Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.




Оглавление

Введение........................................................................................................ 3

1. Теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике........................................ 4

1.1. Сущность инноваций.................................................................................. 4

1.2. Сущность инвестиций............................................................................... 10

2. Анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.................................................................................................. 19

2.1. Система контроля за реализацией инноваций, инструменты государственного регулирования и основные функции государственных органов......................... 19

2.2. Формы и направления государственной поддержки инновационной политики. 21

3. Пути совершенствования управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике......................................................................... 24

3.1. Причины, сдерживающие инновационную деятельность........................... 24

3.2. Пути активизации инновационной деятельности в России........................ 26

3.3. Результаты социологического исследования............................................. 28

Заключение................................................................................................. 29

Список использованных источников................................................. 30

Введение.

   

Проблемы инновационного развития России стоят очень остро и требуют кардинальных решений. В настоящее время инновационная деятельность в России характеризуется показателями, демонстрирующими её отсталость. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности и венчурного инвестирования в условиях России может способствовать эффективному использованию конкретных преимуществ, связанных как с наличием природных ресурсов, так и научно-техническим потенциалом страны.

Целью данной работы является изучение управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике;

· анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике;

· пути совершенствования управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.

Методологической базой изучения данной темы являются теоретические разработки российских учёных и экономистов, таких как Медынский В.Г., Яковец Ю.В., Сергеев И.В., Фатхутдинов Р.А. и др.

Были применены монографический, поисковый, статистический методы исследования, анализ и обобщение данных.

Предметом исследования данной работы является инновационно-инвестиционный процесс.


Теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.

Сущность инноваций.

Проблеме управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике посвящены работы многих авторов [9,19, 20, 22, 35, и др.].

Применительно к теме исследования наибольший интерес представляют работы В.Г. Медынского [19], В.В. Ковалёва [13], Р.А. Фатхутдинова [35], Ю.В. Яковца [9], И.В. Сергеева [23].

Большинство авторов [2, 9, 18, 21] под инновацией понимают конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Однако отдельные авторы имеют особый взгляд.

Так С.Г. Фалько [10] под инновацией понимает использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности и его результатов. А И.Т. Балабанов [1] считает, что инновация (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учёта, методы планирования, приёмы анализа и пр.

И.П. Николаева [26]: «В современном понимании инновации есть обновление, преобразование какой-либо деятельности, приводящие к замене одних её элементов другими, более совершенными, либо дополнению уже имеющихся элементов новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности, которые предполагают определение целей изменения, испытание новшества и освоение его производством, распространение и, наконец, отмирание, физическое и моральное исчерпание. При этом необходимо иметь в виду, что в процессе инновационной деятельности при преодолении инерции сложившегося порядка почти всегда возникает проблема последствий – как положительных, так и отрицательных.»

На наш взгляд А.Б. Борисов [3] дал самое краткое и лаконичное определение понятия инновации – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

В.Л. Попов [33] считает, что новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. То же самое считает и Феликс Янсен [38], представивший в своей работе товарный разрез новшеств (см. приложение 1, с. 2)

В.Л. Попов [33] выделяет следующие признаки инновации:

1. Научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

2. Практическая реализуемость, то есть воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;

3. Способность удовлетворить определённые запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, то есть реализуемо на рынке;

4. Эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, - это ещё не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощённая в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей.

Ещё В.Л. Попов [33] отмечает функции инноваций. То есть инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции – воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создаёт предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование её в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инновации. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.

Как социальная категория инновация выполняет следующие функции. Первая функция состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства. Вторая функция инноваций – повышение качества произведённых продуктов, что ведёт к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни. Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.

По мнению Г.Д. Ковалёва [14] субъектами инновации являются предприятия – субъекты нововведений (заказчики), инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и др. субъекты. В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта в его реализации могут принимать участие от нескольких до сотен организаций и предприятий, имеющих конкретные функции, несущих риски и надежды на присвоение соответствующей части результатов (прибыли) или просто вступающих в рыночные отношения по поводу обеспечения инновации товарами (услугами).

 Необходимость создания субъекта инновации для практической реализации новшества определяется рядом факторов:

· характером (новизной) и масштабами инновации;

· отсутствием действующих производственных объектов, где можно организовать новое производство;

· экономической целесообразностью именно такого направления инвестиций путём нового строительства.  

То же самое под субъектом инновации понимает и Н.Ю. Круглова [16]: «Заказчик инновации – будущий владелец и пользователь результатов нововведения в основном сам является субъектом, где реализуется новшество, то есть организационной структурой, находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступить инвестор инновации.

Необходимо отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Основным конечным продуктом инновационного предприятия являются новшества.

Инновационные предприятия выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств.

Управление указанной деятельностью является частью инновационного менеджмента и имеет свои особенности: объект управления, основной ресурс и результаты.»

А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая, М.М. Ищенко, И.И. Передеряев [2] отдельные этапы жизненного цикла инноваций классифицируют следующим образом: инкубационный период, отражающий особенности разработочного периода, и период распространения новшества в общественной практике на условиях рыночного финансирования. Инкубационный период, в свою очередь, содержит этапы зарождения идеи, создания новшества в виде опытного образца и нововведения – работы по освоению и первоначальному внедрению новшества в производство. Последний этап связан с созданием задела промышленных мощностей, доработкой новшества в соответствии с требованиями конкретных потребителей, получением эффекта от внедрения новшества в сфере его практического использования. Превращение новой идеи в новшество подводит к стадии диффузии, включающей этапы распространения, господства новшества и, наконец, сокращения масштабов применения новшества.

Профессор В.Я. Горфинкель и профессор В.А. Швандер [45] выделяют основной фактор, влияющий на скорость и масштаб распространения нововведения, это потребность в нём, выступающая в виде платёжеспособного спроса, обусловленного экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, возможностями потребителей.

Широкомасштабное распространение нововведений происходит при признании их потребителем, когда практические результаты их использования наиболее полно обеспечивают потребности общества. Общественное признание нововведений формирует соответствующий спрос. Величина спроса зависит от требовательности покупателей к новизне и качеству товаров, от эластичности спроса по цене, уровня доходов и актуальности потребностей в данном виде товаров у отдельных групп населения, от традиций и обычаев страны.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, В.Г. Медынский [18] определяет как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называет инновационным циклом.

 Он считает, что применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

· состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

· состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

· специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Необходимо рассмотреть основные этапы инновационного процесса. Р.А. Фатхутдинов [36] определил их следующим образом (см. приложение 1, с. 5).

В.Л. Попов [33] выделил два основных этапа:

· создание новации, то есть научная и научно-техническая деятельность, включающая три составляющие – фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР), прикладные НИР и опытно-конструкторские работы;

· коммерциализация новации, то есть процесс, включающий производство, маркетинг и продажу продукта на рынке.

А.В. Савченко [28] определяет инновационный проект как систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств.

Управление инновационным проектом рассматривает, с одной стороны, как систему управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль). С другой стороны, управление проектом состоит в подготовке и принятии решений, то есть в анализе информации, оценке альтернатив, выборе оптимальной позиции, принятии и реализации решений. Наконец, управление проектом потребует создания оргструктуры, основ управления и технологии управления по цели.

Инновационный менеджмент сегодня представляет собой особую сферу управленческой деятельности. Особенность менеджмента определяется предпринимательским характером и целевой направленностью.

 

Сущность инвестиций.

 

В настоящее время в работах российских учёных, также как и в практической деятельности, принято, в основном, расширенное толкование инвестиций..

Неплохой сравнительный анализ понятия «инвестиции» провёл К.В. Балдин [8]: «В. Бочаров и Р. Попова считают, что инвестиции выражают все виды имущественных и материальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которых формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Данному определению близка трактовка А.Е. Городецкого и А.А. Воронина: «Инвестиции – экономическая категория, выражающая долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли».

Вместе с тем, ограничение инвестиций только сферой предпринимательской деятельности не вполне правомерно, капитал вкладывается и в социальную сферу, в гуманитарные проекты, где инвестиции в основном осуществляются государством и органами местного самоуправления.

Существуют и другие трактовки. Наиболее приемлемыми для использования в практической деятельности представляются определения, данные в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в редакции от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ. Согласно этому документу, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.»

Н.Л. Зайцев [6] выделил формы инвестиций. Капитал, направляемый в инновации, проявляется в конкретных формах инвестиций, которые можно систематизировать по следующим характеристикам:

· по форме вложения и осуществления контроля за инновационной деятельностью: прямые, портфельные (приобретение ценных бумаг) или предоставление средств в виде кредитов;

· по видам инвестирования: финансовые инвестиции или вложения денежных средств и их эквивалентов, интеллектуальные инвестиции, имущественные права;

· по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные;

· по условиям ассигнований: льготные, нельготные;

· по отношению к незамкнутой экономической системе: резидентные, нерезидентные;

· по альтернативности способов финансового обеспечения: венчурные, лизинговые, факторинговые, совместно-долевые.

В.К. Скляренко и В.М. Прудников [31] определяют венчурный (рисковый) капитал как деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Данный капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, то есть несколько лет они не обладают ликвидностью.

Таким образом, венчурные инвестиции – это рисковый капитал, направляемый в развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в виде залога либо гарантий его возврата инвестору.

Инвестиции как экономическая категория проявляются через свои функции, которые выделил в своей работе И.В. Сергеев [30]. Они выполняют следующие основные функции:

· процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов как в производственной, так и в непроизводственной сфере;

· процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала;

· перелив капитала из одной сферы в другие, более привлекательные, в форме реальных и портфельных инвестиций;

· перераспределение капитала между собственниками путём приобретения акций и вложения средств в активы других предприятий;

· основа для развития экономики на макро- и микроуровне.

По мнению В.Г. Медынского и В.Г. Шаршуковой [20], если инновация связана с выпускаемым продуктом, то в зависимости от результата идентификации намечаемые инвестиции могут быть связаны либо с ростом производства и продаж, либо с поддержанием (восстановлением) достигнутых экономических показателей в определённый период. Если инновация связана с новым продуктом, новой бизнес-линией, то устанавливаются условия, исключающие возможное негативное влияние остального действующего производства на нововведение. Последнее предполагает проведение финансового анализа, оценки платёжеспособности субъекта инновации в перспективе, а также специальные меры, включая инвестиции, для стабилизации деятельности субъекта (повышение ликвидности).

Одной из организационных мер в этом направлении может быть выделение части имущества предприятия, необходимого для новой бизнес-линии, в самостоятельную организационную структуру – юридическое лицо, зависимое или независимое (продажа) от материнской структуры.

В.Г. Медынский и Л.Г. Скамай [19] под инвестированием понимают следующее. Финансирование деятельности инновационных фирм – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения инновационной деятельности. В целом под финансированием понимается процесс образования денежных средств, а в более широком плане - процесс образования капитала предприятия во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование»: первое означает образование денежных средств, второе – их использование, следовательно, первое предшествует второму. Предприятию невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с учётом плана их использования.

По мнению В.В. Ковалёва [13] источники финансирования деятельности инновационного предприятия делятся на внутренние (собственный капитал) и внешние (заёмный и привлечённый капитал). Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств, и прежде всего чистой прибыли и амортизационных отчислений.

Финансирование за счёт внутренних источников имеет ряд преимуществ:

· за счёт пополнения из прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия;

· формирование и использование собственных средств происходит стабильно;

· минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

· упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

Д.И. Кокурин [15] считает, что отличительными особенностями организации финансирования инновационной деятельности (помимо её целевой ориентации) являются множество источников финансирования, обеспечивающих комплексность охвата финансированием разнообразных направлений инновационного процесса и разных его субъектов и способность гибко приспосабливаться к динамично изменяющимся условиям внешней среды с целью обеспечения максимальной эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи от реализации инновационных проектов выступает важнейшим обобщающим показателем, на основе которого определяются конечные результаты инновационной деятельности и действенность финансовой политики, реализуемой самими хозяйствующими субъектами и комплексным экономическим субъектом – государством.

Инвестирование инновационной деятельности является частью общего инвестиционного процесса. В рыночных условиях, по мнению Р.Г. Молодцовой [21], создающейся структуре собственности инновационный процесс должен обеспечиваться несколькими источниками финансирования в зависимости от целевых задач и назначения будущего изобретения.

Фундаментальные научные исследования, являясь основой НТП и, в конечном счёте, инноваций, носят некоммерческий характер, и поэтому главным источником их финансирования являются бюджетные ассигнования. Финансирование НИОКР по приоритетным направлениям должно осуществляться на основе солидарности заинтересованных заказчиков с привлечением федеральных, региональных бюджетов и средств заинтересованных предприятий и организаций.

Прикладные исследования обеспечиваются, главным образом, за счёт средств заинтересованных организаций при поддержке государства. При этом чем больше исследования, направленные на разработку и создание инноваций, ориентированы на рынок, тем меньше должно быть участие государства в их финансировании. В этих условиях особая роль отводится инновационным коммерческим банкам, специализирующимся на кредитовании разработок, внедрении и эксплуатации нововведений.

Инновационные кредиты связаны с повышенным риском, что сказывается на уровне процентных ставок.

Система инвестирования инноваций, как считает Р.А. Фатхутдинов [34], содержит определённое количество взаимосвязанных элементов, имеющих иерархическую соподчинённость и индивидуальную функциональную нагрузку, и включает следующие составные части:

· источники поступления инновационных средств для инвестирования инноваций;

· механизм аккумуляции инвестиционных средств, поступающих из различных источников;

· разработанную процедуру вложения мобилизационного капитала;

· механизм, контролирующий инвестирование;

· механизм возвратности ассигнований;

 Условно данная система, классифицируемая по этапам её функционирования, изображена в табл. 3 (см. приложение 1, с. 28).

 Определение общего объёма и соотношения источников инноваций на этапе 1 и их направлений на этапе 3 является процессом, зависящим от действия рыночных законов.

 Инвестирование средств на этапе 3 может осуществляться в виде:

· программно- целевого, предметно-ориентированного и проблемно-ориентированного кредитования;

· лизинга;

· факторинга;

· фондовых операций.

Как считает С.Г. Фалько [44], сущность финансового обеспечения отражается в функциональных направлениях воздействия финансовой сферы на инновационную с точки зрения отношений воспроизводства, распределения и контроля.

· Воспроизводственная функция финансового обеспечения реализует принцип сбалансированности материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота венчурного капитала в процессе его простого и расширенного воспроизводства;

· Распределительная функция финансового обеспечения заключается в формировании и использовании фондов денежных ресурсов для обеспечения эффективной структуры капитала как с точки зрения денежно-кредитной политики государства на макро-, мезо- и микроуровнях, так и потребности в финансовых средствах субъекта инновационной деятельности.

· Контрольная функция заключается в осуществлении финансового мониторинга за реальным денежным оборотом в инновационной сфере и реализуется в форме контроля за условиями создания инноваций, их финансирования, за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчётов инновационного предприятия и заказчиков.

Привлечение средств для финансирования инновационной деятельности, по мнению Т.Ю. Шемякиной [42], возможно на основе коммерческого кредитования, предусматривающего предоставление поставщиками своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемого векселем. Вексельный оборот в сфере инновационной деятельности может получить распространение при принятии заказчиком (векселедателем) обязательств уплатить исполнителям инновационных работ сумму, указанную в векселе (простой вексель), либо уплатить причитающуюся сумму своим кредиторам - соисполнителям (переводной вексель) за поставленные материалы, оборудование и др., при распространении страховых услуг на риски, связанные с научно-исследовательской и инновационной деятельностью и могущие привести к неприятию заказчиком инновационного продукта в целом или его отдельных объектов.

Под инвестором А.С. Шапкин и В.А. Шапкин [41] понимают субъект инновационной деятельности, осуществляющий вложение собственных, привлечённых или заёмных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, предприниматели – физические и юридические лица, международные организации. Инвесторы выступают в инновациях в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также могут замещать любого другого участника инновационной деятельности. Они определяют объёмы инвестиций, затраты и эффективность вложенных средств, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами нововведений, в том числе реинвестировать добавочный капитал.

Инвесторы могут сами выступать заказчиками инновации - предпринимателями или уполномочить осуществить реализацию инновационного проекта инновационного менеджера.

И.В. Пичужкин [43] считает, что помимо прибыли на долгосрочные инвестиции инвесторы могут претендовать на полное участие в инновационном бизнесе. В этом случае они оценивают инвестиционную стоимость предприятия, подлежащего управлению со стороны инвесторов. При привлечении инвесторов существенным является их оценка дополнительной эмиссии акций, которая бы убедила их в эффективности вложения средств, а также в возможности управлять активами и влиять на перспективы развития бизнеса. Покупка акций субъекта инноваций либо предоставление ему кредита (пусть даже с правом контроля за расходом средств) не обеспечивает уверенности инвестора в правильности решения в той степени, в какой уверенность возможна при инвестировании в конкретный инновационный проект (новая бизнес-линия, бизнес-линия, выделенная из действующего предприятия).

По мнению И.Е. Рудаковой [27], в основе теории совмещения инновационного и инвестиционного циклов лежит положение: новшество есть результат деятельности. На каждой относительно самостоятельной стадии инновационного цикла может возникнуть определённый результат, который может стать самостоятельным товаром. Однако результат конкретной стадии инновационного цикла в непрерывной цепи его взаимопревращений выступает по отношению к конечному инновационному продукту лишь как его промежуточная форма, то есть промежуточный продукт.

Поэтому инвестиционная политика освоения новшества может быть ориентирована на конечный продукт и на эффективное воспроизводство новации на любой из относительно самостоятельных стадий инновационного процесса. Сам процесс движения инновационного цикла в данной цепи может быть прекращён, если инвестор видит целесообразность превращения в товар, промежуточного результата (методика исследования, «ноу-хау» технологии и т.д.).

Анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...