Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 3.1). Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (Рис. 3.1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 3.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:
=> величина и динамика изменения дохода потребителя; => изменение вкусов и предпочтений; => размер рынка; => ценовые и дефицитные ожидания; => наличие товаров - субститутов и др.
Рис. 3.1 Кривая спроса
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn). Рис. 3.2 Движение кривой спроса
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения). Эластичность спроса Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А. Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен". Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен. где EDP — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %. Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены. Если, например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 3.3). Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях. Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность выражается в двух товарах — А и В. где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB — объем спроса блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP<0 — взаимодополняемые. Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли. Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как "объем продаж - цена", "объем продаж - себестоимость", "емкость рынка - цена", с целью принятия окончательного решения.
эластичный спрос Эластичный спрос Спрос равен единице
-1<Ep<0 Ep=0
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|