Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 29. ТА в образовании и организациях




С самого начала Эрик Берн рассматривал ТА как «теорию социального действия» и как метод для работы с группами. В этом плане ТА может аффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют друг с другом. ТА применяет­ся в образовании и организациях, причем в каждом случае имеет свои характерные черты и принципы. В этой главе мы дадим лишь краткий обзор тех приемов, которые могут быть полезны для людей, работающих в системе обучения и образования, менеджеров и специалистов по анализу организаций.

Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике. Теория ТА одинакова как для системы образования и организаций, так и в клинике, однако имеются некоторые различия в акцентах и технике, которые учитываются при подготовке специалистов и сдаче экзаменов по практическому применению ТА различных областях.

В клинике контракт представляет собой двухсторонний, совмести выработанный документ между терапевтом и клиентом. Напротив, контракты в организациях и образовании являются трехсторонними. В этом случае деловой контракт обсуждается между практиком ТА и соответствующим агентством для сотрудников этого агентства. Например, какая-то фирма может пригласить практика ТА для того, чтобы поработать с ее сотрудниками. Лечебный контракт также обычно заключается по крайней мере между практиком ТА и организацией, которая будет ему платить, а не с отдельными лицами или группами, с которыми он будет работать. Идея заключается в том, что все стороны должны тщательно разработать процедуру практической реализации контракта, чтобы избежать трехсторонней игры. Предположим, что какая-то фирма записывает своих сотрудников на курс ТА, хотя сами сотрудники изначально и не имеют подобной мотивации. Поэтому, пока этот пункт не будет открыто обсужден на переговорах по заключению контракта между фирмой, терапевтом и членами группы, существует возможность того, что все три стороны займут определенные позиции в Драматическом треугольнике и будут, в соответствии с игровым переключением, переходить из одной позиции в другую.

В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта. При этом он будет чаще предлагать членам группы обсуждать происходящее на социальном уровне, а не на психологическом. Другими словами, работа в организа­циях и образовании связана с анализом открытых, а не скрытых струк­тур. Необходимо помнить, что сам практик должен осознавать и улавли­вать «марсианские» послания, лежащие под тем, что происходит на социальном уровне, однако обычно ему нет необходимости доводить напрямую эти послания до осознания его клиентов.

Причина различий в расстановке акцентов заключается в том, что в организациях и образовании практик обычно не может обеспечить необходимую защиту в том случае, если нужно проанализировать скрытый план общения. Например, при проведении на фирме курса по формированию коллектива участники занимаются с практиком два-три дня. Если он будет рекомендовать членам группы анализировать неразрешенные ситуации их сценария, то они испытают в связи с этими ситуациями неприятные чувства и боль. Однако члены группы не смогут разрешить их, так как не обладают практическими навыками. В любом случае работа над сценарием не всегда связана с эффективным решением проблем. Вспомните, что в главе 17 говорится о том, что причиной игнорирования может быть дезинформация или недостаточная инфор­мация, а также контаминация и исключение.

Таким образом, работа в организациях и образовании чаще всего будет направлена на то, чтобы отдельные люди или группы эффек­тивнее решали проблемы, обдумывая их и действуя в настоящем, а не анализируя ситуации в прошлом. При этом анализ эго-состояний будет осуществляться на поведенческом и социальном уровне, а не на историческом или феноменологическом. Возможно, практик расскажет членам группы о концепции сценария жизни, если необходимо объяс­нить, почему люди иногда действуют в ущерб себе или причиняют себе боль. Однако индивидуальный анализ сценария проводится редко. В последующих разделах мы рассмотрим некоторые способы возможного применения идей ТА в образовании и организациях.

Применение в организациях. Имеет ли ТА при работе в организациях какую-то глобальную цель, соответствующую авто­номии — цели ТА в терапии?

Роджер Блейкни предлагает использовать критерий эффектив­ности, отмечая, что организации, так же, как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из «сценария организации» может улучшить эффективность организации в достижении желаемых результатов.

Эго-состояния. Организации сами по себе не имеют эго-состояний, однако в них присутствуют элементы, которые функцио­нируют аналогичным образом. Организации имеют свои паттерны убеждений, этикета и правил, которые соответствуют эго-состоянию Родителя. Наряду с этим организации обладают технологиями и стра­тегиями решения проблем, аналогичными Взрослому, и в них при­сутствуют паттерны поведения и чувств, соответствующие эго-состоянию Ребенка. Анализ организации может выявить затраты, которые она выделяет на каждый из этих трех элементов, так же, как терапевт анализирует распределение катексиса в эго-состояниях отдельного человека.

Зная модели эго-состояний, можно улучшить коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками организации. Например, менед­жеры могут осознать, что они ведут себя, как негативный Родитель, а их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптивного Ребенка, бунтуя или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, менеджерам и подчиненным необходимо активизировать и больше использовать своего Взрослого. Возможно, что они заключат между собой контракт, когда менеджер может исполь­зовать своего позитивного Родителя, а подчиненные — позитивного Адаптивного Ребенка (например, в ситуациях, в которых необходимо соблюдать меры безопасности). С помощью таких методов, как улучшение освещенности и большая комфортабельность рабочего места, можно поощрить Свободного Ребенка, а следовательно, и желание лучше работать. На некоторых японских фирмах установлены чучела руководителей, рядом с которыми лежат деревянные дубинки. Когда рабочий почувствует гнев на босса, он может ударить чучело начальника, что является проявлением Свободного Ребенка.

Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Анализ трансакций можно широко применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми — секретарями и продав­цами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить спора Родитель-Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.

Анализ паттернов поглаживаний применяется для повышения мотивации к работе. Менеджеры учатся тому, что лучше давать позитивные поглаживания за хорошо сделанную работу, а не только негативные за плохую работу. Принцип «каждому — свое поглажи­вание» заключается в следующем; ты получаешь удовлетворение, когда тебя хвалят начальники, а я — когда мне повышают зарплату или дают более продолжительный отпуск.

Когда в группе рассматривается вопрос о структурировании времени, то часто оказывается, что подобные встречи являются просто времяпро­вождением и содержат мало конструктивного. Что касается игр, то они являются в организациях основным источником затрат времени и человеческих ресурсов. При этом люди часто обращаются к играм, когда испытывают скуку, не получают необходимого признания или когда отсутствуют мотивы для их роста. Изменение паттернов поглаживания и увеличение возможностей для роста могут творить чудеса, уменьшая затраты на игры и увеличивая производительность. Поэтому заключение контрактов в ТА может помочь направить энергию организации в русло конструктивной деятельности, а не на игры с использованием скрытых посланий.

Борьба с пассивностью. Концепция Шиффов является чрезвы­чайно полезной при использовании в организациях, при этом матрица игнорирования представляет собой системный подход к решению проблем. Он особенно эффективен в ситуациях, когда информация и указания «спускаются сверху», в результате чего отдельные положения или утрачиваются, или искажаются. Знание вербальных искажений, угловых и блокирующих трансакций способствует улучшению общения.

ТА в образовании. Автономия включает в себя ясное мышление и эффективное решение проблем, при этом преподаватель стремится помочь студентам развить в себе эти качества. Следовательно, автономия как глобальная цель присуща как группам в системе образования, так и клинике.

Обычно преподаватель ТА имеет возможность общаться со студентами ближе и дольше, чем его коллега, работающий в органи­зациях. Работа в системе образования связана с тем, что студенты манипулируют преподавателем, а тот может поддаться и начать проигрывать прошлое, исходя из своего Родителя. Этого можно избежать, если преподаватель будет знать теорию сценария, а также познакомится с содержанием своего сценария.

Различные теории ТА, связанные с развитием ребенка, могут помочь учителю эффективно общаться с молодыми людьми.

Эго-состояния. Основная модель эго-состояний легко восприни­мается даже детьми младшего школьного возраста, чему способствует простой язык ТА. Благодаря анализу содержания и мотивов всех трех эго-состояний учащиеся и студенты начинают лучше учиться, так как они ясно представляют себе свои намерения и желания. Обучение может стать эффективным тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям. При этом надо помнить, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности, поэтому его необходимо включать в процесс обучения.

Сам преподаватель должен иметь свободный доступ ко всем своим трем эго-состояниям. При этом большую часть времени он будет во Взрослом, занимаясь решением проблем. Часто ему придется находиться в позитивном Контролирующем Родителе или заботиться об учащихся из позитивного Воспитывающего Родителя. Он также может войти в Ребенка для активизации спонтанности, интуиции и радости познания.

Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Для поддержания общения между учителями и студентами, продуктивного и свободного от скрытых посланий, используется анализ трансакций. Возможность выбора помогает учителям и учащимся выйти из замкнутых взаимодействий Родитель-Ребенок.

Обнаружение и уход от драйверного поведения может также способствовать улучшению общения. Существует большая разница между тем, чтобы обучаться чему-либо и пытаться делать это. Преподаватели всегда выигрывают, когда они не спешат, а студенты удовлетворены тем, что они полностью усвоили материал.

Внимание, которое уделяется поглаживаниям и структурированию времени в образовании, такое же, как и в организациях. Именно в классах и студенческих аудиториях больше всего возможностей для игр и рэкета. Студенты могут играть в игры: «Глупый», «Ты не можешь меня заставить» или «Помоги мне», «Посмотри, что ты со мной сделал». Учителя могут играть в следующие игры: «Посмотри, как я старался», «Я только пытался помочь тебе», «Почему бы тебе не» или «Обвинитель». Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений.

Использование контрактов помогает преподавателям и обучаю­щимся достичь четкого согласия о том, чем каждому из них следует заниматься и как достичь этого наилучшим образом.

Борьба с пассивностью. В группах системы образования люди часто склонны вступать в симбиоз, особенно там, где учителя традици­онно играют роль Родителя и Взрослого, а студенты — роль Ребенка. Современные подходы в образовании подтверждают точку зрения ТА, который рассматривает подобную систему как игнорирующую способ­ности и возможности обеих сторон.

Знание концепций Шиффов помогает учителям и студентам воздерживаться от симбиоза и полностью использовать все три эго-состояния. При этом учителя могут научиться распознавать четыре вида пассивного поведения и бороться с ними, вместо того чтобы вовлекаться в игры. Там, где это возможно, организуются совместные семинары учителей и студентов, на которых они берут на себя взаимную ответственность ясно мыслить и активно решать проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...