Экономическое пространство и система региональных рынков.
Современный этап общественного развития отличается возрастанием роли пространства, территории. Общенаучное толкование понятия “пространство” формируется в рамках философии, понимаемое как всеобщая форма бытия материи, неотделимая от другой формы — времени. Однако существующее понимание пространства значительно удалено от этой философской категории и многие науки активно используют это общенаучное понятие в своих исследованиях, поэтому появляется экономическое, геополитическое, социальное, геологическое и другие виды пространства.
Геопространство — совокупность отношений между геообъектами, расположенных на конкретной территории и развивающихся во времени.
Геопространство отличают такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна, плотность, концентрация, поляризация, энтропийность (мера внутренней неупорядоченности). Вместе с тем геопространство трехмерное, а территория — двумерное, на фоне которой размещаются материально-вещественные объекты.
Однако чаще используют понятие “ территория ” — ограниченная часть земной поверхности, располагающая природными и антропогенными свойствами и ресурсами, которое относят и к конкретной территории, и к национальной территории государства. В последнее время появилось понятие геотория, объединяющее понятия “территория”, “акватория” (ограниченная часть водной поверхности земли) и “аэротория” (часть воздушной оболочки земли).
По мере развития пространство (территория) постепенно наполняется различными объектами — населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными и инженерными сооружениями, усиливаются связи между ними. Насыщение пространства (территории) взаиморасположенными объектами разного рода и углубление их взаимодействия обусловлено объективными факторами — природными, технологическими, экономическими, социальными, среди которых определяющим является экономический. На определенном этапе формирования такого пространства (территории) появляются предпосылки и возможности его управления. Пространство складывается из различных территорий, функционирующих в едином национальном организме, которые обладают разной пространственной активностью и степенью доступности.
Экономическое пространство представляет собой территорию, насыщенную взаиморасположенными и взаимоувязанными элементами (объектами). Территория является особым видом пространственной группировки натурально-вещественных ресурсов и в отличие от природных ресурсов, которые можно заменить или компенсировать их утрату, незаменима.
Россия, занимая 1/8 часть суши, возглавляет список крупнейших по территории государств мира. Огромная территория является вместилищем значительных ресурсов и главным богатством, основой общественного развития, пространственной базой для развития производственных, демографических, транспортных, телекоммуникационных, логистических систем, обеспечивая реальную интеграцию экономического пространства. ООН в начале 1990-х гг. оценила богатство недр России в 30 трлн. долл., а США — в 8 трлн. По данным наших ученых, национальное природное богатство России, включая все естественные ресурсы, в том числе землю, территорию, составляет 320-380 трлн. долл., что в 2 раза превышает среднедушевые показатели США, в 6 раз — Германии и в 22 раза — Японии. Расчеты Всемирного банка подтверждают, что основой национального богатства до сих пор являются земля, недра и другие естественные ресурсы.
Система региональных рынков - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.
Региональные рынки могут быть:
1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков;
2) по объекту купли - продажи: региональные; рынки средств производства; финансовые рынки; рынки труда; рынки недвижимости; рынки информации.
3) по признаку субъекта: рынки потребителей; рынки производителей; рынки промежуточных продавцов и потребителей.
4) Экономико - правовой признак: легальные; нелегальные; полулегальные.
5) По материально - вещественному признаку: рынки товаров; рынки услуг. Основной является 2 классификация. В ее рамках важная роль отводиться рынку средств производства, который представляет собой систему социально - экономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает процесс производства орудий труда, предметов труда. Эта система размещена на определенной территории.
В рамках этого рынка есть основные группы товаров:
- топливно-эергитические ресурсы и их рынки;
- черные и цветные металлы и их рынки;
- рынок леса;
- рынок стройматериалов;
- рынок машиностроения.
Рынок средств производства регулируется государством при помощи как административных так и экономических методов. К административным методам относится квотирование по отдельным видам товаров, определение масштабов сферы деятельности, прямое участие государства.
К экономическим методам относится налоговое, регулирование по отдельным видам товаров, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, регулирование при помощи ставок ЦБ, льготные условия аренды государственных гарантий под кредит, свободный доступ всем производителям к научно-технической информации и патентованию.
Следующий по значению региональный финансовый рынок - территориальная система социально-экономических отношений по всем вопросам купли-продажи и размещения денежно-кредитных ресурсов.
Субъекты рынка - финансово-кредитные учреждения, хозяйственные объекты, использующие деньги.
Этот рынок состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих частей.
Развитие регионального финансового рынка определяется отраслевой структурой, соотношением отраслей, соотношением государственного и негосударственного секторов экономики, удельным весом оборонного комплекса в экономике региона, удельным весом предприятий по производству основной продукции.
Региональный рынок недвижимости - система социально-экономических отношений субъектов, которые обеспечивают перераспределению объектов недвижимости.
Особенности как товара:
- длительность функционирования как предмета личного потребления;
- физически неподвижно;
- сохранение в течение всего жилого цикла в натуральной и вещественной форме;
- относительно высокая стоимость;
- ограниченность земельных ресурсов;
- значительная дифференциация потребителей;
- неоднородность.
Региональный рынок недвижимости делиться на сегменты, каждый имеет свои особенности и развивается относительно самостоятельно:
- рынок земли;
- рынок жилья;
- рынок нежилых помещений.
Ситуация на рынке недвижимости зависит от:
1) государственно-региональной политики по управлению недвижимостью;
2) политики приватизации государственного имущества;
3) управления обслуживающей недвижимость инфраструктурой;
4) территориальных особенностей, климатических особенностей.
Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья. Большое значение имеет место положения рынка. Покупатель вместе с жильем определяет характеристику местности.
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья.
Первичный - ввод в эксплуатацию;
Вторичный - уже имел владельцев.
В современных условиях сокращения ввода нового жилья на 1 место выходит вторичное жилье;85% покупается именно на вторичном рынке жилья.
Информационные ресурсы представляют собой совокупность информационных, организационных, нормативных, правовых, технических средств, которые обеспечивают возможность сбора информации, ее хранения, накопления и передачи.
Региональный информационный рынок представляет собой такую часть регионального рынка, которая активно взаимодействует с другими его частями и отраслями при помощи купли-продажи информационных ресурсов.
Основными элементами этого рынка являются информационные продукты и услуги, их производители, потребители, информационные посредники.
Субъектами информационного рынка являются участники остальных видов рынков, которые нуждаются в достоверном информировании о рынках коньюнктуры, системе и динамике цен и т.д. Кроме этого субъекты этого рынка - специальные институты по сбору и обработке рыночной информации. В качестве таких институтов выступают рекламные агенства, маркетинговые центры, специальные СМИ, региональные выставочные центры. Развитие информационного рынка идет по следующим направлениям:
- рынок информации;
- рынок сделок (электронные банковские операции);
- рынок программного обеспечения;
- рынок электронных коммуникаций.
Региональный потребительский рынок - территориальная система социальноэкономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает удовлетворение основных физических и материальных потребностей населения.
- рынок производственных товаров;
- рынок продовольственных/непродовольственных товаров;
- потребительских услуг.
Одним из факторов влияния на региональный потребительский рынок является социально-демографический фактор, изменения в структуре населения в сфере потребительских предпочтений и ожиданий, которые могут быть изменены под влиянием различных факторов - динамики цен, уровнем жизни, уровнем доходов населения.
С целью максимального удовлетворения запросов в различных товарах и рациональных программ с целью продаж производственная сегментация, т.е. выделяются относительно однородные группы потребителей по их имущественному критерию управления дохода, чтобы определить их отношение к видам товаров, их стоимости.
С т.зр. прогнозирования спроса основных групп на вид услуг.
Это позволяет производителям и поставщикам оценивать емкость региональных рынков для своей продукции и планировать поставки.
К основным критериям такой сегментации относятся:
- географический критерий: величина региона, население, климатические условия, удаленность от производителей;
- демографический;
- социально-экономический: социально-профессиональная принадлежность, уровень образования, доходов.
Все эти критерии существуют во взаимосвязи, являются общественными и объемными. но даже однородные с точки зрения этих критериев группы потребителей ведут себя по- разному, на это влияют субъективные причины.
Воздействуя на мотивы можно вызывать массовый искусственный спрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: