Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для кого производить и как распределять произведенные блага?




Жизнеспособная эконом система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.

 

 

12.Понятие эффективности, ее количественное выражение. Эффективность произ-ва и Парето - эффективность.

Такое состояние рынка, при кот. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников, наз. Парето-оптимальным состоянием. Оно характеризует наилучшее распространение товаров и ресурсов. Общее рыночное равновесие достигается в результате того, что каждый потребитель стремится получить максимум полезности при данных ценах и данном уровне дохода, а каждый производитель стремится получить максимум дохода при данных технологических коэффициентах в условии свободной конкуренции.

Специфическое содержание эффектив­ности в каждой системе хоз-ва определяется обществен­ной формой произ-ва, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов произ-ва. Критерием эффективности общественного произ-ва является достижение наивысших результа­тов с наименьшими затратами. В национальной эконом эффективность обществен­ного произ-ва измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесен­ных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требова­нием эффективности произ-ва - произ-во потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу по­требностям общества. Для характеристики эф­фективности произ-ва применяется система показате­лей, таких как качествопродукций, соответствие ее обще­ственным потребностям, производительность труда, фондовооруженность(оснащенность работников), фондоотдача(оказатель характер.эффективность использования основных производственных фондов предприятия, фондо - и материалоемкость. фонд-чась имущеста,участвующая в производстве как средство труда-станок Рост качества продукции - важнейший показатель эффективности произ-ва. Расширение выпуска высо­кокачественной продукции - признак интенсивного типа развития произ-ва, характерная черта научно-техни­ческого прогресса. Эффективность произ-ва находит свое отражение в достижении соответствия его результа­тов общественным потребностям. Главным показателем эффективности произ-ва является производитель­ность труда.

 

13.Основные вопросы,решаемые экономикой. Понятие экономической системы,ее структура и классификация.

Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

Эконом система - это особым образом упорядоченная совокупность связей отношений между производителями материальных благ и услуг.

Структура эконом системы:

1) соц-эконом отношения, основанные на определённых формах собственности, на эконом ресурсы и результаты произ-ва.

2) хоз-енный механизм, как способ регулирования эконом процессов.

3) организационно-правовые формы хоз-ой (эконом) деятельности субъектов системы.

4) конкретные эконом связи между субъектами эконом (товарно-$, финансовые, кредитные).

Классификация эконом систем:

1) Формационный подход (Марксистская эконом наука)

А) первичная или архаичная - первобытнообщинный и Азиатские способы произ-ва

Б) вторичная - основанная на частной форме на средство произ-ва (рабство, крепостничество, капитализм)

В)третичная - коммунистическая формация, которая предусматривает уничтожения частной собственности (социалистический и коммунистический).

Общественная формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа произ-ва.

Способ произ-ва - это совокупность производительных сил и производственных отношений.

2) Цивилизационные - предполагает изучения мировой истории, как единого целого в масштабе всей планеты, с постепенной сменой цивилизаций:

1)неолитическая - 35 столетий

2)восточная рабовладельческая - 30 столетий

3)античная - 13 столетий

4) раннефеодальная - 8 столетий

5) пред индустриальная - 5 столетий

6) индустриальная - 3 столетия

7) постиндустриальная - чуть больше 1 столетия. (Именно эту цивилизацию в эконом науке называют смешанной, социально-ариентированной, рыночной экономикой.)

3) По степени индустриального развития общества:

а) индустриальная

б) постиндустриальная

в) неоиндустриальная (современное информационное общество).

(Схема) Эконом Система (Типичная) - делится на:

1) нерыночная ЭС: (делится)

А) традиционная система хоз-ва

Б) Командно-админ СХ

2) Рыночная ЭС:

А) Рыночная Эконом Современного типа

Б) Рыночная эконом Свободного типа

Командно-админ СХ --- Переходная ЭС --- Рыночная эконом Свободного типа

 

14.Традиционная система хоз-ва, её сущность, характерные черты.

Традиционная система хоз-ва:

В основе функционирования данной системы положен хоз-енный механизм, основанный на использовании издавна существующих традиций и обычаев.

Чертами этой системы:

1) патриархальность

2) низкий уровень производительности труда

3) отсутствие новшеств в применении орудий труда

4) засилье авторитета отдельных личностей, религиозных предрассудков.

 

15.Сущность и характеристика хоз-ого механизма командно-админ системы хоз-ва.

Командо-админ система хоз-ва:

Построена на использование хоз механизма командного типа.

(схема в виде шара)

1) Центральный элемент - делективное планирование, оно предполагает централизованное управление, со стороны высших органов власти, всеми предприятиями национальной эконом.

2)Из неё следуют админ методы управления

3)элементы хозрасчётного стимулирования.

(То есть гос-во:

1) устанавливает план произ-ва (гос комитет по планированию - формировала для каждого предприятия 5-летний план произ-ва, который принимался законодательным органом, и принимал силу закона)

2) Ресурсы, которые получали от гос-ва.

В ответ от произ-ва

1) всё то, что выпукло предприятие - принадлежит гос-ву

2) отчёт

3) прибыль тоже отдавали гос-ву).

Плюсы этой системы:

1) возможность сосредоточить значительное количество ресурсов, для решения крупных, народно-хозяйственных задач

2) данная система достаточно эффективно функционирует в экстремальных условиях

Минусы:

1) слабая восприимчивость эконом внедрению достижений НТП в произ-во.

2) затратный механизм

 

16.Рыночная система хоз-ва: сущность, этапы становления, характерные черты.

Рыночная система хоз-ва (РСХ) - это система, в которой все процессы произ-ва и потребления материальных благ и услуг решаются в результате непосредственного взаимодействия производителя и потребителя, а естественным их регулятором выступает рынок.

Особенностями данный системы:

1) опосредованный механизм решения эконом задач, через механизм цен (рыночный механизм)

2) самостоятельное решение субъектами системы, проблем рационального и эффективного использования всех ресурсов

Этапы становления рыночной системы хоз-ва:

1 этап - Рыночная эконом свободной конкуренции (конец 17, 18,19 и начало 20 вв.).

Признаки:

1) наличие частной собственности на эконом ресурсы

2) свободная конкуренция, которая обеспечивает бесприпятсвенный вход на рынок и перелив капитала, из одной эконом в другую.

3) Наличие множества потребителей и производителей, которые сами решают что и как производить и окупать

4) Личная свобода участника рынка

5) Стихийный характер ценообразования, под влиянием спроса и предложения.

6) Эквивалентный обмен по стоимости

7) Отсутствие гос регулирования эконом

8) Отсутствие системы соц защиты граждан

Характерными чертами рыночной системы хоз-ва являются:

1) многообразие и равноправие различных форм собственности на ресурсы

2) максимальная эконом самостоятельность субъектов хоз-вования

3) полная эконом ответственность субъектов системы, за результаты своей деятельности.

4) добровольность, установления рыночных сделок

5) конкуренция

6) свобода ценообразования в соответствие со спросом и предложением

7) открытость эконом

Субъектами рыночной системы хоз-ва являются:

1) домашнее хоз-во (это эконом единица, в составе одного или нескольких лиц, которые: А) самостоятельно принимают решения, Б) являются собственником какого-либо фактора произ-ва, В) стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей).

 

 

17.Основные модели поведения человека в эконом.

Три модели поведения человека в эконом:

1) человек эконом. В этой модели человек в своей хоз деятельности должен соразмерять затраты и результаты. Главной целью его является макс извлечение пользы из сложившейся ситуации. Этот вид поведения так же называется эконом эгоизмом, но эффективен он тем, что при таком массовом поведении общества богатеет вся страна.

2) Человек советский. Это модель поведения сложилась из марксистской теории. Главной целью является интересы общества. Они ставятся выше личных. Каждый человек в такой модели должен сознательно трудиться на благо общества.

3) Человек само реализующийся. Такая модель поведения характерна при смещенной рыночной эконом. Человек должен реализовывать свои интересы, работа должна приносить не только доход, но и реализацию его собственных интересов.

 

 

Рыночная эконом смешанного типа (смешанная) - эконом, которая функционирует на базе рыночного механизма, но при наличие гос регулирования. В ней используются элементы рынка и плана. На микро уровне применяются внутрифирменное планирование, на макро уровне - гос регулирование. При этом характерно господство коллективной частной собственности. Наиболее развитой формой смешанной эконом стала социальная рыночная эконом, она стала зарождаться после окончания 2 мировой войны. Этот понятие появилось в германии - Людвиг Эрхард - отец современной соц рыночной эконом. Слово социальный означает, что соц-рыночная эконом настроена на эконом и соц проблемы.

Концепции этой эконом выделяют 2 стороны:

1) порядок, регулирующий права собственности

2) порядок, регулирующий денежно-валютные отношения

3) конкуренцию

4)порядок, регулирующий внешне-эконом деятельность

Соц порядок - совокупность норм и институтов, определяющее соц положений граждан и отдельных групп населения.

Элементы соц порядка:

1) Порядок в сфере труда

2) порядок в системе соц страхования и соц помощи

3) имущественный порядок

4) жилищный порядок

5) экологический порядок

Трансформационная эконом - переходная эконом, которая предполагает переход от командной к рыночной системе эконом.

 

 

18.«Смешанная эконом» и её особенности по сравнению с рынком свободной конкуренции.

Рыночная эконом смешанного типа (смешанная) - эконом, которая функционирует на базе рыночного механизма, но при наличие гос регулирования. В ней используются элементы рынка и плана. На микро уровне применяются внутрифирменное планирование, на макро уровне - гос регулирование. При этом характерно господство коллективной частной собственности. Наиболее развитой формой смешанной эконом стала социальная рыночная эконом, она стала зарождаться после окончания 2 мировой войны. Этот понятие появилось в германии - Людвиг Эрхард - отец современной соц рыночной эконом. Слово социальный означает, что соц-рыночная эконом настроена на эконом и соц проблемы.

Концепции этой эконом выделяют 2 стороны:

1) порядок, регулирующий права собственности

2) порядок, регулирующий денежно-валютные отношения

3) конкуренцию

4)порядок, регулирующий внешне-эконом деятельность

Соц порядок - совокупность норм и институтов, определяющее соц положений граждан и отдельных групп населения.

Элементы соц порядка:

1) Порядок в сфере труда

2) порядок в системе соц страхования и соц помощи

3) имущественный порядок

4) жилищный порядок

5) экологический порядок

Трансформационная эконом - переходная эконом, которая предполагает переход от командной к рыночной системе эконом.

 

 

19-20.Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации.

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в) мировой рынки.

Особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (со­единяет) сферы произ-ва и потребления. Без рынка товарное произ-во не может служить потреблению, а область потреб­ления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов произ-ва. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконом: для продавцов — доходно или убыточно реализовывать тоззры, для покупателей — разорительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления эконом интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

Возникновение и развитие рынка можно определить следующими причинами.
1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.
Истории известны три периода общественного разделения труда:
1) отделение скотоводства от земледелия;
2) выделение ремесла в отдельную отрасль;
3) формирование купечества.
После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.
2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми через обмен на рынке одного продукта на другой.
3. Экономическая обособленность производителей, которая обусловлена частной собственностью.
4. Свобода конкуренции, т. е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов.

 

 

21.Характеристика видов рынка в зависимости от объектов купли- продажи.

Рынок потребительских продуктов (он подразделяется на мно­жество подотраслей, реализующих продовольственные и непро­довольственные блага, рынок жилья и т. п.); рынок средств произ-ва (здесь приобретаются вещест­венные факторы произ-ва: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.); рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: ком­мунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги); рынок труда (для работодателей и наемных работников); рынок научных и опытно-конструкторских разработок (про­дуктов научных исследований, готовых для освоения в произ­водстве); рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях); рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход); рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и $ расчеты с другими гос-вами); рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов ин­теллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

 

 

21.Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие усло­вия произ-ва, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный механизм стихийного регулирования пропорций об­щественного произ-ва. Объективны­е условия: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Совершенная конкуренция это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Черты: 1)наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. (Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен); 2)возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным произ-ным секретам.

Совершенная, или свободная, конкуренция - была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние гос-ва на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и гос-ва.

Модели несовершенных конку­ренций.

1. монополия:

1) Единственный продавец;

2) Отсутствие близких продуктов-заменителей (нет приемлемых альтернатив);

3) Диктуемая цена (диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной конкуренции является моно­полистическая конкуренция. Отличительные признаки:

Существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор; продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и непохожими условиями их продажи;

ВИДЫ МОНОПОЛИЙ:

  • Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

  • Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
  • Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
  • Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
  • Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынкекаустической соды).

 

22.Рыночный механизм: сущность и структурные элементы.

Рынок - формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарное произ-во возникло в условиях разделения труда и эконом обособления производителей. В отличие от натурального произ-ва товарное ориентировано не на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать, что рынок – это эконом механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей.

Рынок выполняет следующие функции:

1) Ценообразующая – цена складывается как равнодействующая величина противоречивых интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты на произ-во товара и пользу для потребителя. Цена формируется не до обмена, а в процессе обмена.

2) Информационная - цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров. Рост цен может быть и сигналом роста спроса.

3) Регулирующая - решения фирм об изменении объемов произ-ва. Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются и ресурсы.

4) Посредническая - связывает эконом участников, обособленных в производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.

5) Санирующая (оздоравливающая) - не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая система, но не обеспечивающая наибольшую эффективность.

Инфраструктура рынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи, банки, ярмарки, страховые компании).

Стуктурный элемент:

-Ярмарка

-Аукцион

-биржа

Др элементы:

-Спрос

-Предложение

-конкуренция все это РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ.

 

 

23.Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение

Закон спроса Спрос — это платежеспособная потребность, то есть сумма $, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, (Н: доходы покупателей)

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы по­зволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Закон спроса выражает следующую функциональную (мате­матическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = Р(Ц), где Р — показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.

Степень количественного изменения спроса в ответ на ди­намику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень из­менения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент элас­тичности спроса. К = Рост объема спроса (в %) / Снижение иен (в %)

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса из­меняется на больший %, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная по­требность покупателей не чувствительна к изменению цен. (Н: как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен). Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значения для прогнозирования объема спро­са населения при изменении уровня рыночных цен.

ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.

 

24.Предложение, функция предложения, закон предложения и его графическое отображение.

Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскры­вают зависимость предложения от цены.

Закон предложения характеризует следующую функциональ­ную зависимость предложения (П) от цены: П = Р(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже

предложение.

Степень изменения объема предложения в ответ на увели­чение цены характеризует эластичность предложения. Под элас­тичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

Кп = Объем предложения (%) / Рост цен (в %)

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции которые заранее прогнозируют степень эластичности новых из­делий.

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший %, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения — при условии равновесия цен и за длительный период — имеет тен­денцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную ве­личину в несколько большей степени вызывает увеличение произ-ва).

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении иен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику).

 

 

 

 
   

 

25.Взаимодействие элементов рыночного механизма и установление цен равновесия.

Спрос и предложение взаимодействия между собой и определяют точку равновесной цены. Точку, в которой спрос равен предложению.

В этом взаимодействии смысл рыночного механизма. Эту равновесную цену устанавливает рынок, путем действия конкурентных сил.

Образование равновесной цены – это процесс, требующий определенного времени. За это время происходит приспособление объема предложения товара к объему спроса. Время, в течение которого происходит. Это приспособление делится на: мгновенный, короткий и длительный периоды.

Мгновенный – это период, в который все факторы произ-ва постоянны, объем произ-ва не меняется, изменившийся спрос не влияет на предложение, цена повышается или понижается по сравнению с равновесной.

Короткий – это период, в течение которого одна группа факторов произ-ва не измена, а другая часть факторов меняется.

Длительный – это период, в котором изменяются все факторы произ-ва, предложение полностью подстраивается под спрос, устанавливается равновесная цена.

На рыночное равновесие могут влиять различные факторы и гос.

Гос влияет:

1)с помощью налогов;

2)дотации;

3)фиксированные цены.

Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономи­ческих интересов покупателей и продавцов.

Равновесная цена и равновесное количество обладают свойствами:

1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономи­ческой эффективности сложившейся рыночной ситуации.

2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект.

3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (коли­чества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

 

26.Изменение спроса: причины изменения и графическое отображение.

Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.

Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).

 

 

Факторы:

1) изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;

2) изменение цен товаров -дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;

3) изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;

4) перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;

5) ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;

6) изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...