Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других.




Уверены ли вы в том, что ваши управляющие действуют так же?

2. Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Они хотят вести с ними переговоры, знать их проблемы, и не только производственные. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.

Дают ли рабочие места, «заподозренные» в том, что они порождают безразличие и незаинтересованность, возможность строить подобные межличностные отношения? Или сотрудник остается изолированным? Как восстановить с ним контакты?

3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия.

Не являются ли требования, предъявляемые к работнику, заниженными? Не оставлен ли он на произвол рутины? Какие дополнительные функции могли бы обогатить его работу?

4. Каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в каких-то результатах, иметь доказательство того, что он может что-то сделать. Это «что-то» по возможности должно получить имя своего создателя. Это относится и к работнику, и к группе.

Остаются ли у вас результаты труда обезличенно-безымянными или они именные? Нередко руководитель украшает себя перьями, добытыми его подчиненными. Это портит им кровь.

5. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его встретят заинтересованно.

Во всех ли подразделениях налажен приток новых идей? В том числе и за пределами формальных рамок рационализаторских предложений? Может быть, через «кружки качества»?

6. Людям нравится ощущать свою значимость. «Для них меня нет»,— так говорят там, где управление не на высоте. Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха? Как вы дали ему это понять?

7. Каждый человек стремится к успеху. Успех — это реализованные цели. В достижение целей, которые он сам перед собой ставил или в формулировании которых он принимал неформальное участие, работник вложит больше личной энергии.

Выработали ли вы со своими сотрудниками цели, достижение которых поддается измерению по уровню и срокам выполнения?

8. Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение — и материальное, и моральное.

В какой форме осуществляется поощрение у вас?

По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальства и управляющих вообще.

Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается и их готовность к труду.

Имеют ли ваши сотрудники ту информацию, которую они хотят получить, которая нужна им для работы? Своевременно ли они получают эту информацию?

Сотрудники терпеть не могут, чтобы решения об изменениях в их работе и рабочих местах, даже если эти изменения позитивны, принимались без их ведома, не учитывая их знания и опыт.

Как обстоят дела с участием ваших сотрудников в управлении?

Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Сотруднику она нужнее, чем его начальнику. К тому же она должна быть оперативной, чтобы работник мог вносить коррективы в свои действия.

Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют, и с самого начала, а не тогда, когда время ушло.

Как измеряется качество труда у вас? В чем заметны улучшения? Сформулировали ли вы цели и измерители, с помощью которых вы можете в какой-то степени объективно оценивать трудовой вклад сотрудника?

12. Для всех нас контроль со стороны неприятен. Это напоминает школьные задания. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля. Подумайте об игре в кегли: непосредственно видимые результаты действий игроков повышают их интерес, будят азарт.

Как обстоит дело с возможностями самоконтроля на рабочих местах, которые вы считаете проблематичными?

13. Большинство людей стремятся в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.

Вы используете эту потребность? Если работа примитивна и не предоставляет возможностей развития, что вы делаете? Может быть, практикуете смену видов деятельности?

14. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают. Особенно если это никак не балансируется в денежном отношении. Так убивают инициативу. Прибыль, которую вы можете получить благодаря заинтересованной работе своих сотрудников, возникает не из охоты за секундами, а из возможностей самовыражения и самореализации, которые предоставляются тому, кто работает.

За чем вы охотитесь — за секундами или за талантами?

15. Позволяет ли работа быть самому себе шефом? Есть ли возможно большее свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников во всей цепочке «затраты — результат»?

Как обстоят дела с возможностью самовыражения работающих?


 

Как мотивировать группы?

Мотивация — волшебное слово для работы с людьми. Многими она понималась неверно, как что-то второстепенное, как метод «рафинированного» обхождения с людьми ради дополнительных результатов производства. Между тем ученые уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям. То, что мы говорили об отдельных людях, применимо и для мотивации групп. Как может выглядеть мотивационная структура группы и как на эти мотивы может воздействовать управляющий?

Дуглас Мак-Грегор, выпустивший в 1960 г. эпохальную книгу «Человек на предприятии», в парадоксальной форме, но очень точно выразил проблему: «Человек жив хлебом единым, если хлеба у него нет». Другими словами, только неудовлетворенные потребности без внешнего принуждения толкают человека к определенным действиям. Если удается добиться совпадения потребностей индивидов с потребностями организации, предприятия, то работники будут выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Практика управления уже вооружена знанием, которое было чрезвычайно актуальным в условиях, когда в обществе происходили изменения, отход от отношений, выражавшихся в приказах и подчинении. При этом в тени оставался тот факт, что индивидуальная мотивация не может быть перенесена механически на мотивацию групп. Группы иногда реагируют совсем иначе, чем их отдельные члены. «Разделяй и властвуй!» — эти слова Людовика XI можно понять и так: разделяй группы, и это облегчит твою власть, потому что будешь иметь дело с одиночками или с малыми группами.

Как же мотивировать группу? Какова ее мотивационная структура? Следует выяснить вид деятельности группы, степень ее сплоченности или разобщенности, нацеленность на работу, мораль, сомнения, которые могут привести к распаду, связь с причинами, приведшими к образованию группы, или мотивы, ее объединяющие. Группа туристов на площади перед Кельнским собором, очевидно, не имеет крепких внутренних связей. Она прекратит свое существование, как только экскурсия завершится. Клуб почитателей какого-либо общего идола имеет достаточный центростремительный потенциал, чтобы существовать годами и после смерти своего кумира. Футбольная команда, выходящая на матч в роли аутсайдера, может демонстрировать отличную игру и стать грозой фаворитов. Другая команда — спокойная и сытая — играет, не напрягаясь, и голы, пропущенные от «легкого соперника», могут ее деморализовать. Примеров тому предостаточно.

Каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям. То, что мы говорили об отдельных людях, применимо и для мотивации групп, но не в полной мере.

Индивидуальная мотивация не может быть механически перенесена на мотивацию групп. Группы иногда реагируют иначе, чем их члены.

На мотивационную структуру группы влияют вид деятельности, степень ее сплоченности или разобщенности, нацеленность на работу, мораль, сомнения, которые могут привести к распаду, связь с причинами, приведшими к образованию группы, объединяющие ее мотивы. Если попытаться ранжировать эти мотивы по степени их интенсивности, то получатся следующие ступени (рис. __).

рис. __ Иерархия мотивов

Есть определенные параллели между групповой и индивидуальной мотивациями, особенно на ступенях два — пять. На ступенях четыре и пять возможна напряженность.

Первая ступень (самые мощные групповые мотивы). Стремление к цели (возможно, труднодостижимой), которое разделяется всеми членами группы. Дух первопроходцев, стремление к свободе, улучшениям, радости общего труда и к успеху.

Вторая ступень (мотивы не так сильны, как на первой ступени). Стремление утвердиться в конкуренции с другими, гордость за коллектив, принадлежность к престижным группам, бойцовский дух.

Третья ступень (мотивы не так сильны, как на второй ступени). Солидарность, стремление к безопасности, образование групп из страха, толпа с сильным лидером, соглашательство.

Четвертая ступень (мотивы не так сильны, как на третьей ступени). Совместные представления на эмоциональной основе: ненависть, любовь, поклонение идолам, хобби и т. д.

Пятая ступень (самые слабые групповые мотивы). Случай, давление, неосознанные объединения.

Групповые силы сцепления уменьшаются с первой до пятой ступени. Если группа встречает соперника, наталкивается на сопротивление и вызов, то она растет при сильных мотивах. Или же, если группа слабо мотивирована, появляются симптомы разложения. Конечно, жесткий схематизм здесь неуместен. Подвижны не только границы между ступенями, но и сами ступени по степени мотивации в определенных случаях могут меняться местами. На первый план могут выйти индивидуальные мотивы и ослабить групповую мораль.

Здесь следует принимать в расчет особенно важный фактор: при создании группы решающую роль играют личные мотивы. Каждый ищет свою выгоду. Если группа оправдывает его ожидания, то объединяющие силы возрастают. Если же то, что дает ему группа, он может получить и в одиночку, то это, естественно, ослабляет его чувство принадлежности к группе. Он может оставаться в группе из благодарности, но это недостаточная мотивация. Если же личные потребности при вступлении в группу остаются неудовлетворенными, то первоначальная мотивация может обернуться антипатией и ненавистью.

Группа альпинистов, покоряющая горную вершину, может после удачного восхождения распасться из-за того, что перевешивают индивидуальные интересы (слава, престиж, реализация кредо, гонорары за публикации или доклады). Здесь есть опасность для любой группы: общие интересы могут быть вытеснены индивидуальными. Не исключено, что кое-кто пытается использовать группу в своих личных интересах. Что произойдет, если группа это заметит? Если ее объединяют сильные мотивы, то виновный будет просто выброшен. Если же мотивы слабые, то группа распадается.

Если вы хотите укрепить групповую мораль и сцементировать группу, запомните пять правил:

1. Помогите группе испытать общий успех.

2. Необходимо укрепить доверие членов группы друг к другу. и прежде всего к ее лидеру.

3. Культивируйте чувство принадлежности к группе, активно привлекайте членов группы к обще групповым мероприятиям.

4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу.

5. Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей.

В чем выражается чувство принадлежности к группе? Прежде всего все должны быть охвачены внутри групповыми коммуникационными связями. Трещины появляются тогда, когда есть те, кто хорошо информирован, и те, кто оказывается отстраненным от основных информационных потоков. Коммуникации строятся от руководства к рядовым членам группы и в противоположном направлении, а также между членами группы и должны затрагивать не только интеллект, но и чувства.

 

Мероприятия в области мотивации могут приводить как к позитивным, так и к негативным результатам. Между знанием мотивации и негативным манипулированием, т. е. злоупотреблением этим знанием, только маленький шаг. Например, следующими шестью мелкими шагами можно избежать вредоносного образования «клик».

1. В драматической форме демонстрировать группе бесперспективность ее деятельности.

2. Показать группе невозможность достижения поставленных целей.

3. Посеять недоверие между людьми, и прежде всего к их лидеру.

4. Образовать «раскольнические» группки, стимулировать перебежчиков, лучше всего превратить лидера группы в перебежчика.

5. Объединить чувство принадлежности к группе с недовольством, усталостью и ущербностью.

6. Призвать лидера.


 

6.3. УПРАЖНЕНИЯ ПО МОТИВАЦИИ,

ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ

1. Парные сравнения.

Перед вами 17 фраз. Сравните каждую фразу попарно друг с другом. Например, первую со второй, первую с третьей, первую с четвёртой и т.д. до конца. Затем вторую фразу с третьей, вторую с четвёртой, вторую с пятой и т.д. Сравнивая пары фраз, каждый раз оценивайте какое высказывание для вас лично важнее (приписывайте ему один бал). В конце операции сравнения подсчитайте, сколько баллов набрала каждая фраза. Выберите три высказывания, получившие наибольшее количество баллов. Это будут доминирующие тенденции.

Перед началом сравнений произносите «Я хочу…

1. Зарабатывать себе на жизнь.

2. Обеспечить себе будущее

3. Покупать хорошие вещи.

4. Обеспечить себе положение влияния

5. Завоевать достойное место в жизни

6. Делать что-либо интересное

7. Приобретать новые знания и умения

8. Развивать свои способности

9. дрвую с третьей, первую с четв1ьей, первую с четв1ртой и т.д.. редметно разобраться с этим сложным феноменом.

9. Идти в ногу с жизнью

10. Быть не хуже других

11. Применять свои силы и способности

12. Иметь постоянных собеседников

13. Завоевать признание и уважение

14. Обеспечить себе материальный комфорт

15. Внести свой вклад в общее дело

16. Быть при деле

17. Убегать от неприятностей

 

Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение.

 

2. Мотивы достижений

Оцените по 9-ти бальной шкале свои мотивы достижений. При этом считайте, что самая высокая выраженность мотива будет равняться 9 баллам, а самая низкая – одному.

Высокая Низкая

1. Активность 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2. Устремленность к риску 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3. Проявление инициативы 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4. Стремление к ответственности 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5. Желание действовать незамедлительно 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6. Нацеленность на разрешение 9 8 7 6 5 4 3 2 1

возникающих проблем

 

Всего по данному тесту можно получить от 54 до 6 баллов. Сумма баллов свыше 36 будет означать устремленность к достижению целей, а менее 24 – устремленность к избеганию (уходу от проблемы).

3. Иерархия потребностей. На основе данных двух первых упражнений и личного анализа определите свой доминирующий уровень потребностей. То же самое проделайте по отношению к интересующему Вас лицу.

Занятость.

Ответьте «да» или «нет»:

1. Вы склонны детальнее беседовать со своими коллегами по работе, чем со своими друзьями.

2. Вы очень точны относительно деловых встреч.

3. Вам лучше отдыхается в субботу после полудня, чем в воскресенье.

4. Вы лучше себя чувствуете, когда работаете, чем когда бездельничаете.

5. Вы тщательно планируете свое времяпровождение

6. Вы раздражаетесь, когда ваши друзья заставляют вас ждать.

7. Ваши друзья считают, что с вами легко ладить.

8. Работая, вы часто забываете близких.

9. Вы находите время для работы даже в самых трудных условиях.

10. Вы всегда до мельчайших подробностей планируете свои действия.

11. Вам нравится болтать в перерывах между совещаниями.

12. Ваши друзья занимаются примерно таким жеделом, как вы.

13. Вы стараетесь работать, даже когда бываете нездоровы.

14. Все, что вы читаете, относится к вашей сфере деловой деятельности.

15. Вы остаетесь на работе позднее, чем ваши коллеги.

16. Просыпаюсь ночью, вы думаете о работе.

17. Вы мечтаете о том, чтобы на работе не было неурядиц.

18. В играх вы такой же азартный, как и на работе.

19. Отдых вам быстро надоедает.

20. В дни отдыха вы часто готовитесь к трудовой неделе.

 

За ответы «да» на вопросы, кроме 7 («нет») вы получаете по одному баллу.

Оценка: 10 и менее – склонность к безделью,

11-15 баллов – деловитость,

16-20 – «работоголия».

 

На основании результатов самооценки по методикам сделайте вывод о своих мотивах поведения, при этом ответьте на следующие вопросы:

1. Чего вы хотите? Каковы ваши побудительные тенденции?

2. Какой мотив характерен для вашего поведения: мотив достижения или избегания?

3. На каком уровне потребностей вы находитесь (упражнение №3)?

4. Какова причина вашей неудовлетворенности работой (если таковая имеется?

5. На каком месте шкалы вы находитесь по степени деловитости (упражнение №4)?

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

Деловитость Безделье

 

ЗАДАНИЕ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...