Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень модулей для выполнения творческих проектов

ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

Классы

 

(мальчики)

 

 

Программа для общеобразовательных организаций

 

 

Донецк


Рекомендовано Утверждено на заседании
Министерством образования и науки научно-методического совета
Донецкой Народной Республики ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
(приказ № 825 от 14.08.2017г.) (протокол № 5 от 19.06.2017г.)

 

 

С о с т а в и т е л и:

 

Скляр В.Ф., заведующий отделом технологий ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Беликова И.Г., методист отдела технологий ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Денисенко А.Н., методист городского методического кабинета г. Харцзска Козлова Е.М., учитель трудового обучения МОУ «Школа № 149 города Донецка» Саяпина Т.А., учитель трудового обучения ОШ № 22 г. Харцызска Колисниченко В.Н., учитель трудового обучения ОШ № 11 г.Харцызска Лошак Л.В., учитель трудового обучения МОУ «Школа №151города Донецка» Федюнина Е.А., учитель трудового обучения МОУ «Школа №151города Донецка» Чишко П.Н., учитель трудового обучения МОУ «Школа №88 города Донецка» Золотая Л.В., учитель трудового обучения ОШ № 18 г. Макеевки Сиваченко Н.М., учитель трудового обучения ОШ № 62 г. Макеевки Болотина Е.С., учитель трудового обучения ОШ № 4 г. Макеевки Мальцева А.В., учитель трудового обучения ОШ № 10 г. Харцызска Живагина Л.В., учитель трудового обучения ОШ № 3 г. Харцызска Фоменко А.А., учитель трудового обучения ОШ № 12 г. Харцызска

 

 

Научно - методическая редакция:

 

Полякова Л. П., министр образования и науки Донецкой Народной Республики, доктор наук по государственному управлению, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания

 

Чернышев А. И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

 

Рецензенты:

 

Романенко Ю.А., заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и методики ихпреподавания ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», доктор педагогических наук, профессор

 

Бубнова В.Д., методист городского методического кабинета г. Горловки

 

Билас Н.М., учитель трудового обучения МОУ «Школа № 48 города Донецка»


 

Консультанты: Симонова И. В., Зарицкая В. Г.,


 

заместитель министра образования и науки Донецкой Народной Республики проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

 


 

Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

 

Трудовое обучение: 5-8 кл.: мальчики:программа дляобщеобразоват. организаций / сост. Скляр В.Ф., Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Козлова Е.М., Саяпина Т.А., Колисниченко В.Н., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Чишко П.Н., Золотая Л.В., Сиваченко Н.М., Болотина Е.С., Мальцева А.В., Живагина Л.В., Фоменко А.А. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 24 с.

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2017


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................................ 4

 

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ................................................... 6

 

ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ....... 7

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН........................................................................................................................................... 8

 

ПРОГРАММА КУРСА................................................................................................................................................. 10

 

5 класс.................................................................................................................................................................................... 10

 

6 класс.................................................................................................................................................................................... 14

 

7 класс.................................................................................................................................................................................... 18

 

8 класс.................................................................................................................................................................................... 21

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 24

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программы курса трудового обучения предназначены для учащихся 5-8 классов общеобразовательных организаций и разработаны на основе Закона ДНР «Об образовании» (19.06.2015 г.), Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 г.г. (пр. МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 327), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 629 от 15.06.2017).

 

Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся.

 

Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий, требует специальной подготовки по охране труда. Поэтому часы трудовогообучения имеют право вести только специалисты, имеющие квалификацию учителя трудового обучения или преподавателя общетехнических дисциплин.

Задачами трудового обучения являются:

 

1. формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;

 

2. приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;

 

3. формирование технологических умений и навыков учащихся;

 

4. ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;

 

5. формирование способности развивать достояние родной культурыс использованием средств декоративно-прикладного искусства;

 

6. содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;

 

7. реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества;

 

8. приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;

 

9. создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;

 

10. овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетенций.

 

Учебная программа по трудовому обучению для 5-8 классов разработана в

 

соответствии с требованиями государственного стандарта к учебным предметам ДНР, согласно которым на изучение трудового обучения во всех общеобразовательных учебных заведениях отводится в 5-8 классах 1 час в неделю. Программа имеет три варианта: для девочек, для мальчиков и для классов, которые не делятся на подгруппыУчебная программа обеспечивает:

 

· непрерывность, единство и преемственность между начальной, средней и старшей школой;

 

· развивающий характер и прикладную направленность учебного процесса;

· формирование технически и технологически грамотной личности.


 

 


Трудовая подготовка в 5-8 классах базируется на практической деятельности учащихся. На каждом уроке должна быть практическая работа. На неё отводится не менее 75 % учебного времени. Ее содержание определяется учителем из предложенных вариантов в зависимости от темы урока. Усвоение теоретичного материала целесообразно проводить во время практических работ, не тратя на это отдельного учебного времени. Однако не исключается возможность проведения уроков усвоения новых знаний, во время которых учитель может раскрыть учебный материал всего модуля или его отдельной части. Такие уроки в учебном процессе могут быть единичными.

 

Во время работы в учебной мастерской на каждом уроке учитель должен обращать внимание на соблюдение учащимися правил безопасной работы, производственной санитарии и личной гигиены, обучать их только безопасным приемам работы, знакомить с мерами предупреждения травматизма. Особое внимание следует уделить проведению инструктажей с учащимися по охране труда. В каждом разделе программы на этот вопрособращается внимание. Директор учебного заведения и учитель несут полную ответственность за обеспечение безопасных условий организации труда в мастерских.

 

Результатом деятельности учащихся при изучении каждого раздела программы должно быть готовое изделие. После каждой темы приводится список рекомендуемых для изготовления объектов труда. По своему усмотрению, исходя из пожеланий учащихся и наличия материалов, учитель может выбрать для изготовления и другие объекты труда, соответствующие изучаемой теме. Все темы программы изучаются на 100% без каких-либо изменений (времени, порядка, последовательности, тематики). Для изучении тем «Осенние работы» «Весенние работы» выбирается время, по погодным условиям подходящее для их выполнения.

 

При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» для разработки творческого проекта в программе предусмотрен перечень объектов труда, а для более широкого выбора в конце пояснительной записки предложен дополнительный список модулей. Выбранный из перечня модуль изучается только один раз.

 

Резерв времени, предусмотренный программой, учитель может использовать на усиление отдельных составляющих учебной программы на свой выбор.

 

Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся: уровень и качество применения знаний и умений в практической работе; умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической документации и другими источниками информации; соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции; соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований; уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества. Напоминаем, что все баллы, которыми оцениваются учебные достижения учащихся по технологиям, являются положительными, и определяют реальные достижения учащихся.


 


  ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
       
Баллы   Критерии оценивания учебных достижений учеников.  
  Ученик (ученица) распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели,
  схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при
  работе в учебных мастерских.        
  Ученик (ученица) описывает некоторые технологические объекты; распознает
  инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет
  фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми
  технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие
  инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на
  оборудовании.          
  Ученик (ученица) знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов;
  может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом;
  самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала;
  придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и
  учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной
  деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.
  Ученик (ученица) самостоятельно и логически воспроизводит фактический и
  теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в
  соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя
  выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может
  самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия.
  Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.  
  Ученик (ученица) обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументированно
  применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную
  информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя
  соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает
  требования правил безопасной работы на оборудовании.    

 


 

 


ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

 

Классы

 

1.Технология изготовления мягкой игрушки.

2.Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией.

3.Технология изготовления вышитых изделий.

 

4.Технология плетения из бисера.

5.Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией из природных материалов.

6.Технологий выращивания растений (цветов) и уход за ними.

7.Технология изготовления деревянной игрушки.

8.Технология изготовления сувениров из древесных материалов.

 

9.Технология изготовления и оснащения изделий из древесины и древесных материалов (способом ажурного выпиливания).

 

10.Технология оснащения изделий художественным выпиливанием.

11.Технология изготовления изделий из тонкого листового металла.

12.Технология изготовления изделий из проволоки.

 

Классы

 

1.Технология изготовления изделий, вязанных крючком.

2.Технология изготовления изделий, вязанных спицами.

3.Технология оснащения одежды.

4.Технология изготовления изделий в технике «макраме».

5.Технология оснащения изделий мережками.

6.Вышивка гладью.

7.Технология оснащения изделий вышивкой бисером.

8.Технология изготовления сувениров из текстильных материалов.

9.Технология заготовки и сбережения продуктов питания.

10.Технология выращивания растений и уход за ними.

11. Технология плетения изделий из лозы.

12.Технология оснащения изделий из древесины резьбой.

13.Технология оснащения изделий инкрустацией.

14.Технология оснащения изделий инкрустацией.

 

15.Технология изготовления изделий из древесины (с использованием ручных способов обработки).

 

16.Технология изготовления изделий из древесины (способом токарной обработки).

 

17.Технология изготовления изделий из сортового проката (с использованием ручных способов обработки).

 

18.Технология изготовления изделий из металла (способом токарной обработки).


 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Класс

 

№ раздела Название разделов Кол-во  
часов  
     
  Вводный урок      
  Раздел 1. Основы аграрной технологии 4    
  осенние работы      
  весенние работы      
  Раздел 2. Черчение и графика      
  Раздел 3. Создание изделий из конструкционных и поделочных    
  материалов        
3.1 Технология создания изделия из древесины. Элементы машиноведения.    
3.2 Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения      
3.3 Декоративно-прикладное творчество      
  Раздел 4. Проектирование и изготовление изделий.Творческий      
  проект        
  Раздел 5. Технология ведения дома      
5.1 Уход за одеждой и обувью      
5.2 Интерьер жилых помещений      
  ИТОГО:    
  6 класс        
           
№ раздел Название разделов Кол-во  
часов  
     
  Вводный урок      
  Раздел 1. Основы аграрной технологии 4    
  осенние работы        
  весенние работы      
  Раздел 2. Черчение и графика      
  Раздел 3. Создание изделий из конструкционных и поделочных    
  материалов        
3.1 Технология изготовления изделия из древесины. Элементы      
  машиноведения.        
3.2 Технология изготовления изделий из металлов. Элементы      
  машиноведения        
3.3 Декоративно-прикладное творчество      
  Раздел 4. Проектирование и изготовление изделий      
  Творческий проект        
  Раздел 5. Технология ведения дома      
5.1 Санитарно-технические работы      
5.2 Ремонтно-отделочные работы      
  ИТОГО:    

 


 


Класс

 

№ раздел Название разделов Кол-во
    часов
       
  Раздел 1. Основы аграрной технологии 4  
  осенние работы      
  весенние работы    
  Раздел 2. Черчение и графика    
  Раздел 3. Создание изделий из конструкционных и поделочных  
  материалов      
3.1 Технология создания изделия из древесины. Элементы машиноведения.    
3.2 Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения    
3.3 Декоративно-прикладное творчество    
  Раздел 4. Проектирование и изготовление изделий.    
  Творческий проект      
  Раздел 5. Технология ведения дома    
5.1 Ремонтно-отделочные работы    
  ИТОГО:  
  8 класс      
     
№ раздел Название разделов Кол-во
    часов
  Раздел 1. Основы аграрной технологи.    
  Основы аграрной технологии (осенние работы)    
  Раздел 2. Черчение и графика.    
  Техника выполнения чертежей и правила их оформления.    
  Раздел 3. Электротехнические работы.    
  Электротехнические устройства.    
  Раздел 4. Технология ведения дома.Семейная экономика.    
  Бюджет семьи.    
  Ремонтно-отделочные работы.    
  Раздел 5. Профессиональное самоопределение.    
  Сферы производства и разделениятруда. Пути получения    
  прорфессионального образования.      
  Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.Проектирование и  
  изготовление изделий. Творческий проект.      
  ИТОГО:  

 


 


ПРОГРАММА КУРСА

 

Класс

 

Кол-во Содержание учебного материала   Требования к уровню общеобразовательной подготовки
п/п часов         учащихся      
    Вводный урок     Учащиеся должны          
    Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и знать:цели и задачи изучения предмета«Трудовое
    задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе. обучение» в 5 классе, содержание предмета;    
    Содержаниепредмета.Последовательностьегоизучения. пути предупреждения негативных последствий трудовой
    Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. деятельности человека на окружающую среду и
    Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего собственное здоровье;          
    распорядка при работе в школьных мастерских. Организация санитарно-гигиенические требования и правила
    рабочего места.     внутреннего распорядка при работе в школьных
          мастерских;          
          уметь:рационально организовывать рабочее место и
          соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
          при выполнении всех указанных работ.      
    Раздел 1. Основы аграрной технологии                  
                     
    1.1. Осенние работы     Учащиеся должны          
    Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли знать: особенности межсезонной обработки почвы,
    сельскогохозяйства:растениеводство. Понятие«аграрные способы удобрения почвы;        
    технологии», «сельскохозяйственные культуры». Многообразие о видах посадок и об уходе за растениями, о видах
    сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. размножения растений;          
    Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): правила безопасности при работе с
    сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета сельскохозяйственным инвентарем;      
    урожая. Понятие «системы обработки почвы». Осенняя обработка уметь:обрабатывать почву;        
    почвы под овощные растения. Правила безопасной работы с ручным распознавать основные сорта овощных и цветочных
    сельскохозяйственным инструментом.     культур;            
    Варианты объектов труд: сельскохозяйственные растения, выращивать рассаду овощных и цветочных культур.  
    подготовка семян и пришкольного участка к весенним работам, осуществлять контроль качества выполняемых работ.  
    способы учёта урожая овощных культур.                  
    1.2. Весенние работы     Учащиеся должны          
    Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их знать: способы выращивания овощных культур, о
                       

 



    применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с понятии«подкормка»,сочетаниеподкормкис
    междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной
    удобрениями.Понятия«однолетние зеленныекультуры», работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные
    «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар».
    посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и Сроки и способы посева семян зеленных культур.
    биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от Агротехнические, химические и биологические меры
    вредителей и болезней.   защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и
    Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных болезней.
    растений.   уметь:выращивать сельскохозяйственные,цветочно-
    Варианты объектов труда: посев овощных культур и цветов. декоративные культуры.
    Раздел 2. Черчение и графика   Учащиеся должны
    Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для знать:понятие«эскиз»,виды эскизов,линий;масштаб;
    выполнения графических работ. Материалы и инструменты для что такое текстовая и графическая информация; правила
    построения чертежа изделия. Правила безопасного труда и организации рабочего места и правила безопасного труда
    организация рабочего места при выполнении чертежных работ. при работе с чертёжными инструментами;
    Последовательность построения чертежей.   уметь:читать чертежи,технологические карты,схемы.
    Варианты объектов труда: чтение чертежей, схем, эскизов Выполнять чертёжные и графические работы от руки.
    технологических карт, выполнение чертежных и графических работ  
    от руки.    
    Раздел 3. Создание изделий из конструкционных и поделочных  
    материалов    

10 Тема 3.1. Технология создания изделий из древесины. Элементы Учащиеся должны

машиноведения.   знать:виды пиломатериалов;    
Понятие о механизмах и машинах. Устройство и принцип работы какие свойства материалов необходимо учитывать при
сверлильного станка. Правила безопасной работы на сверлильном их обработке;      
станке. Древесина - природный конструкционный материал. основныепараметрыкачествадетали:форма,
Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение шероховатость и размеры каждой элементарной
деталей из древесины. Этапы планирования работы по изготовлению поверхности и их взаимное расположение;  
изделия. Разметка заготовок из древесины. Склеивание изделий из          
древесины. Зачистка поверхности детали.   назначение, устройство и принцип действия простейшего
Фанера и ДВП. Конструирование объектов технологической столярного инструмента (разметочного, ударного и
деятельности. Подготовка заготовок к работе. Разметка: по шаблону режущего) и приспособлений для пиления (стусло);
и копирование. Сведения о припуске на обработку. Технология уметь: выполнять основные операции по обработке
работы лобзиком. Выпиливание лобзиком. Отделка изделий. древесины ручными налаженными инструментами,
             


 


Правила безопасности при работе лобзиком. изготавливать простейшие изделия из древесины по
Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии. инструкционно -технологическим картам;  
Варианты объектов труда: подставка под горячее,салфетница, соединять детали склеиванием;  
игрушки, сувениры и т.д. владеть простейшими способами технологии
  художественной отделки древесины (шлифовка, отделка
  готового изделия), осуществлять контроль качества
  изготавливаемых изделий.    

5 Тема 3.2. Технология создания изделий из металлов. Элементы Учащиеся должны

машиноведения.     знать:виды тонколистового металла проволоки;
Рабочее место для ручной обработки металла. Металлы: их ос
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...