих может осуществляться в Учеб­но-методическом центре службы занятости и государственных образовательных учреждениях, работающих со службами занято­сти на договорной основе.

В последнее десятилетие в результате развития рынка образова­тельных услуг возникло много новых негосударственных учрежде­ний, ориентированных на обучение отдельных социальных групп населения.

Цели негосударственных образовательных учреждений в образо­вании социально незащищенных групп населения направлены на расширение спектра образовательных услуг и круга их потребите­лей и заказчиков благодаря использованию новых социальных программ; на создание оптимальных социально-педагогических ус­ловий образовательной деятельности, ориентированной на опре­деленную социальную группу; на достижение конкурентоспособ­ности за счет инновационных подходов в организации учебного процесса.

Заказчиками образовательных услуг для негосударственных об­разовательных учреждений в сфере профессиональной переподготовки нередко становится само государство, например Мини­стерство обороны, заинтересованное в финансировании проек­тов по социально-профессиональной реабилитации демобилизо­ванных военнослужащих; служба занятости населения, ориенти­рованная на профилактику безработицы и выступающая заказчи­ком в сфере профессиональной переподготовки безработных жен­щин и молодежи. Заинтересованность в профессиональной пере­подготовке военнослужащих проявляют и некоторые иностран­ные государства. Например, Германия, когда в начале 90-х годов с ее территории были выведены и демобилизованы большие по численности отряды военнослужащих, осуществляла значитель­ные инвестиции в сферу профессиональной переподготовки де­мобилизованных из рядов военнослужащих, обеспечивая совре­менные педагогические условия для такой профессиональной пе­реподготовки бывших военнослужащих и их жен.

Государство и негосударственные образовательные учреждения, как правило, обеспечивают формальное профессиональное обра­зование, которое завершается выдачей диплома, аттестата или свидетельства.

Однако в современной формирующейся политике непрерыв­ного образования все больше внимания обращается не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями ме­няющегося рынка труда, но и на социально-культурную его зна­чимость. Пересматриваются традиционные представления о раз­деле полномочий между общественностью и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномо­чий в руки самих граждан. Современная стратегия развития не­прерывного образования взрослых в Украине начинает базировать­ся на сотрудничестве властей и общественных организаций, ко­торые выступают в роли социальных партнеров, поскольку имен­но они ближе всего связаны с интересами и потребностями от­дельных граждан, социальных групп и различных общественно-профессиональных объединений.

Некоммерческие организации (НКО) — важная составляющая гражданского общества, так называемый третий сектор, который наряду с государственным сектором и бизнесом призван способ­ствовать развитию демократии (НКО — это добровольное объединение граждан (физических лиц) на осно­ве общности интересов для реализации общих целей, созданное по их собствен­ной инициативе. Деятельность НКО направлена на достижение общественных благ. Получение прибыли не является главной целью НКО, однако оно может осуществлять в рамках своей основной и предпринимательскую деятельность. Полученная прибыль направляется на уставные цели организации и не может быть распределена между ее членами).

Среди некоммерческих организаций различают детские, моло­дежные, женские клубы по интересам, культурные, научные общества, национальные объединения, общественно-политические партии и движения, правозащитные, профессиональные союзы и ассоциации (социальные, религиозные, спортивные, экологиче­ские и др.). По целевому назначению НКО делятся на членские, сервисные, ресурсные центры. Ресурсные центры можно выделить в особый тип, так как они участвуют в создании новых НКО, по­могают действующим работать более стабильно и эффективно, под­держивают контакты с бизнесом и государственными органами.

НКО осуществляют информационно-просветительскую рабо­ту, обучение, издание литературы, выставочную и концертную деятельность, организацию досуга, правовую защиту, медико-со­циальную помощь, реабилитацию и др. НКО предлагают своим клиентам услуги, предоставление которых является затруднитель­ным как для коммерческого сектора (в силу неприбыльности), так и для государственного (в силу нехватки ресурсов, небольшо­го состава групп тех, кто в этих услугах нуждается, и многообра­зия специфических потребностей).

Примерами некоммерческих организаций могут служить и широко известные в стране организации «Солдатские матери», «Фонд помощи семьям военнослужащих, погибших при выпол­нении боевого задания», «Женщины в науке» «Гринпис», и совсем небольшие, имею­щие локальный характер НКО, например «Клуб любителей экзо­тических растений» или «Общество краеведов». Практически все они реализуют различные программы гражданской, социальной направленности, благотворительные акции, проекты, большин­ство из которых нацелены на решение задач просветительского или образовательного характера.

За последние годы движение НКО в Украине приобретает все больший размах. В общественной жизни страны они способству­ют адаптации людей к современным условиям. Стимулируя кон­структивную инициативу, развивая такие гражданские качества, как активность в общественной и политической жизни, умение принимать самостоятельное решение в ситуациях социального выбора, НКО содействуют гражданскому образованию взросло­го населения.

Основная цель гражданского образования — развитие диалога между всеми секторами общества: властью, бизнесом и граждана­ми. Средствами достижения этой цели НКО видят повышение со­циальной компетентности граждан, содействие в осознании сво­их потребностей в саморазвитии, социальном и ином совершен­ствовании, оказание помощи наименее защищенным группам на­селения. Свои просветительские и образовательные функции НКО реализуют, издавая различные материалы, которые, как прави­ло, распространяются бесплатно, организуя бесплатные консуль­тации для населения (юридические, психологические и др.), раз­личные акции с целью привлечения внимания общественности к той или иной проблеме, проводя курсы, тренинги, семинары для разных категорий населения.

Многие НКО активно сотрудничают с зарубежными неправи­тельственными организациями: фондами, миссиями, отдельными гражданами, объединяя традиции отечественного просветительства с мировым опытом и технологиями в образовании взрослых.

Гражданское обучение взрослых, осуществляемое НКО, мож­но отнести к информальной форме образования, а сами НКО — к информальным источникам образования взрослых.

Задания и вопросы для самоконтроля

1. Подготовьте сообщение на тему «Образование как фактор социаль­ной защиты взрослого человека в современном мире». Попытайтесь сфор­мулировать условия, при которых это становится возможным.

2. Просмотрите одно или несколько наиболее популярных местных изданий (газеты, еженедельники) за последний месяц. Найдите матери­алы, прямо или косвенно рассказывающие о просветительской деятель­ности НКО. Проанализируйте, какие типы НКО представлены. Чем они занимаются? В каких формах они участвуют в просвещении населения? Что вы знаете о деятельности НКО в вашем городе? Обсудите собран­ную информацию в группе.

Рекомендуемая литература

Новиков П., Васильева П. Профессиональное обучение незанятого на­селения // Человек и труд. — 1996. — № 1.

Новые знания. — 1999. — № 3.

Шеметов В. Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан // Человек и труд. — 1997. — № 3.

Hamburg Declaration on Adult Learning. The Fifth International Confe­rence on Adult Aducation. Hamburg (http://www.education.unesco.org/uie/ confmtea/declaeng.html).

Introducing informal education (http://www.infed.org/i-intro/html).

Learning Age (http://www.lifelonglearning.co.uk/greenpaper/index.html). West Edwin G. Education with and without the State (http:// www.worldbank.org/html/workp/wp00061.html).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...