Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для преподавателя




Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Кафедра Уголовного права и процесса

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан Т.В. Шепель

«»­______2007г.

________________

 

 

Рабочая программа

учебной дисциплины

Юридическая психология-ОПД.Ф.24

для специальности 030501- юриспруденция

для очной и заочной форм обучения

 

 

Составитель/разработчик программы:

Доцент Сафаргалиева Ольга Николаевна

 

 

Новокузнецк 2007


Рабочая программа дисциплины «юридическая психология» составлена на основании

ГОСТа по специальности «Юриспруденция» - Госстандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2000г.

 

квалификация «Юрист», 2000г.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании

выпускающей кафедры уголовного права и процесса юридического факультета

 

Протокол №7 от 15 февраля 2007г.

Зав. кафедрой ______________________О.Н. Сафаргалиева

 

Рабочая программа одобрена методической комиссией юридичского факультета

Протокол №______________от «___»________2007г.

 

Председатель

методической комиссии__________________Е.А. Писаревская


 

 

Составитель Сафаргалиева О.Н.

 

 

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология». Для студентов юридического факультета / НФИ КемГУ; Сост. О.Н. Сафаргалиева. – Новокузнецк, 2007. -  с.

 

 

 

Рабочая программа по курсу «Юридическая психология» состоит из введения, тематического плана, методических рекомендаций для преподавателей, тематики и аннотации лекций, методических рекомендаций для студентов по подготовке к семинарским занятиям, организации самостоятельной работы студентов и ее графика, перечня тем и вопросов, вынесенных на рассмотрение на семинарских занятиях, списка литературы, рекомендуемой для подготовки к семинарским занятиям, перечня задач, прорешиваемых по некоторым темам курса, а также списка вопросов к зачету; списка основной учебной литературы.

Предназначена для студентов очного и заочного отделения специальности 021100 – “Юриспруденция”.

 

 

 

Рекомендовано методической                            Утверждено на заседании

комиссией юридического                       кафедры уголовного права

факультета НФИ Кем ГУ                               и процесса

«___»                   2007 года                              «15» февраля 2007 года

Председатель методкомиссии                            Заведующий кафедрой

___________Е.А. Писаревская               __________О.Н. Сафаргалиева

 

©Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного  учреждения «Кемеровский государственный университет, 2007


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДО. 22

График самостоятельной работы студентов. 22

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 25

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 33

График самостоятельной работы студентов ЗО. 33

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 36

 

Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины Юридическая психология(Цикл ОПД, федеральный компонент). Список основной учебной литературы.

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Высококвалифицированный юрист, осуществляющий свою профессиональную деятельность, независимо от того, в какой сфере он работает: судопроизводство, предварительное расследование, адвокатура, юридическая служба предприятия и т.д., должен хорошо знать психологические аспекты своей деятельности, психологические механизмы ее регуляции и повышения эффективности.

Более того, успешное осуществление профессиональной деятельности, невозможно без знания психологических особенностей познавательных, коммуникативных процессов, индивидуально-психологических свойств и качеств личности и их влияния на деятельность и поведение человека. Немаловажное значение в этом процессе занимают и особенности личности самого юриста.

Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение психологических закономерностей правотворчества, формирования правосознания и правомерного поведения, что существенно расширяет пределы традиционно рассматриваемых в рамках юридической психологии вопросов.

Усвоение студентами основ общей психологии и, на этой основе,- специальных проблем юридической психологии является целью изучения курса «Юридическая психология».

Программа курса разработана в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования РФ 27 марта 2000 года.

ОПД.Ф.24 Юридическая психология Предмет и содержание юридической науки: юридическая психология в системе научных отраслей знанияю Понятие личрости в психологии иправовой науке. Психологические методы изучения субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти.Мышление.Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности,психической напряженности.Фрустрация. Аффект. Страдания.Индивидуально-психологическте особенности личности (темперамент, характер и еог свойства).Предмет, основания,поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ),ее подготовка и назначение,порядок проведения.Психология преступного поведения (психология преступления).Психлология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).Психология допроса.Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.Психологические особенности судопроизводства.     112

 

В соответствии с разработанным на основе ГОСТа учебным планом по данной дисциплине предусмотрены следующие виды учебной нагрузки для студентов дневного отделения: лекции – 34 часа, семинары – 17 часов, самостоятельная работа – 61 час; для студентов заочного обучения: лекции – 10 часов, самостоятельная работа – 102 часа, семинары – 2 часа.

На лекциях освещаются основные теоретические и прикладные проблемы юридической психологии. Именно лекции в сочетании с материалом учебника является основой для изучения юридической психологии. На семинарских занятиях происходит закрепление усвоенного теоретического материала через обсуждение проблемных вопросов и решение задач. Существенная роль в изучении курса отводится самостоятельной работе студентов (знакомство с дополнительной литературой, изучение учебного материала, письменное решение задач).

Изучив дисциплину, студенты должны:

- знать основные психологические категории, такие как «личность», «деятельность», «мотив», «потребность», «ощущение», «восприятие» и др.;

- уметь ими оперировать; выбирать стиль поведения, строить общение с другими людьми; формулировать вопросы в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы;

- использовать полученные знания в практической деятельности и при решении задач: выдвигать обоснованные версии о психологических свойства личности преступника, определять тактические приемы допроса в зависимости от психолого-криминалистической характеристики допрашиваемого; прогнозировать поведение обыскиваемого лица; осуществлять организационно-управленческие функции.

Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет. Основанием для получения является овладение студентом основными психологическими категориями,умение ими оперировать и использовать при рассмотрении специфических правовых вопросов.

Выполнение курсовых и контрольных работ по дисциплине «Юридическая психология» не предусмотрено учебным планом.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

ОДО ОЗО ОДО/ЗО ОДО ОЗО

Раздел I. Введение в юридическую психологию

Тема 1. Предмет юридической психологии 4 2 2/1 4 6

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности

Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности 4 - 2/1 4 6
Тема 3. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности - - 2 4 6
Тема 4. Эмоции, чувства, состояния, их психолого-правовая оценка - 1 2 4 6
Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности 2 1 2 4 6
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах 2 1 2 4 8

Раздел III. Криминальная психология

Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления) 1 - - 2 6
Тема 8. Психология личности преступника 4 1 1 2 8
Тема 9. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы) 1 - 1 3 4

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 10. Общая социально-психологическая характеристика деятельности юриста 1 - - 4 6
Тема 11. Психология личности юриста - - - 4 4
Тема 12. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста 6 2 2 4 10
Тема 13. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) 1 - - 4 4
Тема 14. Психология допроса 6 2 2 6 10
Тема 15. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста 1 - - 4 6
Тема 16. Психологические особенности судопроизводства 1 - - 4 6
Итого 34 10 17 61 102

                                                                                                                                     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специфика и сложность курса «Юридическая психология» заключается в том, что преподаватель должен одинаково хорошо владеть и психологической терминологией и правовой.Более того он должен не только зрать и понимать сущность и содержание психологической и юридической подсистем предмета «Юридическая психология», но и уметь творчески, а,главное,правильно их сочетать и использовать.

       Достижению названной цели способствует выполнение ряда требований к квалификации преподавателя:1) наличие высшего юридического образования,поскольку для компетентного прподавания данной дисциплины необходимы глубокие знания различных отраслей права, особенностей правоприменительной деятельности; психологи практически не исследуют данную сферу психологической науки; 2)знание основных фундаментальных трудов по общей психологии.что позволяет разобраться в основных психологическх понятиях и свободно ими владеть.

       Методика чтения лекций. При изложении материала по общей части юридической психологии, и в целях обеспечения необходимого уровня пониманиястудентами основных психологических понятий и успешного их усвоения, рекомендуется пояснять и демонстрировать сущность и значение этих понятий через систему юридически значимых понятий и действий. Например, тема 1 «Предмет юридической психологии». При рассмотрении в рамках этой темы вопроса о метологических основах юридической психологии, в частности, деятельностного подхода как основополагающего принципа изучения психики и личности, раскрывая содержание и структуру деятельности,следует элементы деятельности «цель-мотив-способ-результат» наполнить не только психологическим,но и юридическим содержанием.

Так, мотив, с точки зрения психологии, - конкретное побуждение к деятельности, которое формируется на основе потребностей и осознания, конкретизации этих потребностей. мотив обусловливает предмет деятельности, который может быть как данным в предметах материального мира, так и существовать в виде образа или идеи, может быть как объективно,так и субъективно скрытым. с точки зрения правовой практики данное положение наиболее ярко может быть проиллюстрировано на примере преступлений, совершаемых несовершеннолетними. главной потребностью несовершеннолетних является потребность в признании микрогруппой сверстников, т.е. потребность в самоутверждении, что вызывает порой неадекватные, невызываемые необходимостью, действия. так, при ссовершении несовершеннолетними насильственных преступлений, зачастую наблюдаеся «немотивированная жестокость». однако, немотивированной деятельрости небывает. в данном случае речь идёт о неосознаваемом несовершенноленим мотиве – потребности самоутвержления среди сверстников,причём,реально последствия сових поступков несовершеннолетние не оценивают, в силу своего пссихического развития зачастую неогут этого сделать. особо жестокие преступления несовершеннолетними всегда совершаются в группе, впоследствии сами не могут объяснить причины своего поведения.

       Следующий элемент структуры деятельности – способ как система практических дейтсвий по достижению цели. В основе способа лежит опыт человека, который имеет общую социально-психологическую структуру: знания,умения, навыки, привычки. Первые три элемента отражают уровень социализации человека.Поскольку у несовершеннолетних еще недостаточен уровень социализации, они не имеют профессионального опыта, то при совершении преступлений используют свой житейский опыт, соответствующий их уровню социализации: используют подручные средства для совершения преступлений: нож,камень; при совершении корыстных преступлений – открытый доступ, угон транспорта,проникновение через форточку и т. д.

Результат характеризует успех либо неуспех в достижерии цели. при совершении преступлений несовершеннолетними результат характеризуется наличием значительного количества следов на месте происшествия,отсутствием сокрытия как такового, либо частичным сокрытием, что приводит к быстрому установлению преступников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...