Управление финансами на ООО «Алмаз»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На ООО «Алмаз» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический. Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений. Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д. Горизонтальный анализ - это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования. Финансовое планирование - это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия. Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств. В ООО «Алмаз» осуществляется оперативное финансовое планирование - разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 - 3 года).
Функции финансового анализа и финансового планирования на предприятии исполняет плановый отдел финансовой службы организации. В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки: 1. ликвидности и платежеспособности; 2. деловой активности; . рентабельности; . финансовой устойчивости Платежеспособность предприятия - это его способность собственными средствами удовлетворять все имеющиеся обязательства. Под ликвидностью понимается способность предприятия удовлетворять краткосрочные (текущие) обязательства с помощью оборотных (текущих) активов. Для оценки платежеспособности используют три относительных показателя ликвидности, различающихся набором ликвидных средств, которые можно использовать для покрытия кратковременных обязательств: 1. коэффициент общей ликвидности (или коэффициент покрытия); 2. коэффициент быстрой ликвидности; . коэффициент абсолютной ликвидности. Таблица 1 Коэффициенты ликвидности
Коэффициент общей ликвидности показывает, в какой мере оборотные активы предприятия (часто называемые текущими, покрывают краткосрочные обязательства «текущие обязательства»), т.е. способно ли предприятие быстро погасить свои долги. Считается нормальным, если этот коэффициент находится в интервале 1 до 2. Рост его рассматривается как положительная характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если значение близко к единице, то у данного предприятия существует угроза финансовой нестабильности. Если значение этого показателя ниже единицы (существенное превышение обязательств над текущими активами), то можно говорить о высоком финансовом риске для кредиторов предприятия (связанным с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета). Рассчитывается по формуле:
Коэффициент быстрой ликвидности исчисляется по более узкому кругу активов. В данном случае из расчетов исключается менее ликвидная составляющая оборотных активов - запасы товарно-материальных ценностей, поскольку считается, что при вынужденной продаже производственных запасов денежная выручка, как правило, ниже стоимости их приобретения. Принято считать, что коэффициент быстрой ликвидности должен быть больше единицы, хотя в отечественной практике (в условиях неплатежеспособности, бартерных и зачетных операций) трудно выдержать нормативное значение данного показателя. Рассчитывается по формуле:
Рекомендуемые значения: 0.7 - 0.8 Таблица 2 Коэффициенты деловой активности
Коэффициенты рентабельности, рассчитанные как отношение полученной прибыли к среднему размеру величины используемых ресурсов, характеризуют экономическую эффективность. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Коэффициент рентабельности продаж (%), демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент ренабельности собственного капитала (%) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент рентабельности оборотных активов (%) демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рассчитывается по формуле:
Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (%), демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:
Таблица 3 Коэффициенты рентабельности
Финансовая устойчивость, характеризующая стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, оценивается соотношением собственных и заемных средств (по данным разделов пассивов баланса). Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов. В мировой и отечественной аналитической практике разработана система показателей финансовой устойчивости. Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) = Собственный капитал/Активы - показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие. Чем больше этот коэффициент, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Считается, нормальным, если коэффициент автономии больше или равен 0,5; Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Заемные средства/Активы, сумма которого с коэффициентом автономии равна единице, определяется как отношение заемных средств в сумме пассивов. Коэффициент финансовой зависимости = Сумма привлеченного капитала/Собственный капитал - обратный коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост его в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия, а снижение до единицы (100%) свидетельствует о том, что собственники (акционеры) полностью финансируют свое предприятие. Например к=1,4 означает, что в каждом 1,4 руб. в составе пассивов предприятия 40 коп. - заемные. По коэффициенту маневренности собственных средств = Собственные средства/Собственный капитал можно судить, какая часть собственных средств предприятия используется для финансирования его текущей деятельности (т.е. вложена в оборотные средства), а какая его часть капитализирована. Значение коэффициента маневренности собственного капитала может ощутимо варьировать в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В среднем считается нормальным, когда этот показатель превышает 0,2 или 20%.
Коэффициент финансирования, численно равный отношению собственных средств к заемным (вычисляется по данным пассивов баланса), дает наиболее достоверную оценку финансовой устойчивости предприятия. Как все другие коэффициенты, этот показатель весьма просто интерпретируется. Если, например, к=0,6, то это означает, что на каждый рубль заемных средств приходится 60 коп. собственных. Снижение показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала, т.е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот. Считается нормальным, когда значение этого показателя равно или больше 1,0. В расчетах и анализе широко применяется обратный показатель - плечо финансового рычага. Этот показатель численно равен отношению заемных средств к собственным и может вычисляться отдельно для любой категории заемных (привлеченных) средств.
Таблица 4 Показатели финансовой устойчивости
Для рассмотренных коэффициентов не существует единых нормативных значений. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры активов и пассивов и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственных сопоставлений по группам родственных предприятий, а также в результате сопоставления показателей анализируемых финансовых планов с предысторией данного предприятия (и с прогнозами его развития). Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятия любого типа. Собственники предприятия (акционеры) предпочитают разумный рост доли заемных средств в динамике, поскольку в этом случае (через эффект финансового рычага) увеличивается размер чистой прибыли приходящейся на один рубль собственного капитала (растут дивиденды). Кредиторы, напротив отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономией, поскольку в этом случае снижается риск неплатежеспособности компании, что позволяет ей осуществлять заимствования на более выгодных условиях.
Заключение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера. В условиях рынка прочное финансовое положение организации является едва ли не главным условием достижения ею успеха. В связи с этим финансовое управление приобретает несравненно более важное значение, чем это имело место в рамках административно-командной экономики. Сегодня финансовые решения определяют производственные, а не наоборот, как это часто бывало прежде. Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта. Финансовые проблемы, как правило, носят стратегический характер, поэтому их решение сосредоточено на высшем уровне управления фирмой. Здесь происходит формирование и распределение фонда финансовых ресурсов фирмы, определяются направления финансовых потоков. Отдельные подразделения, даже если они обладают хозяйственной самостоятельностью, сконцентрированы в основном на производственных задачах. Список используемой литературы
1. Баканов М. А. Экономический анализ в торговле. - М.: Финансы и статистика, 2006. 2. Владыко А.В. Балансовая политика торговой организации. - М.: БГЭУ, 2004. . Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2005 . Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3. 5. Егоров В.А. Организация торговли. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006. 6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. 7. Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы, 2004. 8. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия. - М: Кнорус, 2005. . Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. . Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2005. . Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2004. . Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. - 2007. - №3. . Снитко Л.Т. Управление капиталом торговой организации. - М.: РДЛ, 2004 14. Сольская И.Ю. Основы управления финансами на предприятии. Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2005. . Финансовый менеджмент: теория и пратика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|