Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продуктивные тенденции в развитии категории числа




Продуктивные тенденции в развитии категории числа существи-
тельных связаны, во-первых, с образованием форм множественного чис-
ла от отвлеченных существительных, которые частотно по лексическо-
му значению полностью не совпадают с формами единственного числа,
во-вторых с расширением немаркированного употребления форм мно-
жественного числа у личных существительных 44.

Категория падежа

§ 32. Понятие о морфологическом падеже.
Методика выделения одного падежа
и определение общей системы падежей

Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате-
горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют.
Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам
в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологиче-
ская форма образуется окончаниями.

В современной лингвистической науке принято пользоваться еще
понятием семантического падежа, которое было введено американским
ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж —
это единицы соотносительные, но нетождественные.

Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие се-
мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим
устройством. Семантическим падежом называют роль предметного
имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред-
ложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантиче-
ский падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну ги-
тару —
три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет — че-
тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат
и инструмент).

Семантические падежи в разных языках обозначаются разными
средствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются

44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред
М В Панова С 144-175

SO


прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се-
мантический падеж может передаваться разными падежными формами,
например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском
языке соответствует И. п. (море шумит), Д. п. (мне думается), Т. п.
(письмо написано женщиной), Р. п. (шум ветра). В то же время один
и тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде-
жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран-
нее утро. Тишина,
может иметь значение признака: Даша — красавица 1
красивая,
значение количества: Хлопот мартышке — полон рот
(Крылов).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,
в которых у имени существительного в разных условиях употребления
изменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие
словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы-
ражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксически-
ми средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п.,
к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть— В. п., в рыбацкой сети—
П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ-
ция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу —
И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея па-
дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра-
жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно
сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-
чи в целом.

Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз-
ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель-
ных форм, например, в единственном числе слово страна имеет пять из-
меняемых форм (страна, страны, стране, страну, страной), слово ар-
мия —
четыре формы (армия, армии, армию, армией), слово нежность —
три формы (нежность, нежности, нежностью). Поэтому существует
традиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическом
и синтаксическом.

Одним падежом называют совокупность морфологических форм,
обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы-
ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм,
выражающих объект лишения при глаголе лишиться (лишиться дома,
страны, добра, любви),
образует один падеж, а другая совокупность
форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе
гордиться (гордиться домом, страной, добром, любовью), образует дру-
гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемые
Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный
и Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупность
форм, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения


нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую-
щие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец.
грушу, яблоко, канифоль)
и значение меры (работать год, неделю, лето,
осень).

Данная методика выделения падежей предопределяет очень важные
последствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако-
вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным,
т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речи
нет падежной омонимии — омонимичные падежи представлены только
в типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждый
падеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час-
ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз-
менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси-
ческое распределение.

Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные
формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), мест-
ный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или соб-
ственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о по-
ездке, о печи),
счетный падеж (два карандаша, три столовых), зватель-
ный падеж (пап!).

Морфемным основанием для их выделения являются параллельные
окончания: 1) в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у в пред-
ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе) и ударяемая флек-
сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о
крови 1 в крови), 3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро-
да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет шара 1 два ша-
ра),
4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода
в позиции обращения (Тань, мам).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение
счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи-
тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом
срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при
числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а су-
ществительное столовая — во множественном числе — три столовых
(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест-
венном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но мор-
фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что
слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными
наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой —
потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:

два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной
флексии.


Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ-
ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд)
избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти-
листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска-
зать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; на
носу —
это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!,
но не говорят Татьян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это
закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при
описании типов склонения они подаются как вариантные окончания
основных падежей.

Понятие о значении падежа

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традицион-
но называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выра-
жает. Например, И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого ре-
гулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток провор-
ный, В лесу не молкнет птичий гам
(Тютчев); если сказуемое выражено
формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос
изучается людьми;
когда именительный падеж употребляется в качестве
приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-за-
падня
(Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения
И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное зна-
чение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); в функции названия исполь-
зуется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обраще-
ния — именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин);

при выражении количественных отношений выделяется именительный
количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька без-
донная
(Н. Некрасов).

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической се-
мантики числа значение падежа не формируется противопоставлением
разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в ко-
торых наблюдается контрастивное употребление двух объектных паде-
жей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключени-
ем). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связа-
но с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими
синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют та-
кие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосо-
четания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной являет-
ся позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) авто-
номная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного
предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так назы-

 


ваемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существи-
тельного в форме того или иного падежа.

Типы падежных значений

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоя-
тельств: от падежной формы, от лексического значения существитель-
ного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих
обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грам-
матические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксически-
ми) — это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической
особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего
от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или слово-
формой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа
говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеет-
ся
называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выра-
жается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом
подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола,
окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот
поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической
семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта
действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема по-
ходить
в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функ-
ции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложно-
падежная форма имеет значение объекта, которое формируется только
семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого су-
ществительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую
и т. п.

Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они на-
зываются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их
значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями
(а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они
меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать лю-
бую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом,
(ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без
дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы
и т. п. могут быть определены
и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднород-
ны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и при-
знаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа,
предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойст-
вом употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически неза-


висимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности
глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибка-
ми, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц.
Кро-
ме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференци-
рованного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения
и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для
двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так назы-
ваемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим
и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения воз-
никают в подчинительных словосочетаниях с информативно недоста-
точными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами
(обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом).
Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, ко-
торое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раз-
дельности» 45. У восполняющих падежей в семантической структуре
предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих паде-
жей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосоче-
тания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложе-
ния (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретаци-
онное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но
и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схва-
тила рукой собаку
поменять местами падежи: Собака схватила Машу за
руку,
образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного
большинства русских предложений не может быть организовано без
интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отме-
чена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именитель-
ным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становит-
ся источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Основные значения падежей

Значения именительного падежа были даны в предыдущем пара-
графе. К сказанному можно добавить, что именительный падеж широ-
ко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикатив-
ный: Дворяне все — родня друг другу (Блок); Талант — единственная но-
вость, Которая всегда нова
(Пастернак); Вы — подлинность. Вы — обая-
нье, Вы вдохновение само
(Пастернак), В то время был еще жених Ее суп-

45 Русская грамматика Т 2 М, 1980 С 16


руг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни
(Л. Толстой).

Родительный падеж имеет значение 1) объекта: лишиться свободы.
добиться результатов, бояться грозы, не иметь друзей, строительство
дома;
2) субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков
в доме не оказалось, в коридоре нет окон;
3) носителя признака: блед-
ность лица, красота души;
4) признака — родительный определитель-
ный, часто опирающийся на внутренний контекст: страна чудес, жи-
тель города, жена соседа, блокнот отца. человек благородного воспита-
ния. сукно зеленого цвета, крыша дома. ножка стула; 5)
количества и со-
вокупности: две книги, мешок картошки, бутылка вина, пропасть хло-
пот, несколько вопросов, табун лошадей, стая воробьев;
6) восполняю-
щее: дело совести, дело чести, мера длины, 7) даты: первого апреля, девя-
того мая.

Дательный падеж может имеет значение J) объекта: завидовать дру-
гу. помогать товарищу, учить грамоте), 2)
субъекта: мальчику смешно,
ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо
ехать в институт, сегодня быть грозе;
3) адресата: купить подарок сы-
ну. написать письмо матери, подмигнуть соседу, улыбнуться девушке;

4) определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку — грош.

Винительные падеж имеет значение 1) объекта: писать роман.
съесть яблоко, любить животных;
2) меры: неделю болеть, конфет купи-
ли килограмм, жить лето на даче, работать всю ночь; 3)
в безличных
предложениях — носителя процессуального признака: руку ломит, голо-
ву просто распирает;
4) восполняющее: иметь значение, принимать уча-
стие.

Творительный падеж имеет значение 1) объекта: руководить заво-
дом,
объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем, объекта,
ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзья-
ми;
2) субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложе-
ниях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов); Вол-
ной унесло лодку; 3)
орудия действия: резать ножом, удар молотком;

4) средства действия: напоить чаем, объесться сливами; 5) способа дейст-
вия: приехать автобусом, прилететь самолетом; 6) причины, времени
(в том числе и предикативно-временное), места: Осел мой глупостью
в пословицу вошел
(Крылов); Вечером синим, вечером лунным был я когда-
то красивым и юным
(Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на
берегу Ладожского озера
(С. Антонов); Дубровский поднял голову Он
ехал берегом широкого озера
(Пушкин); 7) сравнения: Бывает, курьером
на борзом Раскачается сердце.
(Пастернак); Тоска пассажиркой скольз-
нет по томам
(Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы
колечком на усы кисточкой
(Федин); 8) признаковое — при глаголе, час-
то с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть

5 Зак 4163 65


нежным взглядом) и в позиции при связке — творительный предикатив-
ный. В таком случае обозначается признак предмета, названного под-
лежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин); 9) воспол-
няющее: вильнуть хвостом, топнуть ногой.

Предложный падеж имеет значение 1) места: в городе, на берегу, при
море; 2)
объекта: вспомнить о товарище, горевать о случившемся); 3) вре-
мени: в юности, в старости; 4) уступки или условия: В голоде, в холоде
в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды
(А. Яшин); 5) призна-
ковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы,
борода в серебре
(Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке;

6) средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на
грузовике, жарить на масле; 1)
восполняющее: участвовать в войне, уча-
ствовать в выборах.

К выражению падежных значений в русском языке подключены
предлоги, которые вместе с падежами образуют предложно-падежные
формы. Предложно-падежные сочетания обогащают репертуар падеж-
ных значений и в отдельных случаях вытесняют беспредложные формы.
Например, беспредложный творительный со значением места и времени
может быть у лексически замкнутых и очень ограниченных групп слов:

уехать утром, вечером, днем, ночью, летом, зимой, весной, осенью, но не
*июлем, ^декабрем, ^понедельником и т. д.; идти полем, лесом, берегом, но
не ^Красной Площадью, комнатой, аудиторией и др. Этому творитель-
ному соответствуют предложно-падежные формы: в июле, в декабре,
в понедельник. По Красной Площади, по комнате, по аудитории.

Предложно-падежные формы замещают те же синтаксические мес-
та, что и падежи без предлогов (кроме позиции И. п.), и в целом услож-
няют категорию падежа в семантическом аспекте.

В связи с многозначностью всех падежей существует проблема оп-
ределения инвариантного значения для каждого падежа. Такие общие
значения, которые объединяли бы все случаи беспредложного и пред-
ложного употребления падежей, скорее всего отсутствуют. Во всяком
случае пока никому не удалось их выделить. А. М. Пешковскому при-
надлежит мысль (которая признается многими современными лингви-
стами) о том, что грамматическую категорию может образовать «ряд
форм, объединенный комплексом разнородных значений, одинаково
повторяющихся в каждой форме»46. Последние работы о падежах
(Г. А. Золотовой, Е. В. Клобукова, Н. Ю. Шведовой) подтверждают вы-
вод о том, что падежи различаются между собой совокупностями син-
таксических мест, которые они занимают, и суммой значений, выражае-
мых при этом. Е. В. Клобуков показал, что значения падежей не просто
зависят от синтаксических и лексических условий, — в разных позициях

46 А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. С. 27.
66


они закономерно замещают друг друга. «Полный набор позиционно че-
редующихся значений» падежной формы он назвал функционально-се-
мантической парадигмой. Каждый падеж имеет свою функционально-
семантическую парадигму 47.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...